Научная статья на тему 'Женские типы в романе Дж. Остен «Чувство и чувствительность»'

Женские типы в романе Дж. Остен «Чувство и чувствительность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2785
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НОВАТОРСТВО / ХАРАКТЕР / ТИП

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимошенко Ю. В.

В статье рассматриваются женские типы в романе Дж. Остен в контексте взглядов автора на женское воспитание и семейные ценности, выделяются типы женских характеров, рассматриваются «романтические» и «рационалистические» натуры героинь романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMAN’S TYPES IN JANE OSTEN’S NOVEL «SENSE AND SENSIBILITY»

In this article woman’s types in J. Osten’s novel are considered in the context of the author’s view to female upbringing, education and family values. Also the types of female characters are allocated, and marked in the article. «Romantic» and «rational», «reasonable» natures of the heroines of the novel are marked out in article.

Текст научной работы на тему «Женские типы в романе Дж. Остен «Чувство и чувствительность»»

Тимошенко Ю.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: 2109-404@rambler.ru

ЖЕНСКИЕ ТИПЫ В РОМАНЕ ДЖ. ОСТЕН «ЧУВСТВО И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ»

В статье рассматриваются женские типы в романе Дж. Остен в контексте взглядов автора на женское воспитание и семейные ценности, выделяются типы женских характеров, рассматриваются «романтические» и «рационалистические» натуры героинь романа.

Ключевые слова: роман, образ, художественное новаторство, характер, тип.

Творчество романистки Дж. Остен (17751817) привлекает в первую очередь в связи с потребностью современной науки уточнить некоторые аспекты историко-литературного развития, поэтому так много внимания к литературе переходных периодов, к одному из которых как раз относится творчество английской писательницы. Более того, во всех многочисленных исследованиях, статьях, диссертациях и даже фильмах по ее произведения или о ней, делается акцент на мелодраматизме судьбы женщины, на определении ее романов как нравоучительных или сентиментальных. Однако сегодня, с позиций времени, удаляясь на некоторое расстояние от истории жизни и деятельности Джейн Остен, можно заметить одну характерную особенность ее произведений - они посвящены, прежде всего, миру провинциальному, а ее героини - плоть от плоти этого мира со всеми его предрассудками и представлениями о мире, о роли женщины в семье и обществе, о творчестве, споры вокруг которого так часто возникают в дискуссиях на страницах романов. Разрабатывая женскую тему в романе «Чувство и чувствительность», Дж. Остен показывает читателю женщин разных социальных положений: незамужние девушки, замужние женщины, вдовы. Различны они и по возрасту - от совсем юных девушек до солидных дам. В целом, автор показывает два типа женщин викторианской эпохи - «романтический» и «рационалистический». На протяжении всего романа «Чувства и чувствительность» эти два типа проходят через определенную эволюцию, о чем свидетельствуют образы Марианны и Элинор. В результате разработки характера Элинор в романе Остен утверждается новый тип женщины, написанной с позиций реального искусства, облада-

ющей рациональным складом ума, развитым чувством и способностью к самоанализу, к объективной оценке окружающей действительности.

С сестрами Дешвуд читатель знакомится уже на первых страницах романа, давая каждой прямую авторскую оценку:

Элинор - «...обладала живым умом и спокойной рассудительностью, позволившими ей в девятнадцать лет стать советницей матери: не раз она к их общему благу успевала предупредить тот или иной необдуманный порыв миссис Дэшвуд. Душа у нее была прекрасная, сердце доброе и привязчивое, а чувства очень сильные, но она умела ими управлять» [1; 8].

Марианна - «.во многих отношениях не уступала Элинор. Она была умна, но впечатлительна и отличалась большой пылкостью: ни в печалях, но в радостях она не знала меры. Она была великодушна, мила, загадочна - все что угодно, но только не благоразумна»[1; 9].

В изображении Элинор и Марианны читатель не увидит четкого портретного описания, потому что Остен стремилась заострить внимание на внутренних качествах девушек, проявив разность их мироощущений.

Используя прием рассказа о герое, Остен углубляет характеристики героинь через их литературные пристрастия. Так, Марианна увлекается поэзией Джеймса Томсона и Уильяма Каупера, балладами и романами Вальтера Скотта. Это помогает понять среду, в которой складывалось романтическое мировосприятие Марианны. Сентиментальное и романтическое начало определяет в целом тип характера Марианны. Девушка иллюзорно воспринимает окружающий мир и людей. В то же время Элинор способна переступить через иллюзии и рационально осмысливать происходящее вокруг

себя. Разность мироощущений обнаруживает и те проблемы, которые приходится решать героиням по ходу развития сюжета романа. Прежде всего, это смерть хозяина дома и необходимость уехать из родного Норленда, т. к. поместье завещано их сводному брату Джону Дэшво-ду Марианна и миссис Дэшвуд воспринимают эту новость с горечью: «Сразившее их горе от невозвратимой утраты теперь нарочито растравлялось, усугублялось, воскрешалось вновь и вновь. Они всецело предались его мукам, питали их всеми способами и твердо отвергали даже мысль о возможном утешении пусть в самом далеком будущем» [2]. В отличие от своей сестры и матери, Элинор более трезво оценивает ситуацию, хотя также «горевала всем сердцем», хотя и старалась взять себя в руки: «У нее достало сил советоваться с братом, а также достойно встретить невестку и держаться с ней, как требовали правила хорошего тона. Она пыталась побудить к тому же и свою мать, вдохнуть в нее такую же терпеливую твердость» [2].

В отличие от Элинор, Марианна не хочет возвращаться в реальность. Она нарочито уходит в мир иллюзий и даже постоянно преувеличивает все, о чем думает, что замечает, придавая некоторым деталям или своим догадкам статус большого события. Так, например, она прощается с Норлендом в лучших традициях героинь сентиментального романа. Ее речь состояла сплошь из восклицательных предложений, надрывно произносимых самой перед собой, когда Марианна прогуливалась одна перед домом в последний вечер: «Милый, милый Норленд! - твердила Марианна, прогуливаясь в одиночестве перед домом в последний вечер. - Когда перестану я тосковать по тебе! Когда почувствую себя дома где-нибудь еще! О счастливая обитель, если бы ты могла понять, как я страдаю сейчас, созерцая тебя с места, откуда, быть может, мне уже более не доведется бросить на тебя хотя бы взгляд!...»[2]. То же нарочитое переживание сопровождает ее догадки по отношению к Элинор и Эдварду Феррарсу: «она уверовала в серьезность их взаимного чувства, предвкушала их скорую свадьбу» и уже мысленно начала скучать по сестре: «Ах, мама» Как же мы будем жить без нее?» [2].

Элинор, напротив, во всех ситуациях более реалистична, правдива. Оценивая свои чувства к Эдварду Феррарсу, она не витает в облаках, а трезво мыслит и даже проявляет завидную рас-

судительность для юной девушки, которая к тому прекрасно понимает, что с ее небольшим приданным у нее слишком малы шансы выйти замуж вообще: «Я отнюдь не убеждена в его расположении ко мне. По временам оно кажется не столь уж большим. И пока он не объяснился открыто и прямо, вряд ли . должно удивлять, что я избегаю поощрять свою симпатию, полагая или называя ее чем-то иным. В глубине души я не сомневаюсь., почти не сомневаюсь, в его сердечном влечении. Но ведь кроме чувств надо принять во внимание еще и многое другое»[2]. В свои девятнадцать лет Элинор действительно мыслит слишком серьезно и делает слишком глубокие выводы для женщины. По мнению Остен, Элинор обладает поистине мужским складом ума, поэтому ее так и привлекает Фер-рарс, который при всей заурядности своей внешности (Марианна даже не понимает, чем он мог привлечь сестру) обладает твердостью нравственных устоев и живостью ума. Она открыто признается в своем отношении к Фер-рарсу сестре, утверждая при этом, что прежде всего уважает своего избранника. Романтичная Марианна тут же упрекнула сестру в холодности сердца, потому что та говорит не о любви, а об уважении человека, который ей нравится и с которым она почему-то еще не помолвлена. В отличие от Марианны, Элинор способна укротить свои чувства даже тогда, когда, казалось бы, рухнула сама надежда на счастье - Элинор узнала о помолвке Эдварда, но она никак не смогла сдержать слезы счастья, узнав через некоторое время о том, что свадьба не состоялась. Сохраняя из последних сил правила приличия, узнав о новости, Элинор «почти выбежала из комнаты и, едва притворив за собой дверь, разразилась радостными слезами, которые никак не могла унять»[2]. Свою радость она также сумела скрыть от посторонних глаз, позволив себе слезы только за закрытыми дверями.

Долгожданное счастье Элинор и Эдварда -это авторский взгляд на семью. Построенную на основе чувств, центральным из которых оказывается не любовь, а уважение. То есть того чувства, которое так непонятно Марианне.

Две сестры являют собой образец не только двух типов, но и двух женских судеб. Если Элинор, сдержанная и терпеливая, дожидается своего счастья, то Марианна, напротив, своей склонностью к преувеличению, чуть было не

пострадала, так как не пожелала скрывать своих чувств к Уиллоби, который, по ее мнению, должен был стать ее супругом. Однако и ее настигло известие о помолвке и предстоящей свадьбе молодого человека. Теперь Марианна поставлена Остен в ту же ситуацию нравственного выбора и переживания. Но, в отличие от Элинор, Марианна оказалась слабее, и вышла с честью из сложившейся ситуации только благодаря благородному поступку полковника. Интересно, что и в такой щепетильной ситуации, когда она, повредившая на прогулке ногу, выздоравливала в дальнем поместье под присмотром Элинор и полковника. Марианна, узнав о свадьбе Уиллоби, с наслаждением придавалась своему отчаянию. Брак с полковником спасает ее не только от позора, но и от прозрения. Выходя за полковника, Марианна понимает только одно - он не ее партия, но теперь она имеет положение в обществе и даже приличный доход. Всю оставшуюся жизнь можно продолжать предаваться грезам. В конце романа в Марианне как-то сразу просыпается и праг-

матизм, и неудовольствие по отношению к браку сестры, и к тому холодному приему, который оказали в Лондоне дальние богатые родственники. В результате образ Марианны обрел черты банальной женщины, которая под вуалью романтики вовсе не склонна была реальна оценивать ни себя, ни окружающих. В то же время образ Элинор свидетельствовал о рождении нового типа женщины в творчестве Остен. Этот тип отсвечивал личностными чертами самой писательницы, также наделенной живым умом, трезвым рассудком, аналитическим мышлением. В этом привлекательность Элинор, в этом и загадка Остен, оставившей своих читательниц в недоумении - почему не романтичная, а именно рационалистичная Элинор заслужила счастье, хотя и не признавала первенство любовного чувства. Однако для самой Остен мыслящая женщина, думающая и способная управлять своими эмоциями и чувствами - это тот желанный образец, который она почерпнула у просветителей и который так точно и правдиво реализовала на страницах своего романа.

22.03.2011

Список литературы:

1. Остен, Дж. Чувство и чувствительность / Дж. Остен. - М., 2003.

2. Остен, Дж. Чувство и чувствительность / Дж. Остен. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litru.ru/ index.html

Сведения об авторе:

Тимошенко Юлия Викторовна, аспирант 3 курса дневной формы обучения, кафедра литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического университета (филиал) Оренбургского государственного университета 462403, Орск, пр-т Мира, 15а, e-mail: 2109-404@rambler.ru

UDC 820 (09)

Timoshenko Y.V.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University E-mail: 2109-404@rambler.ru

WOMAN’S TYPES IN JANE OSTEN’S NOVEL «SENSE AND SENSIBILITY»

In this article woman’s types in J. Osten’s novel are considered in the context of the author’s view to female upbringing, education and family values. Also the types of female characters are allocated, and marked in the article. «Romantic» and «rational», «reasonable» natures of the heroines of the novel are marked out in article. Key words: novel, image, fiction (art) innovation, character, type.

Bibliography:

1. Austen, J. Sense and Sensibility / J. Austen. - M., 2003.

2. Austen, J. Sense and Sensibility / J. Austen. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.litru.ru/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.