Научная статья на тему 'Преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста'

Преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ESTHETIC VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL PROVISIONS / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелева Светлана Николаевна

В статье утверждается необходимость правильного установления преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста, которая имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных способностей, в его поведении и жизненном опыте. Для решения данной проблемы предлагается ряд научно-методических условий и комплекс практических мер, которые можно реализовать в системе дополнительного образования. А также отмечено значение осуществления данной деятельности, отвечающей целому ряду запросов общества: антропо-ориентированному, аксиолого-компетентному, ценностно-ориентированному, интеллектуальному, информационному, социально-коммуникативному. Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE FORMATION OF ESTHETIC VALUES AMONG THE 6-7 YEARS OLD CHILDREN IN THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

The article argues for the necessity to establish adequately the continuity in the formation of esthetic values among the 6-7 years-old children which manifests itself qualitatively in the change of a child’s personality, in the growth of his intellectual abilities, in his behaviour and life experience. To solve this problem the author proposes a number of scientific and methodological provisions and a set of practical measures which can be realized within the additional education system. The author emphasizes the importance of this activity satisfying a number of social demands: anthropo-oriented, axiological-competent, value-oriented, intellectual, informational, socio-communicative. The functioning of the methodical system is determined by the principles associated with the internal structure and external relations in accordance with the continuity problem manifestations.

Текст научной работы на тему «Преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста»

Шепелева Светлана Николаевна

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В статье утверждается необходимость правильного установления преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста, которая имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных способностей, в его поведении и жизненном опыте. Для решения данной проблемы предлагается ряд научно-методических условий и комплекс практических мер, которые можно реализовать в системе дополнительного образования. А также отмечено значение осуществления данной деятельности, отвечающей целому ряду запросов общества: антропо-ориентированному, аксиолого-компетентному, ценностно-ориентированному, интеллектуальному, информационному, социально-коммуникативному. Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/4-2/62.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

THE METHODOLOGY OF THE FORMATION OF A FOREIGN-LANGUAGE SPEECH LEXICAL COMPETENCE ON THE BASIS OF AN EXTERNAL INFORMATIONAL FOUNDATION

Chainikova Galina Raskatovna, Ph. D. in Pedagogy Perm National Research Polytechnic University (Branch) in Berezniki chainikovagr@yandex. ru

The article is devoted to the methodology of the formation of a foreign-language speech lexical competence of a future programmer on the basis of a terminological dictionary of a thesaurus type as an external informational foundation. The organization of the process of a foreign-language lexicon formation taking into account the stages of the formation of foreign-language lexical skills is considered. The types of exercises to form a foreign-language speech lexical competence are proposed.

Key words and phrases: lexical competence; informational foundation of a speech activity; learner's dictionary of a thesaurus type; lexical skills; lexical exercises.

УДК 37.032; 37.036

В статье утверждается необходимость правильного установления преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста, которая имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных способностей, в его поведении и жизненном опыте. Для решения данной проблемы предлагается ряд научно-методических условий и комплекс практических мер, которые можно реализовать в системе дополнительного образования. А также отмечено значение осуществления данной деятельности, отвечающей целому ряду запросов общества: антропо-ориентированному, аксиолого-компетентному, ценностно-ориентированному, интеллектуальному, информационному, социально-коммуникативному. Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности.

Ключевые слова и фразы: преемственность; эстетические ценности; педагогические условия; дошкольное образование; дополнительное образование; формирование.

Шепелева Светлана Николаевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского Svelnikolas@mail. гы

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В современном мире происходит постепенное изменение традиционных приоритетов, целей и задач педагогического процесса, которое обусловлено последними достижениями науки и новым представлением о самоценности дошкольного и младшего школьного возраста, возможностях гармонизации индивидуального и социально-типичного, роли художественно-творческих видов деятельности в этом процессе, их опосредующей функции в становлении эстетического отношения к окружающей действительности. Формирование у ребенка универсальных, базовых способностей в русле амплификации дает возможность его гармоничного развития, социализации, становления эстетического отношения ребенка к окружающей действительности.

Каждый новый шаг в развитии эстетического образования возникает на основе предшествующего, аккумулируя всё ценное, что было накоплено до этого. Развитие эстетических умений с дошкольного возраста, формирование их в дополнительном образовании приводит к постепенному изменению количественных в новые качественные знания и умения.

Правильное установление преемственности в обучении и воспитании имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных и физических способностей, в его поведении и жизненном опыте.

Соответственно, ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста, соблюдая принципы систематичности и последовательности, основываясь на теоретических наставлениях, упражнениях и подражании (римский философ М. Ф. Квинтилиан), и основным должен быть индуктивный метод обучения как путь освоения знаний - от простого к сложному, используя разнообразные мнемонические приемы [1, с. 78]. Принципы систематичности и последовательности стали неотъемлемой частью принципа преемственности в обучении.

Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности, и включает следующие компоненты: цели, методы, содержание, организационные формы и средства обучения, лежащие в основе методики обучения учебному предмету. Элементы методики неизменны и стабильны в их внутреннем развитии и взаимосвязи: цели обучения - содержание обучения - методы обучения - средства обучения -формы обучения. Преемственность имеет и внешнюю сторону, уточняющую межпредметные и внутрипред-метные связи в системе образования между отдельными звеньями, имея локальный характер проявления.

Массовая культура оказывает влияние на внутреннюю субъективную составляющую процесса формирования эстетических ценностей в сознании ребенка, имея своё отражение на эстетических установках, потребностях и ситуациях, а также способности эстетического суждения, и внешнюю составляющую - эстетические ситуации. Возникновение эстетической потребности и эстетической установки можно представить

13.00.00 Педагогические науки

211

как первый шаг процесса формирования эстетической ценности. Следовательно, второй шаг - рефлекторно-оценочный - представляет собой осознанные критерии оценки эстетической ценности, основанной не только на анализе, но и эстетическом чувстве. Третьим шагом выступает потребность в принципиально новой эстетической ценности, расширяющей рамки нормативной системы, которую представляет способность эстетического суждения, её не могут удовлетворить имеющиеся эстетические ситуации.

Если учесть, что степень сформированное™ ценностных ориентаций ребенка - это показатель зрелости и меры социальности, уровня развития личности, то активность жизненной позиции, верность определённым принципам и идеалам, цельность - это качества личности, зависимые от устойчивости ценностных ориентиров.

Процесс преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста в системе дополнительного образования будет эффективным, если обеспечить реализацию следующих научно-методических условий:

1) поднятие уровня мотивации работников образования для наиболее эффективной реализации преемственности в формировании эстетических ценностей в условиях дополнительного образования;

2) формирование позитивного отношения детей к эстетической деятельности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3) создание условий для преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста.

Первое условие, позволяющее осуществлять преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста в системе дополнительного образования - это понимание работниками образования и родителями целей, задач, возрастных особенностей, потребностей и интересов детей, единства форм внешнего воздействия и требований, составляющих учебно-воспитательный процесс, доверие и доброжелательность ко всем субъектам воспитательного процесса, создание обстановки делового сотрудничества, обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка, создание единой стратегии в работе с родителями, обеспечение профессионального роста педагогов.

Вторым условием является создание предметно-развивающей среды, структурирование учебного материала вокруг основных эстетических тенденций русского художественного наследия с выделением доминантных сквозных тем, способствующих формированию эстетических ценностей, организация художественно-творческой деятельности, основанной на активном восприятии художественных произведений в контексте эстетических традиций России, эстетизация личного и окружающего пространства, формирование активности восприятия, которая зависит от ценностных установок, педагогический комфорт, воспитательное воздействие в деятельности (игра, труд, учеба) ребенка, соблюдение дидактических принципов обучения (научность, доступность, наглядность, последовательность, систематичность и т.д.) работниками образования, сотрудничество субъектов образовательного процесса в ходе овладения знаниями и активного участия детей в выборе содержания и методов обучения, применение специальных методов обучения (выявление эстетических ценностей эпохи, анализ эстетической позиции автора, ассоциативное соотнесение художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия эстетических ценностей), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.

Третье условие - процесс формирования эстетических ценностей должен представлять собой движение с взаимодействием ряда условий в многослойной структуре, а также возникновением и изменением одного на основе другого, таких условий, как эстетические установки, потребности и ситуации, включая способность эстетического суждения, а содержание деятельности - состоять из познания и созидания на основе освоения и наличия начальных форм культуры и универсальности продуктивной (эстетической и художественно-творческой) деятельности, имеющей синкретический характер, активизации форм и методов художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих ценностное отношение и личностное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, изучения их способностей, потребностей и желаний, использования механизма «экстериоризации» и трансформации в «интериоризацию».

На наш взгляд, для реализации перечисленных выше условий, позволяющих осуществлять преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста в системе дополнительного образования, необходимо применить на практике следующий комплекс мер:

- функционирование живого уголка, игровой зоны с интеллектуальными, сенсорными и другими играми, а также эксплораториума, оснащенного презентациями, наглядными пособиями, альбомами, играми с элементами, сюжетами, ключевыми позициями, для художественно-продуктивной деятельности и самостоятельного создания детьми авторской работы, изготовления предмета полюбившегося народного промысла;

- осуществление ценностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей для создания ценностных ориентиров у учащихся на основе ценностно-смысловой коммуникации и аксиологической среды -разработка и проведение мастер-классов, праздников для сверстников, встреч с космонавтами, художниками, ветеранами ВОВ, представителями других стран и т.д., с обязательной презентацией своих авторских работ не только в стенах своего учреждения, например, в художественном музее или музее космонавтики и т.д.;

- осуществление совместной деятельности учащихся с педагогом и родителями на основе традиционной культуры и художественных ценностей, например, создание сюжетов по произведениям известных авторов и иллюстрация их, конкурсы совместно с библиотеками, литературно-художественными галереями, с приглашением писателей, художников, ветеранов ВОВ, представителей разных стран и т.д. Каждый участник конкурса презентует свою работу - например: декламирует стихи, играет музыкальное произведение, поет или танцует, но выступление обязательно должно отражать содержание изображенного сюжета.

Педагогические условия обеспечивают осуществление преемственности, так как учитывают следующие факторы - последовательность, среда, интерес к художественно-эстетической, творческой деятельности.

Целостность и динамика учебно-воспитательного процесса и его результатов, его развитие по восходящей спирали, повторяя и интерпретируя материал с новой информацией, интеграция учебно-воспитательного процесса, диагностика, прогнозирование и управление учебно-воспитательным процессом, программирование стадий объектно-субъектного становления личности, управление переходными процессами между этапами развития личности позволяют реализовать преемственность в формировании эстетических ценностей. Благодаря обеспечению единства, целостности и системности обучения и воспитания качество знаний, умений и навыков повышается.

Таким образом, преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 лет в системе дополнительного образования призвана обеспечивать опережение ситуативных запросов общества:

- антропо-ориентированного - выраженного активной жизненной позицией и способностью продуктивного саморазвития, в гармонии с окружающим миром и собой, динамично изменяясь в положительной прогрессии;

- аксиолого-компетентного - основанного на социально-культурном опыте личности, приобретенном в творческой деятельности, игре и общении;

- ценностно-ориентированного - отражающего преемственность культуры и культурных традиций, несмотря на влияние инноваций, восточной и западной культур;

- интеллектуального - как осознание необходимости постоянного роста интеллектуального потенциала, развития самостоятельной познавательной активности, овладения способами и инструментарием познания мира;

- информационного - предполагающего хорошо развитые когнитивные способности личности, требующие умения целенаправленно находить и эффективно перерабатывать необходимую информацию;

- социально-коммуникативного - основанного на приобретении опыта гражданского становления, формировании социальной компетентности личности.

Творческая активность, система мотивов поведения, а также конструктивные поведенческие модели напрямую зависят от системы общечеловеческих эстетических ценностей и основаны на переносе осознанных эстетических поведенческих норм в социально-типичное общение путем развития механизма сдвига мотива на цель - освоение эстетической культуры. Эмпатия и интерес детей на основе аксиологического отношения к образам и героям, с принятием и освоением социальных ролей посредством развивающегося идентификационного механизма воспитывает эмоциональную отзывчивость. Мотивация к ценностному отношению детей к искусству и культуре активизирует творческую активность на создание уникальных, оригинальных, отличающихся новизной продуктов художественно-эстетической деятельности.

Список литературы

1. Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с.

2. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сб. ст. /

авт.-сост.: Т. В. Волосовец, О. А. Зыкова; под ред. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова. М.: Русское слово-учебник, 2015. 216 с.

3. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем...: сб. статей и фрагментов из работ / сост. и авт. предисл. Л. В. Голованов. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1990. 141 с.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. В. Я. Струминского. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1953. Т. 1. Вопросы воспитания. 640 с.

5. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.

6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.

7. Философский словарь: основан Г. Шмидтом / под ред. Г. Шишкоффа; пер. с нем.; общ. ред. В. А. Малинина. 22-е, нов., перераб. М.: Республика, 2003. 575 с.

8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 663 с.

CONTINUITY IN THE FORMATION OF ESTHETIC VALUES AMONG THE 6-7 YEARS OLD CHILDREN IN THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

Shepeleva Svetlana Nikolaevna

Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky [email protected]

The article argues for the necessity to establish adequately the continuity in the formation of esthetic values among the 6-7 years-old children which manifests itself qualitatively in the change of a child's personality, in the growth of his intellectual abilities, in his behaviour and life experience. To solve this problem the author proposes a number of scientific and methodological provisions and a set of practical measures which can be realized within the additional education system. The author emphasizes the importance of this activity satisfying a number of social demands: anthropo-oriented, axiological-competent, value-oriented, intellectual, informational, socio-communicative. The functioning of the methodical system is determined by the principles associated with the internal structure and external relations in accordance with the continuity problem manifestations.

Key words and phrases: continuity; esthetic values; pedagogical provisions; pre-school education; additional education; formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.