Научная статья на тему 'Прекращение договоров, опосредующих процесс перевозок грузов автомобильным транспортом'

Прекращение договоров, опосредующих процесс перевозок грузов автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
730
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОГОВОР / ИЗМЕНЕНИЕ / ПРЕКРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаст О. Ф.

В статье освещаются вопросы прекращения договора перевозки грузов, транспортной экспедиции при надлежащем исполнении сторонами обязательств договора, при невозможности исполнения обязательств, при переадресации груза и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прекращение договоров, опосредующих процесс перевозок грузов автомобильным транспортом»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

УДК 346.3

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРОВ, ОПОСРЕДУЮЩИХ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

О.Ф. Фаст

Саратовский государственный университет, кафедра гражданского права и процесса E-mail: [email protected]

В статье освещаются вопросы прекращения договора перевозки грузов, транспортной экспедиции при надлежащем исполнении сторонами обязательств договора, при невозможности исполнения обязательств, при переадресации груза и т.д.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, договор, изменение, прекращение.

Stopping of Agreements of Transportations of Loads by the Motor Transport ОТ. Fast

In the article light up the questions of stopping of agreement of transportation of loads, to a transport expedition at the proper execution of obligations of agreement sides, at by impossibility of execution of obligations, during readdressing of load et cetera.

Key words: motor transport, contract, change, termination.

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, наступает ответственность той или иной стороны договоров, опосредующих процесс перевозки грузов.

Договор перевозки грузов, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Данное правило конкретизировано в статьях Устава 2007 г. И «пока имеет место надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств»1. Поэтому надлежащее исполнение мы будем рассматривать как исключающее ответственность сторон договора, а ненадлежащее исполнение - как наступающую ответственность той или иной стороны договора.

Надлежащее исполнение, в условиях систематизации договоров, касается всех участников (субъектов) как основного договора перевозки грузов, так и вспомогательных договоров -фрахтования и транспортной экспедиции. Так, например, грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность

груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (ч. 2 ст. 10 Устава 2007 г.), при предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке - маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов (ч. 3 ст. 10 Устава 2007 г.), определять массу груза (ст. 12) и производить пломбирование транспортных средств, контейнеров (ст. 13). Если же грузоотправитель предъявил груз с опозданием либо не соответствующий договору перевозки груза или правилам перевозки грузов, то груз считается не предъявленным для перевозки, а грузоотправитель несет ответственность, установленную в ч. 1 ст. 35 Устава 2007 г. Также ответственность грузоотправителя наступает в случае неуказания в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо искажения сведений о свойствах груза (ч. 3 ст. 35 Устава 2007 г.), задержки (простоя) транспортных средств, поданных под погрузку (ч. 4 ст. 35 Устава 2007 г.), задержки (простоя) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку сверх норм, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35 Устава 2007 г.).

В обязанности перевозчика входит, например, предоставление в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Устава 2007 г.), при необходимости хранить груз в терминале (ст. 16) и т.д. Однако, как указывали В.Т. Смирнов и В.Ф. Яковлева, «основной обязанностью перевозчика по договору перевозки является выдача груза в пункте его назначения управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Но для того, чтобы грузополучатель мог своевременно осуществить приемку груза, перевозчик должен совершить ряд подготовительных действий, являющихся содержанием его обязанностей, соответствующих выдаче груза, и до исполнения которых получатель не может принять прибывший в его адрес груз. К ним относятся: а) информационная обязанность сообщить грузополучателю о прибытии груза; б) обязанность подачи перевозочных средств под выгрузку, если выдача груза осуществляется не через склад транспортной организации»2.

Авторы отмечают, что «с выдачей груза прекращается обязательство по перевозке, а при наличии к тому оснований, возникает охранительное правоотношение, наступает ответственность перевозчика за надлежащее исполнение договора

© О.Ф. Фаст, 2008

перевозок»3. Эта мысль была отражена в Уставе 1969 г., также она была воспринята законодателем и в новом Уставе 2007 г. Так, например, ст. 34 Устава 2007 г. предусматривает ответственность перевозчика за невывоз по его вине груза, предусмотренного договором перевозки груза (ч. 1), за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза (ч. 3), за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5).

Помимо обязанности перевозчика доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель также наделен обязанностью - принять доставленный ему груз (ч. 1 ст. 15 Устава 2007 г.). Кроме того, после выгрузки грузов грузополучатель обязан очистить от остатков этих грузов транспортные средства, контейнеры, а после перевозки грузов, перечень которых определяется правилами перевозок грузов, промыть и при необходимости продезинфицировать транспортные средства, контейнеры.

Наделяя обязанностями грузополучателя, законодатель предусматривает и его ответственность за ненадлежащее исполнение своей обязанности:

- за задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку (ч. 4 ст. 35 Устава 2007 г.);

- за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под выгрузку сверх ном, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35 Устава 2007 г.).

В случае когда грузоотправителем заключен договор транспортной экспедиции, то, с одной стороны, экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции (ст. 4 Закона № 87). С другой стороны, клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (ч. 1 ст. 5 Закона № 87). Кроме того, клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87). В противном случае экспедитор и клиент несут ответственность в соответствии с гл. 25 ГК РФ и ст. 6-11 Закона № 87.

Клиент и экспедитор могут в любой момент досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого достаточно предупредить контрагента в разумный срок и возместить ему убытки, вызванные расторжением договора. Это общее правило, предусмотренное ст. 806 ГК РФ. Закон № 87 дополняет это условие. Помимо убытков, вызванных односторонним «выходом из игры», надо будет заплатить штраф - 10% от суммы понесенных затрат (п. 5 ст. 6).

В Уставе 2007 г., где предусмотрено заключение вспомогательного договора фрахтования (ст. 18), в обязанности фрахтовщика входит предоставление транспортного средства в соответствии с условиями договора, а фрахтователя

- использовать данное транспортное средство в соответствии с договором. В то же время в Уставе 2007 г. находят место положения об ответственности фрахтовщика за непредставление транспортного средства, предусмотренного данным договором (ч. 2 ст. 34), фрахтователя - за отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования (ч. 2 ст. 35).

Таким образом, надлежащее исполнение сторонами договоров, опосредующих весь процесс перевозки грузов автомобильным транспортом обязательств, изложенных в Уставе 2007 г., а также иных обязательств, указанных в этих договорах по соглашению сторон, является основанием прекращения данных договоров. Основанием для прекращения вспомогательного договора транспортной экспедиции, помимо надлежащего исполнения, является односторонняя инициатива с обязанностью возмещения убытков. Напротив, неисполнение сторонами договоров, опосредующих весь процесс перевозки грузов автомобильным транспортом, своих обязанностей можно назвать ненадлежащим исполнением, что является основанием наступления для них ответственности, предусмотренной транспортным законодательством.

Однако Устав 2007 г. предусматривает и другие основания прекращения обязательств по обеспечению процесса перевозки грузов автомобильным транспортом, например невозможностью исполнения.

По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст. 416 ГК РФ). К таким обязательствам Устав 2007 г. относит:

1) непреодолимую силу;

2) временное ограничение или запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

Право

65

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

3) иные не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины (ст. 36).

В Уставе 2007 г. общее правило невозможности исполнения конкретизировано в ч. 3 и 6 ст. 15. Так, в ч. 3 ст. 15 Устава 2007 г. говорится, что «в случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его».

В другом случае, если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть выдан грузополучателю по причинам, не зависящим от перевозчика, перевозчик запрашивает грузоотправителя по поводу указаний относительно груза, в том числе о его переадресовке (ч. 6 ст. 15 Устава 2007 г.).

Здесь указание на переадресовку не случайно. Эта практика находила отражение в Уставе 1969 г. Так, анализируя Устав 1969 г., Э. Лаасик отмечал, что «грузополучатель, не участвуя в заключении договора перевозки, ... приобретает самостоятельное право на груз. Поэтому он вправе: а) требовать выдачи груза в пункте назначения; б) предложить переадресовать груз.»4.

Исследуя правовую природу переадресовки, В.Т. Смирнов и В.Ф. Яковлева приходят к выводу, что «в процессе исполнения перевозки первоначально заключенный договор может подвергнуться двоякого рода изменениям. Во-первых, грузоотправителю предоставлено право изменить указанного в транспортной автомобильной накладной грузополучателя без изменения станции назначения, если, конечно, груз еще не выдан первоначальному получателю. Во-вторых, допускается изменение станции назначения груза, т.е. переадресовка»5.

Однако, как указывал В.А. Тархов, «это правило вызывает серьезные возражения, с точки зрения соответствия его закону. Транспортные уставы и кодексы предоставляют право грузоотправителю распоряжаться грузами, ему не

принадлежащими»6. Отрицательную позицию по этой проблеме высказал ряд ученых. «Поэтому, -продолжает эту мысль Г.Б. Астановский с соавторами, - данное правило следовало бы применять только к случаям отправки не заказанного груза или при ошибочном указании в накладной наименования грузополучателя, когда грузополучатель не приобретает права собственности или права оперативного управления на груз»7.

В настоящее время порядок переадресовки не урегулирован Уставом 2007 г. В нем содержатся лишь положения о том, что «расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя» (ч. 5 ст. 15 Устава 2007 г.). Однако ч. 4 ст. 15 Устава 2007 г. указывает на то, что порядок переадресовки устанавливается правилами перевозок грузов, которые находятся на стадии законодательного развития. Но в любом случае в правилах перевозки грузов должен содержаться раздел, регулирующий порядок переадресовки грузов, например, аналогичный разделу 8, который содержался в прежних общих правилах перевозки грузов автомобильным транспортом8.

Примечания

1 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 480.

2 Смирнов В. Т., Яковлева В. Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. Л., 1978. С. 186-187.

3 Там же. С. 186-187.

4 Лаасик Э. Советское гражданское право. Часть особенная. Таллин, 1980. С. 259.

5 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 387.

6 Тархов В.А. Советское гражданское право. Саратов, 1979. Ч. 2, С. 232.

7 Астановский Г.Б. Комментарий к Уставу железных дорог СССР. М., 1986. С. 121.

8 Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (издание второе, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1983 г.) // Система ГАРАНТ, 2008.

66

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.