Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / успеваемость / улучшение внимания / физическая активность / студент / когнитивные способности / physical education / academic success / attention span / physical activity / university student / brain work

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.А. Федосова

С каждым годом все больше обучающихся обращают внимание на способы повышения успеваемости, за счет улучшения памяти и концентрации. Одним из методов может служить регулярная физическая активность. В этой статье мы рассмотрели взаимосвязь между развитием когнитивных способностей и выполнением упражнений разного типа. В результате исследования студентов разных курсов, мы установили существование значительного положительного эффекта, оказываемого физической активностью на когнитивные способности, а также определили, что наибольшее развитие их наблюдалось в группе, выполняющей высоко интенсивные регулярные упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.А. Федосова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF PHYSICAL EDUCATION AS A MEANS OF ADVANCING ACADEMIC SUCCESS

With each passing year, more and more students search for ways to improve academic performance by enhancing memory and concentration. One method that can help is regular physical activity. In this article, we have examined the relationship between the development of cognitive abilities and the performance of exercises of various types. As a result of studying students from different courses, we have established the significant positive effect physical activity has on cognitive abilities, as well as determined that the greatest development was observed in the group performing highly intensive regular exercises.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ»

ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

А.А. Федосова, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-273-276

Аннотация. С каждым годом все больше обучающихся обращают внимание на способы повышения успеваемости, за счет улучшения памяти и концентрации. Одним из методов может служить регулярная физическая активность. В этой статье мы рассмотрели взаимосвязь между развитием когнитивных способностей и выполнением упражнений разного типа. В результате исследования студентов разных курсов, мы установили существование значительного положительного эффекта, оказываемого физической активностью на когнитивные способности, а также определили, что наибольшее развитие их наблюдалось в группе, выполняющей высоко интенсивные регулярные упражнения.

Ключевые слова: физическая культура, успеваемость, улучшение внимания, физическая активность, студент, когнитивные способности.

Физическая культура входит в учебный план всех направлений студентов, обучающихся по программам бакалавриата и спе-циалитета, но так ли важен этот предмет для будущих филологов, психологов или программистов? При оценке необходимости наличия физической культуры в программе всегда говорят об одном и самом очевидном ее преимуществе - влиянии на здоровье обучающихся. Действительно большое количество исследований в этой области доказывают, что физическое воспитание имеет многочисленные преимущества для здоровья путем снижения рисков заболеваний и улучшения физических показателей. Однако есть и другой, менее заметный плюс - положительное влияние физической активности на успеваемость студента.

Из года в год повышаются требования к уровню знаний, которые необходимо демонстрировать студенту для получения хороших оценок. При приеме на работу все больше вакансий требуют наличие диплома о высшем образовании. Это ведет к тому, что студенты постоянно ищут способы облегчить процесс получения знаний и улучшить свою успеваемость. Рассмотрим, как физическая активность может этому содействовать.

Цель этого исследования - изучить взаимосвязь между физической активностью и

успеваемостью, подчеркнув, каким образом упражнения могут положительно влиять на когнитивные функции, концентрацию внимания и запоминание информации. Углубляясь в различные преимущества, которые физическая активность предлагает в сфере образования, эта статья стремится подчеркнуть важность включения движения и физических упражнений в жизнь студентов для улучшения их академических способностей.

Определим, какие навыки необходимы студенту для хорошей успеваемости и эффективной работы. Начнем с самых очевидных в своем влиянии когнитивных способностей. Это навыки, позволяющие воспринимать и обрабатывать информацию об окружающем мире. Наиболее активно они используются во время изучения нового материала - на лекциях или при самостоятельной работе. Также отметим концентрацию, ведь способность фокусироваться на задаче и сохранять внимание позволяет студенту сосредоточиться на учебном материале без отвлечений, а значит эффективнее усваивать информацию и решать задачи.

Подготовим эксперимент, который оценит влияние разного типа нагрузок на внимательность и скорость усвоения информации. Он будет состоять из 3х частей:

тестирование до физической активности, физическая активность и тестирование после.

Тестирования до и после физической активности состояли из заданий одинакового типа. Критериями успешности служили: процент выполнения задачи и количество допущенных ошибок. Участникам были предоставлены 3 задачи, по одной из следующих блоков:

а) Задачи на внимание. За 30 секунд студенты должны были найти и обвести все буквы «щ» в последовательности, содержащей только буквы «ш», «щ».

в) Простые математические примеры. За 60 секунд студенты должны были решить как можно больше примеров на базовые

Таблица.

арифметические операции сложение и вычитание.

с) Таблица Шульте. В таблице 5 на 5 случайным образом записаны числа от 1 до 25. За 60 секунд студенту необходимо найти и в возрастающем порядке назвать как можно больше чисел.

Для определения зависимостей была выбрана группа студентов из 36 человек. В нее вошло: 14 студентов I курса, 12 студентов II курса и 5 студентов III курса и 3 студента IV курса. Все студенты были разделены на 3 равные группы случайным образом. Группы отличались интенсивностью физической активности, как показано в таблице ниже.

Группы: Интенсивность физической активности: Тип упражнения:

Группа 1 Высокая Спокойная ходьба

Группа 2 Средняя Бег

Группа 3 Низкая Нет задания

После входного тестирования первым двум группам была проведена разминка в течение 5 минут, после чего их участники выполняли задания своей группы в течении 10 минутной сессии. Третья группа была без задания в течении 15 минут.

При оценке и усреднении результатов оказалось, что в то время как вступительный тест показал, примерно равный уровень по всем группам, после физической активности показатели сильно изменились. Группа 3 справилась обоими с тестами на

относительно одинаковом уровне. У участников этой группы наблюдалось незначительное улучшение результатов, связанное предположительно с фактом прохождения заданий одинакового типа. В группах 1 и 2, однако, наблюдались более выраженные положительные изменения в успешности прохождения тестов. В среднем группа 2 лучше стравилась с заданиями, чем группа 1. Изменения показателей приведены на следующих графиках.

При изучении влияния физической активности на улучшение когнитивных способностей студентов было обнаружено, что физическая активность оказывает влияние

на когнитивные способности, а также что степень улучшения зависит от интенсивности выполнения физических упражнений. Самые очевидные и значительные

улучшения были обнаружены среди студентов, выполняющих высокие по интенсивности упражнения. Такая активность даже в пределах одной тренировки способна улучшать память, восприятие и обработку информации.

С этой оценкой совпадают результаты других исследований в этой области. Так, ученые Северо-восточного и Хэбэйского педагогического университетов доказали, что положительный эффект на восприятие и обработку информации обучающимися зависит не только от уровня интенсивности, но и от длительности физической активности, а также, что он способен сохраняться и накапливаться при регулярных тренировках [1].

Таким образом, не смотря на то, что фи-

направленными тренировками внимания и памяти, она способна давать положительный эффект в этой области, который не стоит игнорировать. Оптимальным подходом будет включение комфортного количества физической нагрузки в повседневную жизнь, что и является основной целью физического воспитания, внедренного в учебную программу студентов любого направления подготовки.

В этом исследовании мы доказали, что существует взаимосвязь между успеваемостью и занятиями по физической культуре. В частности, что занятия по физической культуре дают достаточное количество активности, чтобы способствовать повышению успеваемости у студентов путем улучшения памяти и концентрации.

зическая активность не может сравниться с

Библиографический список

1. Effects of Physical Exercise on Executive Functions among College Students in China: Exploring the Influence of Exercise Intensity and Duration / Ming Yu [et al.] // J. behavioral sciences. - 2023. - Vol. 13. Iss. 12. - P. 1-14.

2. Daramola M.A., Moyosore A. Effect of Physical Activity, Exercise and Sedentary Behaviour on Academic Performance of Students in Higher Institutions // J. European Journal of Theoretical and Applied Sciences. - 2023. - Vol. 1. № 6. - P. 547-556.

3. Lee W.Z., Kuan G. Exercise on Cognitive Functions Among University Students: A Review // Physical Education in Universities: Researches - Best Practices. - Bratislava, 2020. - P. 1-12.

4. Atakan M.M., Atakan B. Acute Pilates and plyometric exercise in school-based settings improve attention and mathematicsperformance in high school students // Sports Medicine and Health Science, https://doi.org/10.1016/j.smhs.2023.12.008.

5. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е.В. Конеева [и др.]; под редакцией Е.В. Конеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 609 с. -(Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18617-8.

BENEFITS OF PHYSICAL EDUCATION AS A MEANS OF ADVANCING ACADEMIC

SUCCESS

A.A. Fedosova, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. With each passing year, more and more students search for ways to improve academic performance by enhancing memory and concentration. One method that can help is regular physical activity. In this article, we have examined the relationship between the development of cognitive abilities and the performance of exercises of various types. As a result of studying students from different courses, we have established the significant positive effect physical activity has on cognitive abilities, as well as determined that the greatest development was observed in the group performing highly intensive regular exercises.

Keywords: physical education, academic success, attention span, physical activity, university student, brain work..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.