Научная статья на тему '«Прекрасный триумвират умов» (А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд)'

«Прекрасный триумвират умов» (А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРОЗА / РОМАН / ТЕМА / АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миляева О. В.

В статье рассматривается творчество профессиональных писательниц XVIII века А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд, произведения которых сыграли важную роль в становлении и развитии жанра романа. Даются общие черты и темы их произведений, которые в дальнейшем послужат основой для творчества Ф. Берни и Дж. Остен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE FAIR TRIUMVIRATE OF WITS» (A. BEHN, D. MANLEY AND E. HAYWOOD)

In this article the creativity of the professional writers of the XVIII century, A. Behn, D. Manley and E. Haywood, whose works played an important role in the formation and development of a genre of the novel, is considered. The common features and themes of their works, which served further as the basis for creativity of F. Burney and J. Austen, are given.

Текст научной работы на тему ««Прекрасный триумвират умов» (А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд)»

Миляева О.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

«ПРЕКРАСНЫЙ ТРИУМВИРАТ УМОВ»

(А. БЕН, Д. МЕНЛИ И Э. ХЕЙВУД)

В статье рассматривается творчество профессиональных писательниц XVIII века А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд, произведения которых сыграли важную роль в становлении и развитии жанра романа. Даются общие черты и темы их произведений, которые в дальнейшем послужат основой для творчества Ф. Берни и Дж. Остен.

Ключевые слова: женская проза, роман, тема, английская литература.

Восемнадцатый век - это время перемен, среди которых были два очень важных литературных события: появление жанра романа и профессиональных женщин-писательниц. Элиза Фаулер Хейвуд является одним из ранних «женских мастеров», чей голос, возможно, и представил женщину восемнадцатого столетия, живущую изолированно и уединенно под властью доминирующего мужа и, исполняющую роль, предписанную ей обществом. Э. Хейвуд не была первой, кто начал писать на данные темы, она продолжала традиции, заложенные А. Бен и Д. Менли. Заслуга Э. Хейвуд и других писательниц в том, что голоса женщин-героинь ее романов были услышаны, и тем самым был брошен вызов патриархальному обществу того времени.

Дж. Стерлинг (James Sterling) восхваляет писательниц А. Бен (Aphra Behn, 1640-1689), Д. Менли (Delarivier Manley, 1663-1724) и Э. Хейвуд (Eliza Haywood, 1693-1756) в своем стихотворении, посвященном Э. Хейвуд (To Mrs Eliza Haywood on Her Writing), называя их «прекрасным триумвиратом умов», подобно знаменитому мужскому «триумвирату умов», состоящему из Уильяма Шекспира, Джона Флетчера, (Fletcher,John, 1579-1625) и Бен Джонсона (Ben Jonson, 1572-1637).

Также у Д. Спендер в книге «Матери романа» (Dale Spender’s Mothers ofthe Novel, 1986) есть интригующая глава «Прекрасный триумвират умов» («The Fair Triumvirate of Wits») об авторах XVII-XVIII веков, которые зарабатывали себе на жизнь своими романами [2]. Ни у кого из них не было хорошей репутации. Возможно, и из-за их сомнительного поведения их произведения были достаточно популярны в свое время.

В попытке Д. Спендер объяснить, почему вклад этих трех женщин в становление и разви-

тие романа был проигнорирован, и почетное место отдано Даниэлю Дефо, выясняется, что были ясные связи между «безнравственностью» в поведении женщин-писательниц и их изгнанием из литературы, т. к. их работы не подходили для исследования и изучения [2].

А. Бен играет важную роль в развитии романа на пути к реализму, у нее есть талант к тонкому наблюдению, проницательной оценке, изображению прекрасных реалистических деталей. Она внесла новый уровень правдоподобности в свои произведения. В своем выборе тематики, в комментариях, в стиле писательница показывает различия во взглядах между мужчинами и женщинами. В ее произведениях в основном мужчины являются предметом шуток.

Д. Менли знаменита своими скандальными хрониками, где действия происходят в далеких, экзотических местах, но было понятно, что речь шла о влиятельных людях знатного происхождения и их подвигах и деяниях. Вместо того, чтобы писать реалистично о фантастических людях и местах, как Афра Бен, Менли дает фантастическое описание реальных событий из жизни знатных людей в правительстве.

Элиза Хейвуд была чрезвычайно продуктивной и плодовитой и писала примерно в каждом жанре, существующем в то время. С помощью ее произведений можно проследить рост и развитие романа XVIII века. Э. Хейвуд экстраординарная творческая личность, которая свободно экспериментирует с формой и стилем в своих романах. По мнению Д. Спендер [2] любая черта и особенность этого нового жанра может быть найдена у Э. Хейвуд, которая в свою очередь не была удостоена чести за свой вклад в становление данного жанра.

Спендер утверждает, что Хейвуд понимала, что большая часть ее потенциальных читателей относится к среднему классу, и поэтому писала об их интересах и проблемах. Д. Спендер настаивает на том, что именно Э. Хейвуд предвосхищала «новаторство» С. Ричардсона в эпистолярном романе «Памела, или Вознагражденная добродетель», (Samuel Richardson Pamela, or Virtue Rewarded, 1740), где он пишет о героине среднего класса, борющейся против аристократического злодея и, таким образом показав вид классовой борьбы, которая будет волновать еще многих романистов после нее [2]. Она была среди первых, кто боролся за права среднего класса, и была одной из первых, кто исследовал конфликт интересов между классами и полами.

Автобиография была почти единственным литературным жанром, в котором не пробовала себя Элиза Хейвуд в ходе своей долгой карьеры, в отличие от А. Бен и Д. Менли. Она не пыталась опубликовать историю своей жизни, а наоборот старалась скрыть многие факты своей биографии, тем самым стала одной из самых таинственных писательниц своего времени.

Э. Хейвуд была очень популярна в определенный период ее творчества, но после Французской революции ее слава угасла. Однако не должен быть проигнорирован вклад в литературу г-жи Хейвуд. Написанные ею в 1720-е и 1730-е годы романы, описывающие безумную страсть, явились необходимым дополнением к приключенческим романам Д. Дефо. Работы более позднего творчества послужили основой для произведений Ф Берни и Дж. Остен. Так же как ее карьера как писательница помогла открыть новую профессию для женщин того времени.

Интерес к Э. Хейвуд и ее произведениям возрождается и находится в центре внимания англоязычных диссертаций и многочисленных веб-сайтов, посвященных писательнице. Творчество Э. Хейвуд было открыто вновь и получило признание, которое когда-то покинуло ее. В настоящее время ее вклад в развитие романа признается литературоведами.

В произведениях А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд есть общие черты, которые в дальнейшем будут свойственны и более поздним романам, такие эпистолярная форма (например, любовные письма между благородными мужчинами и женщинами); яркие захватывающие описания

сцен обольщения, предметы любовных интриг (например, двери, ключи, сады, черная лестница, тайные проходы, и т. п.). Кроме того, писательницы часто утверждали, что их распущенные истории содержат мораль для молодых, неопытных женщин.

Романы Бен, Менли и Хейвуд повествуют об ухаживаниях, любви, особенно запретной любви, страсти, соблазнении, обмане и интригах. Однако любовь для женщин может оказаться губительной и привести к позору и мучительным страданиям, если они не в силах сдержать свою страсть и скрыть свои чувства к мужчине [1]. Типичная любовная интрига - это совращение невиновной, симпатичной молодой девочки пожилым человеком, который клянется в вечной преданности ей, но бессердечно покидает ее после того, как его физическое желание удовлетворено. Коварный герой, как правило, женат, имеет знатное происхождение, иногда даже является опекуном невиновной героини или родственником - ситуация, которая делает его поведение более отвратительным для рядового читателя. Кроме того, герой-повеса изощряется в обмане, интригах, чтобы завоевать свою возлюбленную. Например, в «Любовных письмах Между Дворянином и Его Сестрой» (Love Letters Between a Nobleman and His Sister, 16841687), Бен изображает незаконные любовные интриги среди группы молодых людей и женщин, которые являются родственниками друг другу через брак или рождение. Помимо обычного любовного рассказа о совращении невиновной девочки, Бен в основном повествует о похождениях героев, которые являются бессердечными, неверными, нравственно развращенные и ловкими в заговорах и кознях.

Одной из центральных тем, постоянно исследуемой в ранней женской любовной беллетристике, является неизбежное непостоянство мужчин и относительное постоянство женщин. Авторы любовных романов часто утверждают, что их сочинения могут послужить полезными уроками для, чтобы предупредить и предостеречь других молодых невинных девушек. Они достигают этого, объявив о добродетельном умысле в предисловиях или через авторские отступления в повествовании, или через наказание злых героев по справедливости.

Писательницы заимствовали какие-то идеи и черты для создания своих произведений из

других литературных жанров. Можно заметить сходство между женскими романами и пьесами, так как почти все ранние романистки были тесно связаны с театром. А. Бен, Д. Менли и Э. Хейвуд были успешны в обеих областях. Они были знакомы с театром как драматурги и актрисы, поэтому использовали свой опыт при написании романов. Примером, может служить первый роман Э. Хейвуд «Любовь в избытке, или роковой поворот судьбы» (Love in Excess, or, The Fatal Inquiry, 1719). Его три части можно сравнить с тремя актами пьесы, где кульминация наступает во втором акте и в конце всего дей-

ствия играют свадьбу все влюбленные пары.

А. Бен и Д. Менли внесли большой вклад в создание женской художественной литературы, но большая часть их лучших произведений была написана для сцены. В отличие от творчества Э. Хейвуд, где драматургические произведения составляют небольшую часть по сравнению с работами в романном жанре и публицистике.

Творчество этих талантливых писательниц послужило основой для последующих поколений авторов женских романов таких, как Фанни Берни, Джейн Остен, сестер Бронте и других.

18.02.2011

Список литературы:

1. Jing-fen Su, Influence or «Influenza»? Pamela, Anti-Pamela, and the Tradition of Women’s Amatory Fiction. / Jing-fen Su [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press.ntu.edu.tw/ntu_nube/english/#

2. Spender, D. Mothers of the novel / D. Spender [Text]. - London and New York: Pandora, 1986. - 357c. ISBN 0-8635-8081-5

3. Sterling, J. To Mrs. Eliza, On her Writings // Haywood E. Secret Histories, Novels and Poems: In 4 Vls. - Cambridge, 1996. Vol. 1.

4. Whicher, G. F. The Life and Romances of Mrs. Eliza Haywood. / G. F. Whicher [Text]. - New York: Columbia University Press, 1915. - 210c.

Сведения об авторе:

Миляева Ольга Владимировна, аспирант 1 курса дневной формы обучения, кафедра литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15а, e-mail: [email protected]

UDC 820 (09)

Milyaeva O.V.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University E-mail: [email protected]

«THE FAIR TRIUMVIRATE OF WITS» (A. BEHN, D. MANLEY AND E. HAYWOOD)

In this article the creativity of the professional writers of the XVIII century, A. Behn, D. Manley and E. Haywood, whose works played an important role in the formation and development of a genre of the novel, is considered. The common features and themes of their works, which served further as the basis for creativity of F. Burney and J. Austen, are given.

Key words: female prose, novel, theme, English literature.

Bibliography:

1. Jing-fen Su, Influence or «Influenza»? Pamela, Anti-Pamela, and the Tradition of Women’s Amatory Fiction. / Jing-fen Su [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press.ntu.edu.tw/ntu_nube/english/#

2. Spender, D. Mothers of the novel / D. Spender [Text]. - London and New York: Pandora, 1986. - 357c. - ISBN 0-8635-8081-5

3. Sterling, J. To Mrs. Eliza, On her Writings // Haywood E. Secret Histories, Novels and Poems: In 4 Vls. - Cambridge, 1996. Vol. 1.

4. Whicher, G. F. The Life and Romances of Mrs. Eliza Haywood. / G. F. Whicher [Text]. - New York: Columbia University Press, 1915. - 210c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.