Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ЛОГИСТИКЕ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ЛОГИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блокчейн / глобализация / кибербезопасность / оптимизация грузоперевозок смарт-контракт / цифровизация / IoT-датчики / RIFD-метки / blockchain / globalization / cybersecurity / smart contract / digitalization / IoT sensors / RIFD tag / optimization of cargo transportation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.В. Булакаева, А.О. Симоненко, В.В. Щербина, М.А. Юсупова, Н.Т. Кожанов

В работе подробно описывается, как устроена данная технология. Особое внимание обращается на полную цифровизацию всех логистических процессов и эффективность их использования в работе. Также приведены примеры успешных предприятий, работающих с данной технологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — К.В. Булакаева, А.О. Симоненко, В.В. Щербина, М.А. Юсупова, Н.Т. Кожанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF USING BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN LOGISTICS

This article is devoted to the topic of the advantages of using blockchain technology in logistics. It describes how this technology works in detail. Special attention is paid to the complete digitalization of all logistics processes and the efficiency of their use in the work. Examples of successful enterprises working with this technology are also given.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ЛОГИСТИКЕ»

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 658.7

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ЛОГИСТИКЕ

К. В. Булакаева, А. О. Симоненко, В.В. Щербина, М. А. Юсупова Научный руководитель - Н. Т. Кожанов

Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр. К.Маркса, 20 E-mail: masha.yusupova.00@list.ru

В работе подробно описывается, как устроена данная технология. Особое внимание обращается на полную цифровизацию всех логистических процессов и эффективность их использования в работе. Также приведены примеры успешных предприятий, работающих с данной технологией.

Ключевые слова: блокчейн, глобализация, кибербезопасность, оптимизация грузоперевозок смарт-контракт, цифровизация, IoT-датчики, RIFD-метки.

ADVANTAGES OF USING BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN LOGISTICS

K. V. Bulakaeva, А. О. Simonenko, V.V. Scherbina, М. А. Yusupova Scientific Supervisor- N. Т. Kozhanov

Novosibirsk State Technical University 20 K.Marksa pr., Novosibirsk, 630073, Russia Federation E-mail: masha.yusupova.00@list.ru

This article is devoted to the topic of the advantages of using blockchain technology in logistics. It describes how this technology works in detail. Special attention is paid to the complete digitalization of all logistics processes and the efficiency of their use in the work. Examples of successful enterprises working with this technology are also given.

Keywords: blockchain, globalization, cybersecurity, smart contract, digitalization, IoT sensors, RIFD tag, optimization of cargo transportation.

На протяжении последних десятилетий глобализация и интернационализация мирохозяйственных отношений оказывает сильнейшее давление на все стороны деятельности субъектов экономической активности во всём мире. Эти процессы сопровождаются взрывным ростом цифровых технологий.

Именно такой «взрывной технологией» является технология блокчейн. В сущности, блокчейн представляет собой распределенную базу данных, составными элементами которой являются блоки. Именно в них заносится и хранится информация. Кроме того, существуют копии этой базы данных, которые хранятся независимо друг от друга на огромном множестве компьютеров. Эти компьютеры, которые составляют единую сеть, получили название «узлы». Каждый блок хранит в себе тот или иной тип данных об операциях, которые выполняют пользователи. Таким образом, в сети регулярно формируются новые блоки, а блокчейн содержит в себе всю историю операций в сети. Данную технологию можно сравнить, например, с рабочим журналом, куда в хронологическом порядке с указанием времени записываются произведенные операции или действия. Каждая такая запись - это аналогия «блока» в блокчейне. И, если данный дневник хранится в сейфе с

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

кодовым замком, то, каждый раз, когда нужно внести новую запись, необходимо сначала извлечь журнал из сейфа, набрав секретный код. Это аналог приватного ключа в системе блокчейн [1].

Традиционно блокчейн связывают с биткоином. Это связано с тем, что широкую огласку технология получила в 2008 г., когда человек или группа лиц, под псевдонимом Сатоши Накамото анонсировала децентрализованную сеть электронных денег под названием «биткоин». Но сама технология блокчейн была разработана в 1991 г. С.Хабером и У. Скотт Шторнеттом. Идея их открытия заключалась в обработке цифровых документов со штампом времени, при которой исключалась их фальсификация или оформление задним числом. Однако, на тот момент их идея не получила широкой заинтересованности, и авторы даже не стали её патентовать [3].

Чем может быть полезна технология блокчейн для логистики и управления цепями поставок? Во-первых, созданием единой системы отслеживания грузов. Дискретный характер логистических операций хорошо заметен в использовании систем учёта, таких как, например, ERP. Преимущества системы корпоративного планирования ресурсов особенно проявляются в международных логистических операциях, в которых задействованы контрагенты из разных стран и используются все виды транспортировки (морской, наземный и воздушный). Однако, проблема заключается в том, что участники международных цепей поставок используют различные системы учёта. В результате логисты вынуждены осуществлять коммуникации в «аналоговом» формате: бумажные носители информации, факсы, курьеры, персональные встречи. Основной недостаток такого подхода проявляется в том, что часть грузов и транспортных средств либо теряются, либо простаивают, так как «выпадают» из поля зрения разношёрстных систем учёта, а устранение системных несостыковок требует задействования дополнительных ресурсов, как временных, так и финансовых.

С помощью технологии блокчейн можно создать глобальную консолидированную систему документооборота в стандартизированном цифровом формате, которая позволит в режиме реального времени наблюдать за передвижением грузов и транспортных средств. Платформой для такой системы может выступать технология «облачного хранилища». Такой подход уже исповедуют всемирно известные гиганты ритейл-индустрии, такие как Walmart, Nestle, Unilever. Последний применяет блокчейн Provenance в управлении цепями поставок чая. Данный блокчейн-проект включает несколько тысяч фермеров, множество финансово-кредитных учреждений, большое число мелких ритейлеров и транспортных компаний.

Во-вторых, созданием системы контроля качества и подлинности. По оценкам экспертов рынок контрафактной продукции в мире достигает колоссальной суммы в 461 млрд USD[3]. Эта цифра может быть сравнима, например, с ВВП Австрии или Бельгии. Что касается порчи товара во время транспортировки, то и здесь цифры впечатляют своими размерами: только продовольственных товаров в год в среднем пропадает на сумму около 1,2 трлн USD, 40% из них во время транспортировки. Технология блокчейн позволяет решить как проблему контрафакта, так и вопрос с качеством транспортировки продовольствия. Достигается это с помощью, уже существующей технологии, RFID-меток и, сравнительно новой, IoT-датчиков[2]. Интегрированные с блокчейн, обе технологии позволяют проследить путь товара от производства до прилавка и все манипуляции по маршруту следования. Кроме того, обе технологии позволяют осуществлять мониторинг физико-технических характеристик движения грузов, например, таких, как скорость, влажность, температурный режим и пр. Неудивительно, что блокчейн в таком формате активно используют предприятия фармацевтической промышленности. Так, американский блокчейн-проект MediLedger призван помочь практическому внедрению законодательных инициатив, ужесточающих контроль за фармпрепаратами, посредством ввода уникальных идентификаторов на каждую единицу товара. А швейцарская компания SkyCell, специализирующаяся на производстве

Секция «Актуальные проблемы в логшатике и управлении цепями поставок»

гибридных контейнеров для фарминдустрии, разработала перспективный грузовой контейнер с установленным IoT-датчиком, интегрированным с блокчейн посредством технологии «облачного хранилища». Он позволяет в режиме он-лайн непрерывно получать актуальную информацию о состоянии перевозимых грузов.

В-третьих, усовершенствованную систему фрахта и доставки. По оценкам IBM, в типовом сценарии доставки могут быть задействованы от 1G до 3G участников, которые, в процессе доставки лишь одной партии груза, обмениваются более 2GG сообщениями на бумажных носителях. А стоимость обслуживания составляет до 15% от стоимости доставки.

Благодаря внедрению одного из важнейших приложений технологии блокчейн смарт-контрактов, по данным IBM, позволит сэкономить более 3G млрд USD. Одними из первых, кто решился применить технологии блокчейн для отслеживания поставок и управления цепями поставок стали IT-гигант IBM Corp. и глобальная судоходная компания A.P. Moller-Maersk Group. Они запустили блокчейн платформу под названием TradeLens [5]. По некоторым данным, на сегодняшний момент на долю TradeLens приходится порядка 3G% мирового рынка судоходных грузоперевозок.

Какими темпами будут развиваться блокчейн технологии, пока неизвестно, но применение блокчейн в логистике и управлении цепями поставок гарантирует кибербезопасность баз данных и их защиту от хакерских атак, а также предотвратит несанкционированный доступ к информации о коммерческих процессах внутри цепи поставок. Кроме того, блокчейн позволит снизить издержки доставки грузов и свести на нет возможность реализации мошеннических схем.

Библиографические ссылки

1. Леусенко А. Что такое блокчейн (Blockchain) - простым языком [Электронный ресурс]. URL: https://altcoinlog.com/chto-takoe-blockchain-technology/index.html - (дата обращения: 14.G3.2G21)

2. Сергеев В.И. Цифровой фреймворк: к методологии цифровой трансформации цепей поставок//Логистика и управление цепями поставок. 2G2G. №1(96). С.3-12.

3. Jessica Klein. Blockchain Pioneer W. Scott Stornetta Assesses Satoshi's Work [Электронный ресурс]. URL: https://breakermag.com/money-was-the-sizzle-blockchain-pioneer-w-scott-stornetta-assesses-satoshis-work/index.html - (дата обращения: 21.G3.2G21)

4. Alanna Petroff. The 'fakes' industry is worth $461 billion [Электронный ресурс URL: https://money.cnn.com/2G16/G4/18/news/ economy/fake-purses-shoes-economy-counter feit-trade/index.html - (дата обращения: 21.G3.2G21)

5. Ian Allison. Maersk and IBM want 1G million shipping containers on the global supply block chain by year-end [Электронный ресурс]. URL:https://www.ibtimes.co.uk/maersk-ibm-aim-get-1G-million-shipping-containers-onto-global-supply-blockchain-by-year-end-16G9778? source =post_page/index.html - (дата обращения: 19.G3.2G21)

О Булакаева К. В., Симоненко А. О., Щербина В.В., Юсупова М. А., 2G21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.