Научная статья на тему 'Пути развития женской прозы в английской литературе XVIII – первой половины XIX века'

Пути развития женской прозы в английской литературе XVIII – первой половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3413
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРОЗА / РОМАН / ТЕМА / АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мальченко Т. В., Миляева О. В., Тимошенко Ю. В.

В статье на примере творчества трех писательниц XVIII – первой половины XIX вв. определяются пути развития женской прозы Англии, отмечается особое отношение авторов к проблемам женского счастья, общественного признания, права на творчество и самовыражение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF FEMALE PROSE IN ENGLISH LITERATURE OF THE XVIII – FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES

In this article on the basis of the creativity of three writers of the XVIII – first half of the XIX centuries, the ways of development of female prose in England are determined, the special relation of the authors to the problems of female happiness, social recognition and the rights to creativity and self-expression are marked.

Текст научной работы на тему «Пути развития женской прозы в английской литературе XVIII – первой половины XIX века»

Мальченко Т.В., Миляева О.В., Тимошенко Ю.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

В статье на примере творчества трех писательниц XVIII - первой половины XIX вв. определяются пути развития женской прозы Англии, отмечается особое отношение авторов к проблемам женского счастья, общественного признания, права на творчество и самовыражение.

Ключевые слова: женская проза, роман, тема, английская литература.

В XVIII веке наблюдается расцвет женского реалистического романа. Женский роман был очень популярен в 1780 и 1790 годах. Характеры были в целом обобщенные и одинаково стилизованы, хотя сентиментальный компонент увеличился, о чем свидетельствует творчество и Э. Хейвуд(1693-1756), и Дж. Остен (1775-1817), и С. Оуэнсон (Леди Морган) (1783-1859), и других.

К 1770 в значительной степени в романах воспевалось добродетель, герои были сентиментальными, с «феминизирующими» с признаками мягкости и чувственности, присущей женщинам. «Женское начало», напротив, выстраивалось более прагматично и мужественно. Это нашло отражение в творчестве К. Рив (17291807), Э. Хэйвуд, писательниц, чье имя незаслуженно забыто, но чьи идеи предопределили развитие женской прозы Англии в XVШ-XIX веков и оказали влияние на творчество Дж. Остен, у которой училась впоследствии С. Оуэн-сон (леди Морган). Длительное время именно литературные тексты являлись практически единственным источником информации о жизни женщин, поскольку до недавних пор было раскрыто и представлено мало исторических документов, исследований, материалов, с помощью которых можно говорить о реальной жизни женщин. По замечанию П. Спакс, литература является одним из немногих культурных полей, где «женское» начало представлено, очевидно и явно, в описании сюжетов и ситуаций, показе образов женщин и мотивов их поведения [7; 97].

Возникновение женской прозы в Англии -это отражение назревшей в обществе того времени потребности женщины в признании ее активного присутствия не только в институтах политических, экономических, но также и лите-

ратуре. Писательницы демонстрируют убежденность в том, что лишь благодаря накоплению и выражению альтернативного культурного опыта литература может стать по-настоящему полноценной и отражающей все сферы человеческого бытия. Романы, созданные женщинами, написаны по-разному, поднимают различные темы, представляют различные сюжеты, и не всегда любовь - их центральная тема. И нельзя во всех случаях говорить о мелкости и узости тем, о сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами.

Уж в середине XVIII столетия в ответ на мужской идеал покорной жены у женщин-писа-тельниц существовала тенденция прославлять мать, имеющую в их произведениях власть над мужчинами. С. Ли, например, создала образ мужчин, угождающих каждой прихоти своих це-ломудренних матерей.

К 1760 годам духовная и нравтсвенная чистота женщины ценилась гораздо больше, чем в период Реставрации. Так, в «Письме от мисс Ф. к Знатной особе» говорилось о достоинстве женщины - целомудрии, а также предпринималась попытка устранить предубеждения общества о том, что женщинщина должна заниматься только домом, семьей, а мимм Ф. пыта-ласть убедить окружающих дать ей возможность заниматься карьерой певицы.

Женщины старались писать обо всех проблемах своего времени: о религии, политике, образовании, философских течениях и т. д. Примерами могут быть работы Дж. Боулби, Э. Доквры, С. Хьюм, М. Эстел и др. Еще в конце XVII -начале XVIII вв. они активно участвовали в споре по теориям Дж. Локка. Так, М. Эстел, хотя и принимала антиавторитарные рассуждения философа о семье и отношениях между мужчи-

нами и женщинами, однако относилась к ним скепитчески. Известная миссис М. Уолстнок-рафт также использовала взгляды Локка в своем раннем руководстве об образовании.

Отношениям между полами было посвящено много сочинений. Нередко в своих произведениях писательницы изображали мужчин злодеями и соблазнителями. В начале 1700 годов М. Дэвис и М. Уолстонкрафт приводили доводы в пользу дружбы между мужчиной и женщиной взамен романтичной любви, а леди Уолас осуждала страсть как угрозу обществу.

До последнего десятилетия XVIII в. супружеская измена считалась преступленем на почве страсти и резко осуждались обществом. Но в 1745 г. Ш. Маккарти в своем романе «Справедливый Моралист» неожиданно для читателя оправдывает падшую женщину, а в 1770 гг. выходит роман «Эммилайн» (1788) Ш. Смит с подробным описанием страданий и чувств неверных жен. Это был своеобразный протест против «англисйкого домостроя» того времени. Об этом свидетельствует и творчество А. Бен, Э. Полвел и М. Дэвис в начале XVIII в., восставших против брака по расчету, и Э. Бойд, описавшей страдания нелюбящей друг друга пары. Впервые у М. Дэвис прозвучали нотки непримиримой феминистки: она полагала, что женщины могли бы добиться большего успеха в жизни, если бы избегали супружества. Как ни странно в женской прозе ХХ века (К. Мэнсфилд, В. Вулф) эти идеи получат свою полную реализацию, и не только в творчестве.

Писательницы понимали, что воспитание и образование, равное с мужчинами, поставило бы их на одну ступень и дало бы возможность развиваться наравне с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они не в силах были изменить. Не случайно уже в XIX веке Дж. Остен в своем романе «Доводы рассудка» (1817/1818) открыто вступает в дискуссию с капитаном Уэнтуортом: «Боже упаси преуменьшать способность к верности и нежности у своих собратьев! Я заслуживала бы презрения, посмей я предположить, будто одни женщины только и способны на многое, на великое. Вы никаких не боитесь трудов, и терпение ваше безмерно, покуда - если мне позволительно будет так выразиться, - покуда вам есть для кого терпеть и трудиться. Я хочу сказать: покуда любимая женщина жива, и рядом, и предана вам.

По мне, единственное преимущество женщины (преимущество весьма незавидное; и врагу не пожелала бы) - это способность наша любить дольше, когда у любви уж нет надежды на счастье или возлюбленного уж нет в живых» [13].

Общественное признание - тема, которая так значима для героев женских романов и так философски глубоко осмысленная писательницами через судьбы своих героев. Так, Дж. Остен довольно смело поднимает вопрос об образовании женщин, когда, ссылаясь на книги, капитан Харвил пытается убедить Энн в том, что она не права: «... я в жизни своей не открывал книги, где не говорилось бы о женском непостоянстве. Да ведь вы скажете, небось, что книги сочиняют мужчины»[14]. Энн с чувством достоинства па-ририрует своему оппоненту: «Быть может и скажу. Нет, нет, с вашего дозволения книги мы уж оставим в покое. У мужчин куда более средств отстаивать свои взгляды. Образованность их куда выше нашей; перо издавна в их руках. Не будем же в книгах искать подтверждения своей правоте». И опять замечание не случайно, поскольку во времена Дж. Остен женщина-писательница вряд ли снискала бы уважение в свете. Сама она много лет скрывала свое авторство, но в замечании, высказанном устами Энн, кроется непризнание истинности женских чувств в описании их мужчинами.

Среди тех, кто рискнул заявить о себе в литературе были такие писательницы как П. Обин (1679-1731), Ф. Брук (1724-1789), Ф. Берни (1752-1840), М. Дэвис (1674-1732), С. Филдинг (1710-1768), Э. Гриффит (1720-1793), Э. Инч-болд (1753-1821) и многие другие. Особо среди них выделяется творчество Д. Мэнли (16631724), Э. Хэйвуд (1693-1756) и К. Рив (17291807), которые предопределили не только пути развития английской женской прозы XVIII в., но и всех последующих веков. Традиции, заложенные в творчестве именно этих писательниц, нашли отражение в романах сестер Бронте, Дж. Остен и во многом прослеживаются в современной английской литературе в произведениях таких английских писательниц как М. Дрэббл, М. Уорнер, Б. Фридан, Х. Филдинг и др.

Свои романы (novel) женщины могли писать в привычном стиле, усовершенствованном в неофициальных письмах, и использовать свой собственный опыт и свое сознание и мировоззрение в качестве материала. Автобиография

определяет направление в развитии женского реалистического романа эпохи Просвещения.

Как отмечает П.М. Спакс, внутренние переживания женщин затмевали любые гражданские перевороты и побуждали к публикованию своих работ для того, чтобы защитить себя и заработать деньги. К половине столетия выросло число старых дев, особенно после 1780. Элизабет Гамильтон, Шарлотта Брук Леди Мэри выбрали про-ветси жизнь в одиночестве, хотя для некоторых женщин одиночество представляло свободу [7; 49].

Д. Спендер приводит мнения критиков об Э. Хэйвуд, ставящих ее на один уровень с Д. Дефо и С. Ричардсоном, называя ее «the female Defoe» (женщина Дефо) и «the forerunner ofRichardson» (предшественница Ричардсона) [9: 81].

Творчество Э. Хэйвуд развивалось от захватывающих любовных романов в начале 1720-х годов до работ, сфокусированных на женских правах и положении женщин в обществе. В ее произведениях 1730-х годов женщины изображались угнетенными и ущемленными в своих правах со стороны мужчин. Однако этот образ эволюционирует в работах 1740 - 50-х годов, в которых писательница выражает уже положительное отношение к браку, основанному на взаимоуважении и любви супругов [9: 94-95].

Свою писательскую карьеру она начала в 1719 г. с романа «Любовь в избытке, или Роковой поворот судьбы» (1719 - 1720) и закончила в год своей смерти книгами о воспитании «Жена» (1756) и «Муж, или Ответ на Жену» (1756). Многие из ее работ были опубликованы анонимно.

Однако, несмотря на такую активную деятельность, Э. Хэйвуд не была включена Я. Уоттом и У. Алленом в список выдающихся писателей XVIII века [9: 81].

Первый роман Э. Хэйвуд «Любовь в Избытке» затрагивает темы образования и брака. Он состоит из трех частей, напоминающих три действия в пьесе, которую можно было бы поставить на сцене. Главный герой граф Д’Элмонт,

молодой повеса, который без труда очаровывает и влюбляет в себя женщин, ведет легкомысленный и распутный образ жизни, но потом встречает настоящую любовь. Это чувство к прекрасной Меллиоре (МеШога) исправляет его. Произведение заканчивается свадьбой главного героя и его возлюбленной. На страницах романа Э. Хэйвуд размышляет о том, что такое любовь и какие последствия несет в себе проявление этого глубокого нежного чувства к другому человеку [7; 9].

Тему «падшей женщины» писательница поднимает в романах «Идалиа, или несчастливая любовница» (1723) и «Фантомина, или любовь в лабиринте» (1724). В этих произведениях она утверждает, что женщины должны иметь доступ к власти в социальной сфере.

В некоторых своих работах Э. Хэйвуд затрагивает политические проблемы, но настоящие имена людей, явившихся прототипами ее героев, писательница не называет, оставляя только их инициалы. Однако в Британском музее в Лондоне можно найти расшифровку их полных имен. Так, например, в «Приключении Иоваай, принцессы Иджавейн: доадамова история» (1736), или «Несчастной принцессе» (1740) действие происходит в легендарные времена, предшествующие разрушению второй «луны». Восточная сказка представляет собой сатиру на деятельность премьер-министра Роберта Уолпола.

Таким образом, в XVIII- первой половине XIX вв. наметились основыне пути развития английской женской прозы - от семейной до социальной, доказывая равноправие писательниц на собственный творческий мир, на его объективность. Этим обсусловлено повышенное внимание современного литературоведения к женской прозе в целом и к творчеству английских писательниц указанного периода в частности, поскольку речь идет о становлении формы самостоятельного женского романа, исследование которого будет представлено в отдельных исследованиях авторов статьи.

04.02.2011

Список литературы:

1. Dictionary of British women writers / Ed. by Janet Todd. - London: Routledge, 1989. - XVIII, 762 c. ISBN 0-415-03625-9

2. Facer, R. Eliza Haywood. Library and early women’s writing. / R. Facer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.chawton.org/library/_biographies/haywood.html

3. Gender and literary voice / Ed. by Janet Todd. - New York; London: Holmes & Meier, Cop. 1980. - 268c. ISBN 0-8419-0656-4

4. Haywood, E. Love in Excess, or the Fatal Enquiry / E. Haywood [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.archive.org/stream/loveinexcessorfa00hayw#_page/n3/mode/2up

5. Priestley, M. The Female Spectator. Being selections from Mrs. Eliza Haywood’s periodical (1744-1746). / M. Priestley [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=9554882

6. Shattock, Joanne. The Oxford guide to British women writers/Joanne Shattock - Oxford; New Yors: Oxford univ. press, 1993. - IX, 492c. ISBN 0-19-214176-7

7. Spacks, Patricia Meyer. Novel beginners: experiments in eighteenth-century English fiction / Patricia Meyer Spacks. - New Haven; London: Yale univ. press, cpo. 2006. - IX, 309c. ISBN 0-300-11031-6

8. Speaking of gender / Ed. by Elaine Showalter. - New York; London: Roultadge, 1989. - VIII, 335c. ISBN 0-415-90027-1

9. Spender, D. Mothers of the novel / D. Spender [Text]. - London and New York: Pandora, 1986. - 357c. ISBN 0-8635-8081-5

10. Whicher, G. F. The Life and Romances of Mrs. Eliza Haywood. / G. F. Whicher [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/etext/10889

11. Лабутина, Т. Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. - Спб.: Алетейя, 2001. - 247 с. - (Pax Britannica) ISBN 5-89329-446-7

12. Остен Дж. Доводы рассудка. - М., 2005. - С. 266-267.

13. Там же. С. 265.

14. Там же. С. 265-266.

15. Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С.30-40

Сведения об авторах:

Мальченко Татьяна Владимировна, аспирант 2 курса дневной формы обучения, кафедра литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15а, e-mail: [email protected] Миляева Ольга Владимировна, аспирант 1 курса дневной формы обучения, кафедра литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected] Тимошенко Юлия Викторовна, аспирант 3 курса дневной формы обучения, кафедра литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected]

UDC 820 (09)

Malchenko T.V., Milyaeva O.V., Timoshenko Y.V.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University E-mail: [email protected]

THE WAYS OF DEVELOPMENT OF FEMALE PROSE IN ENGLISH LITERATURE OF THE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES

In this article on the basis of the creativity of three writers of the XVIII - first half of the XIX centuries, the ways of development of female prose in England are determined, the special relation of the authors to the problems of female happiness, social recognition and the rights to creativity and self-expression are marked.

Key words: female prose, novel, theme, English literature.

Bibliography:

1. Dictionary of British women writers / Ed. by Janet Todd. - London: Routledge, 1989. - XVIII, 762 c. ISBN 0-415-03625-9

2. Facer, R. Eliza Haywood. Library and early women’s writing. / R. Facer [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.chawton.org/library/biographies/haywood.html

3. Gender and literary voice / Ed. by Janet Todd. - New York; London: Holmes & Meier, Cop. 1980. - 268c. ISBN 0-84190656-4

4. Haywood, E. Love in Excess, or the Fatal Enquiry / E. Haywood [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.archive.org/stream/loveinexcessorfa00hayw#page/n3/mode/2up

5. Priestley, M. The Female Spectator. Being selections from Mrs. Eliza Haywood’s periodical (1744-1746). / M. Priestley [Electronic resource]. - Access mode: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=9554882

6. Shattock, Joanne. The Oxford guide to British women writers/ Joanne Shattock - Oxford; New Yors: Oxford univ. press, 1993. - IX, 492c. ISBN 0-19-214176-7

7. Spacks, Patricia Meyer. Novel beginners: experiments in eighteenth-century English fiction / Patricia Meyer Spacks. -New Haven; London: Yale univ. press, cpo. 2006. - IX, 309c. ISBN 0-300-11031-6

8. Speaking of gender / Ed. by Elaine Showalter. - New York; London: Roultadge, 1989. - VIII, 335c. ISBN 0-415-90027-1

9. Spender, D. Mothers of the novel / D. Spender [Text]. - London and New York: Pandora, 1986. - 357c. ISBN 0-8635-8081-5

10. Whicher, G. F. The Life and Romances of Mrs. Eliza Haywood. / G. F Whicher [Electronic resource]. - Access mode: http:/ /www.gutenberg.org/etext/10889

11. Labutina T. L. Upbringing and education of an English woman in the XVII century. - Spb.: Aletheia, 2001. - 247 p. - (Pax Britannica) ISBN 5-89329-446-7

12. Austen J. Persuasion. - M., 2005. - P. 266-267.

13. Ib. P. 265.

14. Ib. P. 265-266.

15. Feminism: prose, memoirs, letters, essays. M., 1992. P30-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.