УДК 796.12
Реджепбердиев Х.
Преподаватель, Туркменский государственный университет имени
Махтумкули Туркменистан, г. Ашхабад Байраммырадов Д.
Преподаватель, Туркменский государственный университет имени
Махтумкули Туркменистан, г. Ашхабад
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ У СТУДЕНТОВ
Аннотацию: Данное исследование направлено на изучение влияния комплексного спортивного образования на когнитивное развитие и академическую успеваемость студентов. Целью работы является выявление связи между занятиями спортом и улучшением когнитивных функций, таких как внимание, память, мышление и решение проблем, а также оценка влияния этого на академические показатели студентов. Методология исследования включает проведение анкетирования и тестирования участников, анализ и сравнительное изучение их академических результатов и когнитивных навыков до и после участия в спортивных занятиях. Ожидается, что результаты исследования помогут понять важность включения спорта в образовательный процесс для общего развития студентов.
Ключевые слова: комплексное спортивное образование, когнитивное развитие, академическая успеваемость, студенты, спорт, образование.
Взаимосвязь между физической активностью и успеваемостью на протяжении десятилетий была темой интереса и дискуссий в исследованиях в области образования. Хотя важность физического воспитания для укрепления общего здоровья и благополучия широко признана, появляется все больше свидетельств того, что комплексные программы спортивного образования также могут оказывать положительное влияние на когнитивное развитие и академическую успеваемость учащихся. В этой статье мы рассмотрим результаты исследований, касающихся влияния комплексного спортивного образования на когнитивное развитие и успеваемость учащихся, изучая механизмы, лежащие в основе этой связи, и ее значение для образовательной практики.
Физическая активность и когнитивные функции. Многочисленные исследования продемонстрировали положительную связь между физической активностью и когнитивными функциями у детей и подростков. Было доказано, что регулярные физические упражнения улучшают различные аспекты когнитивных функций, включая внимание, память, исполнительные функции и академическую успеваемость. Физическая активность стимулирует высвобождение нейротрансмиттеров, таких как дофамин, серотонин и норадреналин, которые играют ключевую роль в функционировании мозга и когнитивных функциях. Кроме того, упражнения способствуют нейропластичности — способности мозга адаптироваться и реорганизоваться в ответ на полученный опыт, что улучшает процессы обучения и памяти.
Комплексные программы спортивного образования: Комплексные программы спортивного образования выходят за рамки традиционных занятий по физическому воспитанию и предоставляют учащимся возможности для регулярного участия в различных видах спорта и физической активности. Эти программы часто включают элементы развития навыков, командных видов спорта, индивидуальных фитнес-занятий и
развлекательных игр, отвечающих разнообразным интересам и способностям учащихся. Комплексные программы спортивного образования направлены на формирование привычек к физической активности на протяжении всей жизни, развитие двигательных навыков и координации, содействие социальному взаимодействию и командной работе, а также привитие таких ценностей, как спортивное мастерство, настойчивость и самодисциплина.
Влияние на когнитивное развитие: исследования показывают, что участие в комплексных программах спортивного образования может оказать положительное влияние на когнитивное развитие учащихся. Регулярная физическая активность стимулирует функции мозга и нервные пути, связанные с когнитивными процессами, что приводит к улучшению внимания, концентрации, памяти и успеваемости. Кроме того, спорт и физическая активность предоставляют возможности для решения проблем, принятия решений и стратегического мышления, которые представляют собой передаваемые навыки, которые способствуют когнитивному развитию и академическим успехам.
Несколько механизмов могут объяснить взаимосвязь между комплексным спортивным образованием и когнитивным развитием. Физическая активность увеличивает приток крови к мозгу, доставляя кислород и питательные вещества, которые поддерживают работу мозга и когнитивные способности. Упражнения также способствуют высвобождению факторов роста, таких как нейротрофический фактор головного мозга (BDNF), которые способствуют росту и выживанию нейронов, а также образованию новых нейронных связей. Более того, участие в спорте и физической активности повышает самооценку, уверенность и мотивацию, которые являются важными психологическими факторами, влияющими на когнитивные функции и академическую успеваемость.
Влияние на академическую успеваемость. Помимо когнитивных преимуществ, комплексные программы спортивного образования были
связаны с улучшением академической успеваемости. Исследования показывают, что учащиеся, которые регулярно занимаются физической активностью, как правило, имеют более высокие оценки, лучшие результаты стандартизированных тестов и более низкие показатели прогулов и дисциплинарных проблем по сравнению с их менее активными сверстниками. Было доказано, что физическая активность повышает способность учащихся концентрироваться, справляться со стрессом и регулировать эмоции, что является важным фактором академической успеваемости. Кроме того, участие в спортивных командах и внеклассных мероприятиях может предоставить студентам возможности для лидерства, командной работы и постановки целей, что является ценными навыками, которые переносятся в академический контекст.
Помимо описанных выше познавательных и академических преимуществ, комплексные программы спортивного образования предлагают ряд других преимуществ для целостного развития учащихся.
1. Физическое здоровье и фитнес. Регулярная физическая активность в рамках комплексных программ спортивного образования способствует общему физическому здоровью и физической форме. Занятия спортом и физическая активность помогают студентам развивать силу, выносливость, гибкость и здоровье сердечно-сосудистой системы, снижая риск ожирения, хронических заболеваний и состояний, связанных с малоподвижным образом жизни, таких как диабет и сердечно-сосудистые заболевания. Прививая привычки здорового образа жизни с раннего возраста, комплексные программы спортивного образования способствуют долгосрочному здоровью и благополучию.
2. Социальные навыки и взаимоотношения. Спорт и физическая активность предоставляют учащимся возможность взаимодействовать со своими сверстниками, развивать социальные навыки и строить позитивные отношения. Посредством командных видов спорта,
совместных игр и групповых упражнений учащиеся учатся эффективно общаться, сотрудничать с другими, разрешать конфликты и демонстрировать сочувствие и спортивное мастерство. Участие в спортивных командах и групповых мероприятиях способствует развитию чувства принадлежности и товарищества, создавая благоприятную и инклюзивную среду, в которой учащиеся могут процветать в социальном и эмоциональном плане.
3. Эмоциональная регуляция и устойчивость. Комплексные программы спортивного образования помогают учащимся развивать навыки эмоциональной регуляции и устойчивости перед лицом проблем и неудач. Физическая активность высвобождает эндорфины, нейромедиаторы, которые способствуют ощущению счастья и благополучия, а также снижают уровень стресса и тревоги. Спорт и физическая активность дают учащимся возможность ставить цели, преодолевать препятствия и упорно стремиться к совершенству, воспитывая устойчивость, решимость и мышление роста, которые необходимы для успеха в учебе и жизни.
4. Управление временем и дисциплина. Совмещение академических обязанностей со спортивными тренировками и соревнованиями требует от учащихся развития эффективных навыков управления временем и дисциплины. Комплексные программы спортивного образования учат студентов важности расстановки приоритетов задач, управления своим графиком и выбора здорового образа жизни для оптимизации производительности как на поле, так и за его пределами. Совмещая академические и спортивные обязанности, студенты приобретают ценные жизненные навыки, которые готовят их к будущим вызовам и обязанностям в колледже, карьере и за его пределами.
5. Развитие лидерства и характера. Участие в спортивных командах и внеклассных мероприятиях дает учащимся возможность развивать
лидерские качества и такие качества характера, как честность, ответственность и стойкость. Будучи капитанами команд, наставниками или образцами для подражания, студенты учатся вдохновлять и мотивировать своих сверстников, эффективно общаться и принимать этические решения в сложных ситуациях. Комплексные программы спортивного образования подчеркивают ценность спортивного мастерства, честной игры и уважения к соперникам и официальным лицам, прививая важные ценности, которые превращают учащихся в принципиальных и этических лидеров в своих сообществах.
В заключение, комплексные программы спортивного образования предлагают учащимся многочисленные преимущества, помимо когнитивного развития и успеваемости. Содействуя физическому здоровью и физической форме, развитию социальных навыков и отношений, повышению эмоциональной регуляции и устойчивости, обучению тайм-менеджменту и дисциплине, а также развитию лидерства и характера, эти программы способствуют целостному развитию и благополучию учащихся. Поскольку преподаватели, политики и родители осознают важность всестороннего спортивного образования для физического, социального, эмоционального и морального развития учащихся, они могут работать вместе, чтобы создать благоприятную среду, которая позволит учащимся преуспевать во всех аспектах своей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ericsson, K. A., & Ward, P. (2007). Capturing the Naturally Occurring Superior Performance of Experts in the Laboratory: Toward a Science of Expert and Exceptional Performance. Current Directions in Psychological Science, 16(6), 346-350.
2. Hillman, C. H., Erickson, K. I., & Kramer, A. F. (2008). Be smart, exercise your heart: Exercise effects on brain and cognition. Nature Reviews Neuroscience, 9(1), 58-65.
3. Tomporowski, P. D., Davis, C. L., Miller, P. H., & Naglieri, J. A. (2008). Exercise and Children's Intelligence, Cognition, and Academic Achievement. Educational Psychology Review, 20(2), 111-131.
4. Sibley, B. A., & Etnier, J. L. (2003). The Relationship Between Physical Activity and Cognition in Children: A Meta-Analysis. Pediatric Exercise Science, 15(3), 243-256.
5. Ratey, J. J. (2008). Spark: The Revolutionary New Science of Exercise and the Brain. Little, Brown Spark.
6. Eime, R. M., Young, J. A., Harvey, J. T., Charity, M. J., & Payne, W. R. (2013). A Systematic Review of the Psychological and Social Benefits of Participation in Sport for Adults: Informing Development of a Conceptual Model of Health through Sport. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 10(1), 135.
Rejepberdiev H.
Lecturer, Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat Bayrammyradov D.
Lecturer, Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat
RESEARCH OF THE INFLUENCE OF COMPREHENSIVE SPORTS EDUCATION ON COGNITIVE DEVELOPMENT AND ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS
Abstract: This study is aimed at studying the impact of comprehensive sports education on cognitive development and academic performance of students. The goal of the work is to identify the connection between playing sports and improving cognitive functions such as attention, memory, thinking and problem solving, as well as assessing the impact of this on the academic performance of students. The research methodology includes conducting questionnaires and testing of participants, analysis and comparative study of their academic results and cognitive skills before and after participation in sports activities. It is expected that the results of the study will help to understand the importance of including sports in the educational process for the overall development of students.
Keywords: comprehensive sports education, cognitive development, academic performance, students, sports, education.