Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / ДИСЛЕКСИЯ / ГРУППА РИСКА / РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Курылёва Юлия Александровна

Проблемное поле дислексии и ее профилактики у детей включено в рассмотрение вопросов формирования функциональной грамотности подрастающего поколения, что актуализирует необходимость изучения предпосылок нарушений чтения и их предупреждения на этапе дошкольного и младшего школьного возраста. Целью статьи является обсуждение результатов исследования предрасположенности детей с дислексией и описание механизма преемственности в работе специалистов по профилактике дислексии у детей в период дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы статьи расширяют представления о предпосылках нарушений чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Экспресс-диагностика позволила выявить, что среди детей разных возрастных ступеней практически третья часть имеют предрасположенность к разного рода нарушениям письма. Практическим путем определены факторы предпосылок нарушений чтения через оценку состояния речевых и неречевых психических функций. Описан механизм преемственности профилактики дислексии на разных образовательных ступенях. Ключевыми специалистами, участвующими в предупреждении нарушений чтения у детей выступают учитель-логопед, учитель начальных классов, педагог-психолог, воспитатель. Определена эффективность реализуемого алгоритма преемственности в аспекте оптимизации предпосылок нарушения речевых и неречевых психических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Курылёва Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE WORK OF SPECIALISTS IN THE PREVENTION OF DYSLEXIA IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The problem field of dyslexia and its prevention in children is included in the consideration of the formation of functional literacy of the younger generation, which actualizes the need to study the prerequisites for reading disorders and their prevention at the stage of preschool and primary school age. The purpose of the article is to discuss the results of a study of the predisposition of children with dyslexia and to describe the mechanism of continuity in the work of specialists in the prevention of dyslexia in children during preschool and primary school age. The materials of the article expand the understanding of the prerequisites for reading disorders in children of preschool and primary school age. Express diagnostics revealed that among children of different age levels, almost a third have a predisposition to various kinds of writing disorders. In a practical way, the factors of prerequisites for reading disorders are determined through an assessment of the state of speech and non-speech mental functions. The mechanism of continuity of dyslexia prevention at different educational levels is described. The key specialists involved in the prevention of reading disorders in children are a speech therapist, primary school teacher, teacher-psychologist, educator. The effectiveness of the implemented continuity algorithm in the aspect of optimizing the prerequisites for the violation of speech and non-speech mental functions is determined.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

KASHTANOVA Svetlana Nikolaevna and others CONTINUITY IN THE WORK OF SPECIALISTS ..

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

V7TK" 47 f\ 47 Г7=ч~7ЯеГ1©2021 Контент доступен по лицензии СС В Y-NC 4.0

у A14 iyj.3 / |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/knz4-2021-1004-0004 fcSee!e(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9577-2545 AuthorID: 340680 ResearcherID: К-1105-2017 ORCID: 0000-0003-2050-345Х ScopusID: 57192685259

КАШТАНОВА Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры, заведующий кафедрой «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (603000, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0002-0920-1728

КУРЫЛЁВА Юлия Александровна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (603000, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Проблемное поле дислексии и ее профилактики у детей включено в рассмотрение вопросов формирования функциональной грамотности подрастающего поколения, что актуализирует необходимость изучения предпосылок нарушений чтения и их предупреждения на этапе дошкольного и младшего школьного возраста. Целью статьи является обсуждение результатов исследования предрасположенности детей с дислексией и описание механизма преемственности в работе специалистов по профилактике дислексии у детей в период дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы статьи расширяют представления о предпосылках нарушений чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Экспресс-диагностика позволила выявить, что среди детей разных возрастных ступеней практически третья часть имеют предрасположенность к разного рода нарушениям письма. Практическим путем определены факторы предпосылок нарушений чтения через оценку состояния речевых и неречевых психических функций. Описан механизм преемственности профилактики дислексии на разных образовательных ступенях. Ключевыми специалистами, участвующими в предупреждении нарушений чтения у детей выступают учитель-логопед, учитель начальных классов, педагог-психолог, воспитатель. Определена эффективность реализуемого алгоритма преемственности в аспекте оптимизации предпосылок нарушения речевых и неречевых психических функций.

Ключевые слова: механизм преемственности, профилактика, дислексия, группа риска, речевые и неречевые психические функции, сукцессивные функции, дети дошкольного и младшего школьного возраста.

CONTINUITY IN THE WORK OF SPECIALISTS IN THE PREVENTION OF DYSLEXIA IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

© Author(s) 2021

KASHTANOVA Svetlana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Special Pedagogy and Psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (603000, Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected])

KURYLEVA Yulia Alexandrovna, Master's student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (603000, Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The problem field of dyslexia and its prevention in children is included in the consideration of the formation of functional literacy of the younger generation, which actualizes the need to study the prerequisites for reading disorders and their prevention at the stage of preschool and primary school age. The purpose of the article is to discuss the results of a study of the predisposition of children with dyslexia and to describe the mechanism of continuity in the work of specialists in the prevention of dyslexia in children during preschool and primary school age. The materials of the article expand the understanding of the prerequisites for reading disorders in children of preschool and primary school age. Express diagnostics revealed that among children of different age levels, almost a third have a predisposition to various kinds of writing disorders. In a practical way, the factors of prerequisites for reading disorders are determined through an assessment of the state of speech and non-speech mental functions. The mechanism of continuity of dyslexia prevention at different educational levels is described. The key specialists involved in the prevention of reading disorders in children are a speech therapist, primary school teacher, teacher-psychologist, educator. The effectiveness of the implemented continuity algorithm in the aspect of optimizing the prerequisites for the violation of speech and non-speech mental functions is determined.

Keywords: continuity mechanism, prevention, dyslexia, risk group, speech and non-speech mental functions, successive functions, preschool and primary school children.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема изучения дислексии и возможностей ее предупреждения имеет научно-прикладной смысл в связи с увеличением числа школьников, имеющих стойкие нарушения чтения и усложнением структуры речевого и психического развития. По мнению Ю.В. Алехиной, Т.А. Адиян, Г.Н. Дмитриевой [1] в целях обеспечения комплексного подхода профилактики дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходима разработка действенных механизмов преемственности в работе специалистов дошкольного и школьного звена. Целью преемственности авторы видят создание системы непрерывного образования детей, начиная примерно от трех лет и

до момента окончания начальной школы [2].

Дислексия не только существенно осложняет овладение чтением, но и является причиной неуспеваемости по большинству предметов школьной программы. Ошибки чтения имеют стойкий характер и сложно поддаются коррекции [3]. В связи с этим на первый план выходят вопросы преемственности в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы по профилактике дислексии.

Преемственность логопедической работы по профилактике дислексии в дошкольном учреждении и начальной школе объективно позволила бы снять ряд существующих проблем:

- несвоевременное выявление детей группы риска по дислексии;

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

КАШТАНОВА Светлана Николаевна и другие ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

- проведение «двойной» длительной диагностики на разных образовательных ступенях;

- отсутствие динамических мониторинговых данных речевых и неречевых предпосылок нарушений чтения у детей;

- отсутствие системной работы или использование неэффективных стратегий в направлении профилактики дислексии.

Предлагаемый в данной статье механизм преемственности выступает одним из ресурсов профилактики дислексии у детей на этапе дошкольного и младшего школьного возраста. Инициируемый подход представлен в виде алгоритма взаимодействия специалистов дошкольного и начального школьного звена, осуществляющих работу, направленную на нивелирование предпосылок нарушений чтения у детей.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи заключается в описании механизма преемственности специалистов в профилактике дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для выявления предрасположенности к дислексии использовалась разработанная карта экспресс-диагностики на основе следующих методик: методика раннего выявления предрасположенности к дислексии А.Н. Корнева [4], тестовая экспресс - диагностика устной речи младших школьников Т.А. Фотековой и Л.И. Переслени [5]. На этапе первичного обследования приняли участие 117 детей (50 старшего дошкольного возраста и 67 младших школьников), обучающиеся в МБОУ школа №9 г. Нижнего Новгорода.

Для описания и обоснования механизма преемственности специалистов, включенных в реализацию задач профилактики дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, были использованы методы анализа, сравнения, моделирования организационно-методических условий.

Для отслеживания динамики речевого развития, развития психических процессов, а также предпосылок нарушения чтения была разработана и использована карта преемственности. Она является средством для сбора мониторинговых данных о речевых и неречевых предпосылках нарушений чтения у детей, позволяет оптимизировать совместную деятельность, в первую очередь учителей-логопедов разных ступеней образования. Использование карты на последующей ступени обучения значительно сокращает время специалистов на диагностику детей, так как информирует о личностных особенностях, состоянии психических познавательных процессов и речевом развитии ребенка с момента его поступления в дошкольное учреждение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проведенная экспресс-диагностика по выявлению предпосылок дислексии позволила зафиксировать достаточно высокий процент детей группы риска, что составляет 30,8 % (совокупно дошкольников и первоклассников), что диктует необходимость проведения превентивных мероприятий, направленных на предупреждение устойчивых нарушений чтения.

В ходе экспериментального исследования была определена «группа риска» по дислексии - 36 человек (16 детей старшего дошкольного возраста и 20 младших школьников). У данной группы испытуемых были выявлены следующие характеристики: несформированность фонематического восприятия (низкий уровень показали 31,3% дошкольников и 50% младших школьников), нарушения звукопроизношения (68,7% и 40%), низкий объем активного словаря (43,7% и 40%), недоразвитие неречевых психических функций (75% и 75%), а также недостаточная сформированность ряда сукцессивных функций - возможность последовательно воспроизвести звуковые ритмы (43,7% и 45%), устойчивые речевые ряды (31,3% и 50%), пространственные представления (75% и 65%), нарушения связной речи (68,7% и 35%), низкий уровень мелкой моторики (56,2% и 30%).

Полученные в ходе экспериментального исследования данные ориентируют на необходимость поиска инструментов, алгоритмов и моделей проведения профилактики нарушений чтения у детей. Реализация мероприятий в данном направлении предусматривает их своевременное начало и последовательную реализацию на разных образовательных ступенях. Совместная деятельность логопеда детского сада и логопеда школы, а также других специалистов в рамках механизма преемственности предполагает четкий алгоритм действий, соотнесенных с рядом этапов.

1. Информационно-аналитический этап (сбор и анализ информации):

- Проведение учителем-логопедом дошкольного учреждения диагностики речевых и неречевых психических функций. Целью данного мероприятия является выявление детей группы риска по дислексии, занесение результатов в карту преемственности и создание единой базы данных.

- Проведение заседания психолого-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения в начале выпускного года, куда приглашаются учителя-логопеды и учителя начальных и подготовительных классов близлежащих школ и учреждений, за которыми закреплены будущие первоклассники группы риска. Основная цель такого взаимодействия - первичное ознакомление школьных логопедов с результатами выявленных предпосылок нарушений чтения у дошкольников группы риска и выработка совместной стратегии профилактики дислексии.

- Участие специалистов дошкольной и начальной школьной образовательной ступени в совместной аналитической работе в течение выпускного года для дошкольников группы риска. Предполагается посещение школьными специалистами занятий в дошкольном образовательном учреждении с целью актуализации приемов и средств в рамках превентивной работы. Предусмотрено обсуждение динамических показателей мониторинга состояния речевых и неречевых психических функций и необходимых условий для обучения и профилактической работы детей группы риска. Детализируются такие показатели, как проектирование речевой среды, создание благоприятного психологического климата, необходимого для подготовки к обучению грамоте и объем требуемой помощи в соответствии с заключениями учителя-логопеда и педагога-психолога [6].

- Консультирование учителем-логопедом родителей будущих первоклассников по вопросам профилактики дислексии, методах работы с детьми в домашних условиях для подготовки к обучению грамоте и в дальнейшем, непосредственно чтению.

2. Организационно-исполнительский этап (планирование, организация и координация совместной деятельности специалистов):

- Проведение экспресс-диагностики речевого статуса и состояния неречевых психических процессов школьными специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов) с охватом первоклассников, не включенных в аналогичное исследование на дошкольной ступени.

- Фиксация дефицитов и предпосылок нарушений чтения у первоклассников через углубленную диагностику и динамический мониторинг, зафиксированный в карте преемственности. В частности, уточняют уровни сформированности звуковой стороны речи, фонематических процессов, всех видов внимания, зрительно-пространственного восприятия и сукцессивных процессов.

- Комплектование учителем-логопедом школы (школьного логопункта) логопедических групп и планирование логопедической работы, направленной на устранение имеющихся речевых нарушений и подготовку речевой базы к активному процессу обучения грамоте. На этом этапе важнейшим инструментом выступает ориентир на имеющиеся динамические показатели,

KASHTANOVA Svetlana Nikolaevna and others CONTINUITY IN THE WORK OF SPECIALISTS .

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

представленные учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения [7].

- Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми группы риска непосредственно по профилактике дислексии, построенных на использовании личност-но-ориентированного подхода с учетом полученных ранее полученных рекомендаций.

- Консультирование родителей по вопросам создания естественной речевой и психологической среды в домашних условиях для активного погружения в процесс освоения грамоты и чтения.

3. Контрольно-диагностичский этап (диагностика коррекционно-образовательной среды):

- Обсуждение актуального состояния и проблем, возникших у детей группы риска в процессе адаптации к обучению в школе, усвоению грамоты и начального этапа обучения чтению. Целью данного взаимодействия является оптимизация методов и приемов работы учителя-логопеда дошкольного учреждения на этапе подготовительной группы.

- Проведение экспресс-диагностики в конце первого учебного года на предмет выявления предпосылок нарушений чтения у детей.

- Пересмотр состава школьников группы риска по дислексии в рамках работы смешанных групп специалистов.

- Информирование специалистов дошкольного образовательного учреждения об имеющейся динамике и фиксируемых трудностях обучения чтению детей.

4. Регулятивно-корректировочный этап:

- Проверка эффективности проведенной работы по профилактике дислексии.

- Корректировка процесса сопровождения детей группы риска по дислексии, оптимизация методов и приемов работы учителя-логопеда начальной школы на этапе первого года обучения.

5. Заключительный этап (рефлексивный):

- Подведение итогов деятельности специалистов дошкольной и начальной школьной образовательной ступени. Акцентируется внимание на сопоставлении запланированных и реальных результатов проведенной профилактической работы.

- Обсуждение вопросов актуализации и совершенствования педагогического опыта преемственности среди специалистов начального и школьного образования (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов, воспитатель). Предполагается участие в обсуждении всех педагогов начальной ступени образования (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), так как задачи профилактики дислексии решаются комплексно и затрагивают все психофизиологические компоненты развития ребенка.

На каждом этапе предусмотрен проведение различных мероприятий, среди которых выделяются совместные события методического плана: работа методических объединений узких специалистов на уровне района или города, обучающие семинары, практикумы, мастер-классы, реализуемые конкретной образовательной организацией, информирование родителей и практических специалистов о проблеме нарушений чтения у детей, специфических ошибках письменной речи в рамках педагогического просвещения.

Эффективность реализуемого алгоритма преемственности специалистов в профилактике дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста была определена в ходе контрольного экспериментального исследования «группы риска». Наибольшая результативность была зафиксирована по всем сукцессивным функциям, в частности, возможность последовательно воспроизвести звуковые ритмы (высокий уровень показали 62,5% дошкольников и 50% младших школьников), связная речь (50% и 50%), высокий уровень мелкой моторики (62,5% и 60%), пространственные представления (62,5% дошкольников показали средний уровень

и 40% младших школьников - высокий), устойчивые речевые ряды (до среднего уровня улучшили свои показатели 62% дошкольников и 60% младших школьников). Динамика была отмечена по показателям фонематического восприятия (высокий уровень показали 62,5% дошкольников и 50% младших школьников), неречевых психических функций (50% и 40%), звукопроизношения (до среднего улучшили свои показатели 50% дошкольников и 40% младших школьников - до высокого), активного словаря (до среднего улучшили свои показатели 87,5% дошкольников и 50% младших школьников), слоговой структуры (75% дошкольников показали средний уровень и 40% младших школьников - высокий), грамматического строя речи (40% дошкольников показали средний уровень и 30% младших школьников - высокий). По ряду параметров низкий уровень зафиксирован не был, в частности, возможность последовательно воспроизвести звуковые ритмы (на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень показали 25% дошкольников и 50% младших школьников), мелкая моторика (50% дошкольников), звукопроизношение (60% младших школьников), активный словарь (37,5% и 50%), неречевые психические функции (100% и 70%). Данные контрольной диагностики свидетельствуют о формировании базовых компонентов, значительно оптимизирующих процесс становления навыка чтения.

ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное экспериментальное изучение по выявлению предпосылок нарушений чтения у детей позволило зарегистрировать некоторые общие тенденции, полученные исследователями и описанными в ранее представленных публикациях. Полученные данные говорят о том, что количество детей с предрасположенностью к дислексии составляет от 18% - 25 % от общего числа испытуемых детей дошкольного и младшего школьного возраста [8]. Например, в работе Антохиной В.А., Галковской Т.В. и др. приведены результаты исследования по методике раннего выявления дислексии А. Н. Корнева и выявлено, что у 18% обучающихся отсутствует навык чтения, допускаются стойкие, специфические ошибки, вызванные слабо развитой устной речью [9]. Гребешкова О.Ю., Зазулина Л.А. говорят о 25 % детей и необходимости своевременной нейропсихологической диагностики высших психических функций ребенка, как инструменте определения готовности ребенка к школьному обучению и обучению чтению, в частности [10]. Все исследователи сходятся во мнении необходимости первичной и вторичной профилактики дислексии и проведении мероприятий по нивелированию имеющихся трудностей [11]. Своевременное выявление, профилактика, логопедическая работа по исправлению речевых нарушений и дифференцированная помощь специалистов в направлении коррекции неречевых психических функций на всех этапах обучения будут способствовать оптимизации процесса обучения и предупреждению нарушений чтения [12].

ВЫВОДЫ

Реализуемый алгоритм преемственности в аспекте оптимизации предпосылок нарушения речевых и неречевых психических функций показал свою эффективность. Совместная деятельность специалистов дошкольного и начального звена позволила улучшить различные показатели, выступающие базой для формирования навыка чтения. Детализация конкретных шагов и инструментов применительно к каждому этапу реализации механизма преемственности вынесена за рамки конкретной статьи. В целом, последовательная системная работа специалистов в направлении профилактики дислексии позволила сформировать стабильный интерес детей к процессу обучения и позицию успешного ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адиян Т.А. Дислексия у детей младшего школьного возраста: опыт коррекции / Т.А. Адиян// Сборник статей международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С 16-19.

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

2. Алёхина Ю.В. Инновационная логопедическая деятельность по профилактике дисграфии и дислексии / Ю.В. Алёхина // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции российской ассоциации дислексии. 2018. С 139-142.

3. Величенкова О.А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования / О.А. Величенкова // Педагогический журнал. 2016. № 1. С. 87-101.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/ А.Н. Корнев // Учебно-методическое пособие. 2002. С 286.

5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова // 2006. C. 96.

6. Каштанова С.Н., Кузнецова А.С. Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи /Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 141-144.

7. Саранина Н.В. Преодоление дислексии у младших школьников / Н.В. Саранина // Студенческий вестник. 2020. № 36-1 (134). С. 22-24.

8. Жулина Е.В., Борисова Ю.В. Опыт профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии посредством инновационных технологий /Е.В. Жулина, Ю.В. Борисова//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С 157-160.

9. Антохина В. А., Галковская Т.В. Дислексия у младших школьников: теоретико-экспериментальные аспекты исследования / В.А. Антохина, Т.В. Галковская Т.В. //Вопросы педагогики. 2020. № 12-1. С. 14-20.

10. Гребешкова О. Ю., Зазулина Л.А. Нейропсихологические основы дислексии: история вопроса и современные исследования / О.Ю. Гребешкова, Л.А. Зазулина // Тенденции развития науки и образования.

2020. № 60-7. С. 10-12.

11. Григорян А.Г. Профилактика дислексий у дошкольников как залог успеха в процессе учебы /А.Г. Григорян // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании.

2021. № 2 (71). С. 76-80.

12. Шадова Т. С. Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста / Т.С. Шадова // Молодойученый. 2017. № 9. С. 357-358.

Статья поступила в редакцию 04.09.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

КАШТАНОВА Светлана Николаевна и другие ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.