Научная статья на тему 'Преемственность российского законодательства, регламентирующего противодействие молодежному экстремизму (из опыта деятельности СМИ ОВД)'

Преемственность российского законодательства, регламентирующего противодействие молодежному экстремизму (из опыта деятельности СМИ ОВД) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сочнев Дмитрий Васильевич, Трухина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность российского законодательства, регламентирующего противодействие молодежному экстремизму (из опыта деятельности СМИ ОВД)»

Д.В. Сочнее, Е.Г. Трухина

Сочнее Дмитрий Васильевич — доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой финансового права Нижегородского института менеджмента и бизнеса

Трухина Елена Георгиевна — ассистент кафедры финансового права Нижегородского института менеджмента и бизнеса

Преемственность российского законодательства, регламентирующего противодействие молодежному экстремизму (из опыта деятельности СМИ ОВД)

Практика нормативно-правовой и правоохранительной деятельности тех зарубежных стран, которые давно столкнулись с опасностями экстремизма и терроризма, доказывает, что наиболее важным методом противодействия являются информационные компании. Сегодня главной целью экстремистов является распространение своей идеологии, дестабилизация ситуации и запугивание людей.

Одним из направлений противодействия экстремизму должна стать работа со СМИ, вместе с тем, в настоящее время органы внутренних дел в информационных «войнах» практически не участвуют. Работа пресс-служб в правоохранительных органах традиционно рассматривается как нечто второстепенное. В результате пропаганда экстремистов не получает адекватного отпора. В связи с этим Президент РФ в Послании Федеральному Собранию призвал усилить ответственность за проявления экстремизма. 1

Следует признать, что в информационных «войнах» пока экстремисты скорее побеждают, чем терпят поражение. Так, в Сети легко можно найти критику департамента по противодействию экстремизму МВД России (далее — ДПЭ) как организации, якобы занимающейся «политическим сыском». А если пользователь захочет ознакомиться с мнением сотрудников ДПЭ о проблемах экстремизма, то на официальном сайте МВД России он найдет лишь самую общую информацию о департаменте, без какой-либо аналитики2.

Российские СМИ в последнее время все чаще используют язык вражды, провоцирующий «анти-мигрантский» экстремизм. Регулярно стали появляться сообщения уголовной хроники, в которых делается акцент на нерусской национальности преступников: «Рабочие-узбеки убили двух русских парней», «Молодой узбек убил 17-летнюю петербурженку», «В Подмосковье узбеки убили двух прохожих», «Азербайджанец убил собственную дочь за слишком короткую юбку» и др. Частые сообщения в СМИ о преступлениях, совершаемых иноэтническими приезжими, ведут к тому, что мигранты все чаще сталкиваются с проявлением, мягко говоря, недоброжелательности со стороны русского населения России, а деятельность экстремистов-ксенофобов не вызывает отторжения. Можно говорить о своего рода мигрантофобии как характеристике современного российского общественного сознания.

Для понимания желаемой реорганизации работы со СМИ сначала надо разобраться в том, как их сообщения становятся катализаторами экстремистских преступлений. Вероятнее всего, расистское искажение реальной информации о мигрантской преступности осуществляется в два этапа. Сначала это происходит в сознании работников СМИ, которые в погоне за сенсациями подают читателям «препарированную» информацию. В результате убийство, совершенное мигрантом из Узбекистана, становится темой для обсуждения в СМИ с гораздо более высокой вероятностью, чем точно такое же убийство, совершенное украинцем или русским. В сознании экстремистов-ксенофобов происходит вторичное искажение — любое сообщение о преступлении не-русских становится катализатором насилия в отношении любых не-русских (причем тем сильнее, чем больше они выделяются «неславянской внешностью»). Поэтому жертвами «русских патриотов» могут стать темнокожие и арабы, о преступлениях которых в российских СМИ сообщений в принципе не может быть.

Логическая модель двойного искажения информации о виктимологии мигрантов позволяет наиболее точно оценить влияние СМИ на антимигрантский экстремизм. Повлиять на умонастроения скинхедов и прочих «русских патриотов», ненавидящих всех «чужих», обычные средства массовой информации вряд ли могут. Зато у них есть возможность более взвешено освещать преступность мигрантов. Замалчивать ее — это, безусловно, ложный путь: скрываемая информация все равно будет доходить до российских граждан, только в более извращенной форме. Задача работников СМИ, за

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.12.2010, «Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. — 2010. — № 90.

2 http://www.mvd.ru/struct/3306/

выполнением которой должны следить сотрудники МВД или институты гражданского общества, заключается в правильной постановке акцентов.

В частности, надо освещать преступность всех мигрантов (включая и имеющих славянскую внешность), а не преимущественно мигрантов-азиатов. Не следует забывать и о том, что мигрантская преступность — это всего лишь 3-4% от общего количества преступлений в России1. Утрированное внимание к преступлениям мигрантов ведет к дезинформации российских граждан у которых создается искаженное представление о масштабах этой проблемы и возникает сочувствие к тем, кто «очищает» общество от преступников. И, конечно, российское общество нуждается в правдивом изображении экстремистских акций, участников которых их соратники стремятся изобразить героями сопротивления.

Особая проблема — это противодействие экстремистским каналам информационных коммуникаций. Век назад главным «агитатором и пропагандистом» была газета, сейчас им стал Интернет. Новейшим продуктом сетевого общения стал криминальные флэш-мобы экстремистского характера2. На повестку дня выходит разработка, как минимум, методов быстрого реагирования на экстремистскую пропаганду в Сети.

За рубежом существует опыт осуждения интернет-экстремистов. Так, в Великобритании знаковым событием стало осуждение на многолетнее тюремное заключение трех молодых мусульман, распространявших экстремистские взгляды посредством электронной почты и на радикальных сайтах3. В нашей стране только появляются примеры противодействия сетевой пропаганде экстремизма (можно вспомнить, например, историю сайта «Ингушетия.Ру»4).

Частичное переключение с традиционной оперативной работы на информационные «войны» потребует от сотрудников правоохранительных органов принципиально новых навыков — умения работать с источниками информации и делать профессиональные экспертные оценки. Однако без этого нельзя создать эффективную систему противодействия экстремизму.

В соответствии с целями и задачами ДПЭ МВД России с первых же месяцев его создания началась работа, направленная на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений экстремистской направленности, а также выявление общественных организаций, движений и лиц, намеревающихся проводить несанкционированные акции и массовые мероприятия. ДПЭ были организованы мероприятия по недопущению экстремистских проявлений в ходе проведения общественнополитических и различных массовых мероприятий, акций и пикетов. Вместе с тем, за первые 6 месяцев 2010 года было зарегистрировано 370 преступлений. Количество преступлений экстремистской направленности выросло на 39,1% по сравнению с I полугодием 2009 года, когда их было зарегистрировано 2665.

Как показали события в Кондопоге в 2006 году, во Владивостоке в 2008 году и недавние события на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, в действия, которые приобретают экстремистский характер, могут быть быстро вовлечены массы людей, никак не связанные с какими-либо проте-стными организациями.

События декабря 2010 года стимулировали оживленные общественные дискуссии о проблемах с выходцами из кавказских республик и росте антикавказских настроений среди этнических русских.

Поэтому особенно важным направлением работы МВД становится отслеживание механизмов финансирования экстремистских движений, сбор информации о средствах и схемах финансирования национал-социалистических группировок, а также о физических и юридических лицах, ответственных за реализацию выработанных схем привлечения денежных средств.

В настоящее время на территории страны осуществляют деятельность 34 организации экстремистского толка, деятельность 16 из которых носит межрегиональный характер.

Особое внимание необходимо уделять освещению информации о деятельности МВД в СМИ. Основной акцент в деятельности пресс-служб МВД должен быть сделан на организации качественного мониторинга материалов СМИ и Интернета для получения информации о преступлениях экстремистской направленности, совершенных и планируемых протестных акциях. В этих целях необходимо изучить деятельность крупнейших российских общественных и правозащитных организаций. Так, ДПЭ поддерживает контакты с правозащитной организацией «Московское бюро по правам человека», специализирующейся на проблемах экстремизма и ксенофобии. С ней достигнута договоренность о ре-

1 Ревина В.В. Ретроспективный анализ уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления экстремистской направленности // Российский следователь. — 2009. — № 14.

2 Флэш-моб-технология экстремистов // http://www.gzt.ru/incident/2008/04/22/141124.html

3 Кузнецов А. Джихад для «чайников» // http://lenta.ru/articles/2007/07/06/doctors/

4 См., например: Верховский А. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2008 году / А. Верховский, Г. Кожевникова // http://xeno.sova-center.ru/29481C8/CB5956B

5 Коков Ю.А. Основные результаты оперативно-служебной деятельности ДПЭ МВД России за I полугодие 2010 года // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: Сборник материалов межведомственной научно-практической конференции, 5 мая 2010 г. — М., 2010. — С. 63.

Сочнее Д.В., Трухина Е.Г. Преемстеенность российского законодателъстеа..

447

гулярной подготовке для органов внутренних дел аналитических материалов и результатов мониторинга СМИ.

В краткосрочном плане особое внимание необходимо обращать на националистический («анти-мигрантский») экстремизм. Это связано с тем, что в условиях экономического кризиса к «инородцам» начинают относиться особенно неприязненно, считая их конкурентами на рынке труда. В 2011 году в России зарегистрировано преступлений на почве национальной ненависти больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основной акцент работы сотрудниками ОВД при профилактике преступлений экстремистской направленности должен делаться на прогнозировании развития ситуации, а также на целенаправленном противодействии лидерам и идеологам экстремистской среды. При решении этих задач необходимо устанавливать прямые контакты с лидерами правозащитных, неформальных организаций, с представителями национальных диаспор и землячеств.

Работа ОВД связана со многими объективными и субъективными трудностями. К числу препятствий в борьбе с экстремизмом следует отнести, прежде всего, несовершенство правовой базы, систем регистрации и отчетности, а также правоприменительной практики. Скажем, молодых скинхедов, которые убивают «чужаков», обычно осуждают за бытовое убийство на 5—7 лет заключения, а если они «всего лишь» избивали, то и вообще на год-два. Подобная снисходительность никому не идет на пользу. Перефразируя классика, любая демократия лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет действенно защищать своих граждан — в том числе от экстремистов разных мастей.

Важным моментом характеристики степени готовности сотрудников российских ОВД к борьбе с экстремизмом являются их представления о методах противодействия экстремизму, об эффективности существующей антиэкстремистской политики, о препятствиях в борьбе с экстремизмом и о том, что надо предпринимать для улучшения противодействия экстремизму.

Следует отметить, что самыми часто используемыми мерами противодействия молодежному экстремизму оказались мероприятия, связанные с активным использованием СМИ, — с одной стороны, мониторинг информации в СМИ об экстремистской деятельности, с другой стороны, работа с сотрудниками масс-медиа для освещения и профилактики экстремизма. Заслуживает положительной оценки и активная работа с общественными организациями как с потенциальными союзниками в противодействии экстремизму — чаще с этническими диаспорами и религиозными организациями, реже с политическими партиями и движениями. Очевидным недостатком, однако, является низкая регулярность работы с молодежными организациями неэкстремистского характера, хотя именно они могли бы оказать на молодежный экстремизм наиболее сильное влияние1.

Следует констатировать, что работа со СМИ как с источником информации о молодежном экстремизме пока недостаточно внедряется в деятельность ОВД. Правоохранительные органы в борьбе с экстремизмом часто ищут союзников в этнических диаспорах, в религиозных и политических организациях. Однако работа с «нормальными» молодежными организациями, чье влияние на молодежную среду наиболее велико, пока остается «ахиллесовой пятой».

Среди факторов, препятствующих эффективной организации противодействия экстремизму, есть как внешние (по отношению к ОВД), так и внутренние. Основное внимание обычно обращают на внешние факторы — социально-политическая ситуация в стране, стимулирующая экстремистские настроения, недооценка обществом и органами власти объективной опасности экстремистской преступности, негативная реакция во многих СМИ и т. д. Однако необходимо обратить внимание и на внутренние факторы, связанные с организацией работы российских ОВД. В частности, как уже отмечалось, многие сотрудники относятся «примиренчески» к отдельным проявлениям экстремизма, иногда даже с сочувствием к русским националистам.

По результатам исследования можно сделать следующие краткие предварительные выводы об отношении сотрудников ОВД к проблемам противодействия экстремизму.

1. Существует определенное расхождение между законодательной нормой и правосознанием сотрудников ОВД по поводу понимания экстремизма, для преодоления которого необходима специальная работа по объяснению «буквы» и «духа» антиэкстремистского законодательства.

2. В понимании степени распространенности и общественной опасности различных видов экстремизма оценки сотрудников ОВД подтверждают ту точку зрения, что наиболее опасной разновидностью современного экстремизма следует считать антимигрантский экстремизм русских националистов. Это необходимо учитывать при выработке приоритетов антиэкстремистской политики.

3. Осуществляя противодействие экстремизму, сотрудники ОВД сами в некоторой степени подвержены влиянию экстремизма, объективным основанием чего является осознание ими себя как ущемленной социальной группы. Для ослабления этого сознания и, соответственно, для повышения

1 См.: Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма: Научно-методическое пособие / В.П. Гущин, И.С. Бугаков, А.Э. Лутсберг, И.С. Черепенчук, С.В. Малиновская; Под общ. ред. А.А. Козлова и В.А. Канаяна. — СПб., 2009.

эффективности борьбы с экстремизмом необходимо обратить особое внимание на улучшение материальных и социальных условий жизни сотрудников ОВД.

4. Сотрудники ОВД склонны давать эффективности борьбы с экстремизмом невысокие оценки. Существенными законодательными инновациями, которые могли бы повысить эту эффективность, должны стать конкретизация понятия «насилие» и, возможно, усилением криминализации деяний малолетних правонарушителей.

Исследование отечественного и зарубежного опыта деятельности правоохранительных органов позволяет сформулировать некоторые направления по противодействию экстремизма в молодежной среде:

1) На первоначальном этапе пресечение деятельности молодежных экстремистских группировок следует осуществлять путем привлечения членов таких организаций к административной ответственности за совершение конкретных правонарушений. Так, например, согласно КоАП РФ членов экстремистских организаций можно привлекать: за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38. КоАП РФ); за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12. КоАП РФ); за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14. КоАП РФ); за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (20.2. КоАП РФ) и ряд других.

2) На этапе, когда экстремистские действия принимают крайние формы, и действия членов экстремистских группировок имеют характер преступления, виновных лиц следует привлекать к уголовной ответственности за совершение конкретных преступлений. В судебном порядке необходимо решить вопрос о признании экстремистскими организаций, осуществляющих свою деятельность с нарушением законодательства России.

Противодействие экстремизму в молодежной среде не должно состоять только из карательных мер, ключевое значение для решения проблемы молодежного экстремизма приобретает грамотная и своевременная его профилактика. В этой работе сотрудникам органов внутренних дел большую помощь могут оказать педагогические коллективы, работники органов местного самоуправления, представители общественных объединений легальной направленности.

Наиболее перспективными в сфере профилактики молодежного экстремизма должны стать следующие направления.

1. Активизация деятельности государства по улучшению социально-экономической обстановки в целом. Усиление социальной защиты граждан, борьба с бедностью, создание условий для честного труда за достойное материальное вознаграждение смогли бы разрушить социальную базу экстремизма.

2. Создание эффективной системы правового информирования молодежи. Принятие реальных мер, направленных на ограничение разрушительного воздействия некоторых средств массовой информации.

3. Формирование у молодежи правильного отношения к труду, здоровью, обществу и государству. Активная пропаганда идей патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к различным религиям и просто гражданам, а также тупиковости, безысходности экстремизма.

4. Стимулирование создания и развития общественных молодежных объединений позитивной направленности. Участие в этих организациях положительно влияет на правосознание несовершеннолетних и отвлекает их от возможного участия в осуществлении экстремистских действий.

5. Расширение сети доступных по оплате досуговых учреждений для молодежи. В этой связи перспективным направлением представляется увеличение числа мест в различных секциях в системе РОСТО.

Данные меры помогут в определенной мере снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Сегодня от того, насколько эффективно государственные и общественные структуры будут бороться с различными проявлениями экстремизма во многом зависит будущее России как правового государства.

Российское законодательство в сфере противодействия молодежному экстремизму должно опираться на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.

Среди документов международного права могут быть выделены следующие: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, статья 10; Всеобщая декларация прав человека, пункт 2 статьи 29; Международный пакт о гражданских и политических правах», пункт 3 статьи 19 и статья 20; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 10; Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, статья 10; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве

Сочнее Д.В., Трухина Е.Г. Преемстеенностъ российского законодателъстеа..

449

(1992 г.), о трансграничном телевидении (1989 г.), о компьютерных преступлениях (2001 г.); Рекомендации Комитета Министров государств — членов Совета Европы: № Я (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 года и № Я (97)19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации» от 30 октября 1997 года; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты и др.). Имеющийся зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности создания при участии компаний, оказывающих услуги в сети Интернет, наблюдательных советов и «горячих линий», которые были бы наделены полномочиями оперативно удалять из Интернета материалы, содержащие призывы к насилию, детскую порнографию и другую негативную информацию, как это узаконено в большинстве развитых стран1.

1 См., например: Верховский А. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2008 году / А. Верховский, Г. Кожевникова // http://xeno.sova-center.ru/29481C8/CB5956B

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.