Важными факторами, которые оказывают прямое влияние на качество образования студентов в высшем учебном заведении, являются:
• уровень содержания современного высшего образования;
• учебные курсы, входящие в программу подготовки;
• степень квалификации, которую имеет преподавательский состав вузов;
• научно-исследовательская работа в вузе;
• применение результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе;
• развитие научно-исследовательского процесса обучения;
• наличие актуальной литературы;
• внедрение развивающих информационных технологий в обучение;
• уровень, на котором организуются производственные практики, а также ориентированность в направлении деятельности вуза;
• степень сбалансированности графика занятий;
• нагрузка в процессе обучения на студентов и преподавателей, её нормирование. На сегодняшний день качество и эффективность образования напрямую зависят от
эффективности взаимодействий и взаимосвязей в учебном заведении. Образовательная же система должна решить задачу нахождения оптимального пути для приведения образовательного процесса в соответствие с международными стандартами, сохранив при этом свои достоинства и полезные особенности национальной подготовки.
Список литературы
1. Рысбаев И.И. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих педагогов-психологов в студенческом коллективе: Диссертация на соискание канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
Петряев С.В.
Петряев Сергей Викторович - адъюнкт, кафедра тактики,
Саратовский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Саратов
Аннотация: в данной статье рассматриваются преимущества и недостатки применения мультимедийных технологий в обучении, мультимедийные технологии с каждым днем все больше распространяются в различных сферах образовательной деятельности. В то же время любой опытный преподаватель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедийных средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, программное обеспечение, функциями наглядности, отрицательных аспектов, мультимедиа-ресурсов.
Мультимедийные технологии с каждым днем все больше распространяются в различных сферах образовательной деятельности. Этому способствуют такие факторы, как повсеместная информатизация общества и необходимость качественной
подготовки курсантов, распространение в военных учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятие государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появление необходимого опыта компьютеризации у все большего количества преподавателей военных учебных заведений. В большинстве случаев использование мультимедийных средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда преподавательского состава, а также на эффективность обучения курсантов [2].
В то же время любой опытный преподаватель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедийных средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.
Положительных аспектов использования мультимедийных технологий достаточно много.
В качестве основных аспектов можно выделить:
1. совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
2. введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
3. внесение изменений в системы обучения большинству традиционных дисциплин, не связанных с информатикой;
4. повышение эффективности обучения в военном учебном заведении за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
5. организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;
6. изменение содержания и характера деятельности курсанта и преподавателя;
7. совершенствование механизмов управления системой военного образования.
Современные средства обучения на основе мультимедийных технологий способны
обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Мультимедийные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Так, наглядные средства обучения должны быть:
1. ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью;
2. доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому преподавателю хорошо известно, что курсантам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать:
3. содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;
4. интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи, это требование часто используется на самом простом уровне. Мультимедийные технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций;
116
5. иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия;
6. дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие.
Мультимедийные средства наглядности позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию неделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения.
Принципы взаимодействия в новой образовательной среде значительно изменились. Учащийся, долгое время воспринимаемый в образовательных технологиях как объект обучения, становится равноправным Субъектом образовательного процесса. Субъектами взаимодействия чаще «его выступал обучаемый - курсант и обучающий - преподаватель. Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), которые имени возможность осуществлять обратную связь. С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию [3, 4].
Конечно, это не значит, что теперь необходимо все занятия перенести и компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своем, им самим выстроенном занятии может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет курсантам быстрее и глубже усвоить курс обучения. Например, часть занятия преподаватель может объяснить сам, другую часть - перепоручить персональному компьютеру.
К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедийных технологий преподаватель и курсанты становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают обучаемых от изучаемого материала.
Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств мультимедиа зачастую лишает курсантов возможности проведения реальных опытов своими руками.
Индивидуализация ограничивает живое общение преподавателя и курсантов, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с персональным компьютером». Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Таким образом, перечисленные проблемы и противоречия говорят: том, что применение мультимедийных технологий в военном образовании по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы военного образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютере* (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
2. Ибрагимов И.М.Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М., 2008. 336 с.
3. Новосельцев С.К. Мультимедиа-синтез трех стихий. // КомпьютерПресс, 1991. № 7.
4. Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. ... доктора пед. наук. Астрахань, 2007. 335 с.
5. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 с.
МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ТЕРМИНАЛОВ Актамов Ш.
Актамов Шохрух - студент, факультет информационных технологий, Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада Аль-Хорезми, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: характерной особенностью математических моделей непрерывного медиа процесса является их высокая размерность (потоки информационных данных), что обусловливает основную трудность управления медиа процессом. Такая размерность объясняется структурой подсистем медиаобразовательной системы, при которой каждая подсистема имеет свою модель. По этой причине целесообразно применять принцип декомпозиции для управления непрерывным процессом разработки онлайн системы проектирования системы. Ключевые слова: медиаобразовательная система, математическая модель, аппроксимация, детерминированная и стохастическая модель.
На первом этапе эксперимента идет построение концептуальной модели медиаобразовательного объекта (процесса) и его формализации - формулируется модель и строится ее формальная схема, т.е. осуществляется переход от содержательного описания объекта к его математической модели, другими словами, процессу формализации.
Математической моделью медиаобразовательной системы (объекта) называется множество переменных и, V, q, х, у, w вместе с законом функционирования в виде: х<Ь) = Р^и^.р^.в,^, у{0 = Р2(и<>:\ р<ь\ в, = Рз^.рЮ.в.^^еТ (1)
где q - собственные параметры системы, Т - время окончания моделирования, t -текущее значение времени, и<обозначает реализацию процесса и© на отрезке [0, 1], аналогично обозначены выходная характеристика у, характеристика состояния
118