Шепелева Светлана Николаевна
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В статье утверждается необходимость правильного установления преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста, которая имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных способностей, в его поведении и жизненном опыте. Для решения данной проблемы предлагается ряд научно-методических условий и комплекс практических мер, которые можно реализовать в системе дополнительного образования. А также отмечено значение осуществления данной деятельности, отвечающей целому ряду запросов общества: антропо-ориентированному, аксиолого-компетентному, ценностно-ориентированному, интеллектуальному, информационному, социально-коммуникативному. Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/4-2/62.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
THE METHODOLOGY OF THE FORMATION OF A FOREIGN-LANGUAGE SPEECH LEXICAL COMPETENCE ON THE BASIS OF AN EXTERNAL INFORMATIONAL FOUNDATION
Chainikova Galina Raskatovna, Ph. D. in Pedagogy Perm National Research Polytechnic University (Branch) in Berezniki chainikovagr@yandex. ru
The article is devoted to the methodology of the formation of a foreign-language speech lexical competence of a future programmer on the basis of a terminological dictionary of a thesaurus type as an external informational foundation. The organization of the process of a foreign-language lexicon formation taking into account the stages of the formation of foreign-language lexical skills is considered. The types of exercises to form a foreign-language speech lexical competence are proposed.
Key words and phrases: lexical competence; informational foundation of a speech activity; learner's dictionary of a thesaurus type; lexical skills; lexical exercises.
УДК 37.032; 37.036
В статье утверждается необходимость правильного установления преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста, которая имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных способностей, в его поведении и жизненном опыте. Для решения данной проблемы предлагается ряд научно-методических условий и комплекс практических мер, которые можно реализовать в системе дополнительного образования. А также отмечено значение осуществления данной деятельности, отвечающей целому ряду запросов общества: антропо-ориентированному, аксиолого-компетентному, ценностно-ориентированному, интеллектуальному, информационному, социально-коммуникативному. Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности.
Ключевые слова и фразы: преемственность; эстетические ценности; педагогические условия; дошкольное образование; дополнительное образование; формирование.
Шепелева Светлана Николаевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского Svelnikolas@mail. гы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В современном мире происходит постепенное изменение традиционных приоритетов, целей и задач педагогического процесса, которое обусловлено последними достижениями науки и новым представлением о самоценности дошкольного и младшего школьного возраста, возможностях гармонизации индивидуального и социально-типичного, роли художественно-творческих видов деятельности в этом процессе, их опосредующей функции в становлении эстетического отношения к окружающей действительности. Формирование у ребенка универсальных, базовых способностей в русле амплификации дает возможность его гармоничного развития, социализации, становления эстетического отношения ребенка к окружающей действительности.
Каждый новый шаг в развитии эстетического образования возникает на основе предшествующего, аккумулируя всё ценное, что было накоплено до этого. Развитие эстетических умений с дошкольного возраста, формирование их в дополнительном образовании приводит к постепенному изменению количественных в новые качественные знания и умения.
Правильное установление преемственности в обучении и воспитании имеет качественное проявление в изменении личности ребенка, в росте умственных и физических способностей, в его поведении и жизненном опыте.
Соответственно, ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста, соблюдая принципы систематичности и последовательности, основываясь на теоретических наставлениях, упражнениях и подражании (римский философ М. Ф. Квинтилиан), и основным должен быть индуктивный метод обучения как путь освоения знаний - от простого к сложному, используя разнообразные мнемонические приемы [1, с. 78]. Принципы систематичности и последовательности стали неотъемлемой частью принципа преемственности в обучении.
Функционирование методической системы определяется закономерностями, связанными с внутренним строением и внешними связями в соответствии с проявлениями проблемы преемственности, и включает следующие компоненты: цели, методы, содержание, организационные формы и средства обучения, лежащие в основе методики обучения учебному предмету. Элементы методики неизменны и стабильны в их внутреннем развитии и взаимосвязи: цели обучения - содержание обучения - методы обучения - средства обучения -формы обучения. Преемственность имеет и внешнюю сторону, уточняющую межпредметные и внутрипред-метные связи в системе образования между отдельными звеньями, имея локальный характер проявления.
Массовая культура оказывает влияние на внутреннюю субъективную составляющую процесса формирования эстетических ценностей в сознании ребенка, имея своё отражение на эстетических установках, потребностях и ситуациях, а также способности эстетического суждения, и внешнюю составляющую - эстетические ситуации. Возникновение эстетической потребности и эстетической установки можно представить
13.00.00 Педагогические науки
211
как первый шаг процесса формирования эстетической ценности. Следовательно, второй шаг - рефлекторно-оценочный - представляет собой осознанные критерии оценки эстетической ценности, основанной не только на анализе, но и эстетическом чувстве. Третьим шагом выступает потребность в принципиально новой эстетической ценности, расширяющей рамки нормативной системы, которую представляет способность эстетического суждения, её не могут удовлетворить имеющиеся эстетические ситуации.
Если учесть, что степень сформированное™ ценностных ориентаций ребенка - это показатель зрелости и меры социальности, уровня развития личности, то активность жизненной позиции, верность определённым принципам и идеалам, цельность - это качества личности, зависимые от устойчивости ценностных ориентиров.
Процесс преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста в системе дополнительного образования будет эффективным, если обеспечить реализацию следующих научно-методических условий:
1) поднятие уровня мотивации работников образования для наиболее эффективной реализации преемственности в формировании эстетических ценностей в условиях дополнительного образования;
2) формирование позитивного отношения детей к эстетической деятельности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
3) создание условий для преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста.
Первое условие, позволяющее осуществлять преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста в системе дополнительного образования - это понимание работниками образования и родителями целей, задач, возрастных особенностей, потребностей и интересов детей, единства форм внешнего воздействия и требований, составляющих учебно-воспитательный процесс, доверие и доброжелательность ко всем субъектам воспитательного процесса, создание обстановки делового сотрудничества, обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка, создание единой стратегии в работе с родителями, обеспечение профессионального роста педагогов.
Вторым условием является создание предметно-развивающей среды, структурирование учебного материала вокруг основных эстетических тенденций русского художественного наследия с выделением доминантных сквозных тем, способствующих формированию эстетических ценностей, организация художественно-творческой деятельности, основанной на активном восприятии художественных произведений в контексте эстетических традиций России, эстетизация личного и окружающего пространства, формирование активности восприятия, которая зависит от ценностных установок, педагогический комфорт, воспитательное воздействие в деятельности (игра, труд, учеба) ребенка, соблюдение дидактических принципов обучения (научность, доступность, наглядность, последовательность, систематичность и т.д.) работниками образования, сотрудничество субъектов образовательного процесса в ходе овладения знаниями и активного участия детей в выборе содержания и методов обучения, применение специальных методов обучения (выявление эстетических ценностей эпохи, анализ эстетической позиции автора, ассоциативное соотнесение художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия эстетических ценностей), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.
Третье условие - процесс формирования эстетических ценностей должен представлять собой движение с взаимодействием ряда условий в многослойной структуре, а также возникновением и изменением одного на основе другого, таких условий, как эстетические установки, потребности и ситуации, включая способность эстетического суждения, а содержание деятельности - состоять из познания и созидания на основе освоения и наличия начальных форм культуры и универсальности продуктивной (эстетической и художественно-творческой) деятельности, имеющей синкретический характер, активизации форм и методов художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих ценностное отношение и личностное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, изучения их способностей, потребностей и желаний, использования механизма «экстериоризации» и трансформации в «интериоризацию».
На наш взгляд, для реализации перечисленных выше условий, позволяющих осуществлять преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 летнего возраста в системе дополнительного образования, необходимо применить на практике следующий комплекс мер:
- функционирование живого уголка, игровой зоны с интеллектуальными, сенсорными и другими играми, а также эксплораториума, оснащенного презентациями, наглядными пособиями, альбомами, играми с элементами, сюжетами, ключевыми позициями, для художественно-продуктивной деятельности и самостоятельного создания детьми авторской работы, изготовления предмета полюбившегося народного промысла;
- осуществление ценностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей для создания ценностных ориентиров у учащихся на основе ценностно-смысловой коммуникации и аксиологической среды -разработка и проведение мастер-классов, праздников для сверстников, встреч с космонавтами, художниками, ветеранами ВОВ, представителями других стран и т.д., с обязательной презентацией своих авторских работ не только в стенах своего учреждения, например, в художественном музее или музее космонавтики и т.д.;
- осуществление совместной деятельности учащихся с педагогом и родителями на основе традиционной культуры и художественных ценностей, например, создание сюжетов по произведениям известных авторов и иллюстрация их, конкурсы совместно с библиотеками, литературно-художественными галереями, с приглашением писателей, художников, ветеранов ВОВ, представителей разных стран и т.д. Каждый участник конкурса презентует свою работу - например: декламирует стихи, играет музыкальное произведение, поет или танцует, но выступление обязательно должно отражать содержание изображенного сюжета.
Педагогические условия обеспечивают осуществление преемственности, так как учитывают следующие факторы - последовательность, среда, интерес к художественно-эстетической, творческой деятельности.
Целостность и динамика учебно-воспитательного процесса и его результатов, его развитие по восходящей спирали, повторяя и интерпретируя материал с новой информацией, интеграция учебно-воспитательного процесса, диагностика, прогнозирование и управление учебно-воспитательным процессом, программирование стадий объектно-субъектного становления личности, управление переходными процессами между этапами развития личности позволяют реализовать преемственность в формировании эстетических ценностей. Благодаря обеспечению единства, целостности и системности обучения и воспитания качество знаний, умений и навыков повышается.
Таким образом, преемственность в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 лет в системе дополнительного образования призвана обеспечивать опережение ситуативных запросов общества:
- антропо-ориентированного - выраженного активной жизненной позицией и способностью продуктивного саморазвития, в гармонии с окружающим миром и собой, динамично изменяясь в положительной прогрессии;
- аксиолого-компетентного - основанного на социально-культурном опыте личности, приобретенном в творческой деятельности, игре и общении;
- ценностно-ориентированного - отражающего преемственность культуры и культурных традиций, несмотря на влияние инноваций, восточной и западной культур;
- интеллектуального - как осознание необходимости постоянного роста интеллектуального потенциала, развития самостоятельной познавательной активности, овладения способами и инструментарием познания мира;
- информационного - предполагающего хорошо развитые когнитивные способности личности, требующие умения целенаправленно находить и эффективно перерабатывать необходимую информацию;
- социально-коммуникативного - основанного на приобретении опыта гражданского становления, формировании социальной компетентности личности.
Творческая активность, система мотивов поведения, а также конструктивные поведенческие модели напрямую зависят от системы общечеловеческих эстетических ценностей и основаны на переносе осознанных эстетических поведенческих норм в социально-типичное общение путем развития механизма сдвига мотива на цель - освоение эстетической культуры. Эмпатия и интерес детей на основе аксиологического отношения к образам и героям, с принятием и освоением социальных ролей посредством развивающегося идентификационного механизма воспитывает эмоциональную отзывчивость. Мотивация к ценностному отношению детей к искусству и культуре активизирует творческую активность на создание уникальных, оригинальных, отличающихся новизной продуктов художественно-эстетической деятельности.
Список литературы
1. Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с.
2. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сб. ст. /
авт.-сост.: Т. В. Волосовец, О. А. Зыкова; под ред. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова. М.: Русское слово-учебник, 2015. 216 с.
3. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем...: сб. статей и фрагментов из работ / сост. и авт. предисл. Л. В. Голованов. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1990. 141 с.
4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. В. Я. Струминского. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1953. Т. 1. Вопросы воспитания. 640 с.
5. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.
6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
7. Философский словарь: основан Г. Шмидтом / под ред. Г. Шишкоффа; пер. с нем.; общ. ред. В. А. Малинина. 22-е, нов., перераб. М.: Республика, 2003. 575 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 663 с.
CONTINUITY IN THE FORMATION OF ESTHETIC VALUES AMONG THE 6-7 YEARS OLD CHILDREN IN THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM
Shepeleva Svetlana Nikolaevna
Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky [email protected]
The article argues for the necessity to establish adequately the continuity in the formation of esthetic values among the 6-7 years-old children which manifests itself qualitatively in the change of a child's personality, in the growth of his intellectual abilities, in his behaviour and life experience. To solve this problem the author proposes a number of scientific and methodological provisions and a set of practical measures which can be realized within the additional education system. The author emphasizes the importance of this activity satisfying a number of social demands: anthropo-oriented, axiological-competent, value-oriented, intellectual, informational, socio-communicative. The functioning of the methodical system is determined by the principles associated with the internal structure and external relations in accordance with the continuity problem manifestations.
Key words and phrases: continuity; esthetic values; pedagogical provisions; pre-school education; additional education; formation.