Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В АСПЕКТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ)'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В АСПЕКТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / условия развития творческого потенциала личности / искусство / восприятие искусства. / theatrical pedagogy / conditions for the development of the creative potential of an individual / art / perception of art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. С. Солнцев

В современных условиях переход к театральной педагогике имеет особую актуальность. Система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу. Воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, разнонаправленного творческого процесса, в который включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики. Суть театральной педагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психолого-педагогические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания. Вместе с тем театральная педагогика помогает изучению искусства. Педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока используется недостаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINUITY IN THE SYSTEM OF CONTINUING AND VOCATIONAL EDUCATION (IN THE ASPECT OF THE FORMATION OF THEATRICAL PEDAGOGY)

In modern conditions, the transition to theatrical pedagogy is of particular relevance. The system of state education standards, with all its obvious advantages, has weaknesses: there is almost no room for a broad, “redundant”, creative approach. The upbringing and training of a comprehensively developed personality is possible only in conditions of a polyphonic educational environment, an abundance of teaching methods and methods, a multidirectional creative process, which includes not only teachers and tutors, but also the students themselves. The essence of theatrical pedagogy is the integration of art, pedagogy, psychology for education, training, development, support for a growing personality. At the same time, art becomes a kind of mediator that provides psychological and pedagogical conditions for perception, comprehension, and consolidation of pedagogical content. At the same time, theatrical pedagogy helps the study of art. The pedagogy of art has great potential for successfully solving the problems of art education, which is not yet used enough, has a spontaneous and episodic nature for several reasons.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В АСПЕКТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ)»

References

1. Akopyan L. Muzyka XX veka. Moskva: Praktika, 2010.

2. Artem'ev 'E. Zametki ob elektronnoj muzyke. Muzyka dlya sintezatora. 2007; № 1: 15 - 20.

3. Muzykal'nye instrumenty mira. Polnaya illyustrirovannaya 'enciklopediya. Per. s angl. V.E. Venyukovoj. Moskva: AST; Astrel', 2009.

4. Dmitryukova Yu. Pamyati Roberta Muga. Muzyka dlya sintezatora. 2006; № 1: 15 - 18.

5. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; № 9: 97 - 101.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; № 12: 138 - 143.

7. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; № 2: 87 - 92.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa "Formalizovannaya muzyka". Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012; 4 (25): 135 - 138.

9. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Materialy II Vserossijskojnauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 21 - 24.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova, 2014: 97 - 100.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova, 2002: 161 - 169.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html

13. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

14. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Digital Audio Workstation: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. V knige: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2004: 52 - 55.

16. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

17. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 208 - 211.

19. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.

20. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; № 3-2: 68 - 82.

21. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

Статья поступила в редакцию 01.12.19

УДК 372.87 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10164

Solntsev I.S., Applicant, Institute of pedagogy, psychology and social problems (Kazan, Russia), E-mail: allasoln@yandex.ru

THE CONTINUITY IN THE SYSTEM OF CONTINUING AND VOCATIONAL EDUCATION (IN THE ASPECT OF THE FORMATION OF THEATRICAL PEDAGOGY). In modern conditions, the transition to theatrical pedagogy is of particular relevance. The system of state education standards, with all its obvious advantages, has weaknesses: there is almost no room for a broad, "redundant", creative approach. The upbringing and training of a comprehensively developed personality is possible only in conditions of a polyphonic educational environment, an abundance of teaching methods and methods, a multidirectional creative process, which includes not only teachers and tutors, but also the students themselves. The essence of theatrical pedagogy is the integration of art, pedagogy, psychology for education, training, development, support for a growing personality. At the same time, art becomes a kind of mediator that provides psychological and pedagogical conditions for perception, comprehension, and consolidation of pedagogical content. At the same time, theatrical pedagogy helps the study of art. The pedagogy of art has great potential for successfully solving the problems of art education, which is not yet used enough, has a spontaneous and episodic nature for several reasons.

Key words: theatrical pedagogy, conditions for the development of the creative potential of an individual, art, perception of art.

И.С. Солнцев, соискатель, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», г. Казань, E-mail: allasoln@yandex.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В АСПЕКТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ)

В современных условиях переход к театральной педагогике имеет особую актуальность. Система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу Воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, разнонаправленного творческого процесса, в который включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики. Суть театральной педагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психолого-педагогические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания. Вместе с тем театральная педагогика помогает изучению искусства. Педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока используется недостаточно

Ключевые слова: театральная педагогика, условия развития творческого потенциала личности, искусство, восприятие искусства.

Споры о необходимости реформы школьного образования в России не утихают десятилетиями, и подходы к обучению подчас меняются на протяжении одной ученической жизни. В стремительное преобразование практики учебно-воспитательного процесса свою лепту вносит и технологическая революция с ее тотальным проникновением информационных технологий. В этих условиях театральная педагогика видится одним из самых актуальных направлений современной педагогической науки - как способ компенсировать растущую стандартизацию и «технократизацию» образования, воспитать личность с широкими воззрениями и эстетическим вкусом, сделать ученика центром преобразований. Вместе с тем именно сейчас сложились все условия для активного внедрения театральной педагогики в образовательный процесс.

Еще в древности великие мыслители - Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон - определяли искусство как источник становления гармонии и порядка

не только во всей Вселенной, но и в человеческой душе. О педагогических возможностях искусства писали в своих работах Я.А. Коменский, И.П Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие [1, 2].

Искусство определяющим образом участвует в формировании личности человека, прежде всего, ее эмоциональной сферы, но не только: оно обогащает познавательную деятельность, сокращает время приобретения знаний, умений и навыков. Кроме того, искусство дает возможность выработать собственную систему ценностей, понять свое место в социуме. В целом воздействие искусства направлено на социализацию личности [3]. В системе школьного образования в России всегда учитывались необходимость художественного обучения ребенка, развития его творческих способностей. Так и федеральный компонент действующего в настоящее время государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) включает в качестве обязательных предметов

такие как «Изобразительное искусство» и «Музыка». Фактически их преподавание осуществляется до 7 - 8 класса, в некоторых случаях уступая место предмету «Мировая художественная культура (МХК)». Однако, несмотря на длительный период преподавания, искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума». Занятия им дети воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители, которые сами недостаточно приобщены к искусству: многие из них охотно заменили бы эти предметы на что-нибудь «более нужное», для того чтобы ребенок стал «конкурентоспособным на рынке». Необязательность и «второсортность» предметов искусства подчеркивается отсутствием аттестации по ним. Прослеживается и направленность государственной образовательной политики на постепенное сокращение художественного цикла в общеобразовательной школе. Таким образом, в условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин не может рассчитывать на уважительное к себе отношение и закономерно оказывается во второстепенном плане [1]. Изменить отношение к предметам художественного цикла может внедрение в широкую практику школьного обучения одной из инновационных педагогических технологий, которая сейчас в России находится лишь на стадии формирования, - театральной педагогики. Это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.

В современных условиях переход к театральной педагогике имеет особую актуальность. Общий курс на стандартизацию образования, его формализацию, «осушение», создание неких алгоритмов и даже шаблонов наблюдается уже в начальной школе. Однако система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу. Между тем воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, в которые включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики.

Внедрение в образовательный процесс театральной педагогики - один из способов создания такой среды. Искусство как способ самоисследования и творческого развития незаменимо в воспитании современного ученика. Суть театральной педагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психологические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания [4].

Стоит особо подчеркнуть, что задачи и функции театральной педагогики выходят далеко за рамки существующих программ художественного воспитания: ее целью является не обучение ребенка, например, рисованию или основам музыкальной грамоты, а развитие его способностей к самовыражению, самопознанию, приобретению коммуникативных навыков.

Вместе с тем театральная педагогика помогает изучению искусства, познанию его истории и теории, овладению практическими навыками организации коммуникации: художественного восприятия и переживания произведений живописи, литературы, музыки, практическими умениями использовать мощный образовательный и эстетически развивающий потенциал искусства, художественно-творческой деятельности, исследовательскими компетенциями. Театральная педагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.

А.А. Мелик-Пашаев убежден, что «в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Поэтому заботой мастеров художественной культуры должно стать не только специальное образование (музыкальное, актерское, художественно-изобразительное, литературное и т.д.), а в первую очередь общее художественное образование. Именно от его преобразования зависит и статус художника в России, и самое существование высокой отечественной культуры, которое сейчас находится под очевидной угрозой» [1].

Сегодня возможности получить общее художественное образование и ввести театральную педагогику в практику школьного образования широки как никогда. В распоряжении преподавателя в цифровую эпоху находятся любые художественные источники: собрания шедевров мировой живописи, текстовых памятников на всех языках, великие спектакли и шедевры мирового кинематографа, музыкальные произведения любых композиторов мира в разнообразных вариантах исполнения.

Современному учителю не требуется обладать энциклопедической памятью (свойством, которое присуще, к сожалению, лишь небольшому проценту людей) - каждый человек сегодня в любой момент времени владеет всем художественным наследием мира благодаря интернету.

В школе мировая сеть становится удобным инструментом получения знаний, причем в мультимедийной форме, позволяющей донести информацию до ученика самым наглядным способом. При этом возможен очень быстрый ответ на любой запрос, а благодаря интерактивности цифровых источников у учащихся создается эффект присутствия, сотворчества, личной причастности к шедеврам и образцам классической культуры [5].

Важно, что виртуальные богатства сегодня адекватно дополняются материальными возможностями: ученики могут работать с огромным разнообразием

художественных материалов, пробуя себя в различных техниках, если речь идет, к примеру об обучении рисованию. Так, на дополнительных занятиях ученики младших классов одной из средних школ Центрального района города Красноярска пробуют создавать работы в импрессионистской технике, в технике фовизма, рисовать пастелью на специальной бумаге, выполнять гравюры в технике граттажа и делать многое другое [6].

Здесь подчеркнем еще раз, что рассматриваемый подход приемлем не только при преподавании предметов художественного цикла - это выход за рамки традиционного обучения, использование огромного багажа, «бэкграунда» или, выражаясь языком Интернета, перекрестных ссылок даже в обучении математике, биологии, химии, русскому языку и другим дисциплинам.

Еще одна особенность нынешнего времени, которая создает возможности для развития театральной педагогики, - это расцвет музеев и выставочных площадок, который происходит и в Красноярске. Сегодня в городе насчитываются десятки мест, открытых для проведения уроков по любым предметам школьной программы: Краеведческий музей и его филиалы, включая библиотеку им. ПВ. Юдина, Художественный музей им. В.И. Сурикова, новый Музей истории железной дороги, Дом-музей П.А. Красикова и многие другие, которые не только регулярно обновляют экспозиции, но и имеют свой набор образовательных и просветительских программ. Уроки в музее или библиотеке - очень эффективный формат обучения школьников, и отдельные учителя пользуются им, продвигая арт-педагогическое направление в образовании по своему предмету [7, с. 33].

Нельзя забывать и о том, что даже без учета текущей ситуации отечественная психолого-педагогическая наука и практика обладают теоретическими разработками, методическими достижениями и учебными программами мирового уровня.

На фоне использования современных мультимедийных технологий или музейного обучения классические методы, к примеру, проблемно-диалоговое обучение, дают максимальный эффект. Диалог предполагает поиск совместных решений, а не просто обмен информацией, и при такой коммуникации активны все ее субъекты: и педагог и ученики, что созвучно одному из главных принципов Интернет-обучения - интерактивности. В проблемно-диалоговом обучении происходит быстрое развитие чувственно-эмоциональной и духовной сферы ученика, формирование его этического и эстетического иммунитета.

Резюмируя, отметим, что педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока используется недостаточно, имеет спонтанный и эпизодический характер по ряду причин. Из них главные: откровенное непонимание ценности и возможностей художественного образования; малое время, отведенное для преподавания художественного цикла; бедное и не вполне отвечающее специфике времени предметное наполнение этого цикла.

К числу таких причин относится и недостаточная подготовка педагогов к творческой инновационной работе. Эту ситуацию может исправить целенаправленное обучение педагогических кадров.

Современные тенденции развития России ставят новые задачи перед системой высшего педагогического образования, усиливается его профессиональная составляющая. Магистратура как современный способ трансформации образования предлагает различные модели программ [1, 8].

Обучение основам театральной педагогики предъявляет свои требования к педагогическому вузу и требует специальной подготовки профессорско-преподавательского состава и обучающей базы.

Одним из важнейших условий становления творческой педагогической позиции учителя является создание арт-среды. Она должна формироваться с помощью культуроемких технологий и многообразных качественных средств различных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла [9].

Творческий компонент процесса подготовки будущего учителя должен быть усилен - при арт-педагогическом подходе ему предстоит не только передавать ученику свои знания и умения, но и развивать его творческую индивидуальность: в широком смысле театральная педагогика рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации. Кроме того, педагогу необходима особая, нестандартная психологическая готовность к работе с учениками. Поэтому театрально-педагогический подход предполагает и хорошее знание психологии. В связи с этим возникает необходимость пересмотра и изменения содержания педагогических и психологических дисциплин, изучаемых как в вузе будущими педагогами, так и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров [1, 5].

Впрочем, трудно назвать компетенции, которые могут быть сформированы без театрально-педагогического сопровождения и не требуются современному педагогу, - он должен уметь импровизировать, искать новые подходы, менять стереотипы, владеть ораторским мастерством, знать основы педагогического творчества, драматургии, театральной педагогики. Ведь театральная педагогика - это обращение к внутреннему миру ученика, развитие индивидуальности, креативности, потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии как у ученика, так и у учителя. В зоне образовательного пространства это «диалог на равных» [5, 10].

Театральная педагогика, позволяющая приобрести принципиально новые компетенции для работы в школе, может преподаваться как отдельная самостоятельная дисциплина на педагогических и психолого-педагогических направ-

лениях подготовки, а также в рамках реализации отдельных магистерских программ.

Подготовка преподавательских кадров через магистратуру ориентирована на научно-педагогическую деятельность в разных типах учреждений образования. В настоящее время в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева открыта и действует магистерская программа «Театральная педагогика». Ее цель - фундаментальная научно-практическая подготовка магистров в области педагогики искусства, обладающих знаниями теоретического и прикладного характера, обеспечивающими их конкурентоспособность в профессиональной деятельности. Магистерская программа «Театральная педагогика» направлена на подготовку компетентных, высококвалифи-

Библиографический список

цированных специалистов в области педагогики искусства, профессиональную подготовку магистров к арт-педагогической деятельности в различных социальных сферах и типах организаций: педагогической, научно-исследовательской и методической. Программой предусмотрено 5 семестров. Последний семестр завершается итоговой аттестацией, которая включает комплексный государственный экзамен и защиту магистерской диссертации (в форме исследовательского проекта на базе организации, где трудоустроен магистрант). Эта программа поможет выпускнику сразу после трудоустройства начать работу по востребованной современной методике, позволяющей раскрыть как собственный потенциал молодого педагога, так и творческое начало ученика, а значит, - добиться высоких результатов своей деятельности уже в самом ближайшем будущем.

1. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования. Аналитическая записка. Available at: http://art-inschool.ru

2. Новая магистратура в педагогическом университете: вызовы и реалии: коллективная монография. Под редакцией Т.В. Фуряевой. Красноярск; издательство Красноярского университета имени В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.

3. Верховодова РА., Галустов РА. Зарубежный опыт. Арт-педагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011; № 1: 15 - 17.

4. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании: монография. Тюмень, 2004.

5. Масленникова В.Ш., Зиннатова Г.М. Формирование психологической компетентности специалиста правовой сферы на основе культуры личности. КПЖ. 2018; № 3 (128). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-kompetentnosti-spetsialista-pravovoy-sfery-na-osnove-kultury-lichnosti

6. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Чебоксары. 2010.

7. Солнцев И.С. Взаимосвязь эстрадного и циркового искусства в современной России: традиции и инновации. Музыка и время. 2019; № 5: 33 - 37.

8. Мыськова Н.И. Проблемы и перспективы арт-педагогики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования по формированию эстетической картины мира у учащихся. Available at: http://www.msnauka.com/26_NП_2011/Pedagogica/ 2_90069.doc.htm

9. Шатунова О.В. Арт-педагогика как новое направление педагогической деятельности. Традиции и инновации в подготовке детей и молодежи к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна: материалы Международной научно-практической конференции. Елабуга, 2016: 212 - 214.

10. Попов Т., Михайлова Ц., Гаров С. Некоторые аспекты образования через искусство. Арт-терапия в образовательной деятельности. Международный сборник научных трудов, посвящённый профессору С.П. Баранову. Елец, 2016.

References

1. Melik-Pashaev A.A. O sostoyanii i vozmozhnostyah hudozhestvennogo obrazovaniya. Analiticheskaya zapiska. Available at: http://art-inschool.ru

2. Novaya magistratura v pedagogicheskom universitete: vyzovy i realii: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej T.V. Furyaevoj. Krasnoyarsk; izdatel'stvo Krasnoyarskogo universiteta imeni B.P. Astaf'eva. Krasnoyarsk, 2014.

3. Verhovodova R.A., Galustov R.A. Zarubezhnyj opyt. Art-pedagogika kak sistema integrativnogo primeneniya 'elementov iskusstva v obrazovatel'nom processe. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2011; № 1: 15 - 17.

4. Bulatova O.S. Art-pedagogicheskij podhod v obrazovanii: monografiya. Tyumen', 2004.

5. Maslennikova V.Sh., Zinnatova G.M. Formirovanie psihologicheskoj kompetentnosti specialista pravovoj sfery na osnove kul'tury lichnosti. KPZh. 2018; № 3 (128). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-kompetentnosti-spetsialista-pravovoy-sfery-na-osnove-kultury-lichnosti

6. Sergeeva N.Yu. Art-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj podgotovki buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary. 2010.

7. Solncev I.S. Vzaimosvyaz' 'estradnogo i cirkovogo iskusstva v sovremennoj Rossii: tradicii i innovacii. Muzyka i vremya. 2019; № 5: 33 - 37.

8. Mys'kova N.I. Problemyiperspektivyart-pedagogikivpovysheniikvalifikaciipedagogovdopolnitel'nogoobrazovaniyapoformirovaniyu 'esteticheskojkartinymira u uchaschihsya. Available at: http://www.msnauka.com/26_NP_2011/Pedagogica/ 2_90069.doc.htm

9. Shatunova O.V. Art-pedagogika kak novoe napravlenie pedagogicheskoj deyatel'nosti. Tradicii i innovacii v podgotovke detej i molodezhi k tvorcheskoj deyatel'nosti v oblasti dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Elabuga, 2016: 212 - 214.

10. Popov T., Mihajlova C., Garov S. Nekotorye aspekty obrazovaniya cherez iskusstvo. Art-terapiya v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov, posvyaschennyj professoru C.P. Baranovu. Elec, 2016.

Статья поступила в редакцию 14.11.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10165

Erenchinova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), The national school development Institute (Kyzyl, Russia), E-mail: terenchinova@bk.ru

MODEL OF MULTICULTURAL SCHOOL: THE RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT. In our multicultural societies, people of different cultures, religions and beliefs interact within the same area. Furthermore, migrations are fostering these new realities. The necessity of multicultural education has an especial significance in development of modern society. Students should be with knowledge of the culture, traditions and realities of their own culture. Multicultural education should begin at school where students learn to understand the importance of learning language and culture of ethnic group and the need to use it as a means of communication. They should learn to tolerate other cultures and be socially adapted to a constantly changing multicultural, multilingual world. In this article we set out the results of pedagogical experiment named "Model of multicultural school" in rural and urban areas and the types of ethnic identity of students in multicultural schools.

Key words: multicultural education, pedagogical experiment, multicultural sphere, monocultural sphere, ethnic identity.

Т.А. Эренчинова, канд. пед. наук, Институт развития национальной школы, г. Кызыл), E-mail: terenchinova@bk.ru

МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В современных многокультурных обществах люди различных культур и вероисповеданий взаимодействуют в одной среде, а миграционные потоки способствуют взаимопроникновению различных культур и их сосуществованию. Потребность в поликультурном образовании носит особую значимость в развитии современного общества. Учащиеся должны быть приобщены к родной культуре, а через нее к российской и мировой. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по реализации проекта «Модель поликультурной школы» в условиях сельской местности и города, определены типы этнической идентичности учащихся в условиях этнического многообразия.

Ключевые слова: поликультурное образование, педагогический эксперимент, полиэтническая среда, моноэтническая среда, этническая идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.