КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Constitutional law
УДК 343.83
C. Н. Чудакова
ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК ОДНО ИЗ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖБЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
S. N. Chudakova
TERMINATION OF CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION
AS ONE OF THE GROUNDS FOR TERMINATION OF SERVICE
IN THE PENAL SYSTEM
В статье рассматриваются вопросы прекращения гражданства Российской Федерации, и проблемы, которые в связи с этим возникают при прохождении службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Анализируется действующее законодательство, регулирующее гражданство Российской Федерации. Даётся законодательное определение гражданства, определения некоторых учёных, а также авторское определение. Делается вывод о важности и значимости гражданства Российской Федерации при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
The article discusses issues related to the termination of the citizenship of the Russian Federation, and some problems in this regard occur during service in the institutions and bodies of the penal system. We analyze the existing legislation governing citizenship of the Russian Federation. Given legislative definition of citizenship, some scientists, as well as the author's definition. In conclusion, a conclusion about the importance and significance of citizenship of the Russian Federation at the service in the penal system.
Ключевые слова: гражданство Российской Федерации; государственная служба; политическая жизнь страны; политические права; институт гражданства; прекращение гражданства; выход из гражданства; прекращение государственной службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; увольнение из уголовно-исполнительной системы.
Key words: citizenship of the Russian Federation; the civil service; the political life of the country; the political rights of citizenship; the citizenship termination; withdrawal from citizenship; termination of public service in the institutions and bodies of the correctional system; the dismissal of the penal system.
Поступление на службу в учреждения и органы ФСИН России нормативно определяется главой второй Положения о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации (далее - Положение)1, где устанавливаются общие условия поступления на службу и требования к лицам, поступающим на службу в уголовно-исполнительную систему (далее - УИС).
1 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (в ред. от 25.11.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
На службу в УИС в добровольном порядке принимаются граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет, независимо от пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, которые способны своими деловыми и личными качествами, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
Заслуживает особого внимания тот факт, что п. 4 ст. 32 Конституции РФ устанавливает равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе1, а также в соответствии п. «с» ст. 25 Международного пакта от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» каждый в своей стране должен допускаться на общих условиях к государственной службе2. Кроме этого, п. 2 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит, что каждый человек имеет право на равный доступ к государственной службе в своей стране3.
Таким образом, что и на службу в уголовно-исполнительную систему имеют право поступать все граждане Российской Федерации на общих основаниях.
Служебные правоотношения, возникшие между гражданином, поступившим на службу, и руководителем учреждения или органа УИС, принявшим на службу гражданина, имеют длящийся характер, однако любое правоотношение, независимо от его длительности, в итоге прекращается.
Прекращение государственной службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы возможно лишь по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Как и поступление на службу в учреждения и органы ФСИН России, прекращение службы имеет свои основания и процедуру. Согласно ст. 57 Положения одним из оснований для прекращения службы в уголовно-исполнительной системе является прекращение гражданства Российской Федерации.
На первый взгляд, гражданство кажется явлением простым, но на самом деле оно имеет многогранную и сложную природу. Оно может быть федеративным и республиканским, двойным и национальным, приобретённым и прирожденным.
В отечественной юридической и справочной литературе гражданство понимается как: политическая и правовая принадлежность лица к
1 См.: Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 См.: О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
3 См.: Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля.
конкретному государству1; состояние в числе граждан государства, правовое положение гражданина2.
Заслуживает внимания определение В. Я. Кикотя: «гражданство -это особое политико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную и устойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможность пользоваться всеми установленными законом правами, а также обязано выполнять определённые обязанности»3.
В связи с этим представляется, что гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, которое находится под его властью, в результате чего государство наделяет гражданина правами и защищает его, а гражданин, в свою очередь, соблюдает законы этого государства и, безусловно, выполняет установленные обязанности. Таким образом, совокупность данных прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, который отличает его от лиц без гражданства и иностранных граждан.
Достаточно просто понятие гражданства определено в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ: «Гражданство РФ - это устойчива правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей»4.
Необходимо отметить, что именно гражданство предоставляет индивиду возможность принимать активное участие в политической жизни страны, так как именно институт гражданства наделяет его политическими правами, например, избирательными, что даёт возможность участвовать в формировании органов государственной власти, а также проходить государственную службу в учреждениях и органах ФСИН России.
Рассматривая вопрос прекращения службы в учреждениях и органах ФСИН России, приходим к выводу, что в случае прекращения гражданства Российской Федерации сотрудник подлежит увольнению из уголовно-исполнительной системы.
Гражданство Российской Федерации, согласно ст. 6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, который отмечен нами выше.
Ст. 18 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гласит, что основаниями для прекращения гражданства РФ являются:
1 См.: Юридический энциклопедический словарь / под ред. А. Я. Сухарева 2-е изд., доп. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 95.
2 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. М.: Рус. яз., 1989. С. 116.
3 Российское гражданство : учебное пособие / под ред. В. Я. Кикоть, Н. М. Смородина. 4-е изд., перераб. доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 93.
4 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
а) выход из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Выход из российского гражданства осуществляется на основании добровольного волеизъявления гражданина. При выходе из гражданства Российской Федерации лицо вместе с заявлением должно представить документ уполномоченного органа иностранного государства, который подтверждал бы наличие у заявителя гражданства иного государства или подтверждение возможности приобретения им иного гражданства. Такое установление полностью согласуется со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство. Кроме этого, заявитель должен представить документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии у него задолженности по уплате налогов.
Основаниями отказа в выходе из гражданства Российской Федерации являются: если гражданин имеет не выполненное перед государством обязательство, установленное федеральным законом; если гражданин привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Согласно ст. 28 Федерального закона полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются Президент Российской Федерации и иные полномочные органы, имеющие право принимать решения по вопросам гражданства Российской Федерации.
Прекращение гражданства в форме выхода из гражданства по собственному желанию (экспатриация) представляет собой главное основание его прекращения.
Гражданство Российской Федерации при прохождении государственной службы в учреждениях и органах ФСИН России имеет основное значение, так как его прекращение влечёт за собой автоматическое прекращение службы в уголовно-исполнительной системе.
Следует отметить, что заслуживает особого внимания упрощённый порядок принятия российского гражданства в связи с присоединением Республики Крым и города Севастополя, а также большого количества беженцев, среди которых имеются и высококвалифицированные специалисты, и те, которые могут и искренне желают служить в правоохранительных органах, в том числе и в Федеральной службе исполнения наказаний.
Поиск, экспертная оценка и оперативное законодательное закрепление такого упрощённого порядка позволяет решить некоторые кадровые проблемы, в том числе качественно улучшить и обеспечить отбор сотрудников рассматриваемых органов исполнительной власти.
Литература
1. Всеобщая Декларация права человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля.
2. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
3. Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
5. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (в ред. от 25.11.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. М.: Рус. яз., 1989.
7. Российское гражданство : учебное пособие / ред. В. Я. Кикоть, Н. М. Смородина. 4-е изд., перераб. доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
8. Юридический энциклопедический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. 2-е изд., доп. М.: Сов. энциклопедия, 1987.