Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушарина Елена Сергеевна, Надточий Светлана Олеговна

В статье акцентируется внимание на изменениях образовательной деятельности при дистанционном обучении. Цель исследования: анализ опыта использования технологий дистанционного обучения, исследование процесса общения преподавателей и студентов, изучение отношения студентов к электронной образовательной деятельности. Исследование включает в себя: обсуждения, онлайн-опрос, статистическую обработку информации. Исследование показало высокую степень удовлетворенности студентов Воронежского института высоких технологий (86%) дистанционным обучением. Полученные результаты позволят улучшить методологическое обеспечение и эффективность дистанционного обучения, что в первую очередь зависит от организации коммуникативного пространства..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шушарина Елена Сергеевна, Надточий Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING AT UNIVERSITY IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF COMMUNICATIVE SPACE

The article focuses on changes of educational activities in distance learning. The purpose of the study: analysis of the experience of using distance learning technologies, research of the communication process between teachers and students, study students’ attitude to e-learning activities. The study includes: discussions, an online survey, statistical processing of information. The study showed a high degree of satisfaction of students of Voronezh Institute of High Technologies (86%) with distance learning. The findings will improve the methodological support and the effectiveness of distance learning that primarily depends on the organization of the communicative space.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 371.3

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА.

Елена Сергеевна Шушарина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный технический университет, Светлана Олеговна Надточий, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский институт высоких технологий

Аннотация

В статье акцентируется внимание на изменениях образовательной деятельности при дистанционном обучении. Цель исследования: анализ опыта использования технологий дистанционного обучения, исследование процесса общения преподавателей и студентов, изучение отношения студентов к электронной образовательной деятельности. Исследование включает в себя: обсуждения, онлайн-опрос, статистическую обработку информации. Исследование показало высокую степень удовлетворенности студентов Воронежского института высоких технологий (86%) дистанционным обучением. Полученные результаты позволят улучшить методологическое обеспечение и эффективность дистанционного обучения, что в первую очередь зависит от организации коммуникативного пространства..

Ключевые слова: коммуникативное пространство, дистанционное обучение, образовательная деятельность, цифровизация образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p508-513

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING AT UNIVERSITY IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF COMMUNICATIVE

SPACE

Elena Sergeevna Shusharina, the candidate of pedagogical sciences, Voronezh State Technical University, Svetlana Olegovna Nadtochy, the candidate of pedagogical sciences, Voronezh Institute of High Technologies

Abstract

The article focuses on changes of educational activities in distance learning. The purpose of the study: analysis of the experience of using distance learning technologies, research of the communication process between teachers and students, study students' attitude to e-learning activities. The study includes: discussions, an online survey, statistical processing of information. The study showed a high degree of satisfaction of students of Voronezh Institute of High Technologies (86%) with distance learning. The findings will improve the methodological support and the effectiveness of distance learning that primarily depends on the organization of the communicative space.

Keywords: communicative space, distance learning, educational activities, digitalization of higher education.

ВВЕДЕНИЕ

В контексте технологических и социокультурных изменений для развития высшей школы России чрезвычайно важна роль гуманитарного образования в целом, профессий сферы сервиса, в частности. Современная матрица компетенций студента, обучающегося по данному направлению, помимо основных профессиональных компетенций, предполагает освоение softskills: корпоративная культура, технологии творчества, эмоциональный интеллект и других навыков как основы для формирования имиджа современного специалиста [2, с. 102].

Особого внимания заслуживает способ коммуникации. Совокупность средств массовой коммуникации порождает самостоятельное пространство, насыщенное информацией, что, в свою очередь, также играет значимую роль в процессе воздействия информации на конкретного индивида. Сегодня, по замечанию Умберто Эко, известного

методолога медиаобразования, «мы не можем ограничиться тем, чтобы давать нашим студентам одни лишь понятия, потому что к моменту окончания обучения они уже устаревают. Мы можем научить их мыслить так, чтобы они могли достаточно гибко воспринимать происходящее» [1]. Этот тезис напрямую связан с задачей формирования современной «медиакомпетентной личности», умеющей пользоваться информацией в различных видах ее представлений и владеющей способами общения с помощью информационных технологий в медиапространстве [3].

Оценка эффективности организации коммуникационного пространства предполагает изучение: коммуникативного процесса, формальных и неформальных социальных связей в системе «студент-преподаватель», отношения студентов к учебному процессу в дистанционном формате.

ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: анализ опыта дистанционного обучения студентов направления «Сервис» ВИВТ.

Задачи: исследование процесса коммуникации между преподавателями и студентами, изучение отношения студентов к учебной деятельности в дистанционном формате.

Специалистами ВИВТ была разработана образовательная платформа «Элинос» -система внеаудиторного обучения, позволяющая студентам получать от преподавателей учебные материалы, лекции, практические задания, лабораторные работы, загружать в систему выполненные задания и получать оценки за них, при необходимости с комментариями преподавателя. В системе проводятся промежуточные и итоговые тестирования, размещаются результаты практик, студенты заочной формы обучения выполняют контрольные работы, в период сессии. Многие студенты отмечают, что отсутствие невербальных каналов передачи информации и недостаток эмоционального контакта при дистанционной коммуникации восполняются при проведении лекций и практических занятий с использованием видеосвязи в системе «MS Teams». эти методы подачи материала, оценки и контроля учебной деятельности, направлены на восполнение недостатка коммуникации и мотивирующей среды, повышение эффективности обучения.

С целью определения отношения студентов к организации учебной деятельности в дистанционном формате был проведен онлайн-опрос.

Задачи онлайн-опроса:

1. Выяснить отношение студентов к обучению в дистанционном режиме.

2. Выяснить эффективность обучения студентов в дистанционном режиме.

3. Определить факторы, влияющие на эффективность процесса обучения студентов.

Порядок проведения онлайн-опроса:

1. Онлайн-опрос проводился на базе опроса в Google Форме и состоял из 16 вопросов, затрагивающих тему обучения студентов в дистанционном режиме, отношения респондентов к организации обучения в дистанционном режиме, факторов, влияющих на его эффективность в условиях карантина.

2. В онлайн-опросе приняли участие 129 студентов направления «Сервис» ВИВТ, из них 41,9% очной и 58,1% заочной формы обучения.

3. В ходе опроса были получены и обработаны данные респондентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для 68,2% респондентов дистанционный режим обучения является более удобным. 16,3% студентов считают более удобным очный режим, и для 15,5% - оба режима одинаково удобны. Таким образом, 83,7% опрошенных студентов считают обучение в дистанционном режиме удобным форматом обучения (рисунок 1).

Большая часть студентов положительно оценивают уровень своей адаптации к дистанционному режиму в новых условиях распространения коронавирусной инфекции -53,5% - отлично, 32,6% - хорошо и 12,4 - удовлетворительно. И лишь 1,6% студентов адаптировались к обучению в дистанционном режиме плохо (рисунок 2).

Если говорить об эффективности обучения, то большей части респондентов (34,9%) дистанционный режим кажется наиболее эффективным. 25,6% считают таковым очный режим, 14,7% - смешанный и 24,8% респондентов рассматривают все эти режимы как одинаково эффективные (рисунок 3).

Необходимо отметить, что 62% студентов считают, что усваивают учебный материал в дистанционном режиме обучения так же эффективно, как и при очном обучении, а 7% даже более эффективно, чем при очном. И только 31% студентов усваивает материал в дистанционном формате менее эффективно (рисунок 4).

Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?

Какой режим обучения удобнее для вас?

15,5%

16,3%

12,4%

1,5%

32,6% _

■ Очный

1_68,2%

■ Дистанционный ■ Одинаково удобны

_ 53,5%

Рисунок 1 - Степень удобности дистанционного и очного режимов обучения

Какой режим обучения кажется Вам наиболее удобным? 14,7%

25,6%

24,8%

■ Отлично ■ Хорошо ■ Удовлетворительно ■ Плохо

Рисунок 2 - Уровень адаптации студентов к новым условиям дистанционного обучения

Как вы оцениваете усвоение учебного материала в дистанционном режиме? 7,0% _

31,0% _

1 Очный

1 Одинаково эффективны

34,9% Дистанционный Смешанный

Рисунок 3 - Эффективность режимов обучения

62,0%

■ Так же эффективно, как и при очном обучении

■ Менее эффективно, чем при очном обучении

■ Более эффективно, чем при очном обучении

Рисунок 4 - Уровень усвоения учебного материала в дистанционном режиме

Большая часть студентов отметили, что им нравится учиться в дистанционном режиме (74,4%). 17,1% ответили, что учиться удобно, но сложно. Очень сложно -4%, затруднились ответить 4,5% респондентов (рисунок 5).

Причем большинство респондентов отметили, что уровень их мотивации к обучению не изменился (46,5%) или даже увеличился (33,3%). И только 14, 7% отмечают уменьшение мотивации. 5,4% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос (рисунок 6).

Следует отметить, что 86% студентов ответили, что удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме, организованном в ВИВТе в период пандемии коронавирусной инфекции. И лишь 5,4% ответили «скорее нет, чем да» и 3,9% - нет, 4,7% студен-

тов затруднились ответить на этот вопрос (рисунок 7).

Эффективность обучения в дистанционном режиме в первую очередь зависит от организации коммуникационного пространства. Об эффективной организации дистанционного обучения, выборе оптимальных инструментов и каналов связи свидетельствует и тот факт, что большая часть студентов не испытывают затруднений при коммуникации с преподавателями (79%), лишь 13,2% студентов ответили, что скорее испытывают такие затруднения, чем нет. 7,8% затруднились ответить на этот вопрос (рисунок 8).

При этом 57,4% студентов считают, что учебная нагрузка в период обучения в дистанционном режиме не изменилась, 31% - увеличилась, 3,1% - уменьшилась, и 8,5% ответили, что затрудняются ответить (рисунок 9).

Большая часть студентов (64,3%) отмечают, что они отлично осваивают учебный материал в дистанционном режиме, им все понятно и интересно. 17,1% студентов ответили, что хорошо усваивают материал, но хотелось бы получать больше дополнительных материалов по изучаемым темам. И 9,3% осваивают материал удовлетворительно. Лишь 1,6% опрошенных отметили плохое усвоение учебного материала, 7,8% воздержались. В целом, нужно отметить, что превалирующее большинство студентов (90,7%) положительно оценивают степень усвоения учебного материала в процессе обучения в дистанционном режиме в ВИВТ (рисунок 10).

Удобно ли Вам обучаться в дистанционном формате?

0,0% 4>5%

4,0%

17,1%

Уровень мотивации к обучению у Вас в рамках дистанционного режима:

у- 5,5% 14,7% . ~

33,3%

74,4%

1 Да, но сложно 1 Нет, слишком легко

■ Да, удобно (нравится)

■ Нет, очень трудно

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 5 - Степень удобности обучения в дистанционном режиме

46,5% J 1 Увеличился ■ Уменьшился

1 Не изменился Затрудняюсь ответить

Рисунок 6 - Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционного режима

Удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном формате? 3,9% г- 4,7% 5,4%

34,9%

Да

■ Скорее нет, чем да

■ Затрудняюсь ответить

.51,2%

1 Скорее да, чем нет 1 Нет

Испытываете ли вы трудности при организации коммуникации с преподавателями и студентами?

7,8

79,0%

13,2%

1 Скорее да ■ Скорее нет ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 7 - Удовлетворенность студентов процессом Рисунок 8 - Трудности при организации коммуникации обучения в дистанционном режиме с преподавателями с другими студентами в дистанци-

онном режиме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На ваш взгляд, учебная нагрузка в период одучения в дист. режиме...

8,5% _

31,0%

57,4%

17,1%

Как Вы оцениваете усвоение учебного материала?

1,5% 7

9,3% .

3,1%

Отлично, все понятно и интересно

1 Хорошо, но хотелось бы получать больше доп. материалов 1 Удовлетворительно, я полностью осваиваю материал 1 Плохо, темы не понимаю

^л тп/ Затрудняюсь ответить 64,3%

■ В целом увеличилась ■ В целом уменьшилась

■ Не изменилась ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 9 - Объем учебной нагрузки в период Рисунок 10 - Уровень усвоения учебного материала в рам-обучения в дистанционном режиме ках обучения в дистанционном режиме

К основным преимуществам дистанционного режима обучения большинство респондентов отнесли: экономию времени на дорогу (83,7%), обучение в комфортной обстановке (70,5%), возможность совмещать работу с учебой (70,5%) и гибкость учебного процесса (65,9%) (рисунок 11).

Говоря о типах устройств, используемых в учебном процессе, 55% опрошенных студентов для дистанционного обучения используют ноутбук, 24% - мобильный телефон, 16,3% - персональный компьютер и 4,7% - планшет (рисунок 12).

Ка<ие преимущества обучения в дистанционном режиме на данный момент наиболее

зазкиы сля Вас?

_

3 -.2.3 %)

0 25 75 101

Рисунок 11 - Преимущества обучения в дистанционном режиме

Какие типы устройств Вы используете для дистанционного обучения?

^ 16,3% 24,0% Г

4,7%

55,0%

■ ПК ■ Ноутбук ■ Планшет ■ Мобильный телефон Рисунок 12 - Типы устройств, используемые для дистанционного обучения

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью с Умберто Эко. Новая литература. Литературно-художественный журнал // URL:http://old.newlit.ru/~klimeshov/000451.htm (дата обращения: 21.11.2021)

2. Skripnikova N. Инновации и современная подготовка PR специалистов / Nadezhda Skripnikova, Meisam Siamidoudaran // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования : Сб. научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции / Воронеж : Научная книга, 2015. - С. 101-104.

3. Тархов С.В. Медиакомпетентность и электронное обучение: проблемы, задачи и пути решения / С.В. Тархов // Медиаобразование. - 2016. - № 4. - С. 66-80.

REFERENCES

1. Interview with Humberto Eco. (Accessed Date: 21.11.2021), New literature. Literary and art magazine, available: http://old.newlit.ru/~klimeshov/000451.htm.

2. Skrypnikova, N.N. and Siamidoudaran, M. (2015), "Innovations and modern training of PR specialists", Formation of professional competence of specialists in the system of continuing education, Voronezh, pp. 101-104.

3. Tarkhov S.V. (2016), "Media competence and e-learning: problems, problems and solutions", Media education, No. 4, pp. 66-80.

Контактная информация: Svetnad2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2022

УДК 37.04:008

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ 50-65 ЛЕТ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Дукваха Ахмедович Эльмурзаев, аспирант, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Российский исламский университет им. Кунта-Хаджи, г. Грозный

Аннотация

Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена проблеме педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях. Такой возраст в современном обществе является продуктивным, составляет субъектный пласт непрерывного образования, однако в силу физиологических особенностей в наибольшей степени подвержен стрессовым ситуациям, функциональным расстройствам здоровья. На материале педагогической антропологии автор доказывает возможность противостояния людей данной возрастной категории разрушающим факторам экстремальных ситуаций. В статье разработана педагогическая технология устойчивости людей 5065 лет к экстремальным ситуациям, компонентами которой являются: обращение к природе и социуму, физическая активность, производительный труд, использование эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, люди 50-65 лет, экстремальные ситуации, непрерывное образование, физиологические особенности, педагогическая антропология, педагогическая технология, природа, социум, физическая активность, производительный труд, эмоциональный интеллект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p513-517

PHENOMENOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PEOPLE 50-65 YEARS

OLD IN EXTREME SITUATIONS

Dukvakha Akhmedovich Elmurzaev, the post-graduate student, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Islamic University named after Kunta-Haji, Grozny

Abstract

The article proposed to the general pedagogical community is devoted to the problem of pedagogical support for people 50-65 years old in extreme situations. Such an age in modern society is productive,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.