Г. Е. Кислинская, соискатель, кафедра иностранных языков, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Россия, [email protected]
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ СЕМИНАРИЙ И РАННЕХРИСТИАНСКИХ ШКОЛ
Модернизация образования является актуальным современным процессом, продиктованным международными, социальными, экономическими и технологическими требованиями времени. С одной стороны, они открывают широкие возможности как для российских вузов, так и для академического общества, а с другой, оставляют нерешенными большое количество вопросов и задач. Одним из условий успешного и конструктивного совершенствования образования является преемственность образовательных традиций, так как именно она является тем особым механизмом «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности.
Автор поставил задачей данной статьи: провести сопоставительный анализ систем организации воспитательного процесса раннехристианской школы в Сирии и современной православной духовной семинарии (на основании Уставных документов).
По проблеме, в поле которой находится наша задача, были проведены исследования в таких направлениях как: «Становление образовательных традиций христианской школы в 1-У вв.» (Безрогов В. Г.) «Православное
Одним из условий успешного и конструктивного совершенствования образования является преемственность образовательных традиций.
воспитание как духовная традиция отечественной педагогики» (Чурсина Э. А.), «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях...» (Володина Е. Е.), «Духовно-нравственное воспитание учащихся православных гимназий (Барилова Н. Г.) и др.
Рассматривая учебно--воспитательный процесс в семинариях, стоит отметить, что учащиеся православной духовной семинарии являются не просто студентами, а студентами-воспитанниками. Педагогический процесс состоит из двух элементов — обучение и воспитание, обладающих рядом общих черт, находящихся в единстве и взаимосвязи. Обучение направлено на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же — на усвоение обучаемыми социальных норм поведения и на формирование личностно-нравственных черт и качеств человека. Это, в свою очередь, является одной из важнейших задач православной духовной семинарии, так как педагог, воспитатель должен научить ученика не только знать заповеди, но и жить по ним.
Основным документом, в соответствии с которым проходит учебно-воспитательный процесс в семинарии, является Внутренний Устав Семинарии. Если, в качестве примера, рассмотреть
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Устав современной Казанской православной духовной семинарии, необходимо обратить внимание на характер и содержание данного документа, во многом аналогичного с Уставом ранней христианской школы
V века. И в этом автор, в первую очередь, прослеживает преемственность древней и современной систем воспитания в стенах семинарии. Анализ этих систем в сравнении показал, что в античное время на сирийском Востоке сформировалась достаточно широкая образовательная система различных уровней. Школы в Гун-ди, Шапуре, Кеннешрине, Марге, Бет Абе не исчерпывают длинный список школ, а только открывают его. Однако первая христианская школа, Устав которой сохранился, была высшая школа в городе Нисибине и поэтому именно эта школа представляет особый интерес. В литературе за Уставом данной школы закрепилось название «Правила святой школы города Нисибина». Примечательно, что в древнем документе определялись практически те же правила, что и в Уставе семинарии XXI века. Общее число «Правил святой школы города Ни-сибина» составляло 43, из которых 22 правила были сформулированы до 496 года, и еще 21 правило было добавлено к первоначальному списку в 496 и 590 гг.1. В Уставе
V века есть правила строгого запрещения.
Педагог, воспитатель должен научить ученика не только знать заповеди, но и жить по ним.
запрещалось без согласия эконома ездить в Византию: империя ромеев на протяжении десятилетий являлась стратегическим противником Персидской империи, и ученикам вменялось в обязанность быть «политически грамотными».
Современный Устав состоит из семи параграфов: учебное время; богослужения; внутренний распорядок; просмотр телевизора (использование средств информационно-коммуникативных технологий); трапеза; послушания; внешний вид. Каждый параграф имеет свои правила, общее число которых составляет 47 (однако можно предположить, что данное число вариативно). И документ V века содержит правила идентичных направлений, за исключением, конечно, раздела «использование средств ИКТ». Если охарактеризовать положения современного Устава, то, по аналогии с древним документом, его можно назвать «Обязанности воспитанников духовной семинарии» (прим. автора). Следует отметить, что в параграфе III — (Внутренний распорядок) современного варианта занесены правила запретительный характера: «Воспитанникам категорически запрещается проводить во внутренние помещения семинарского корпуса посторонних лиц и родственников без согласования с проректором по воспитательной части или дежурным инспектором» (правило 5); «Вос-
Например, ученикам школы категорически питанникам категорически запрещено при-
ходить на прием к Архиерею без разрешения кого-либо из проректоров. Даже если нарушитель этого требования будет принят Архиереем, данный воспитанник может быть наказан на усмотрение проректора по воспитательной части» (правило 6); «Воспитанникам категорически запрещается делать звонки по семинарскому телефону без разрешения дежурного инспектора» (правило 7); =
«Воспитанникам категорически запрещается ночевать вне стен духовной семинарии» (правило 10)2.
Система воспитания в ранней христианской школе, базировавшаяся на принципе разрешаемого и запрещаемого правилами внутреннего распорядка, осуществлялась в строгом соответствии с «Правилами духовной школы Нисибина». При поступлении как в сирийскую христианскую школу, так в современную семинарию, кандидату сразу сообщались и сообщаются все основные правила поведения, принятые членами школы. «Претендент должен был осознанно решиться на следование им. Студентам, недавно поступившим в училище, запрещалось критиковать существующие там поряд-
Студентам, недавно поступившим
в училище, запрещалось критиковать существующие там порядки; за подобные проступки наказывали исключением из школы.
ки; за подобные проступки наказывали исключением из школы. Братья (так называли друг друга учащиеся) старались воспитывать друг друга. Школа дисциплинировала своих братьев сама, обладая независимостью юрисдикции».3
Нарушения правил, если они были зафиксированы в первый раз и были не очень тяжкими, прощались или на-= казание было легким. Последующие — карались со всей строгостью. Воспитанник, обвинявший своего товарища в каком-либо проступке, но не сумевший доказать справедливость обвинения, наказывался, как если бы он сам совершил этот проступок. При определении наказания принимались в расчет побуждения и предыдущая репутация ученика. Между прощением и изгнанием существовали другие виды наказаний — от выговоров до публичного избиения «перед всем собранием». Заметим, что самым тяжелым наказанием выступало отлучение от общения с однокурсниками с последующим изгнанием не только из школы, но и из города. Спустя столетия А. С. Макаренко пишет: «Главное чувство наказанного воспитанника — чувство переживания
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива. Всякая мера взыскания только тогда производит полезное действие, когда она выталкивает человека из общих рядов и поддер- =
живается несомненным приговором общественного мнения»4. Такое наказание налагалось лишь на тех, кто оказывался невосприимчивым к увещеваниям и наставлениям, уговорам «собрания братьев» и исправлению. =
В настоящее время не существует столь разнообразной системы подхода к оцениванию поступков воспитанников. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но с определенной точностью можно констатировать, что в ранней христианской школе действовала мудрая и гибкая политика «оценивания» того или иного проступка. Мудрость проявлялась не в изощренности наказания, а в системе подхода к нему, которая лежала в основе самой школьной организации.
Далее предлагается рассмотреть общие принципы организации древней школы. Итак, руководителем Нисибийской школы являлся библейский экзегет. Он же, как правило, являлся и ректором. Избирался ректор из учителей школы на один год. Хозяйственными и административными вопросами занимался эконом. Согласно Правилам, эконом избирался по рекомендации ректора общим собранием обучающих и учащихся только на один год и за его деятельностью устанавливался строгий надзор. Он имел право по совету с ректором и «известными братьями» наказывать тех или иных провинившихся учеников. Возможно, здесь подразумевается телесное наказание — одно из наиболее распространенных в древности. Если решение о наказании провинившегося могла выносить «администрация» школы, то решение об исключении принималось толь- = ко общим собранием. Несмотря на то, что ректор и эконом пользовались безусловным авторитетом, высшей властью в школе были не они, а собрание общины, в котором всег-
Всякая мера взыскания только тогда производит полезное действие, когда она выталкивает
человека из общих рядов и поддерживается несомненным приговором общественного мнения
Мудрость проявлялась не в изощренности наказания,
а в системе подхода к нему, которая лежала в основе самой школьной организации.
да принимали участие и учителя и ученики. Последние в силу своего численного преимущества имели решающий голос. Именно на этом собрании выбирали эконома, ис-= ключали того или иного студента из школы, обсуждали все важнейшие вопросы, связанные с деятельностью школы. Собранию были подотчетны все члены общины, включая ректора и эконома. Стоит отме-= тить, что такая структура школы обеспечивала высокий уровень взаимного доверия между преподавателями с одной стороны, и учащимися с другой. Нельзя было исключить ученика по приговору нескольких членов школьной «администрации».
Анализируя современную организацию учебно-воспитательного процесса, автор не обнаружил систем «общего собрания» и «собрания общины». Соответственно ни в решении каких-либо организационных или учебно-воспитательных вопросов, и тем более ни в определении наказания или порицания, воспитанники-семинаристы не принимают никакого участия и не могут влиять на решения, принимаемые руководством. В настоящее время наказание воспитаннику могут назначить проректор по воспитательной работе, дежурный инспектор, непосредственно ректор семинарии, благочинный семинарского храма. В особых случаях наказание определяет правящий Архиерей. Обратимся к Уставу современной духовной семинарии. Например, правило 11-4 устанавливает: «Участие воспитанников в богослужении, в храмовом послушании определяется расписаниями, составленными благочинными Семинарского храма или его устным распоряжением. В случае уклонения воспитанника от богослужебных и храмовых послушаний без уважительных при-= чин, вопрос о случившемся нарушении выносится на рассмотрение благочинного семинарского храма». А в правиле ^5 сказано: «Разговоры во время приема пищи недопустимы. Нарушители
порядка могут быть удалены из трапезной». Вопрос о них выносится на рассмотрение проректора по воспитательной работе. Правило же VII-6 гласит: «Нарушители формы одежды могут быть не допущены на урок, трапезу, молитвенное правило, богослужение или какое-либо другое мероприятие и несут наказание по усмотрению дежурного инспектора или проректора по воспитательной работе». То есть, в зависимости от характера нарушения и определяется то или иное должностное лицо, которое принимает решение о наказании.
Таким образом, проведя сравнительный анализ древней и современной организации духовных школ, можно прийти к выводу, что наблюдаются существенные различия в системе вынесения решений по основным вопросам. Однако с уверенностью можно констатировать тот факт, что воспитание дисциплинированности на протяжении многовековой истории является приоритетным направлением воспитательной системы духовной школы. Он характеризуется устоявшимися традициями и укладом.
Говоря о внутреннем укладе, отметим, что он практически остается неизменным на протяжении вот уже 16 веков. Традиция продолжает существовать, сохраняя свои корни, приобретая новое, соответствующее закономерным требованиям времени. Повседневное устройство похоже на монастырский устав. Во времена становления христианской школы ученики и наставники жили одной общиной, называли себя «братьями» и составляли, как уже было сказано выше, единое «собрание». И в настоящее время среди воспитанников-семинаристов общение считается братским, однако живут они самостоятельно, не образуя общины с наставниками.
В заключение отметим, что решение задачи данной статьи, заключающееся в проведении ретроспективного сопоставительного анализа систем организации учебно-воспитательного процесса древней Сирийской христианской школы и современной духовной православной семинарии, позволило проследить как сохранение, так и утрату преемственности основных принципов, методов
Воспитание дисциплинированности на протяжении многовековой истории является приоритетным направлением воспитательной системы духовной школы.
и подходов в православном воспитании. Безусловно, не все в духовных школах Древнего Востока заслуживает одобрения и не все следует возрождать. «Никому не придет и в голову восстанавливать древнюю систему телесных наказаний», — говорит архиепископ Илларион5.
По мнению автора, основными путями повышения эффективности воспитательного процесса, способствующими возрождению подлинной общин-ности, истинно-христианского благочестия и братолюбия, в современной духовной семинарии могли бы выступить:
1. Создание общины, братства людей, объединенных одной целью, как ведущее направление современной воспитательной системы.
2. Организация общего собрания, с помощью которого можно было бы достичь большей активности воспитанников при решении ключевых вопросов, как академической, так и хозяйственной жизни.
3. Сохранение традиции выстраивания доверительных отношений между преподавателями и воспитанниками, заложенной в ранней христианской школе.
4. Сохранение традиционной концептуальной модели дисциплинарной направленности, характерной не только для древнехристианской духовной, но и советской школы A.C. Макаренко. ^
1. Безрогов В. Г. Становление образовательных традиций христианской школы в I-V веках: дис. доктора пед. наук: 13.00.01/ РАО Институт теории и истории педагогики. - М., 2004. 218 с.
2. Устав Казанской духовной семинарии [электронный ресурс] URL: http://www.kds.eparhia.ru (дата обращения: 10.01. 2013)
3. Илларион (Алфеев), митрополит. Доклад на консультации православных богословских школ в Белградском университете (Сербия), 16—24 августа 1997 г. [электронный ресурс] URL: http://hilarion.ru/ wp-content/uploads/pdf/rubezh.pdf
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т 3. Сочинения / А. С. Макаренко; - М.,1983. 511 с.
5. Илларион (Алфеев), митрополит. Духовное образование на Древнем Востоке // Образ жизни. 2009. № 2(6). С 14.