Научная статья на тему 'Визуализация в обучении иноязычной лексике'

Визуализация в обучении иноязычной лексике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедийные технологии / наглядность / языковые и речевые действия / эффективность обучения. / the multimedia technologies / visual aids usage / language and speech activities / ef- fectiveness of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. В. Ханжина, К. В. Булычев

Рассматриваются современные мультимедийные технологии как средство расширения сферы наглядности в процессе обучения иностранному языку. Мультимедийные технологии позволяют визуализировать учебный материал, что повышает эргономику его восприятия и положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения, позволяет осознать языковые явления, автоматизировать языковые и речевые действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VISUALIZATION IN THE PROCESS OF VOCABULARY TEACHING

In the article modern multimedia means are examined. They enlarge the field of visual aids usage in the process of English language education. Multimedia means allow to visualize educational material which increases ergonomics of its perception and positively influences on educational motivation and effectiveness of education, to understand language events, develop language and speech activities.

Текст научной работы на тему «Визуализация в обучении иноязычной лексике»

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

Т.В. Ханжина, канд. пед. наук, доцент К.В. Булычев, курсант

Военная академия материально-технического обеспечения (филиал в г. Пенза) (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10338

Аннотация. Рассматриваются современные мультимедийные технологии как средство расширения сферы наглядности в процессе обучения иностранному языку. Мультимедийные технологии позволяют визуализировать учебный материал, что повышает эргономику его восприятия и положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения, позволяет осознать языковые явления, автоматизировать языковые и речевые действия.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, наглядность, языковые и речевые действия, эффективность обучения.

В последнее время иностранный язык стал неотъемлемой частью профессиональной подготовки военного специалиста. Причем, если раньше акцент ставился на формирование умений понимания и перевода иноязычных научных и специальных материалов, то целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции выпускников высших военных учебных заведений, т.е. способности использовать иностранный язык в процессе профессионального общения. Это военное сотрудничество с зарубежными странами, организация и проведение совместных учений и маневров, участие в миротворческих операциях, партнерство в подготовке военных кадров.

Кроме того, владение иностранным языком обеспечивает решение таких задач, как организация взаимодействия с командованием союзных войск, ведение переговоров по урегулированию военно-политических вопросов, сбор разведывательных данных, получение необходимой научно-технической информации, имеющей военно-прикладное значение.

Для повышения качества иноязычного образования будущего офицера необходима принципиально новая организация учебного занятия и процесса самостоятельной работы курсантов.

В настоящее время существенное влияние на коммуникацию, общество, культуру, профессиональную и мыслительную деятельность человека оказывает развитие мультимедийных технологий. Это отражается в «растущем коммуникативном преобладании визуальной информации над вербальной» [1].

Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Они способствуют интенсивному усвоению учебного материала, повышают эргономику его восприятия и положительно влияют на учебную мотивацию и эффективность обучения.

Использование мультимедиа технологий предоставляет уникальную возможность визуализировать учебный материал и помочь обучаемым осознать языковые явления и автоматизировать языковые и речевые действия.

Метод визуализации опирается на один из главных принципов обучения - принцип наглядности. Известно, что через органы зрения в мозг поступает примерно в пять раз больше информации, чем через органы слуха. Современные технические возможности расширяют сферы использования наглядности. Технология мультимедиа позволяет объединить в единое целое текст, звук, графику, анимацию и видео. Это оптимизирует процесс овладения определенным языковым явлением, посколь-

ку увеличивается количество каналов поступления информации и яркость ее подачи [2]. Такое объединение делает возможным одновременное развитие навыков и умений в различных видах речевой деятельности: чтения, письма, аудирования, говорения.

Ошибочно мнение, что визуализация в обучении иностранному языку - это использование картинок. Такая наглядность используется на начальном этапе обучения языку. Эффективным средством наглядности в обучении курсантов военного вуза являются интерактивные мультимедийные презентации, поскольку они «интегрируют в одном средстве обучения текст, графику, звук, анимация, видео; используют динамику при представлении наглядного материала; оперативное управляют изображением на экране; оперируют цветом при представлении информации» [3].

Важной составляющей коммуникативной компетенции является языковая (лингвистической) компетенция, поскольку от нее зависит развитие умений и навыков чтения профессионально-

ориентированных текстов. Очевидно, что это невозможно без овладения военной лексикой по изучаемой специальности.

Следует помнить, что лексика усваивается путем многократной тренировки ее в языковых упражнениях. Запоминание лишь формы и значения слов не способствует переносу навыка в речь. При разработке презентации мы руководствуемся необходимостью создания различных ассоциативных связей лексической единицы. Чем больше этих связей, тем прочнее курсант запоминает слова и словосочетания и применяет их в различных ситуациях общения. Таким путем реализуется принцип прочности усвоения материала.

Каждое задание презентации имеет четко сформулированные задачи. Разнообразие заданий и логика представления лексического материала, правильно выбранные средства анимации стимулируют активность курсантов.

Изучение темы по дисциплине «Иностранный язык» начинается с активизации новых лексических единиц. Для активизации лексического материала используется следующий комплекс интерактивных заданий.

Сначала на слайде даются новые лексические единицы на иностранном языке (рис. 1).

Übersetzen Sie folgende Wörter!

самооборона

die Selbstverteidigung

die Maschinenpistole

оснащать

ausrüsten

das Gewehr

обладать

die Gefechtseigenschaft

besitzen

применять

einsetzen

пулемет

gering

handlich

скорострельность

das Maschinengewehr

die Feuergeschwindigkeit

treffen

попадать обслуживать bedienen

Рис. 1. Перевод терминов

Интерактивность мультимедиа позволяет курсанту определить, с какого термина начать работу. Курсант нажимает курсором на термин, появляется его перевод.

Затем следует такой же слайд, но с обратным порядком действия: даны термины на русском языке, а при нажатии на термин

появляется его эквивалент на иностранном языке.

Комплекс заданий по активизации лексики включает в себя следующие упражнения.

1. К словам на экране подобрать синонимы. Перечень синонимов дан в нижней части экрана, курсант мышкой выбирает нужный.

2. Аналогичное упражнение - подобрать антонимы.

3. Определить части речи по словообразовательным элементам (приставкам, суффиксам). Курсант должен распределить данные на экране слова по группам: имена

5. Заполнить пробелы в предложениях нужными терминами. Даны предложения на иностранном языке, в которых пропущен термин (рис. 3). Список терминов дается в нижней части слайда. Курсант нажатием мышки «отправляет» правильный

существительные, глаголы, имена прилагательные.

4. Составить словосочетания «Имя прилагательное + имя существительное» или «имя существительное + глагол» (рис. 3). При этом на слайде даны две колонки терминов, а курсант с помощью курсора к термину из одной колонки подбирает термин из другой. Можно представить это задание по-другому: на экране даны словосочетания на русском языке, а курсант должен перевести их на иностранный язык, соединяя термины правой и левой колонок с помощью курсора.

термин в нужное предложение. При этом целесообразно давать не отдельные предложения, а небольшой текст из взаимосвязанных предложений по изучаемой лексической теме.

Setzen Sie die passende Präposition ein!

В

Moderne Infanterie wird ... verschiedenen Schützenwaffen ausgerüstet.

Die Schützenwaffen werden ... einem Mann getragen und bedient.

... den Schützenwaffen gehören Pistolen, Maschinenpistolen, Gewehre, Maschinengewehre.

Die modernen Schützenwaffen werden ... jedem Gefecht eingesetzt.

... den Militäringenieuren stehen wichtige Aufgaben. ... der Lösung dieser Aufgaben arbeitet man intensiv.

über | von | in | mit | vor | an | zu | aus |

Рис. 3. Заполнение пробелов International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.12-1

Bilden Sie Wortverbindungen!

artilleristisches

motorisierte

moderne

verschiedene

mobile

J

rückstoßfreie | große

Schützen I [^Reichweite | Aufgaben

gute

komplizierte

gezogenes J

gegnerische

hohe

verbesserte

Feuergeschwindigkeit

]

E

I Ausrüstung^ Gefechtseigenschaften | Feuer |

I Kräfte I I Artilleriesysteme] | Geschützel|

Treffgenauigkeit

ü

Рис. 2. Составление словосочетаний

ü

6. Распределить предложенные на слайде термины по темам, например:

- Назначение артиллерийского орудия.

- Устройство артиллерийского орудия.

- Боевые качества орудия.

- Виды орудий.

С помощью курсора курсант должен «отправить» каждый из предложенных на экране терминов в какую-либо тему.

Важно отметить, что при составлении и использовании презентаций на занятии

следит за ходом выполнения заданий презентации, помогает расшифровать информацию слайда, задает дополнительные вопросы, обращает внимание курсантов на ту часть слайда, которая имеет большее значение для выполнения задания.

Использование мультимедиа в обучении лексике позволяет повысить креативность, новизну, разнообразие и эффективность изучения иностранного языка, делая знания более наглядными, доступными.

главная роль отводится преподавателю. Он

Библиографический список

1. Рябцева Н. К. Тенденция к визуализации в современном информационном пространстве, проблемы образования и инновационные технологии в преподавании иностранных языков // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. - П.: 2015. - С. 8394.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

3. Александрова Е.В. Проектирование и использование средств компьютерной наглядности в процессе обучения гуманитарным предметам в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2011. - 180 с.

THE VISUALIZATION IN THE PROCESS OF VOCABULARY TEACHING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.V. Khanzhina, candidate of pedagogical sciences, associate professor K.V. Bulychev, cadet

Penza branch of the military academy of logistics (Russia, Penza)

Abstract. In the article modern multimedia means are examined. They enlarge the field of visual aids usage in the process of English language education. Multimedia means allow to visualize educational material which increases ergonomics of its perception and positively influences on educational motivation and effectiveness of education, to understand language events, develop language and speech activities.

Keywords: the multimedia technologies, visual aids usage, language and speech activities, effectiveness of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.