Научная статья на тему 'ПРЕЛОМЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ "ПРАВО И РАЗВИТИЕ" В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА'

ПРЕЛОМЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ "ПРАВО И РАЗВИТИЕ" В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ПРАВО И РАЗВИТИЕ" / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / LAW AND DEVELOPMENT / INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / INTERNATIONAL AID / ECONOMIC COOPERATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добротворский П. П.

В работе представлено отражение некоторых граней доктрины «права и развития» (Law and Development) в России. Систематическое изучение взаимодействия права и социально-экономического прогресса началось в западной (главным образом в американской) юридической науке во второй половине XX века. Появлению данной области знаний способствовали различные факторы, такие как деколонизация, противостояние периода холодной войны и научно-техническая революция. В результате процесса деколонизации появилось множество независимых государств, которые были включены в группу развивающихся стран. Тогда для достижения целей экономического роста в слаборазвитых государствах западные страны предложили внедрение механизмов оказания иностранной помощи, используя различные механизмы (вложение капитала, передачу технологий, ценностей, юридических практик и др.). В Советском Союзе, вместо термина «международная помощь», использовалась концепция экономического сотрудничества. После распада СССР Россия на полтора десятилетия становится реципиентом международной помощи. В исследовании представлена работа различных международных институтов, агентств развития и групп отраслевых экспертов в России. Во второй половине 2000-х годов Россия вновь вернулась в круг стран-доноров международной помощи. В целях содействия международному развитию были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, сформирована национальная концепция оказания помощи развитию и созданы механизмы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AND DEVELOPMENT REFLECTION IN RUSSIA: PERSPECTIVES OF THE THEORY AND FIELD POLICY

The article presents some aspects of the Law and Development doctrine in Russia. Systematic study of the interaction of law and socio-economic development began in western (mainly American) legal science in the second half of the XX century. Various factors, such as decolonization, the beginning of the cold war, and the scientific and technological revolution, contributed to the emergence of this field of knowledge. As a result of the decolonization process, many independent states emerged and were included in the group of developing countries. Then to achieve the goals of economic growth in underdeveloped countries, western countries have introduced mechanisms for the provision of foreign aid using a variety of mechanisms (investment, transfer of technologies, values, practices, etc.). In the Soviet Union instead of the term "international assistance", the concept of economic cooperation was used. After the collapse of the USSR, Russia became a recipient of international aid for a decade and a half. The study presents the work of various international institutions, development agencies, and groups of industry experts in Russia. In the second half of the 2000s, Russia returned to the circle of international aid donors. In order to promote international development, relevant legal acts have been adopted, the national concept of development assistance has been formed, and mechanisms for its implementation have been established.

Текст научной работы на тему «ПРЕЛОМЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ "ПРАВО И РАЗВИТИЕ" В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 34-043.86(470)

DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-7-22

ПРЕЛОМЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ «ПРАВО И РАЗВИТИЕ» В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

П. П. Добротворский

Аспирант кафедры теории права и сравнительного правоведения

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 76

E-mail: [email protected]

Аннотация: в работе представлено отражение некоторых граней доктрины «права и развития» (Law and Development) в России. Систематическое изучение взаимодействия права и социально-экономического прогресса началось в западной (главным образом в американской) юридической науке во второй половине XX века. Появлению данной области знаний способствовали различные факторы, такие как деколонизация, противостояние периода холодной войны и научно-техническая революция. В результате процесса деколонизации появилось множество независимых государств, которые были включены в группу развивающихся стран. Тогда для достижения целей экономического роста в слаборазвитых государствах западные страны предложили внедрение механизмов оказания иностранной помощи, используя различные механизмы (вложение капитала, передачу технологий, ценностей, юридических практик и др.). В Советском Союзе, вместо термина «международная помощь», использовалась концепция экономического сотрудничества. После распада СССР Россия на полтора десятилетия становится реципиентом международной помощи. В исследовании представле-

© Добротворский П. П., 2021

на работа различных международных институтов, агентств развития и групп отраслевых экспертов в России. Во второй половине 2000-х годов Россия вновь вернулась в круг стран-доноров международной помощи. В целях содействия международному развитию были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, сформирована национальная концепция оказания помощи развитию и созданы механизмы ее реализации.

Ключевые слова: «право и развитие»; содействие международному развитию; международная помощь; экономическое сотрудничество; устойчивое развитие

LAW AND DEVELOPMENT REFLECTION IN RUSSIA:

PERSPECTIVES OF THE THEORY AND FIELD POLICY

P. P. Dobrotvorsky

Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation

76, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454

E-mail: [email protected]

Abstract: the article presents some aspects of the Law and Development doctrine in Russia. Systematic study of the interaction of law and socio-economic development began in western (mainly American) legal science in the second half of the XX century. Various factors, such as decolonization, the beginning of the cold war, and the scientific and technological revolution, contributed to the emergence of this field of knowledge. As a result of the decolonization process, many independent states emerged and were included in the group of developing countries. Then to achieve the goals of economic growth in underdeveloped countries, western countries have introduced mechanisms for the provision of foreign aid using a variety of mechanisms (investment, transfer of technologies, values, practices, etc.). In the Soviet Union instead of the term "international assistance", the concept of economic cooperation was used. After the collapse of the USSR, Russia became a recipient of international aid for a decade and a half. The study presents the work of various international institutions, development agencies, and groups of industry experts in Russia. In the second half of the 2000s, Russia returned to the circle of international aid donors. In order to promote international development, relevant legal acts have been adopted, the national concept of development assistance has been formed, and mechanisms for its implementation have been established.

Keywords: law and development; international development assistance; international aid; economic cooperation; sustainable development

В статье рассматривается эволюция доктрины «права и развития» (Law and Development) в России и мире. Проанализированы предпосылки зарождения учения во второй половине XX века в качестве систематического знания, сформулированы основные этапы эволюции теории развития, сделана попытка дать определение понятия через описание основных современных подходов к этому направлению. Вторая часть исследования представляет различные грани доктрины «права и развития» в новейшей истории России. Проанализирована практическая деятельность экспертных групп, проекты институтов и агентств развития, которые были реализованы в нашей стране.

Отдельный раздел посвящен оценке глобальной повестки развития и участию России в данных процессах. К 2000 году в институтах ООН была разработана глобальная повестка развития, в программы которой сегодня вовлечено большинство стран мира. Сегодня многие государства, в т. ч. и Россия, придают значение достижению целей социально-экономического прогресса и устойчивого развития.

Вопросы развития сегодня играют важную роль во многих сферах человеческой деятельности, в том числе в правовой. В настоящее время становятся актуальными юридические механизмы развития высоких технологий, разработки и совершенствования систем искусственного интеллекта, робототехники и др., которые в скором будущем могут коренным образом изменить общественные отношения. Эти процессы потребуют значительной корректировки существующего правового регулирования, принятия нового законодательства и адаптации правовых норм к новым реалиям.

В современной науке не существует единого определения и представления о содержании учения «право и развитие». Среди основных подходов к доктрине можно выделить следующие: 1) как инструмент государственной политики в достижении целей развития, 2) как набор проектов в области развития, 3) как свобода, 4) как область академических исследований.

Право может рассматриваться в качестве инструмента достижения определенных целей развития. В таком случае целью правовых реформ может быть ускорение темпов экономического роста, которые выражаются в положительных изменениях показателей ВВП. Сегодня в научной среде не сложилось также и единого подхода к вопросу о методах достижения целей развития. Существуют различные точки зрения о роли государства в экономике. Как отмечает М. Прадо, одни ученые считают, что для достижения целей развития необходимо существенное участие государства, другие доказывают, что излишнее государственное регулирование препятствует экономическому росту1.

С другой стороны, деятельность в области права и развития может рассматриваться в качестве определенной совокупности проектов в этой облас-

1 Prado M. What is Law & Development? 11, Revista Argentina de Teoria Jurídica, (2010). Pp. 3-4.

ти, которые поддерживаются участниками с определенной мотивацией и зачастую имеют внешнее финансирование. Таким образом, неудачи проектов в области «права и развития» происходят не только по внутренним причинам стран-получателей помощи, но и в равной степени из-за действий внешних игроков, осуществляющих проекты развития2.

В конце XX века появилась концепция восприятия категории развития через свободу. В данном подходе развитие обладает самостоятельной ценностью само по себе. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике А. Сена, для развития необходимо устранение главных источников несвободы: бедности, тирании, слабых экономических возможностей, социального бесправия, перегибов репрессивного аппарата государств и др. При этом также необходимо соблюдение политических свобод, создание условий для транспарентности, наличие экономических возможностей, механизмов социального обеспечения, защиты и безопасности3.

Современные исследования в области «права и развития» можно разделить на три группы: 1) критические, 2) оптимистические и 3) скептические. Критики доктрины считают, что право имеет значение в вопросах развития, но внешние факторы проводят определенную политику, в первую очередь, в своих собственных интересах, а не интересах развивающихся стран. Оптимисты уверены, что правовые реформы могут быть проведены таким образом, что принесут пользу всем развивающимся обществам. А скептики сомневаются, что право имеет значение в вопросах развития, либо считают, что внешние игроки неспособны понять истинные потребности развивающихся государств4.

Доктрина «право и развитие» является междисциплинарной областью знаний, состоящей из правовых теорий, экономических моделей и международной практики5. Хотя исследования в области «права и развития» проводятся уже несколько десятилетий, для многих ученых-правоведов, политиков и юристов данная область остается относительно малознакомой и неизучен-ной6. Таким образом, данная доктрина содержит существенный потенциал для привлечения большего внимания со стороны научных кругов, государственных и международных институтов.

Идея о том, что право играет важную роль в процессах развития экономики и общества не нова. В результате промышленной революции, великих

2 Brian Z. Tamanaha, The Primacy of Society and the Failures of Law and Development, N. 10-03-02 (2009). Cornell International Law Journal. Pp. 17, 60.

3 Sen A. Development as Freedom, Oxford University Press, 1999. Pp. 3-4, 38.

4 Davis K., Trebilcock M. The Relationship between Law and Development: Optimists versus Sceptics, AM. J. COMP. L. 2008. P. 56.

5 Trubek D., Santos A. The New Law and Economic Development: a Critical Appraisal. Cambridge University Press. 2006. P. 4.

6 Lee Y. General Theory of Law and Development. 50 Cornell Int'l L.J., 415-471 (2017). Pp. 415-417.

географических открытий зародилась современная наука, достижения которой позволили западному обществу первому встать на рельсы индустриального развития и сформировать доминирующие правовые модели, которые впоследствии распространились на большинство стран мира. Превосходство западных стран было использовано для колонизации заморских территорий. В настоящий момент доктрину «право и развитие» все чаще ассоциируют с концепциями верховенства права и правового государства.

Сегодня верховенство права является одним из важнейших принципов современных правовых системы и выступает в качестве идеальной модели и цели, к которой нации движутся в своем развитии. Верховенство права предполагает подчинение одним и тем же законам всех членов общества независимо от их статуса и должностного положения. При этом законы должны быть известны, стабильны, предсказуемы и справедливы. Предполагается соблюдение принципа разделения властей, при котором судебная система обладает независимостью от законодательной и исполнительной ветвей власти7. Принципы верховенства права широко используется в различных правовых система и являются базовыми концепциями доктрины «право и развитие», которая возникла в западной юридической науке во второй половине XX века.

Во второй половине XX века на Западе оформляется область знаний «развитие» (девелопменталистика), которая направлена на изучение развивающихся стран. Девелопменталистов интересует, почему одни страны более развиты, чем другие, и каковы причины отсталости. В 1940-60-х годах развитие воспринималось в качестве инструмента экономического роста. К 1970-м годам приоритетом в вопросах развития становится борьба с бедностью. Постепенно происходит расширение понимания предмета развития, которое начинает включать в себя другие неэкономические элементы (развитие человека, его образование, здоровье, вопросы экологии и др.). Также, во второй половине XX века, оформляется область знаний о влиянии и роли права в социально-экономических процессах в качестве систематического учения. Становлению данного направления исследований способствовало учреждение международных институтов ООН, научно-техническая революция, зарождение элементов постиндустриального общества, завершение процесса деколонизации, соперничество сверхдержав периода холодной войны и другие факторы.

Создание ООН в 1945 году позволило настроить механизмы выработки коллективных действий, в результате которых, уже в 1949 году, была создана первая программа в области технического сотрудничества. Разработка новых технологий в т. ч. в информационно-телекоммуникационной сфере повлекло за собой увеличение инновационного сектора в структуре экономики запад-

7 Stein R. Rule of Law: What Does It Mean?, 18 MINN. J. INT'L L. 293 (2009). Available at: https://scholarship.law.umn.edu/faculty_articles/424. Pp. 302-303.

ных стран, зарождению элементов постиндустриального общества. Этот процесс еще сильнее отдалил друг от друга развитые и развивающиеся страны. В результате деколонизации появилось более 130 новых стран8, которые были причислены к группе развивающихся государств.

В основание доктрины «право и развитие» была положена идея о необходимости оказания помощи развивающимся странам. Организация такой деятельности была мотивирована как морально-нравственными предпосылками о необходимости помогать нуждающимся обществам, так и политико-экономическими соображениями, которые приобрели актуальность с момента начала холодной войны. В инаугурационной речи 1949 года Президент США Г. Трумэн инициировал программу («четвертый пункт»), основанную на концепции продвижения демократии и оказания помощи развивающимся странам, которая впоследствии стала форпостом американской внешней полити-ки9. В этой речи Г. Трумэн озвучил идею о необходимости использования научных достижений для улучшения жизни в слаборазвитых странах путем передачи им технологий, ценностей и идеалов американского общества. В СССР американская политика в сфере оказания помощи развивающимся странам получила название неоколониализма, как новая формы отношений между капиталистических стран и развивающихся обществ после завершения деколонизации10. В Советском Союзе взаимодействие с развивающимися регионами называлось «экономическим сотрудничеством», в рамках которого предоставлялась техническая, финансовая и иная поддержка идеологически близким развивающимся странам.

В основании доктрины «право и развитие» находились не только политико-правовые теории и интересы, но и различные экономические модели, такие как теория линейной модернизации, теория структурных изменений, теория внешней зависимости и некоторые другие11.

В данной части изучаются процессы реформирования российского законодательства в 1990-е - первой половине 2000-х годов. В этот период Россия выбыла из клуба стран-доноров международной помощи развитию и стала реципиентом различных программ. В процессах разработки новой нормативно-правовой базы в России участвовали внешние эксперты, международные агентства и институты развития, программы и проекты которых будут рассмотрены ниже.

8 Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. C. 8.

9 AshcroftB. Postcolonial Studies: the Key Concepts. Routledge Key Guides 3ed ed. (2013). Pp. 78-80.

10 Коптева М. М., Очкова М. С. «Техническая «помощь» в стратегии империализма». М.: Мысль, 1977.

11 См.: TodaroM., Smith S. Economic Development. Pearson, 12th ed. (2014).

Возобновление интереса к «праву и развитию», после угасания первой волны 1960-1970-х годов, произошло в результате глобальных общественных трансформаций, начавшихся в 80-е годы XX века. Во время второй волны «права и развития» (1980-1990-е гг.) происходит утверждение неолиберальной модели, которая находят свое выражение в Вашингтонском консенсусе. Экономист Дж. Уильямсон сформулировал 10 рекомендаций, предполагавших поддержание фискальной дисциплины, снижение налоговых ставок, либерализацию финансовых рынков и внешней торговли, снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций, приватизацию, дерегулирование экономики, а также защиту прав собственности .

Одновременное размывание роли государства и укрепление рыночных механизмов протекает в период упразднения Организации Варшавского договора и прекращения деятельности СССР. Распространением проектов в области «права и развития» занимаются международные организации (структуры ООН, группы Всемирного банка, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.) и агентства развития (^АГО, Фонд Форда, Фулбрайт и т. д.). В этот период действия проектов в области «права и развития» охватывают бывшие страны социалистического лагеря, в том числе и Россию.

Перестройка второй половины 1980-х годов в Советском Союзе завершилась в 1991 году образованием 15 новых независимых стран. Переход от социалистического распределительного типа хозяйствования к рыночной экономике с демократической формой правления сопровождался реформами всех сфер и отраслей экономики. В проведении реформ в России международные организации, агентства развития и заграничные эксперты принимали активное участие.

Образцом для построения новой рыночной системы в России стала наиболее развитая в экономическом отношении страна мира - США . В целях проведения необходимых законодательных изменений привлекались различные зарубежные специалисты. Например, в разработке нового Гражданского кодекса РФ участвовали эксперты из Нидерландов. Первая встреча представителей рабочей группы по разработке ГК РФ с сотрудниками Института восточноевропейского права и российских исследований при факультете права Лейденского университета состоялась в Москве в 1993 году. Во время переговоров, проходивших на основе свободного и всеобъемлющего обсуждения проблем, российская сторона сформулировала большое количество насущных вопросов применения конкретных норм права в голландской практике. В дальнейшем многочисленные консультации проходили как на территории Нидерландов, так и в России. Для обсуждения частных вопросов при-

12 См. Williamson J. What Washington Means by Policy Reform, in Latin American Readjustment: How Much Has Happened John Williamson ed., (1989). Pp. 5, 7-20.

13 Алекссев С. С. Право собственности. Проблемы теории: 3 изд. М.: Норма, 2012. С. 157.

влекались специалисты практики, судьи, ученые и работники Министерства юстиций Нидерландов, а финансирование проекта происходило со стороны правительства Нидерландов14.

Международные финансовые организации, в частности группа Всемирного банка и его структуры, такие как Международный банк реконструкции и развития оказывали активную поддержку в проведении рыночных реформ в России. За последние 30 лет Всемирный банк осуществил около 130 проектов в России в различных секторах хозяйственной деятельности, в т. ч. в сфере законодательства и правосудия.

В частности, 17 проектов были посвящены вопросам государственного регулирования, 14 проектов - формированию правовых институтов для рыночной экономики, 12 проектов - проведению административной реформы и реформы государственной службы, 12 проектов - фискальной политике и налоговому управлению, 9 проектов - структурной перестройке и приватизации государственных предприятий, 8 проектов - правовым реформам, а также другие проекты функционирования системы государственного управления, доступа к правосудию и юридическим услугам, а также в сфере верховенства права.

Например, в 1992 году был утвержден проект Privatization Implementation Assistance Project с объемом финансирования 90 млн долл., в 1994 году запущен Financial Institution Project (200 млн долл.), в 1996 году Capital Market Development Project (89 млн долл.) и Legal Reform Project (58 млн долл.), в 2007 году Judicial Reform Support Project (50 млн долл.)15.

В 1992 году в США был принят закон, согласно которому получили поддержку проекты по развитию демократии, прав человека, модернизации экономик на рыночных началах, соблюдению норм международного права и обязательств по контролю над вооружениями в России, странах СНГ и Прибалтики . Активную работу в правовой сфере на территории России проводила американская организация USAID, которая с 1992 года осуществила множество проектов. В основном проекты USAID были сосредоточены на развитии судебной системы, законодательных реформах, юридическом образовании и институтах гражданского общества. Проекты в сфере правоохранительной и правоприменительной практики и реформа уголовного законодательства поддерживалась напрямую со стороны Государственного департамента США, Министерства юстиций и Федерального казначейства17.

14 Otto J. M., Rooij van B. Lawmaking for Development: Exploration into the Theory and Practice of International Legislative Projects. Leiden University Press (2008) Pp. 237-238.

15 Всемирный банк. Проекты в Российской Федерации. URL: https://projects.vsemirnyjbank.org/ ru/projects-operations/projects-list?lang=ru&searchTerm=&countrycode_exact=RU.

16 Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets Support Act, FSA, HR 282. URL: https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/house-bill/4547.

17 US Rule of Law Assistance has had Limited Impact and Sustainability. URL: https://www.gao.gov/new.items/d01740t.pdf (Pp. 5-6).

Организация USAID оказывала помощь в подготовке Конституции России, первой части ГК РФ, Налогового и Земельного Кодексов РФ, способствовала становлению института мировых судей и суда присяжных, организовывала российско-американские программы обмена для судей, в которых приняло участие около 5000 госслужащих. Правительство США выделило 329 млн долл. на развитие свободной рыночной экономики в России через основанный в 1995 году Российской-Американский инвестиционный фонд, который привлек около 1,2 млрд долл. иностранных инвестиций. Кроме того, программы группы Всемирного банка по реформированию российского законодательства были построены на моделях и практиках проводимых USAID в России с 1992 года18. В 2012 году, после двух десятилетий реализации проектов развития, USAID закрыла свои программы в России19.

Первая критика проектов развития, реализуемых в России, появилась уже через несколько лет после запуска этих программ. В работе 1996 году К. Хендлей выделила два фактора, которые делают проекты в области «права и развития» в России неэффективными. Во-первых, программы оказания юридической поддержки в России были разработаны для получения быстрых результатов. Во-вторых, разработчики проектов зачастую не представляли культурно-исторических особенностей России20.

С 1992 по 2000 годы правительство США выделило 216 млн долл. на поддержку программ верховенства права в странах СНГ. В 2001 году правительством США был опубликован доклад об ограниченном воздействии помощи, которую США оказывали государствам - бывшим странам СССР. В отчете отмечалось, что в результате выполнения данных программ верховенство права на территории государств бывшего Советского Союза не получило широкого распространения. Согласно данному документу, главными факторами, ограничивающими развитие верховенства права в СНГ, стали отсутствие политического консенсуса относительно проведения реформ, недостаток финансовых ресурсов, необходимых для внедрения инноваций, ошибки в разработке и имплементации проектов со стороны агентств по развитию. В частности, проекты, реализуемые в России, зачастую просто не содержали специальных стратегий достижения долговременных целей через реформирование правоприменительной практики21.

18 USAID in Russia. URL: https://www.usaid.gov/news-information/fact-sheets/usaid-russia.

19 URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1863/EE_20_Year_Review.pdf.

20 Law and Development in Russia: A Misguided Enterprise? Hendley K. Proceedings of the Annual Meeting (American Society of International Law) Vol. 90, Are International Institutions Doing Their Job? (March 27-30, 1996). Pp. 237-240.

21 US Government Accountability Office, US Rule of Law Assistance has had Limited Impact and Sustainability. URL: https://www.gao.gov/new.items/d01740t.pdf. P. 3.

К концу первого десятилетия появилось понимание, что «международная техническая помощь» в сфере государственного управления потеряла какой-либо смысл, т.к. «во многих случаях экспертами работали специалисты, которые не всегда хотели осваивать российскую практику и учитывать менталитет, реальную загрузку российских чиновников, их приоритеты. Зачастую предлагалось разрабатывать тематику либо далекую от практических потребностей, либо для которой в России еще не созданы необходимые условия»22.

Критике также подвергся постулат о необходимости наличия институтов верховенства права для привлечения в страну иностранных инвестиций. Предполагается, что государство должно укреплять институты верховенства права и правового государства для привлечения инвестиций, без которых невозможно развитие экономики. По мнению Т. Каротера, вопрос, действительно ли иностранные инвестиции всегда являются необходимым условием развития, остается неясным. Он утверждает, что не существует неопровержимых доказательств того, что для привлечения инвестиций страна должна иметь устоявшееся, хорошо функционирующее правовое государство23.

Изучение процессов реформирования отечественного законодательства в новейшей истории России показывает, что задача по переходу от административно-командной системы к свободным рыночным отношениям оказалась тяжело выполнимой за краткосрочный период времени. Только для принятия всех частей нового Гражданского кодекса РФ потребовалось более 10 лет. В процессах разработки нового законодательства принимали участие внешние эксперты и институциональные игроки, деятельность которых оценивается неоднозначно. В период с 1992 по 2004 г. Россия в среднем ежегодно получала около 1,5 млрд долл. США иностранной помощи24. В 2010-х годах большинство проектов в области «права и развития» в России были закрыты, а работа по совместной разработке актуальных вопросов трансформировалась в межведомственное и экспертное сотрудничество.

Во второй половине XX века, в рамках ООН, было создано глобальное партнерство по содействию международному развитию в многостороннем формате. На рубеже 1980-1990 годов была оформлена концепция устойчивого развития, которая включила в понятие развития не только показатели экономического роста, но также вопросы развития человеческого потенциала и

22 Административная реформа и реформа государственной службы в России - вопросы реализации и координации: препринт WP8/2010/01. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. C. 35.

3 Carothers T. (2003) Promoting The Rule Of Law Abroad. Carnegie Endowment for Int'l Peace, Washington D. C. URL: https://carnegieendowment.org/files/wp34.pdf. P. 6.

24 Бартенев В. И., Глазунова Е. Н. Содействие международному развитию. Курс лекций. М.: Всемирный банк, 2012. С. 202.

обеспечение защиты окружающей среды в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений.

Во время холодной войны США и Советский Союз рассматривали содействие международному развитию и оказание соответствующей помощи в качестве дипломатического инструмента, который использовался для укрепления политических альянсов и получения иных стратегических преимуществ. Соответственно, ни одна из сторон не была заинтересована в укреплении многостороннего сотрудничества, а развивала двусторонние отношения в этой сфере. В данной ситуации заявленные цели гуманитарной миссии могли существенно отличаться от истинных и содержать не только морально-нравственные мотивы оказания помощи наименее развитым странам, а иметь иные материальные интересы в политической и экономической сфере.

С начала 1990-х годов, на полтора десятилетия, Россия переходит из категории стран-доноров в реципиента международной помощи развития. Правовой базой получения Россией международного содействия развитию становится принятый в 1999 году Федеральный закон «О безвозмездной помощи»25. На протяжении 20 лет (с 1998 по 2018 гг.) представительство Программы развития ООН (ПРООН) в России помогало в достижении целей развития. Со стороны ПРООН были поддержаны различные инициативы, реализованные как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях. Поддержка проектов со стороны ПРООН осуществлялась путем предоставления консультаций, технического содействия и организационного содействия органам государственной власти и партнерам в сфере гражданского общества. В последние годы деятельность ПРООН в России была сконцентрирована на проблеме глобальных вызовах в сфере окружающей среды, таких как сохранение биоразнообразия, смягчение последствий изменения климата и рациональное управление международными водами.

С 2006 году Россия впервые в новейшей истории заявила о себе как о стране-доноре в глобальном контексте26. В 2007 году была принята Концепция участия Российской Федерации в содействии международному разви-тию27. В Концепции указано, что если в «последние годы участие России в

25 О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации: Федер. закон от 04 мая 1999 г. № 95-ФЗ (ред. от 24.11.2008). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26 Косачев К. И. Россия и содействие международному развитию // Международная жизнь. 2014. № 6. С. 12-20.

27 Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию: утв. Президентом РФ 14 июня 2007 г.

содействии международному развитию (СМР) осуществлялось, главным обозом, в форме списания задолженности по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, например, в рамках Инициативы по облегчению долгового бремени беднейшим стран, то в настоящее время на первое место выходят механизмы оказания помощи в форме грантов в международные фонды и программы СМР»28.

В 2014 году Указом Президента России была утверждена новая Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию29, в которой был сделан акцент на значимость двусторонних программ и адресной помощи, а новым приоритетом в этой области для России стали соседние страны, в частности, государства СНГ. В Концепции 2014 года, в качестве приоритетных направлений российского содействия международному развитию, названы повышение качества работы систем государственного управления, улучшение условий для осуществления торгово-инвестиционной деятельности, способствование региональной интеграции. В пункте 4 доктринально закреплено, что «Россия поддерживает стремление международного сообщества к устойчивому социально-экономическому развитию всех государств, являющемуся фундаментом современной системы международной стабильности и коллективной безопасности, и ставит содействие такому развитию целью государственной политики Российской Федерации в этой сфере»30. Согласно отчету Министерства финансов России за период 2010-2014 гг. Россия выделила 3 млрд. долл. США на двусторонней и многосторонней основе в целях содействия международному развитию31.

Начиная с 2015 года, партнерство России и ПРООН в рамках подписанного рамочного соглашения приобрело долгосрочный стратегический характер. В рамках этого соглашения Россия сконцентрировалось на предоставлении помощи другим странам для достижения целей устойчивого развития во всем мире. Созданный в рамках партнерства Россия-ПРООН Фонд развития начал поддержку различных проектов в области устойчивого управления водными ресурсами, уменьшения опасности от стихийных бедствий, изменения климата и устойчивого развития энергетики во всем мире и осо-

28 Там же. С. 4-5.

29 Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию: указ Президента РФ от 20 апр. 2014 г. № 259 (ред. от 24.05.2016). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

30 Там же.

31 Российский вклад в содействие международному развитию в 2014 году. Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=69536-rossiiskii_vklad_v_sodeistvie_mezMunarodnomu_razvitiyu_v_2014_godu.

бенно в странах Восточной Европы и Центральной Азии. В 2018 году ПРООН завершил свои операции в России и закрыл Центр поддержке проектов32.

Таким образом, в период холодной войны Советский Союз использовал механизмы оказания международной помощи в т. ч. для реализации определенных политических интересов. На протяжении 15 лет, с начала 1990-х годов, Россия превратилась из страны-донора в страну-реципиента международной помощи, а во второй половине 2000-х годов вернулась в ряд государств, оказывающих содействие международному развитию. Современная стратегия России в этой сфере направлена на создание благоприятных условий для решения глобальных и региональных политико-гуманитарных задач, созданы правовые механизмы ее реализации, выделяется финансирование, позволяющее реализовывать проекты в области развития.

В настоящее время существуют различные подходы к доктрине «право и развитие» и невозможно выделить единую точку зрения на взаимодействие права и социально-экономического прогресса. В качестве систематического учения доктрина «право и развитие» появляется во второй половине XX века. В конце XX - начале XXI века доктрину все больше ученых начинают ассоциировать с концепциями верховенства права и правового государства.

Социальные трансформации второй половины XX века происходили на фоне научно-технического прогресса и зарождения элементов постиндустриального общества. Завершение колониальной эпохи привело к образованию более 130 новых независимых государств. Развитие новых технологий позволило увеличить связи между государствами и негосударственными образованиями, появились глобальные международные институты, укрепились транснациональные корпорации. Политические факторы оказали существенное воздействие на формирование повестки развития. Противостояние между капиталистическим и социалистическим миром периода холодной войны оказало воздействие на появление проектов в области «права и развития».

Теоретической основой первого движения «право и развитие» стал комплекс экономических моделей, разработанных для применения в развивающихся странах. Теория модернизации была основана на идее, что все государства, находящиеся на пути развития от традиционных обществ к современным, проходят одинаковые стадии и этапы. В практическом плане предполагалось достижение целей догоняющего развития путем внедрения западных институтов, капитала и ценностей в развивающихся странах. Эта модель модернизации не дала серьезных положительных результатов, на смену ей пришли критические теории, и в 1970-е годы снизился интерес к проектам «права и развития».

32 United Nations Development Programme Russian Federation // URL: http://www.undp.ru/.

- 19 -

Возрождение доктрины «права и развития» происходит с утверждением неолиберальной теории и сменой парадигмы развития в соответствии с новыми воззрениями. Если до прихода неолиберальной волны ставки делались на определяющую роль государственного участия в развитии общества, то со сменой концепции произошел существенный сдвиг в сторону рыночных механизмов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становление неолиберальной волны совпало с началом перестройки в СССР, упразднением Организации Варшавского договора и образованием новых постсоциалистических государств. В это время происходит возобновление интереса к проектам «права и развития», получившим в научной литературе название «второго движения».

Новые постсоциалистические страны, включая Россию, были активно включены в проекты в области «права и развития». Реализация на практике неолиберальных принципов в развивающихся странах в большинстве случаев не привела к положительным результатам, а в некоторых странах это стало причиной экономических кризисов 1990-х годов.

В реализации проектов «права и развития» в России принимали участие как группы экспертов из различных стран, так и институциональные игроки (международные финансовые организации, такие как Международный банк реконструкции и развития, входящий в группу Всемирного банка, и международные агентства развития). Эта деятельность, как правило, имела внешнее по отношению к России финансирование и проходила как на федеральном, так и на региональном уровнях государственного управления, а также в муниципальных образованиях. В рамках реализуемых проектов оказывались консультационные услуги в области разработки нового законодательства, были поддержаны проекты по формированию правовых институтов для рыночной экономики, реформы административного законодательства и налогового регулирования и другие правовые реформы. К концу 2010-х годов активная деятельность различных международных агентств и институтов в России была заменена точечными проектами. Например, деятельность в рамках партнерства России и Программы развития ООН в 2015 году была нацелена на оказание помощи странам в рамках решения глобальных проблем человечества.

Во второй половине XX века большое количество проблем приобрело глобальный характер. К таким проблемам относятся вопросы разрешения международных конфликтов, решение вопросов бедности, нищеты, неравномерного развития, доступа к энергетическим и сырьевым ресурсам, состояния экологической сферы планеты и становления глобального правового пространства.

Формирование комплекса мероприятий по решению глобальных проблем человечества началось в рамках деятельности институтов ООН. К 2000 году была разработана и принята всеобъемлющая 15-леняя программа

по достижению целей в области развития, нацеленная на оказание помощи развивающимся странам. В 2015 году программа целей развития была продолжена на период до 2030 года и расширена как в количественном, так и в качественном выражении. Сегодня в процессе имплементации целей в области устойчивого развития участвуют не только развивающиеся, но и развитые страны. В правовой сфере реализуются задачи по обеспечению доступа к правосудию, созданию эффективных, подотчетных и основанных на широком участии институтов и реализации принципа верховенства права.

Эффективность проектов в области «права и развития» в России за период с 1990 по 2020 годы оценивается, по меньшей мере, неоднозначно. Практический опыт по реформированию российской экономики показывает, что за короткий срок невозможно изменить основы правовой культуры. Для реформирования оснований правовой культуры может потребоваться приложение гораздо больших усилий.

Правовые реформы должны проводиться с учетом культурных особенностей и других факторов, которые будут иметь влияние на развитие общественных отношений в будущем. К таким факторам сегодня относятся новейшие информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, робототехники, систем биоинженерии, открывающие путь к созданию информационно-телекоммуникационной среды. В настоящее время создание новых правовых рамок в целях устойчивого развития является актуальной задачей для современной науки и практической политики.

Библиографический список

Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории: 3 изд. М.: Норма, 2012.

Барабашев А. Г., Клименко А. В. Административная реформа и реформа государственной службы в России - вопросы реализации и координации: М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2010.

Бартенев В. И., Глазунова Е. Н. Содействие международному развитию. Курс лекций. М.: Всемирный банк, 2012.

Косачев К. И. Россия и содействие международному развитию // Международная жизнь. 2014. № 6.

Коптева М. М., Очкова М. С. «Техническая «помощь» в стратегии империализма». М.: Мысль, 1977.

Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография / Москва: Наука РАН, 2016.

Sen A. Development as Freedom. Oxford University Press, 1999.

Ashcroft B. Postcolonial Studies: the Key Concepts. Routledge Key Guides 3ed ed. 2013.

Tamanaha B. The Primacy of Society and the Failures of Law and Development, N. 10-03-02, Cornell International Law Journal, 2009.

Carothers Th. Promoting the Rule of Law Abroad. Carnegie Endowment for Int'l Peace, Washington D.C. 2003.

Trubek D., Galanter M. M. Scholars in self estrangement: reflections on the crisis in law and development studies in the US. Wisconsin Law Review. 1974 (4).

Trubek D., Santos A. The New Law and Economic Development: a Critical Appraisal. Cambridge University Press, 2006.

Trubek D., Law and Development 50 Years on University of Wisconsin Legal Studies Research Paper No. 1212, 2012.

Chenery H. Structural Change and Development Policy. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979.

Otto J. M., Rooij B. van. Lawmaking for Development: Exploration into the theory and practice of international legislative projects, Leiden University Press, 2008.

Stein R. Rule of Law: What Does It Mean? 18 MINN. J. INT'L L. (2009). Williamson J. What Washington Means by Policy Reform, in Latin American Readjustment: How Much Has Happened, John Williamson ed., 1989.

Hendley K. Law and Development in Russia: A Misguided Enterprise? Proceedings of the Annual Meeting (American Society of International Law). Vol. 90. Are International Institutions Doing Their Job? (March 27-30, 1996).

Davis K., Trebilcock M. The Relationship between Law and Development: Optimists versus Sceptics, 56 AM. J. COMP. L. 895, 2008.

Prado M. What is Law & Development? 11, Revista Argentina de Teoria Juridica, 2010.

Todaro M., Smith S. Economic development. Pearson, 12th ed. 2014.

Lee Y. S. General Theory of Law and Development. 50 Cornell Int'l L. J.,

2017.

Информация для цитирования

Добротворский П. П. Преломление доктрины «право и развитие» в России: перспективы теории и практическая политика // Ex jure. 2021. № 1. C. 7-22. DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-7-22.

Dobrotvorsky P. P. Law and Development Reflection in Russia: Perspectives of the Theory and Field Policy. Ex jure. 2021. № 1. Рр. 7-22. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-7-22.

и

S3

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.