Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т. 2 Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика 1982. - 504 с.
2. Любушкина Л.М., Павлова М.С. К формированию понятия «физическая величина // Сборник материалов ФССО-11. - С. 110.
3. Теория вероятностей и математическая статистика / Н.Ш. Кремер. -М.: 2002. - 543 с.
4. Фейнман Р. Характер физических законов. - М.: Наука, 1987.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Беликов К.Б.*
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 176, г. Самара
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образования - преемственность школьного и вузовского образования. Автор делится опытом проведения элективных курсов по химии как части профильной подготовки учащихся.
Переход к рыночным отношениям, реконструкция общественного производства и перспектива развития важнейших отраслей народного хозяйства выдвигают новый социальный заказ на подготовку современных специалистов. Старшекласснику необходимо определиться в современной социально-экономической ситуации, выбрать ту профессиональную деятельность, которая позволила бы максимально приблизиться к идеальному соотношению составляющих успеха в профессии - «хочу - могу - надо», то есть выбрать ту профессию, которая бы была востребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности, её возможностям и общеобразовательной подготовке. В подготовке учащихся к выбору профессии ведущая роль принадлежит современной школе. В то же время школа может рассматриваться только как начальное звено профессионального самоопределения личности, как её допрофессиональная подготовка.
Правильное профессиональное самоопределение наиболее значимы в старшем школьном возрасте. По уровню своего развития учащиеся данного возрастного периода уже психологически готовы к тому, чтобы переосмыслить эту проблему в своём личном плане, актуализировать его в конкретном выборе профессии. Это, в свою очередь, предполагает достижение определённого уровня сформированности личности, выражающегося в наличии у неё определённых знаний, опыта, установок, качеств характера, необходимых работнику
* Доцент кафедры Химии и методики её преподавания ПГСГА, кандидат педагогических наук.
соответствующей профессии. Таким образом, чтобы молодой человек не ошибся в выборе будущей профессии, его нужно к этому подготовить.
Школа может выполнять свою роль в решении проблемы, связанной с профориентационной работой, при условии, что предполагается активное участие в этой работе высших учебных заведений. Они должны осуществлять профессиональную ориентацию школьников во время их обучения в 10 и 11 классах в целях руководства всем процессом профессионального становления.
Каждый новый учебный год вузы встречаются с новым пополнением студенчества. И от того, какую подготовку получили учащиеся в средней школе и других учебных заведениях, существует ли между высшей и средней ступенью образования необходимая преемственность или возник определённый разрыв, - от этого во многом зависит процесс обучения и воспитания молодых людей, получивших студенческие билеты.
Школьное химическое образование за последние десять лет претерпело значительные изменения: основным регламентирующим документом, определяющим уровень формируемых химических знаний, стал государственный стандарт; ГИА и ЕГЭ являются основной формой итогового контроля обучающихся для основного общего и среднего (полного) общего образования; старшая школа перешла на профильное обучение.
Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Сокращение часов на преподавание в школе предмета «Химия» - значимая проблема с точки зрения формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся, исследовательской культуры школьников.
Нивелировать негативную тенденцию уменьшения часов, отводимых на изучение предмета «Химия» в школе можно путём преподавания элективных курсов химической направленности в рамках профильной подготовки в старшей школе. Именно с помощью элективных курсов можно дать учащимся представление о химической составляющей выбранной ими профессии.
Результативность работы учителя и школы оценивается, в том числе и по среднему баллу, полученному выпускниками на едином государственном экзамене. Поэтому школы стараются вводить элективные курсы, нацеленные на подготовку школьников к ЕГЭ.
Традиционная полная средняя школа в недавнем прошлом обеспечивала подготовку учащихся к поступлению и дальнейшей учёбе в вузе. Между школой и вузом ныне лежит большая дистанция, которую удаётся преодолеть только через дополнительные формы обучения.
При проведении опросов абитуриентов они оценивали свои знания, как правило, выше, чем был полученный ими балл по ЕГЭ. При этом они ссылались на сложность тестов и неудачный вариант, доставшийся им на экзамене. Повторный опрос этой же аудитории респондентов после первого се-
местра обучения показал, что к результативности своего школьного образования первокурсники изменили отношение. Большинство из них (около 70 %) оценили уровень преподавания в школе как «средний», 12 % - как «низкий» и лишь 18 % - как «высокий» (наблюдается некоторая вариативность в зависимости от типа общеобразовательного учебного заведения).
Современная средняя школа не обеспечивает нужный уровень подготовки выпускников, который необходим им для комфортного обучения в вузе. Недостатки довузовской подготовки усугубляют трудности, испытываемые студентами, начиная с первого курса.
Вузы, по существу, вынуждены начинать обучение студентов с нулевой отметки из-за серьёзных недоработок школы. Она не обучила на должном уровне учащихся навыкам работы с книгой, конспектированию учебной литературы, усвоению новых знаний в ходе их изложения учителем, умению работать с компьютером. Учащиеся испытывают сложности в проведении химического эксперимента вследствие сокращения учебных часов и замены реальных практических работ на виртуальные. Студенты-первокурсники медленно приспосабливаются к новому учебному режиму, к лекционной системе преподавания и усвоению материалов лекций. Для многих из них недостаточно доходчивы читаемые лекции и учебные пособия.
Все это обусловливает низкую успеваемость значительной части первокурсников, невысокий уровень выполнения ими текущих учебных заданий, неудачи экзаменационных сессий, порождает массовую неудовлетворённость студентов итогами своей учёбы. Из года в год для первокурсников сложными являются предметы: физической химии, биохимии, аналитической химии и прикладной химии.
Преодоление разрыва между вузом и школой требует коренного изменения методики обучения, разработки и освоения новых учебных планов и программ. При организации подготовки школьников необходимо дополнительно поработать над организацией научных обществ учащихся по химии, проведением внеклассной работы по предмету, активным сотрудничеством с вузами химического профиля.
Наверное, было бы целесообразно, для проведения элективных курсов приглашать преподавателей данных дисциплин вузов. Форма занятий так же может быть приближена к вузовской: лекции, семинары, практические работы. По завершению каждого блока элективных курсов учащиеся сдают зачёт.
Набор элективных предлагаемых курсов формируется по учебным планам вузов данной области. Учащимся рекомендуется посещать те элективные курсы, которые будут изучаться в вузе на выбранной специальности.
Кафедра химии и методики её преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии постоянно проводит работу среди старшеклассников. Например, силами преподавателей кафедры в одной из школ города проводится элективный курс «Физическая химия».
Программа состоит из четырёх блоков: «Агрегатное состояние вещества. Химическая термодинамика»; «Растворы»; «Электрохимия. Кинети-
ка и катализ»; «Поверхностные явления. Коллоидные растворы». Содержание каждого блока рассчитано на 17 часов. Элективный курс предусматривает и теоретические занятия, знакомящие учащихся с химическими знаниями данного предмета, и практические работы, позволяющие на практике закрепить полученные знания. Более половины учебного времени отведено на проведение лабораторных занятий. Школьники имеют возможность проделать лабораторные работы, как: «Определение относительной молекулярной массы углекислого газа», «Определение поверхностного натяжения и вязкости жидкости», «Буферные растворы и буферные смеси», «Гальванические элементы». Для лабораторных работ курса ученикам достаточно навыков, полученных в школе. Их выполнение предусматривает как групповую форму работы, так и индивидуальную. При этом возможно дифференцирование по уровню изучения предмета.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям учащихся 10-11 классов и вместе с тем, позволяет ученикам работать на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа содержит, с одной стороны, материал по более углублённому изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов, с другой - предполагает изучение таких вопросов химии, которые не входят в школьный курс.
Учащиеся школы во время прохождения данного элективного курса знакомятся с химическими лабораториями вуза. Теоретические занятия проходят в виде лекций, на которых учащиеся осваивают азы конспектирования. Изучая элективный курс «Физическая химия», школьники учатся работать с научной литературой.
При прохождении курса преподаватели занимаются со школьниками научно-исследовательской деятельностью. Под руководством опытных преподавателей ученики делают первые шаги в научной деятельности. Результаты своих работ они представляют на научно-практических конференциях для школьников и студентов и неоднократно занимали призовые места.
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Белов С.А.*
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,
г. Невинномысск
В статье актуализируется необходимость совершенствования процесса подготовки педагогов профессионального образования, использова-
* Аспирант кафедры Профессионального образования.