Obryvalin Aleksey Viktorovich
Omsk State Transport University (OSTU).
Обрывалин Алексей Викторович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-18-11.
E-mail: [email protected]
Евсеев Алексей Анатольевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-18-11.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Эффективность управления техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов / С. Г. Шантаренко, М. Ф. Капустьян, А. В. Обрывалин, А. А. Евсеев. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2022. - № 2 (50). - С. 135 - 142.
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Technology of transport engineering and repair of rolling stock», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-18-11.
E-mail: [email protected]
Evseev Alexey Anatolievich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Technology of transport engineering and repair of rolling stock», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-18-11.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Shantarenko S. G., Kapustyan M. F., Obryvalin A. V., Evseev A. A. Management efficiency locomotive maintenance and repair. Journal of Transsib Railway Studies, 2022, no. 2 (50), pp. 135-142 (In Russian).
УДК 656.073
З. Г. Мухамедова, В. Д. Осадчук, А. У. Тулаев
Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ), г. Ташкент, Республика Узбекистан
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА И ЦЕПОЧКЕ ПОСТАВОК
Аннотация. Основной целью данной статьи является анализ инструментария блокчейн-технологий, используемых в области цепочек поставок. Для достижения указанной цели производится детальный анализ отдельных технологий, приводятся практические примеры их использования, доказывающие полезную эффективность его интеграции. Распространение и становление информационных технологий являются существующим фактом в современном мире. Данное направление в течение последних десятилетий определяет основные траектории развития экономики, промышленности и общества в целом, что в свою очередь приводит к колоссальным изменениям в аспекте технологического прогресса. Становление и развитие цифровой среды является одним из наиболее приоритетных направлений большинства развитых стран, включая Российскую Федерацию, США, Германию и иных. Современный технологический прогресс отличается разработкой и становлением различных информационных технологий, способствующих повышению рациональности использования ресурсов и повышению эффективности работы современных предприятий. В настоящее время существует огромное множество прикладных и профессиональных задач, наиболее эффективное решение которых предполагает использование различного рода информационных технологий. В данной статье поставлен вопрос об актуальности использования технологии Blockchain, о возможных проблемах ее внедрения, о том, что может дать блокчейн различным отраслям экономики и логистике. Чтобы разобраться в вопросе, как устроен blockchain, за основу берется блокчейн второго поколения Ethereum, который включает в себя обновленную систему смарт-контрактов и многое другое. Рассмотрены актуальные вопросы, которые способен решить блокчейн в логистике, такие как инвентаризация и отслеживание грузов, проверка подлинности, прозрачность в цепочках поставок, повышение скорости доставки грузов, создание фрахтового рынка. Также рассмотрена возможность и дано описание применения данной технологии на сети железной дороги Узбекистана. Данная
технология применима во многих отраслях современного быстроразвивающегося мира и способна ускорить развитие цифровой экономики.
Ключевые слова: блокчейн, логистика, смарт-контракты, децентрализированная среда, цепочки поставок, блокчейн Эфириум.
Ziyoda G. Mukhamedova, Vladislav D. Osadchuk, Altinbek U. Tulaev
Tashkent State Transport University (TSTU), Tashkent, the Republic of Uzbekistan
PROSPECTS FOR THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE ORGANIZATION OF THE TRANSPORTATION PROCESS AND SUPPLY CHAIN
Abstract. The main purpose of this article is to analyze the tools of blockchain technologies used in the field of supply chains. To achieve this goal, a detailed analysis of individual technologies is carried out, practical examples of their use are given, proving the useful effectiveness of its integration. The spread and formation of information technologies are an existing fact in the modern world. Over the past decades, this direction has determined the main trajectories of the development of the economy, industry and society as a whole, which in turn leads to enormous changes in the aspect of technological progress. The formation and development of the digital environment is one of the top priorities of most developed countries, including the Russian Federation, the USA, Germany and others. Modern technological progress is characterized by the development and formation of various information technologies that contribute to improving the rational use ofresources and improving the efficiency of modern enterprises. Currently, there is a huge variety of applied and professional tasks, the most effective solution of which involves the use of various kinds of information technologies. In this article, the question is raised about the relevance of using Blockchain technology, about possible problems of its implementation, about what blockchain can give to various sectors of the economy and logistics. To understand the question of how the blockchain works, the second-generation Ethereum blockchain is taken as a basis, which includes an updated system of smart contracts and much more. Topical issues that blockchain is able to solve in logistics, such as inventory and cargo tracking, authentication, transparency in supply chains, increasing the speed of cargo delivery, and the creation of a freight market, are considered. The possibility is also considered and a description of the application of this technology on the railway network of Uzbekistan is given. This technology is applicable in many sectors of the modern rapidly developing world and is able to accelerate the development of the digital economy.
Keywords: blockchain, logistics, smart contracts, decentralized environment, supply chains, Ethereum blockchain.
Блокчейн - это технология современности, которая не имеет определенного происхождения. История термина началась в 2008 г., когда аноним или группа лиц, скрывшихся под псевдонимом Сатоши Накамото, опубликовали статью, ставшую манифестом этой инновационной технологии. В статье описывались ее сущностные характеристики и возможности создания децентрализованной системы денежных расчетов. Доподлинно неизвестно, кто может быть автором данного манифеста, так как реальное имя создателя данной технологии до сих пор не раскрыто. Первый блок данной технологии был сгенерирован в 2009 г., а на сегодня только криптоинструментов на базе разных модификаций блокчейна в мире циркулирует свыше 2 тыс. видов. К примеру, blockchain позволяет отследить всю цепь поставки товара от производителя к потребителю. Каждая сделка или транзакция в таком случае записывается и добавляется в цепочку распределенной базы данных как новый фрагмент (т. е. присваивается соответствующий реестр), которому вручную присваивается уникальный многозначный числовой шифр. Этот фрагмент хранит данные о времени, дате, участниках, сумме сделки и, что важно, информацию о всей сети. Здесь любая передача информации происходит в виде цепочки блоков (block и chain - цепь), где каждый блок всегда содержит информацию о предыдущем блоке.
Блокчейн также связан с биткоином. Биткоин - исторически первое и наиболее известное применение блокчейн-технологии. Транзакции в нем - это переводы средств между кошельками пользователей [1, 2].
Проблемы внедрения технологи blockchain в логистике. Анализируя опыт внедрения и специфику технологии, при внедрении технологии blockchain и ее интегрировании в логистику (рисунок 1) следует учесть ряд важнейших нюансов и проблем, которые могут возникнуть.
1) Различное использование модели хранения данных: не все компании или системы используют единую модель данных для совместной работы над блокчейном.
2) Интеграция блокчейна в существующую 1Т-экосистему: всегда будет сложно интегрировать блокчейн в существующие внутренние программные алгоритмы.
3) Развитие технологии блокчейн: последняя задача - работать с самим блокчейном. Блокчейн - это новая, стремительно развивающаяся технология. Незамедлительное внедрение блокчейна повлечет больше проблем с внедрением в будущем.
4) Поток информации: очередная серьезная проблема - управлять потоком информации между различными организациями в логистике. Если торговля носит международный характер, она усложняется из-за участия большего числа субъектов в процессе.
Заказ и сппиэ
Продгкц
Еп<ци»ейн
L J L J У
Производитель
ТшШ
ПрГИСТНЧЁСКЫ
houwinp
Меноднародныи прнопк
Мктоын герсвотм
Клден!
Рисунок 1 - Область применения блокчейна в логистике
Успех блокчейна в логистике зависит от многих факторов. Компания должна проявлять инициативу и работать над каждым из них, чтобы успешно внедрить блокчейн в свои существующие системы. По сути, каждый должен сотрудничать, улучшать свои знания о блокчейне и продвигать его ценность. Одним из таких примеров может быть работа с конкурентами над созданием стандартов блокчейна для работы в логистике. Заинтересованные стороны должны вкладывать свое время и усилия в повышение ценности уже существующих систем или проектов, которые находятся на грани реализации. Прежде чем можно будет использовать блокчейн, его необходимо перестроить для конкретных предложений. Организации должны четко определить, какие бизнес-операции будут основаны на блокчейне. Блокчейн - это новая технология, которая требует любой помощи, чтобы сделать ее зрелой и готовой к внедрению [1].
Разбор блокчейна, смарт-контрактов и как их можно применить в логистике и других сферах. За основу предлагаем взять технологию криптовалюты Ethereum. Что такое Ethereum? Ethereum - это форк (форк - изменение правил работы сети, по которым блок в блокчейне признается подлинным, своеобразное разделение, отсюда и название - от английского fork - «вилка». Бывает два вида форков: софт и хард) Биткоина, представляет собой платформу, с помощью которой можно создавать децентрализованные онлайн-сервисы на базе блокчейна и умных контрактов. В итоге у нас получается виртуальная машина, а все участники могут пользоваться ей на равных правах [2].
Технология Ethereum. Ethereum можно назвать стейт-машиной. Это означает, что в любой момент вы можете сделать снимок файловой системы и посмотреть информацию обо всех остатках на счетах и смарт-контрактах в их актуальном виде. Определенные действия приводят к обновлению состояния системы, а это означает, что все ноды (распределенный реестр блокчейн) также обновляют свои снимки, чтобы отразить изменение (рисунок 2) [3, 4].
Смарт-контракты, выполняемые на ЕШегеит, инициируются транзакциями (от пользователей или других контрактов). Когда пользователь отправляет транзакцию на контракт, каждый нод в сети запускает код контракта и записывает вывод. Для этого используется виртуальная машина ЕШегеит (ЕУМ), которая преобразует смарт-контракты в понятные компьютеру инструкции.
Рисунок 2 - Блокчейн «Эфириум». Переход эфириума в другое состояние
Для обновления состояния (пока что) используется специальный механизм под названием майнинг. Выполняется он с помощью алгоритма Proof of Work, очень похожего на алгоритм биткоина. Далее мы рассмотрим это подробнее [3].
В чем суть Proof-of-Work?
Proof-of-Work (PoW - дословно: доказательство работы) - алгоритм защиты распределенных систем от злоупотреблений (DoS-атак, спам-рассылок и др.), суть которого сводится к двум основным пунктам:
- необходимости выполнения определенной достаточно сложной и длительной задачи;
- возможности быстро и легко проверить результат.
PoW-задачи изначально не предназначены для человека, их решение компьютером всегда достижимо в конечные сроки, однако требует больших вычислительных мощностей. При этом проверка полученного решения требует гораздо меньше ресурсов и времени [6].
Транзакции в блокчейне и каким условиям они должны отвечать. Транзакция в блокчейне с технической точки зрения - атомарное событие, разрешенное базовым протоколом (рисунок 3).
Другими словами, транзакция - это просто событие, по мере проведения которого обновляется информация в блокчейне. Единственное отличие транзакции состоит в том, что такое изменение спектра данных касается не определенного компьютера, а всех подключенных к блокчейн-сети устройств на всей планете.
В блоках хранятся такие данные:
- данные транзакций: дата, время, сумма перевода;
- данные об участниках транзакции: адрес отправителя и получателя;
- данные о каждом блоке - это уникальный код (хеш), благодаря которому блоки можно различать между собой.
Рисунок 3 - Технология работы блокчейна
Технология смарт-контрактов. Смарт-контракты, или умные контракты, - протоколы (математические алгоритмы), используемые для проверки обязательств между участниками системы ЕШегеит (рисунок 4).
Как работают умные контракты
Продавец дом а
Сймтй « продавца |
Произвести обмен
Контракт распределяет ак.т^аы I
- Л, $
Покупатель дома
и
*
щ
Оцифровывание
договора на продажу дома
Право на собственность
Регистрация
Клиринг
и подтверждение
права собственности
происходят
абтймагьт^и
А
Оц^фр-^вьшанйе денег
Рисунок 4 - Схема работы смарт-контрактов
Пользователь не получит перевод актива до тех пор, пока не выполнит условия, прописанные в контракте. Таким образом, выполнение обязательств обеспечивается без регулирующих и государственных органов.
Умные контракты можно использовать в разных финансовых продуктах:
- партнерские программы;
- страхование;
- периодические платежи;
- торговля;
- логистика.
Можно привести простой пример того, как умный контракт может использоваться уже сейчас. Например, два человека хотят сыграть в тотализатор и поставить на один и тот же матч. Их ставки сохраняются в блокчейне. После окончания матча смарт-контракт проверяет результат и передает выигрыш победителю [4].
В будущем подобные контракты смогут легко контролировать исполнение и более сложных обязательств. Например, человек снимает жилье, но вовремя не успел заплатить за аренду. Компьютерная программа блокирует замок в квартиру и арендатор не может открыть ее. Перспективы развития действительно огромные [5].
Смарт-контракты позволяют выполнять надежные и конфиденциальные транзакции без участия посредников и контролирующих органов. Кроме того, все транзакции легко отслеживаются в блокчейне (без указания участников сделки), их легко отследить и невозможно обратить. Последнее состояние смарт-контракта также находится в цепочке блоков, копия которой содержится на многих узлах сети, поэтому смарт-контракт невозможно подделать или удалить (рисунки 5, 6).
Рисунок 5 - Сравнение смарт-контрактов с обычными
Анализируя реальные примеры использования смарт-карт необходимо отметить основные преимущества относительно традиционных обычных карт.
Как показывает результат:
использование смарт-карт имеет высокий уровень практичности, что связано с возможностью быстрой передачи электронного документа между центрами и невозможности потери файла;
смарт-карты защищаются не только законом, но и специальными алгоритмами и методами защиты информации. Вероятность факта кражи или нарушения целостности носителя у смарт-карт значительно ниже по сравнению с обычными картами;
использование смарт-карт предполагает возможность расплаты посредством электронной коммерции, в частности, электронных или криптовалютных счетов. Данный факт повышает скорость проведения и безопасность операций.
Опционный контракт Конкретное событие
вписывается в блокчейн становится триггером
в виде кода для исполнения закодиро-
ванных условий контракта
Активы переходят к соответствующим сторонам
Рисунок 6 - Процесс течения активов в сети блокчейна второго поколения
Сфера применения смарт-контрактов. В XXI в. существует возможность перевода всевозможных бумажных договоров в цифровые смарт-контракты, а следовательно, появляется и широкий спектр потенциального применения. Три основные характеристики -полный учет всех данных, вечное хранение в блокчейне и надежность (отсутствие необходимости в посреднике) - делают их отличным инструментом для многих отраслей экономики и вообще аспектов жизнедеятельности человека. Рассмотрим несколько вариантов использования (рисунок 7).
.....
□
▼
.................%.................
Рисунок 7 - Взаимосвязь блокчейна с социальными сферами
Страхование. При возникновении определенных событий смарт-контракты автоматически инициируют страховое требование, что упрощает и оптимизирует процесс его рассмотрения. В блокчейне можно сохранить сведения о требованиях, которые позволят застрахованному лицу определить размер компенсации. Такая возможность ускорит обработку и снизит влияние человеческих ошибок.
Голосование. Смарт-контракты помогут сделать голосование автоматическим и прозрачным. Каждый контракт выполняет роль одного бюллетеня, однозначно идентифицирующего избирателя. Так как блокчейн является неизменяемым, то и голоса невозможно подделать.
Цепочки поставок. При перемещении товара по цепочке поставок смарт-контракты могут регистрировать права собственности и подтверждать ответственность за товар того или иного лица в любой конкретный момент времени. На любом этапе процесса смарт-контракт однозначно определяет, где должны находиться продукты. Если какая-либо из сторон в цепочке поставок нарушит сроки доставки, все остальные стороны будут знать, где возникла проблема.
Хранение записей. Многие отрасли могут применять смарт-контракты для повышения скорости и надежностя хранении записей. Технология блокчейна поможет оцифровать архивы и обеспечить их безопасное шифрование и хранение. Кроме того, можно регулировать доступ к архивам, разрешая его только подтвержденным пользователям.
Права собственности. В смарт-контрактах можно хранить данные о том, кому принадлежат права собственности. Это быстрый и экономичный способ сохранения прав владения. Кроме того, смарт-контракты обеспечивают быструю и безопасную передачу прав собственности [8, 9].
Анализ внедрения блокчейна в крупнейшие компании мирового ретейла и логистики.
1. Инвентаризация и отслеживание грузов.
Как есть. Международная логистика, на которую приходится 90 % мировой торговли, дискретна (раздельная, прерывистая) и использует все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и морской. При этом каждый участник цепочки поставок использует собственную локальную систему учета, например, CRM, BPM, EDM, ERP или другую. Коммуникация между этими системами обычно осуществляется на аналоговом (то есть традиционном) методе, связанном с бумажными документами: курьеры, почта, факсимиле, личные встречи. Такой подход создает массу проблем:
значительная часть грузов, контейнеров и транспортных средств теряется или не используется из-за того, что они находятся «вне поле зрения» систем учета;
когда компания Walmart внедряла блокчейн в свою логистику, там провели контроль отслеживаемости манго от полки в магазине до фермы, на которой этот плод вырос. На это ушло 6 дней 18 ч и 26 мин (с блокчейном - 2 с);
устранение неточностей в учете требует много времени и денег.
Решить эти проблемы при традиционном подходе нельзя, так как сложные взаимодействия и бумажный документооборот необходимы для подтверждения истинности информации в системах учета и на юридическом уровне.
Как будет с блокчейном. Технология может быть использована для создания единой системы цифрового документооборота в облаке, которая позволит участникам цепочек поставок в режиме реального времени отслеживать местоположение транспортных средств, грузов и своей продукции даже на микроуровнях.
Реализуют данный кейс крупнейшие компании, такие как Walmart, Unilever, Nestle, Provenance.
Ритейлер WalMart одним из первых поверил в светлое будущее blockchain, он тестирует новую технологию IBM на поставках манго в США и свинины в Китае. Как полагают в компании, как утверждают сторонники этой технологии, внедрение данной технологии
повысит эффективность управления запасами и обеспечит безопасность поставляемых продуктов питания, что WalMart считает особенно важным после вспышки сальмонеллеза в 2006 г. В то время при использовании бумажного документооборота на идентификацию источника инфекции у компании ушло порядка двух недель. Блокчейн позволит получить полную информацию о любой партии товара, занесенной в базу данных, за считанные секунды.
Unilever использует блокчейн Provenance для управления цепочками поставок чая. В проекте участвует более 10000 фермеров, множество банков, ритейлеров и транспортных компаний. Это не единственный блокчейн-проект Unilever.
Nestle, как и Walmart, использует блокчейн Food Trust от IBM для управления цепочками поставок пищевых ингредиентов, например, картофельного пюре, молока и пальмового масла. Таким образом Nestle хочет показать покупателям, из чего сделаны их продукты.
2. Проверка подлинности и качества.
Как есть. По данным Organisation for Economic Co-operation and Development, в 2018 г. мировой рынок контрафактной продукции достиг 450 млрд долларов, что больше ВВП таких стран, как Австрия или Израиль. Другие исследования показывают ежегодную потерю 1,6 млрд т продовольствия (на сумму около 1,2 трлн. долларов), 40 % из которых - порча во время транспортировки. При этом, по оценкам CDC, значительная часть этой порчи попадает на стол потребителя, что лишь в США приводит к 130 тыс. случаев госпитализации и 3 тыс. смертельных исходов.
Как будет с блокчейном. Что касается проблемы с контрафактной продукцией, то технологии блокчейна позволяют отслеживать происхождение товаров от прилавка в магазине до конкретного изготовителя: завода, фермы, предприятия, человека. И эти данные обладают большой степенью истинности, поскольку каждая партия товара (или каждый отдельный товар, если это что-то крупное и (или) дорогое) оснащается RFID-меткой, которая постоянно отслеживает местоположение товара и взаимодействия между участниками цепочки поставок.
Помимо этого, RFID-датчики также могут измерять скорость, температуру, влажность и другие эмпирические показатели. Таким образом, можно обнаружить нарушение условий транспортировки и выявить порчу продуктов питания, а также отследить процесс или участника, который за это ответственен. Кроме того, если какой-то продукт заражен, например, бактерией E.coli, то система на базе блокчейна может за считанные секунды выявить источник заражения и отследить все зараженные партии товара.
Реализовали блокчейн компании:
1) Everledger использует блокчейн для алмазной промышленности. Реестр хранит данные о происхождении драгоценного камня, цвете, прозрачности, огранке, весе в каратах, номере сертификата и другие сведения.
2) Provenance. Проект по типу Software as a Service, который собирает и проверяет истории происхождения товаров. Его используют Martine Jarlgaard, The Grass Roots Farmers Cooperative, ассоциация Organic, Pole and Line, Co-op и многие другие организации и производители товаров по всему миру.
3) MediLedger использует блокчейн для управления цепочками поставок медицинских препаратов по стандартам EPCIS. К 2023 г. на этот стандарт обязаны перейти все американские фармацевтические компании.
4) SkyCell разработала грузовые контейнеры для перевозки медицинских грузов, требующих строгого соблюдения температурных режимов. Внутри контейнера находятся IoT-датчики, подключенные к блокчейну в облаке.
3. Улучшение фрахта и доставки.
Как есть. В типичном сценарии доставки участвуют около 30 сторон: грузоотправители и грузополучатели, 3PL, перевозчики, государственные службы, банки, страховщики и прочие. При этом во время доставки лишь одной партии товара они обмениваются более 200 бумажными сообщениями: POD (подтверждение доставки), счета-фактуры, BOL
(коносаменты). Стоимость обслуживания этой бумажной работы составляет 300 долларов или 10 - 15 % от стоимости транспортировки.
Как будет с блокчейном. По оценкам IBM, внедрение блокчейна может сэкономить логистической отрасли 38 млрд долларов в год. Это станет возможным благодаря смарт-контрактам, которые автоматизируют большую часть документооборота и бизнес-процессов. Помимо этого распределительный реестр уменьшит количество ошибок, сократит сроки доставки и позволит обнаруживать мошенничество.
Реализовали блокчейн компании:
1) Maersk совместно с IBM запустили логистическую систему TradeLens на базе блокчейна Hyperledger Fabric (создан Linux Foundation) для отслеживания судоходных грузовых перевозок и обмена таможенной и финансовой информацией между участниками цепочек поставок. На середину 2019 г. на долю TradeLens приходилось около 30 % мирового рынка судоходных грузоперевозок.
2) GSBN. Прямой конкурент Maersk с сопоставимой долей на рынке. В проекте участвуют Evergreen Marine, COSCO, CMA CGM, Yang Ming и OOCL. Технический партнер -CargoSmart.
3) VeChain. Сингапурская BaaS-платформа для управления логистикой и цепочками поставок. Ее используют BMW, Renault, DNV-GL, H&M Group и другие бренды.
4) Второй в Европе по объему контейнерного грузооборота порт Антверпена (Бельгия) в конце июня 2021 г. объявил о запуске пилотного блокчейн-проекта, нацеленного на оптимизацию логистических процессов. Пилотное тестирование будет проводиться в сотрудничестве с blockchain-стартапом T-Mining. По мнению создателей проекта, технология blockchain способна повысить прозрачность обмена данными и ускорить взаимодействие между участниками логистических процессов и клиентами порта. Это, в свою очередь, минимизирует вероятность каких-либо манипуляций данными (рисунок 8).
Рисунок 8 - Блокчейн-аналитика
4. Запуск фрахтового рынка.
Как есть. В текущем состоянии фрахтовый рынок неэффективен и непонятен. Здесь нет четких стандартов и правил, которые урегулировали бы вопросы ответственности сторон за соблюдение сделок и явное или неявное мошенничество. Кроме того, этот рынок непрозрачен, что довольно часто приводит к непрогнозируемым изменениям стоимости фрахта несмотря на отсутствие существенных изменений в спросе и предложении, как было, к примеру, в начале 2019 г., когда рынок впал в шоковое состояние из-за стремительного падения ставок балкерного тоннажа.
Как будет с блокчейном. Технология блокчейна и смарт-контракты могут быть использованы для создания справедливой торговой площадки, где компании смогут нанять грузоперевозчиков в кратчайшие сроки на понятных и прозрачных условиях. При этом, поскольку все условия контрактов будут заранее прописаны в смарт-контрактах, возрастет
уровень ответственности компаний, так так она будет наступать сразу же в автоматическом порядке, а не после долгих переговоров и (или) решения арбитражного суда.
Реализовали блокчейн компании:
ShipChain работает над улучшением логистики с помощью технологий блокчейна. Система использует смарт-контракты с открытым исходным кодом, которые легко интегрируются практически во все существующие логистические решения на основе блокчейна. Эти контракты созданы для сопровождения логистических операций и направлены на создание децентрализованного фрахтового рынка, а также отслеживание ошибок и предотвращение краж. ShipChain входит в альянс BiTA (Blockchain in Transport Alliance), через который проходит более 80 % всех мировых перевозок.
5. Улучшение прозрачности.
Как есть. Большой проблемой цепочек поставок является низкий уровень достоверности проверяемой информации, что является прямым следствием отсутствия прозрачности в отрасли. К примеру, из-за отсутствия прозрачности в формировании стоимости перевозки (закупки, транспортировки, хранения) многие компании переплачивают за доставку своего товара к потребителю, а из-за отсутствия возможности у грузоотправителя контролировать процесс доставки на рынке процветают «серые» схемы, контрабанда и контрафакт.
Как будет с блокчейном. Поскольку все данные хранятся в блокчейне, каждый участник цепочки поставок может в любое время проверить информацию по каждому судну, контейнеру и(или) грузу, что уменьшает вероятность расхождения в документации разных сторон.
Что даст повышение прозрачности в логистике:
позволит сторонам видеть свидетельства прошлых результатов контрагента, включая задержки с доставкой, оплатой и т. п.;
уменьшит вероятность расхождения в документации, например, когда перевозчик и грузополучатель неправильно трактуют время доставки;
даст возможность контролировать процесс доставки на микроуровне, что снизит уровень мошенничества, неточностей и будет противодействовать контрабанде и «серым» схемам.
Реализовали блокчейн компании:
Provenance создала BaaS-решение, которое увеличивает прозрачность цепочек доставки, дает доступ к важной информации всем участникам (включая конечных потребителей) и позволит обеспечить справедливую компенсацию участникам логистического процесса в случае нарушения их прав или нарушения контрактов [7].
На основании изложенного можно сделать вывод.
Blockchain - это технология XXI в., которая находит и может найти применение во многих отраслях экономики. Применение и развитие данной технологии будет способствовать улучшению как экономики, так и технологических процессов в цепочках поставок. Нельзя исключать, что существует ряд проблем при внедрении данной технологии в управление перевозочным процессом, таких как использование различных моделей хранилищ данных, его интеграция в существующую IT-систему. И прежде чем использовать эту технологию, участники перевозочного процесса должны определить, какие бизнес-операции будут проводиться в сети blockchain.
Чтобы реализовать данную технологию в странах СНГ, необходимо переподготовить и обучить кадры, оптимизировать сферу информационных технологий, создать единую цифровую экосистему, на основе которой будут работать все участники рынка транспортных услуг, включая регулирующие органы, необходимо развитие имеющихся и создание новых транспортных коридоров с применением современных технологий с целью ускорения перевозочного процесса.
Блокчейн - это новая технология, которая требует тщательного изучения, чтобы быть готовой к использованию в перевозочном процессе и внедрению в государственные системы.
В результате проведенного анализа установлено, что компании, начинающие использовать представленные в статье блокчейн-технологии, имеют возможность значительно увеличить эффективность перевозочного процесса. В частности, благодаря использованию смарт-карт вместо обычных бумажных значительно снижается время проведения банковских операций и увеличивается уровень безопасности документации. Помимо этого цифровизация данной сферы способна полностью заменить бумажный документооборот на электронный, что также повлияет на повышение уровня эффективности работы организаций за счет скорости выполнения операций и экономии на зарплате сотрудников.
Список предприятий, внедряющих технологию блокчейн
Компания Сектор Решение блокчейн
Walmart Розничная торговля Использование технологии блокчейн для прослеживания движения продуктов от фермеров до магазинов
British Airways Индустрия путешествий Внедрение технологии блокчейн для управления полетными данными и для проверки личности путешественников
Maersk Морские доставки Для отслеживания движения грузов между портами
BHP Billiton Горнодобыв ающая промышленность Использование технологии блокчейн для управления цепочками поставок
Tencent Электронная коммерция/ розничная торговля Решение для проверки подлинности счета и обеспечения налогового соответствия
Toyota Автоиндустрия Планирование использования технологии блокчейна для улучшения технологии автономного вождения
UnitedHealthcare/Humana Здравоохранение Использование технологии блокчейн для улучшения какталогов врачей и для обеспечения точного заполнения страховых претензий
UPS Доставка Логистическое решение блокчейн для мониторинга и управления логистикой
Baidu Поисковый гигант Использование блокчейн для улучшения управления интеллектуальными правами
Samsung Техника Использование технологии блокчейн для улучшения управления цепочками поставок, когда речь идет о поставках электроники
FedEx Доставка Работа над блокчейн-решением для разрешения споров с клиентами
Alibaba Электронная коммерция Использование технологии блокчейн для отслеживания предметов роскоши на платформах электронной коммерции
AIA Group Страхование Запущено первое в своем роде банковское страхование для обмена данными по полисам
Metlife Здравоохранение Использование технологии блокчейн для хранения медицинских карт пациентов в страховых целях
Facebook Техника Изучение использования технологии блокчейн для повышения безопасности данных и конфиденциальности пользователей
Ford Автомобили Использование технологии блокчейн для повышения технологий мобильности
Prudential Страхование Представление торговой платформы на базе технологии блокчейн для малых и средних предприятий
Apple Техника Запатентованная технология блокчейн для меток времени
Nestle Торговля Использование технологии блокчейн в управлении поставками для отслеживания продуктов детского питания
Google Техника Изучение использования технологии блокчейн для повышения безопасности облачных сервисов и защиты данных
Однако это не является единственным преимуществом использоания блокчейна в логистике. Авторами в данной статье приводилось множество примеров, подтверждающих эффективность и рациональность использования данной технологии в изучаемой области. Исходя из всего сказанного необходимо отметить, что хотя технология блокчейн и является относительно новым и малоизученным понятием, ее потенциал многократно превышает ожидания и современный уровень развития. Таким образом, в современном мире требуется увеличить количество направляемых интеллектуальных и материальных ресурсов в сторону развития данной технологии, в частности, в организации перевозочного процесса и цепочке поставок.
Список литературы
1. Роль блокчейна в логистике и проблемах внедрения // 3commas.io/ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://3commas.io/ru/blog/rol-blokchejna-v-logistike-i-problemy-vnedreniya (дата обращения: 04.15.2022).
2. Контейнерные железнодорожные перевозки на Евразийском пространстве в 2020 году : Информационно-аналитический обзор. - Текст : электронный. - URL: https://docs.yandex.ru/ docs/ (дата обращения: 02.12.2021).
3. Шило, А. Э. Транспортно-логистическое направление / А. Э. Шило. - Текст : электронный // РЖД-Партнер.ру. - 2021. - URL: https://ar2020.rzd.ru/ru/performance-overview/ (дата обращения: 09.12.2021).
4. Контейнерные железнодорожные перевозки на Евразийском пространстве в первом полугодии 2021 года : Информационно-аналитический обзор. - Текст : электронный. - URL: https:// https://clck.yandex.ru/redir/ ERAI-July-2021-RU.pdf (дата обращения: 02.12.2021).
5. Defraeye, T., Tagliavini, G., Wu, W., Prawiranto, K., Schudel, S., Assefa Kerisima, M., Verboven, P., Bühlmann, A. Digital twins probe into food cooling and biochemical quality changes for reducing losses in refrigerated supply chains. Resources, Conservation and Recycling, 2019, pp. 778-794.
6. Мухамедова З. Г., Эргашева З. В. К вопросу о развитии транспортной инфраструктуры Узбекистана / З.Г. Мухамедовa, З.В. Эргашевa. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 2 (46). - С. 105-113.
7. Mukhamedova Z. G. Mathematical Model for Calculation of Oscillations in the Main Bearing Frame of Railcar with Changing Stiffness and Physical Parameters, Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies, 2017, no. 10 (5), pp. 682-690.
8. Grau, M., Gresens, C., Vettermann, S., Wagner, L. Enabling the digital thread for shipbuilding and shipping. Royal Institution of Naval Architects - 19th International Conference on Computer Applications in Shipbuilding, 1, 2019, pp. 72-78.
9. Harrison, R. Dynamically Integrating Manufacturing Automation with Logistics. 24th IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation, ETFA 2019, pp. 21-22.
10. Hostmann, B., Rayner, N. Gartner RAS Core Research Note. Gartner's Business Intelligence: Analytics and Performance Framework. Gareth Herschel, 19 October, 2019, р. 71.
11. Kaewunruen, S., Lian, Q. Digital twin aided sustainability-based lifecycle management for railway turnout systems. Journal of Cleaner Production, 2019, pp. 1537-1551.
12. Kavka, L., Kodym, O., Cempirek, V. Smart units in control of logistics processes. 18th International Multidisciplinary Scientific Geoconference, SGEM, 2018, pp. 701-708.
13. Мухамедова, З. Г. Экономико-математическая модель контейнерного блок-трейна // З. Г. Мухамедовa, З. В. Эргашевa. - Текст : непосредственный // Технические науки. - 2021. -№ 3. - С. 30-36.
14. Mukhamedova Ziyoda Gafurjanovna, Yakubov Mirjalil Sagatovich. Analysis of optimal periodicity of preventive maintenance of rail service car taking into account operational technology.// European science review, 2018. рр. 167-171.
15. Z.G Mukhamedova. Modeling of fluctuations in the main bearing frame of railcar, International Journal of Modern Manufacturing Technologies, 2016, vol. VIII, no. 2, pp. 48-53.
16. Мухамедова, З. Г. Технологическая схема работы блок-трейнов / З. Г. Мухамедова, З. В. Эргашева, Э. А. Асатов. - Текст : непосредственный // Научно-практический журнал. Общественная безопасность. Университет общественной безопасности Республики Узбекистан. - 2021. - № 3. - С. 130-134.
References
1. The role of blockchain in logistics and implementation problems. Available at: https://3com-mas. io/ru/blog/rol-blokchejna-v-logistike-i-problemy-vnedreniya Accessed: 04/15/2022).
2. Container rail transportation in the Eurasian space in 2020 [Information and analytical review]. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/ (accessed 12/02/2021).
3. Transport and logistics direction [RZD-Partner.ru]. Available at: https://ar2020.rzd.ru/ru/per-formance-overview/ (accessed 12/09/2021).
4. Container rail transportation in the Eurasian space in the first half of2021 [Information and analytical review]. Available at: https://clck.yandex.ru/redir/ ERAI-July-2021-RU.pdf (accessed 02.12.2021).
5. Defraeye, T., Tagliavini, G., Wu, W., Prawiranto, K., Schudel, S., Assefa Kerisima, M., Verboven, P., Buhlmann, A. Digital twins probe into food cooling and biochemical quality changes for reducing losses in refrigerated supply chains. Resources, Conservation and Recycling, 2019, pp. 778-794.
6. Mukhamedova Z.G., Ergasheva Z.V. To the question of the development of the transport infrastructure of Uzbekistan /Z.G. Mukhamedova, Z.V. Ergasheva. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2021. no. 2(46), pp.105-113 ISSN 2220-4245 (In Russian).
7. Mukhamedova Z. G. Mathematical Model for Calculation of Oscillations in the Main Bearing Frame of Railcar with Changing Stiffness and Physical Parameters, Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies, 2017, no. 10 (5), pp. 682-690.
8. Grau, M., Gresens, C., Vettermann, S., Wagner, L. Enabling the digital thread for shipbuilding and shipping. Royal Institution of Naval Architects - 19th International Conference on Computer Applications in Shipbuilding, 1, 2019, pp. 72-78.
9. Harrison, R. Dynamically Integrating Manufacturing Automation with Logistics. 24th IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation, ETFA 2019, pp. 21-22.
10. Hostmann, B., Rayner, N. Gartner RAS Core Research Note. Gartner's Business Intelligence: Analytics and Performance Framework. Gareth Herschel, 19 October, 2019, р. 71.
11. Kaewunruen, S., Lian, Q. Digital twin aided sustainability-based lifecycle management for railway turnout systems. Journal of Cleaner Production, 2019, pp. 1537-1551.
12. Kavka, L., Kodym, O., Cempirek, V. Smart units in control of logistics processes. 18th International Multidisciplinary Scientific Geoconference, SGEM, 2018, pp. 701-708.
13. Mukhamedova Z.G., Ergasheva Z.V. Economic and mathematical model of a container block train. Texnicheskiye nauki -Technical sciences, no. 3, 2021, pp. 30-36. (In Russian).
14. Mukhamedova Ziyoda Gafurjanovna, Yakubov Mirjalil Sagatovich. Analysis of optimal periodicity of preventive maintenance of rail service car taking into account operational technology.// European science review, 2018, рр. 167-171.
15. Z.G Mukhamedova. Modeling of fluctuations in the main bearing frame of railcar, International Journal of Modern Manufacturing Technologies, 2016, vol. VIII, no. 2, pp. 48-53, ISSN 20673604.
16. Mukhamedova Z.G., Ergasheva Z.V., Asatov E.A. Technological scheme of block trains operation. Obwestvennaya bezopasnost. Universitet obwestvennoy bezopasnosti Respubliki Uzbekistan - Scientific and practical journal. Public safety. The university of public safety of the republic of Uzbekistan, no. 3. 2021. pp. 130-134 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мухамедова Зиеда Гафурджановна
Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).
Темирйулчилар ул., д. 1, г. Ташкент, 100067, Республика Узбекистан.
Доктор технических наук, доцент кафедры «Транспортно-грузовые системы», ТГТрУ.
Тел.: + 998 (90) 329-83-00.
E-mail: [email protected]
Осадчук Владислав Демьянович
Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).
Темирйулчилар ул., д. 1, г. Ташкент, 100067, Республика Узбекистан.
Студент бакалавриата по направлению «Организация грузоперевозок и транспортная логистика», ТГТрУ.
Тел: + 998 (91) 192-13-14.
E-mail : [email protected]
Тулаев Алтинбек Умарбекович
Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).
Темирйулчилар ул., д. 1, г. Ташкент, 100067, Республика Узбекистан.
Докторант ТГТрУ.
Тел.: + 998 (90) 359-33-99.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Мухамедова, З. Г. Перспективы использования технологии блокчейн в организации перевозочного процесса и цепочке поставок / З. Г. Мухамедова,
B. Д. Осадчук, А. У. Тулаев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2022. - № 2 (50). -
C. 142 - 156.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Mukhamedova Ziyoda Gafurdjanovna
Tashkent State Transport University (TSTU).
1, Temiriylchilar st., Tashkent, 100067, Republic of Uzbekistan.
Doctor Of Sciences in Engineering, associate professor of the department «Transport and cargo systems», TSTU.
Phone: + 998 (90) 329-83-00.
E-mail: [email protected]
Osadchuk Vladislav Demyanovich
Tashkent State Transport University (TSTU).
1, Temiriylchilar st., Tashkent, 100067, Republic of Uzbekistan.
Undergraduate student, specialization «Organization of cargo transportation and transport logistics», TSTU.
Phone: + 998 (91) 192-13-14.
E-mail : [email protected]
Tulaev Altinbek Umarbekovich
Tashkent State Transport University (TSTU).
1, Temiriylchilar st., Tashkent, 100067, Republic of Uzbekistan.
Doctoral student of the Tashkent State Transport University (TSTU).
Phone: + 998 (90) 359-33-99.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Mukhamedova Z. G., Osadchuk V.D., Tulaev A.U. Prospects for the use of blockchain technology in the organization of the transportation process and supply chain. Journal of Transsib Railway Studies, 2022, no. 2 (50), pp. 142-156 (In Russian).