ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И БРОНИРОВАНИЯ В СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ
© Кутасевич Е.А.*
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
В данной статье рассмотрены преимущества использования автоматизированных систем управления гостиницей. Рассмотрены популярные АСУ в России.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления (АСУ), гостиница (отель), Глобальная дистрибьюторская система (GDS).
XXI век - век информационных технологий. Сегодня ни один процесс деятельности человека не обходится без применения каких-либо компьютеров, гаджетов, Интернет и других различных технических новинок. Туризм -динамично развивающаясь отрасль. И информационные технологии проникли во все сферы туристской деятельности.
Гостиничный бизнес - один из составляющих индустрии гостеприимства, а также индустрии туризма в целом. В последние годы в России намечается бурный рост этой отрасли: строятся новые гостиницы, создаются отечественные цепи. И всем этим невозможно управлять без применения компьютерных технологий.
В современном мире наибольшую ценность представляет время. И многие гости гостиниц стали в большей степени ценить не только качество предоставляемых услуг, но и быстроту работы гостиницы: бронирование, регистрация, заселение и выезд. И большую часть этих обязанностей сегодня на себя может взять автоматизация гостиницы. Применение автоматизированных способов управления отелем позволяет не только сделать ряд основных процессов жизнедеятельности отеля максимально эффективными за достаточно короткое время, но и автоматизировать все этапы работы с гостем.
Современная гостиница представляет собой сложный комплекс функциональных звеньев, от слаженности работы которого зависит успешность существования предприятия на рынке. Учитывая современные тенденции в сфере гостеприимства и усиливающуюся конкуренцию, повышается необходимость обеспечения оперативности и точности ра-
Студент кафедры Социально-культурного сервиса и туризма.
36 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
боты персонала и всего гостиничного комплекса. Решение данной проблемы возможно лишь за счет внедрения систем автоматизации работы гостиницы, т.е. внедрения Автоматизированных Систем Управления (АСУ) отелем, или - в английском варианте - Property Management System (PMS) [1].
Автоматизированная система управления - совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью [5].
АСУ позволяет без особенных усилий контролировать всю деятельность гостиницы, начиная от поселения гостей, заканчивая внутренними распоряжениями для персонала.
На сегодняшний день большинство частных гостиничных предприятий стараются использовать в своей деятельности АСУ Но при этом, они сталкиваются с такими трудностями, как стоимость покупки программы (лицензии), стоимости её внедрения и ежегодного продления (обновления), а также стоимости обучения персонала. Поэтому, руководители отелей предпочитают дорогим и эффективным АСУ стандартные программы front-office, такие как Exel группы продуктов Office Word. Но они не способны выполнять те функции, которые заложены в АСУ. Например, оптимизация работы с контрагентами (поставщиками услуг), ведение документооборота, отчетной документации, выписывать счета гостям, заключение договоров с корпоративными клиентами и т.д.
Обычно АСУ гостиницы включает автоматизированные рабочие места разных подразделений отеля (персональные компьютеры с соответствующим программным обеспечением), связанные между собой и с сервером баз данных локальной сетью [2].
Среди зарубежных информационных гостиничных систем наиболее известной является система Fidelio. К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company) [2].
В г. Краснодар многие небольшие гостиницы используют аналог популярных АСУ, программу 1С: Отель. По стоимости она немного выигрывает (от 30 тыс. руб.) В управление она довольно проста, и по структуре может напоминать стандартные офисные программы. Данная программа позволяет:
Управление инновациями и инновационной деятельностью
37
- вести учетность заселения гостиницы;
- производить индивидуальные и групповые бронирования;
- производить «поселения» каждого гостя с занесением его персональных данных;
- производить подготовку документов для передачи их в УФМС;
- управлять телефонными счетами;
- производить выписку счетов как физическим, так и юридическим лицам;
- управлять номерным фондом, тарифами;
- автоматизировать работу горничных;
- вести бонусные программы для постоянных гостей;
- управлять взаимоотношениями с контрагентами;
- производить бронирование номеров.
Удобство применения АСУ заключается в их «простоте». Всеми функциями и подразделениями отеля можно управлять с одного компьютера. Раньше для этой деятельности использовались журналы, которые заполнялись вручную, была путаница с бронированием (играл роль человеческий фактор). Сейчас же, с использование АСУ администратор может не принимать участие в бронировании номера, если система подключена к GDS (Global Distribution System). Теперь гости сами могут удаленно бронировать номер. При этом можно определиться с выбором с помощью on-line показа номера. Гости самостоятельно заходят на определенный сайт компании, где они знакомятся с правилами бронирования и проживания в отеле, они видят, какие номера доступны на данный момент и выбирают интересующий их номер. Таким образом, упрощается процесс бронирования гостиничных номеров. И если бронирование было произведено таким образом, то при заезде гостя, процедура регистрации будет максимально упрощена, так как данные гостя уже есть в программе.
Выводы. Таким образом, АСУ - это не только программа, позволяющая упрощать работу сотрудников гостиницы, но повышать сервис гостей и качество работы персонала.
Список литературы:
1. Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме: учеб. пособие / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина, Я.Ю. Блиновская. - М.: Флинта,
2013. - 358 с.
2. Демурин В.Б. Использование интеллектуальных систем для управления гостиничными комплексами // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы международной заочной научно-практической конферен-
38 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ции г. Санкт-Петербург / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 48-52.
3. Информационные системы управления гостиничными комплексами: учебно-методическое пособие. - М.: ОАО «ГАО «Москва», 2007. - 96 с.
4. Предложение по комплексной автоматизации гостиницы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.reksoft.ru.
5. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.finam.ru/dictionary/.