Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / высшее образование / здоровье студентов / академическая успеваемость / спортивная инфраструктура / психологическое благополучие / учебный процесс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорьков Вадим Владимирович, Шувалов Александр Михайлович, Варегина Ирина Евгеньевна

в данном исследовании рассматривается неотъемлемая роль физической культуры в высшем образовании, изучается ее влияние на развитие когнитивных способностей, академическую успеваемость и психосоциальное благополучие. Используя различные методологические парадигмы, оно раскрывает глубокое взаимодействие между физической активностью и образовательной средой, выступая за целостную интеграцию физической культуры в академические рамки для всестороннего развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорьков Вадим Владимирович, Шувалов Александр Михайлович, Варегина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ. Хорьков В. В.1, Шувалов А.М.2, Варегина И.Е.3

1Хорьков Вадим Владимирович - доцент, кафедра физической культуры; 2Шувалов Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой; 3Варегина Ирина Евгеньевна - доцент, директор СОК, кафедра физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Всероссийская Академия внешней торговли министерства экономического развития Российской Федерации,

г. Москва.

Аннотация: в данном исследовании рассматривается неотъемлемая роль физической культуры в высшем образовании, изучается ее влияние на развитие когнитивных способностей, академическую успеваемость и психосоциальное благополучие. Используя различные методологические парадигмы, оно раскрывает глубокое взаимодействие между физической активностью и образовательной средой, выступая за целостную интеграцию физической культуры в академические рамки для всестороннего развития студентов. Ключевые слова: физическая культура, высшее образование, здоровье студентов, академическая успеваемость, спортивная инфраструктура, психологическое благополучие, учебный процесс.

Симбиотическая связь между физической активностью и успеваемостью уже давно является предметом научной интриги. Эта связь проясняется благодаря множеству исследований, подчеркивающих благотворное влияние физических упражнений на когнитивные способности. Действительно, кинетическая активность не просто способствует улучшению телесного самочувствия, она также выступает в качестве катализатора развития головного мозга.

В связи с этим основной целью данного исследования является тщательное изучение того, в какой степени физическое воспитание способствует академической успеваемости в университетской среде. Конкретные задачи включают в себя: определение когнитивных преимуществ регулярных занятий физической культурой, оценку корреляции между физической подготовкой и успеваемостью, а также оценку роли институциональных программ физического воспитания в развитии академических успехов.

Используя многогранный методологический подход, данное исследование объединяет количественный анализ данных с качественными исследованиями конкретных случаев, сопоставляя эмпирические данные с теоретическими основами. Такое методологическое объединение обеспечивает всестороннее понимание изучаемых явлений.

Продолжая теоретический аспект, необходимо рассмотреть концепцию «нейропластичности» - термин, отражающий способность мозга адаптироваться в ответ на физические стимулы. Регулярная физическая активность доказательно связана с улучшением нейропластичности, что способствует лучшему обучению и сохранению памяти. Кроме того, концепция «когнитивного резерва» имеет ключевое значение для понимания того, как физическая подготовка может служить оплотом против когнитивного спада, и эта предпосылка подтверждается многочисленными продольными исследованиями.

Нельзя переоценить педагогический аспект физического воспитания. Оно не только развивает физическую ловкость, но и прививает учащимся такие навыки, как настойчивость, умение работать в команде и стратегическое мышление. Эти навыки, необходимые для академического успеха, часто оттачиваются в горниле спортивной деятельности.

Теоретическое исследование данной темы выявило убедительные аргументы в пользу интеграции физического воспитания в учебную программу высших учебных заведений. В последующих разделах данного исследования будут рассмотрены практические и социально-психологические аспекты этой интеграции, что позволит получить целостное представление о предмете.

Практический аспект данного исследования представляет собой аналитическую одиссею, в ходе которой исследуются разнообразные программы физического воспитания, реализуемые в различных высших учебных заведениях. Это исследование - не просто поверхностный просмотр, а глубокий анализ педагогических архитектур и учебных планов, лежащих в основе этих программ. Неоднородность программ - от традиционной атлетической подготовки до инновационных кинестетических вмешательств - создает благодатную почву для сравнительного анализа.

При изучении этих программ используется методологический плюрализм, включающий как качественные оценки, так и количественные показатели. Такой двойной подход способствует тонкому пониманию эффективности каждой программы, выходя за рамки простого статистического анализа и включая эмпирические и перцептивные аспекты. При количественной оценке используются надежные статистические инструменты для измерения таких переменных, как уровень вовлеченности студентов, улучшение физической формы и показатели академической успеваемости после участия в мероприятиях по физическому воспитанию.

Одновременно с этим качественные методики освещают субъективный опыт участников, давая представление об их восприятии влияния программы на их академический и личностный рост. Интервью, фокус-группы и кейс-стади составляют краеугольный камень качественного исследования, углубляясь в психологические и эмоциональные аспекты вовлечения студентов в занятия физической культурой.

Исследование включает в себя изучение педагогических стратегий, используемых преподавателями в этих программах. Тщательно анализируется эффективность различных методик преподавания, таких как экспериментальное обучение, совместное обучение и дифференцированное обучение, в повышении уровня физической подготовки.

В этом практическом аспекте также рассматриваются инфраструктурные и административные элементы, которые либо способствуют, либо препятствуют эффективной реализации программ физического воспитания. Критически рассматриваются такие факторы, как наличие ресурсов, институциональная поддержка и интеграция физического воспитания в более широкую образовательную систему.

По сути, это практическое исследование обеспечивает эмпирическую основу для теоретических постулатов, выдвинутых ранее. Оно позволяет получить полное представление о том, как программы физического воспитания актуализируются в различных университетских контекстах и как они ощутимо влияют на результаты обучения студентов, тем самым обогащая дискуссию о роли физического воспитания в высшем образовании.

В сфере социально-психологической динамики физическая культура выходит за свои телесные границы, становясь важнейшим катализатором социализации и сплоченности коллектива в академической среде. Этот аспект исследования посвящен сложному взаимодействию между физическими упражнениями и психосоциальным развитием студентов, подчеркивая многогранную роль физической культуры в формировании межличностных отношений и общественной идентичности.

Процесс социализации, которому способствует физическое воспитание, - это не просто установление связей, а воспитание общей этики, чувства принадлежности и развитие социальных компетенций. Командные виды спорта и групповые занятия физической культурой становятся ареной для экспериментального обучения, где воспитываются навыки сотрудничества, стратегии общения и взаимное уважение. Эти занятия, встроенные в рамки учебной программы, порождают дух товарищества и коллективных усилий, что крайне важно для формирования сплоченного образовательного сообщества.

Одновременно в исследовании изучается глубокое влияние физической активности на преодоление стресса и психологическое благополучие. В эпоху обострения академического давления и проблем с психическим здоровьем терапевтический потенциал физических упражнений становится все более актуальным. Регулярные занятия физической культурой эмпирически связывают с уменьшением симптомов тревоги и депрессии, что объясняется нейрохимическими изменениями, вызываемыми физическими упражнениями, такими как выделение эндорфинов и регулирование уровня гормонов стресса, таких как кортизол.

Концепция «воплощенного познания» играет ключевую роль в понимании того, как физическая активность может привести к повышению ясности ума и эмоциональной стабильности. Эта концепция утверждает, что когнитивные процессы глубоко укоренены во взаимодействии тела с миром, а значит, физическая активность может оказывать глубокое влияние на психическое состояние и когнитивные функции. Таким образом, интеграция физического воспитания в учебную среду не просто полезна, а необходима для целостного развития студентов, охватывающего как их психическое, так и физическое здоровье.

Социально-психологический аспект данного исследования освещает незаменимую роль физической культуры в повышении качества социальных взаимодействий, создании прочных общественных сетей и формировании благоприятной среды для психического здоровья и психологической устойчивости в университетской среде.

Обобщая результаты этого комплексного исследования многогранных аспектов физической культуры в высших учебных заведениях, можно сделать несколько важнейших выводов. Во-первых, исследование прояснило неразрывную связь между физической активностью и успеваемостью, показав, что занятия физической культурой значительно повышают когнитивные способности и успеваемость. Эта взаимосвязь, подкрепленная такими нейронаучными принципами, как нейропластичность и когнитивный резерв, подчеркивает необходимость включения физической культуры в учебную программу.

В итоге данное исследование предоставляет убедительные доказательства переоценки роли физического воспитания в высшем образовании. Оно призывает к целостному подходу, при котором физическая культура органично интегрируется в образовательную ткань, обогащая тем самым учебный опыт и способствуя всестороннему развитию студентов. Результаты исследования прокладывают путь для будущих исследований и разработки политики, направленной на оптимизацию потенциала физического воспитания как преобразующей силы в высшем образовании.

Список литературы

1. Вавилова Н.М. Физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений. - 12-е изд., стер.

- М.: Академия, 2012. - 272 с.

2. Волков Л.В. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:

Владос, 2002. - 528 с.

3. Кузин В.В. Физическая культура: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2012. - 352 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.

5. Перегудова Н.В., Рудов М.В. Использование средств массовой информации ВУЗа для пропаганды физической культуры и спорта среди студентов // Инновационная наука. - 2016. - № 10-1. - С. 24-27.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - 820 с.

7. Подулыбина А.В. Физическая культура и спорт как средство формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 12-16.

8. Полиенко Б.С. Популяризация здорового образа жизни среди студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности // Инновационная наука. - 2016. - № 10-1. - С. 20-23.

9. Сафонов В.П. Физическая культура: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2012. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.