Научная статья на тему 'Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе'

Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ПОДХОД / ПРИМЕНЕНИЕ / ЗНАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ / ОЦЕНКА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЯЗЫКОВОЙ / МЕТОД / ПОВЫШЕНИЕ / LEARNING / INDIVIDUAL / APPROACH / APPLICATION / KNOWLEDGE / PERSONAL / ASSESSMENT / DIFFERENTIATION / LANGUAGE / METHOD / INCREASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна, Башарова Гульмира Галимьяновна, Рахматова Одина Кадыржановна

В данной статье рассматриваются вопросы применения индивидуального подхода в образовательном процессе. Авторы статьи считают, что индивидуальный подход в обучении является одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в технических вузах. Сам термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, которая включает изменение формы урока, цели, содержания, и процесса. Индивидуальный подход в обучении иностранному языку рассматривается как сложное педагогическое явление, которое определяет эффективность обучения иностранному языку и предполагает активную роль субъекта учебной деятельности. Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация, которая выражается в оценке первоначальной языковой подготовки студента, постановка личностно значимых для него целей, выработка навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению новыми знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BENEFITS OF AN INDIVIDUAL APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article under discussion the questions of application of the individual approach in educational process are considered. The authors of the article believe that the individual approach to learning is one of the actual problems of methods of teaching foreign languages in technical universities. The term "individual approach" is understood as a system of didactic means of organizing the educational process in a foreign language, which includes changing the form of the lesson, purpose, content, and process. Individual approach to teaching a foreign language is considered as a complex pedagogical phenomenon that determines the effectiveness of teaching a foreign language and implies an active role of the subject of educational activities. The main conditions for the implementation of the individual approach is differentiation, which is expressed in the assessment of the initial language training of the student, setting personal goals, development of skills of independent work and the ability to implement a systematic approach to mastering new knowledge.

Текст научной работы на тему «Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе»

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Абдуллаева М.Х.1, Башарова Г.Г.2, Рахматова О.К.3 Email: Abdullaeva17145@scientifictext.ru

'Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна — преподаватель; 2Башарова Гульмира Галимьяновна — преподаватель; 3Рахматова Одина Кадыржановна — преподаватель, кафедра русского и узбекского языков, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы применения индивидуального подхода в образовательном процессе. Авторы статьи считают, что индивидуальный подход в обучении является одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в технических вузах. Сам термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, которая включает изменение формы урока, цели, содержания, и процесса. Индивидуальный подход в обучении иностранному языку рассматривается как сложное педагогическое явление, которое определяет эффективность обучения иностранному языку и предполагает активную роль субъекта учебной деятельности. Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация, которая выражается в оценке первоначальной языковой подготовки студента, постановка личностно значимых для него целей, выработка навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению новыми знаниями.

Ключевые слова: обучение, индивидуальный, подход, применение, знания, личностный, оценка, дифференциация, языковой, метод, повышение.

THE BENEFITS OF AN INDIVIDUAL APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS Abdullaeva M.H.1, Basharova G.G.2, Rakhmatova O.K3

'Abdullaeva Mavjuda Habibullaevna — Teacher;

2Basharova Gulmira Galimyanovna - Teacher; 3Rakhmatova Odina Kadirjanovna - Teacher, RUSSIAN AND UZBEK LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article under discussion the questions of application of the individual approach in educational process are considered. The authors of the article believe that the individual approach to learning is one of the actual problems of methods of teaching foreign languages in technical universities. The term "individual approach" is understood as a system of didactic means of organizing the educational process in a foreign language, which includes changing the form of the lesson, purpose, content, and process. Individual approach to teaching a foreign language is considered as a complex pedagogical phenomenon that determines the effectiveness of teaching a foreign language and implies an active role of the subject of educational activities. The main conditions for the implementation of the individual approach is differentiation, which is expressed in the assessment of the initial language training of the student, setting personal goals, development of skills of independent work and the ability to implement a systematic approach to mastering new knowledge.

Keywords: learning, individual, approach, application, knowledge, personal, assessment, differentiation, language, method, increase.

Важной целью обучения иностранному языку является научить студента применять свои знания в повседневной жизни. Мотивация в этом случае очень важна, потому что только хорошо мотивированный студент способен эффективно учиться, независимо от оценок, которые он получает за хорошо выполненную работу, независимо от мнения других о себе и

своих знаниях. У хорошо мотивированного студента появляется желание самостоятельно приобретать знания без внешнего давления, а затем применять их на практике. Но не хватает студентов с высоким уровнем мотивации, с желанием самостоятельно приобрести знания. Для решения этой проблемы мы определили наиболее значимые методы повышения мотивации к изучению иностранного языка. Мы можем выделить несколько факторов, которые повышают мотивацию: уровень заинтересованности студентов в достижении успеха, положительные эмоции в процессе изучения иностранного языка, чувство успеха, познавательный интерес, положительные результаты, внутренняя и внешняя мотивация. Давайте посмотрим на каждый из них более подробно [1].

Таким образом, уровень беспокойства студентов качеством преподавания и их стремлением к успеху в изучении иностранного языка чрезвычайно важен. Раньше такое беспокойство и стресс негативно влияли на учебную деятельность студентов, однако практика преподавания показывает, что легкое беспокойство полезно, оно мобилизует студента, заставляя его прилагать все усилия для достижения успеха. Кроме того, опыт преподавания иностранных языков показывает нам, что чувства и эмоции в процессе обучения также имеют большое значение. Количество усилий, прилагаемых при обучении, зависит от того, как студент чувствует себя в аудитории. Преподаватель должен создать благоприятную атмосферу, создать для студента условия для успеха. Энтузиазм позволяет достичь высоких результатов, и если учебная деятельность имеет положительные эмоции, это дополнительный мотивирующий фактор для новой, более интенсивной деятельности. Чувство успеха, по мнению психологов, также играет большую роль. Чем больше студентов преуспевают в учебной деятельности, тем больше вероятность того, что они выполнят новые задания. Даже если риск неудачи возрастает, те студенты, которые преуспели в выполнении своих заданий в прошлом, продолжают пытаться, и чем чаще они терпят неудачу, тем меньше они готовы снова рисковать, такие студенты часто попадают в группу «немотивированных».

Следовательно, учитель должен применять индивидуальный подход и делать задачи так, чтобы они были выполнимы для каждого студента. Даже если риск неудачи возрастает, те студенты, которые преуспели в выполнении своих заданий в прошлом, продолжают пытаться, и чем чаще они терпят неудачу, тем меньше они готовы снова рисковать, такие студенты часто попадают в группу «немотивированных». Поэтому учитель должен применять индивидуальный подход и делать задачи так, чтобы они были выполнимы для каждого студента. Даже если риск неудачи возрастает, те студенты, которые преуспели в выполнении своих заданий в прошлом, продолжают пытаться, и чем чаще они терпят неудачу, тем меньше они готовы снова рисковать, такие студенты часто попадают в группу «немотивированных». Поэтому учитель должен применять индивидуальный подход и делать задачи так, чтобы они были выполнимы для каждого студента [2].

Эти три фактора имеют комбинированное воздействие. Большое внимание следует уделить развитию познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка. Есть два способа развития этого качества. Первый заключается в привлечении материалов из жизни студента, используя примеры из его собственной жизни, положительные отзывы о его работе в классе и его способностях. Второй способ - заинтересовать - выделить что-то новое и интересное из огромного количества материалов. Ничто не может оставаться новым долгое время, учитель должен умело использовать рефлекс внимания, чтобы научить студента материалу за это время, и чтобы этот материал стал иметь для него самостоятельное значение. Знание результатов является своего рода обратной связью, которая помогает студентам узнать об их успехах или неудачах. Мотивация повысится, если студенты узнают результаты своей работы, уточнят информацию о том, что нужно изменить или исправить, модифицировать. Позитивные результаты особенно поощряют и стимулируют их. Внешняя и внутренняя мотивация, учитывающая все вышеперечисленные факторы, способна повысить качество образования. Внешняя мотивация, в основе которой лежат факторы внешнего мира, выражается в различных формах поощрения: оценка, похвала, угроза, результат (сертификат, медаль), переходы к внутренней мотивации, основанные на личных желаниях и потребностях студентов (удовлетворенность с процессом и результатами, необходимостью самосовершенствования, желанием учиться новому и т.д.). Внешняя и внутренняя мотивация, учитывающая все вышеперечисленные факторы, способна повысить качество образования.

Как показывает практика, отсутствие индивидуального подхода к обучению учащегося, к определению объема и цели домашней работы является важным фактором, снижающим мотивацию делать домашнюю работу основательно. Домашнее задание в этом случае не только не полезно, но даже вредно. Необходимость индивидуального подхода вытекает из самой

природы домашней работы, домашняя работа полностью зависит от индивидуальных особенностей, способностей, организации и уровня самостоятельности учащихся [3].

Таким образом, при обучении иностранному языку учитель должен развивать познавательный интерес студентов, выбирать адекватные дидактические задачи и наиболее эффективные методы обучения, большое значение должно быть уделено подбору учебного материала с использованием индивидуального подхода.

Список литературы / References

1. Нишонов Усмонхон Ибрагимович. Обучение русскому языку как иностранному в вузах Узбекистана // Вопросы науки и образования, 2018. № 2 (14). С. 45-46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-vuzah-uzbekistana/ (дата обращения: 20.11.2019).

2. Парпиева Махсуда Махмуджановна. Самостоятельные задания поискового и творческого характера как способ активизации деятельности на уроках русского языка // Достижения науки и образования, 2018. № 16 (38). С. 36-37. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnye-zadaniya-poiskovogo-i-tvorcheskogo-haraktera-kak-sposob-aktivizatsii-deyatelnosti-na-urokah-russkogo-yazyka/ (дата обращения: 20.11.2019).

3. Абдуллаева М.Х., Урмонова Г.Х., Башарова Г.Г. Процесс внедрения информационных технологий в систему образования // Вестник науки и образования, 2019. № 19-2 (73). С. 5052. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-vnedreniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sistemu-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.11.2019).

CULTURAL ASPECT IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE Alaberdieva G.B.1, Tashmatova M.A.2 Em ail: Alaberdieva17145@scientifictext.ru

'Alaberdieva Gulshodakhon Bakhtiyorovna - Teacher; 2Tashmatova Madina Abdukarimovna - Teacher, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion is devoted to the issues of cultural aspect in teaching a foreign language. The authors of the article believe that the success of teaching a foreign language depends on a number of factors. One of them is to take into account the national cultural specific features of the society in which the language under study functions. Understanding a foreign-language text is impossible without understanding the cultural peculiarities of the language being studied and its accompanying creation. In the conditions of a modern global integration, it is necessary not only to know foreign words, but also to be familiar with the culture of other people, because behind each word there is a part of the picture of another world, a foreign linguistic and cultural. In teaching a foreign language, there is a need not only to pay attention to the relationship between language and culture, but also to teach a foreign language as an instrument of intercultural communication. Keywords: tool, intercultural, communication, necessity, interrelation, culture, foreign language, world, words, global, integration.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Алабердиева Г.Б.1, Ташматова М.А.2

'Алабердиева Гулшодахон Бахтиёровна — преподаватель; 2Ташматова Мадина Абдукаримовна — преподаватель, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена вопросам культурологического аспекта в преподавании иностранного языка. Авторы статьи считают, что успешность обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.