Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА)'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое обучение / опыт цифровой трансформации среднего профессионального образования / цифровизация образования / инновация / цифровой образовательный контент / обучение с использованием цифровых технологий / digital learning / experience of digital transformation of secondary vocational education / digitalization of education / innovation / digital educational content / learning using digital technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Станислав Игоревич, Ушкин Кирилл Алексеевич

Статья посвящена вопросам адаптации опыта разработки цифрового образовательного контента в системе общего образования под систему реализации среднего профессионального образования. Выделяются перспективы, возможности и достоинства использования цифровых образовательных ресурсов, технологий и контента в процессе обучения. Определяются возможности использования готового и адаптированного инструментария обучения в условиях СПО, представленного в виде конструктора цифрового контента, заполняющегося дидактическим материалом и использующегося при проведении учебных занятий, текущего контроля знаний по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Станислав Игоревич, Ушкин Кирилл Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of adapting the experience of developing digital educational content of general education for the implementation of the system of secondary medical education. The prospects, opportunities and advantages of using digital educational resources, technologies and content in the learning process are highlighted. The possibilities of using readymade and adapted teaching tools in the conditions of secondary medical education, presented in the form of a digital content constructor filled with any material and used in conducting training sessions, current monitoring of knowledge in academic disciplines and professional modules, are determined.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА)»

6. Томчук, С.А. Формирование гражданской идентичности школьников посредством краеведческого содержания / С.А. Томчук // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №65-3. - С. 238-242

7. Российская Федерация. Указы. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 09.11.2022. -Москва, 2022,- 11 с.

Педагогика

УДК 377

методист Федоров Станислав Игоревич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7» (г. Москва); учитель начальных классов Ушкин Кирилл Алексеевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1596» (г. Москва)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА)

Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации опыта разработки цифрового образовательного контента в системе общего образования под систему реализации среднего профессионального образования. Выделяются перспективы, возможности и достоинства использования цифровых образовательных ресурсов, технологий и контента в процессе обучения. Определяются возможности использования готового и адаптированного инструментария обучения в условиях СПО, представленного в виде конструктора цифрового контента, заполняющегося дидактическим материалом и использующегося при проведении учебных занятий, текущего контроля знаний по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

Ключевые слова: цифровое обучение, опыт цифровой трансформации среднего профессионального образования, цифровизация образования, инновация, цифровой образовательный контент, обучение с использованием цифровых технологий.

Annotation: The article is devoted to the issues of adapting the experience of developing digital educational content of general education for the implementation of the system of secondary medical education. The prospects, opportunities and advantages of using digital educational resources, technologies and content in the learning process are highlighted. The possibilities of using ready-made and adapted teaching tools in the conditions of secondary medical education, presented in the form of a digital content constructor filled with any material and used in conducting training sessions, current monitoring of knowledge in academic disciplines and professional modules, are determined.

Key words: digital learning, experience of digital transformation of secondary vocational education, digitalization of education, innovation, digital educational content, learning using digital technologies.

Введение. В условиях цифровизации профессионального образования вопросы использования цифровых технологий в образовательных процессах приобретают практическую направленность. В вопросах цифровизации среднего профессионального образования неизученными остаются направления, связанные с проработкой практических механизмов внедрения цифровых инструментов, подготовкой образовательного контента, его выгрузкой в цифровую среду и в целом аспектов обеспечения функционирования формируемой цифровой среды. Актуальность разработки цифрового образовательного контента для студентов медицинского колледжа обусловливается не только обширными перспективами использования подобного педагогического инструментария, но и недостаточной изученностью процессов трансляции опыта цифровизации образовательного контента и его подготовки для эффективного усвоения будущими медицинскими работниками. У образовательных организаций среднего профессионального образования отсутствует систематизировано выработанный опыт применения цифрового контента в обучении, а также его предварительной подготовки (разработки). Данные процессы часто организуются формально, в отрыве от реальных перспектив цифрового обучения.

Цель статьи - раскрыть аспекты преемственности при разработке инноваций в рамках обмена опытом педагогических работников системы общего образования и среднего профессионального образования (на примере разработки цифрового образовательного контента).

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке инновации и инновационная деятельность рассматриваются как способ развития систем образования на различных уровнях: от конкретного учебного занятия до уровня мирового сообщества. Инновации приобретают инструментальное значение, становясь способом улучшения результатов.

И.Р. Лазаренко и соавторы предлагают рассматривать инновационную деятельность в образовании в системе двух типов преобразований: инновации, ориентированные на модернизацию технологии, а также инновации, связанные с трансформацией и поиском. Для каждого типа преобразований определяются собственные особенности развития. Так, например, модернизация технологии предполагает репродуктивный характер инновации в качестве способа одноуровневого улучшения системы. Трансформация и поиск, по мнению авторов, обладает более сложным характером ввиду двухуровневой организации, вследствие чего связывается с возможностью проведения дополнительных исследований, приводящих в конечном счете к продуктивным результатам [6]. Ключевые особенности инновационной деятельности в образовании, по мнению С.Г. Алексеевой и В.Н. Долженкова, связаны с достижением стратегических целей инновационного развития образовательного процесса, в итоге обеспечивается доведение отдельных уровней образования (образовательных систем) до состояния соответствия современным требованиям рынка труда, технологий и актуальной практики [1]. С.Ш. Шорена приводит более детальную характеристику инновационной деятельности в образовании, указывая, что инновации должны не просто определять степень соответствия образовательных систем современным требованиям, а предугадывать их будущее состояние, уточнять вероятные направления изменения. В таком случае инновации приобретают институциональное, теоретико-методологическое и прикладное значение [11].

Принципы организации инноваций - это определенный свод правил и условий, которым должна соответствовать инновационная деятельность в сфере образования [3]. По мнению А.Я. Кузнецовой, в структуре принципов выделяются: непрерывность, вариативность, научность, технологичность, интеграция методологии в содержание, диалогизм, гуманизация, рефлексивность [5]. Каждый из принципов инноваций в образовании применим ко многим условиям развития педагогических систем, закладывается в основу совершенствования образовательной практики. М.В. Вайндорф-Сысоева

определяет иные принципы инновационной деятельности, фокусируясь на вопросах построения новой образовательной системы: самообучение, моделирование, подготовка нового как ориентира развития педагога. Автор определяет правила организации инноваций в образовании: необходимость принятия современной практики, значимость её признания, анализа и использования при построении инновационной деятельности; понимание неизбежности изменения практики при введении инноваций; значимость поиска лучшего инструментария при ограниченности ресурсов и наличии беспорядка, а также актуальность изменения этого инструментария; принятие того, что любое изменение системы при осуществлении инновационной деятельности может вызвать опасения и тревоги, сопротивление; нововведение (тождественное, по мнению автора, инновации) должно рассматриваться не как цель, а как промежуточное звено на пути к достижению неопределенного результата, поскольку невозможно прогнозировать изменение раньше начала процесса реализации инноваций [4]. Е.А. Сентищева и A.B. Сережкин считают, что сегодня сложно говорить о полноте принципиальных основ инновационной деятельности в образовании. Аналогично нельзя сказать и о существовании общих требований к инновациям, указаний для получения значимого результата инноваций [7].

Несмотря на отсутствие единой системы принципов организации инноваций в образовании, важно придерживаться соблюдения критериев инноваций: актуальности, новизны в области решения проблем, научности, оптимальности новшества, стабильности, транслируемости и воспроизводимости, масштабности, реализуемости, реалистичности, результативности и эффективности, перспективности. Представленные критерии в целом находят свое отражение в организации инновационной деятельности на различных ступенях обучения, например, в системе среднего профессионального образования. Система среднего профессионального образования (далее - СПО) играет одну из важнейших ролей в обеспечении отечественной экономики рабочими кадрами (воспроизводстве трудового потенциала), обучении и воспитании молодежи. Немаловажную роль в структуре системы СПО, наряду с обучением и воспитанием, занимает и инновационная деятельность. Инновационная деятельность в системе СПО - это один из уровней осуществления инноваций в образовательной системе России. Инновации являются противоречивой и динамичной категорией, которая при выведении на уровень конкретной системы обучения требует тщательной проверки, реализации процедур тестирования, проведения специально организованных экспериментов [7].

Инновационная деятельность в системе СПО обусловлена совместной деятельностью субъектов образования -преподавателей и обучающихся. Актуальность инновационной деятельности субъектов образования в системе СПО обусловливается рядом причин, среди которых: обновление и пересмотр государственной образовательной политики, направленной на опережение процессов и результатов подготовки специалистов в системе СПО, в целях обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики, подготовки компетентных кадров; создание условий жесточайшей конкуренции, продвинувшейся на уровень рынка образовательных услуг, требующей от управленческого состава образовательной организации и педагогического коллектива систематического и результативного обращения к инновационной деятельности, для повышения привлекательности образовательной организации среди конкурентов, обеспечения притока абитуриентов. Эффективность инновационной деятельности в системе СПО обусловливается рядом педагогических условий: развитая нормативно-правовая база; наличие стремления педагогического коллектива к повышению собственного профессионального мастерства; создание необходимых для инновационной деятельности материальных и технических условий, предоставление инструментов и ресурсной базы; включение аспектов методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в системе СПО; постоянное отслеживание изменений и результатов инновационной деятельности в динамике. Г.Г. Серкова и O.A. Алексеев, обращаясь к вопросам актуальности инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования, определяют следующие общие перспективы её реализации на базе данного типа учреждений:

1. Позволяет решить проблемы, тормозящие развитие как отдельной образовательной организации, так и всей региональной системы СПО.

2. Развивает условия, способствующие повышению планки качества образования при задействовании ресурсного обеспечения (финансово-экономического, материального, трудового, информационного), а также сопутствующей инфраструктуры конкретного образовательного учреждения. Стимулирует использование практики социально-делового партнерства.

3. Ориентируется на максимально эффективную реализацию содержательных аспектов образовательной подготовки при внедрении актуальных (новейших) педагогических технологий, их совершенствовании.

4. Стимулирует личностно-профессиональное развитие кадрового потенциала, приводит его в соответствие с требованиями к структурным элементам подготовки специалистов на базе организации системы СПО.

5. Стимулирует личностно-профессиональное развитие обучающихся, позволяет достигать новых ориентиров в процессе подготовки.

6. Определяет ориентиры функционирования действующей административно-управленческой системы, поскольку уточняет возможности реализации управленческо-инновационных функций.

В дополнение к вышеописанному Г.Г. Серкова и O.A. Алексеев называют важнейшие задачи инновационной деятельности при масштабировании на всю региональную систему образования, уточняя возможность эффективной отраслевой организации человеческих ресурсов на определенной территории с учетом взаимодействия с системой СПО, внедрения новейших механизмов функционирования образовательных учреждений, запуска улучшенных систем инклюзивного образования, профессионального развития, модернизации системы оценки качества образования [8]. Опыт A.B. Соловова и A.A. Меньшиковой указывает на то, что инновации имеют и ретроспективное значение: в различные периоды инновации имели собственный состав характерных тенденций, которые обусловили развитие (эволюцию) всей системы образования [9]. Учитывая вышеизложенное, выделим актуальные тренды инновационной деятельности в системе СПО на примере среднего медицинского образования, среди которых: индивидуализация, ориентация на инновационные подходы к обучению, применение сквозных технологий.

Сравнивая процессы цифровой трансформации всех ступеней образовательной системы, считаем необходимым рассмотреть опыт цифровизации обучения таких типов образовательных организаций, как школа (общее образование), вуз (высшее образование) и колледж (среднее профессиональное образование). Уточним, что для каждого из типов представленных образовательных организаций полученный опыт цифровизации выстраивается в системе особенностей кадровой обеспеченности, характеристики непосредственно самих обучающихся (их стремлений, готовности и др.), а также возможностей финансирования. Процессы цифровой трансформации в колледже не могут осуществляться в тех же объемах и направлениях, в которых они реализуются в высшем образовании, несмотря на концептуальную схожесть подходов к обучению. Ввиду этого наибольшую актуальность приобретают возможности использования опыта общеобразовательных учреждений во внедрении цифровых инструментов и образовательного контента в систему подготовки специалистов среднего звена [10]. Цифровизация школы осуществляется посредством внедрения в деятельность образовательной организации специализированных систем обучения с разработанными на основе единой образовательной программы

учебными заданиями, проверочными материалами, теоретическими или практическими работами, тестами и др. Ограниченные финансовые, кадровые, управленческие и временные возможности школы определяют ряд специфических особенностей подготовки цифрового контента, связанных с разработкой ресурсного обеспечения и созданием системы открытого общедоступного контента - разработок различных учителей. При готовности педагогов совершать обмен цифровым контентом создаются все необходимые условия для его эффективного распространения, что в перспективе ведет к повышению качества образования.

В контексте настоящего исследования цифровой образовательный контент и цифровой образовательный ресурс (как элемент цифровой среды) отожествляются. Обусловливается это тем, что различные авторы называют ряд схожих черт данных понятий, подразумевая под ними специализированные материалы и инструменты, предназначенные для подготовки обучающихся. Эффективность воспроизводства цифрового образовательного контента неразрывно связана с основами реализации деятельностного подхода в образовании. В общем представлении деятельностный подход предполагает построение активности обучающегося в учебном процессе с учетом ориентации на его самоопределение и воспитание как субъекта жизнедеятельности. В связи с принципами деятельностного подхода обучающийся самостоятельно устанавливает цели и задачи обучения, несет полную ответственность за его результаты, обладает возможностью расширять спектр достигаемых целей обучения, однако при этом в систему обучения на основе деятельностного подхода включается обратная связь между субъектами образования, ориентированная на создание поддерживающих условий.

В СПО деятельностный подход лежит в основе цифровизации и реализации образовательных программ. Его воспроизводство в связи с системным подходом нацелено на создание образовательного пространства, в котором обучающийся становится конкурентоспособным, готовым использовать деятельность при развитии субъектности. Деятельностный, системный и компетентностный подходы образуют единую структуру современного профессионального образования, должны эффективно объединяться с практикой применения цифрового образовательного контента. Актуальность применения цифрового образовательного контента при подготовке специалистов среднего звена системы здравоохранения обусловливается тем, что цифровые технологии: позволяют педагогам сократить объем реализуемых рутинных задач и операций; снизить сроки изучения материала по программе обучения; использовать оптимизированное время для семантизации понятий и их определений; параллельно стимулировать центры слухового, зрительного и тактильного восприятия обучающегося; создать условия повышения активности, стимулировать внеаудиторную работу, обеспечить повышение интереса к дисциплине и др. [2].

Цифровые технологии становятся эффективным ресурсом развития педагогического работника, поскольку расширяют спектр педагогических компетенций, позволяют управлять образовательным процессом, обеспечить персонализацию и создать условия для самообучения, организовать профессиональные сообщества, оптимизировать ресурсы и процессы в рамках системы обучения и др. Цифровые образовательные ресурсы позволяют совмещать электронное и очное обучение, реализовать практическую направленность программ подготовки, сократить сроки подготовки образовательных программ и подготовки учебных материалов в соответствии с запросом работодателя, обеспечить индивидуализацию обучения (построение личного образовательного маршрута), поддержать дистанционное общение, обеспечить интерактивность и наглядность. Цифровые технологии являются эффективным инструментом замещения традиционных форм обучения. Цифровые технологии способны решать те же дидактические задачи, что и традиционные, при этом предоставляя более широкий инструментарий и внося разнообразие в привычную практику обучения/преподавания. Преимущества цифровых технологий, образовательных ресурсов, контента в сети Интернет имеют многогранный характер; они также образуют эффект синергии, формируя огромный потенциал развития образования. Это обуславливает необходимость обеспечения процессов интеграции цифровых образовательных ресурсов в практику преподавания в системе среднего профессионального образования.

В контексте модернизации процессов разработки цифрового контента в системе среднего профессионального образования, выделим ряд возможностей передачи опыта разработки цифрового контента для обучения от общего образования к среднему профессиональному образованию. Во-первых, это открытое взаимодействие образовательных организаций и педагогов при передаче подготовленных учебных материалов. Во-вторых, возможность поддержания и модернизации основных профессиональных программ, включения факультативных тем, расширяющих спектр знаний обучающихся. В-третьих, эффективный апробированный инструментарий, готовый к использованию в системе среднего профессионального образования. В основу цифровых образовательных ресурсов закладывается гибкая система настройки и конструирования контента. Платформа представляет собой инструмент, позволяющий преподавателям СПО заполнять конструктор любым дидактическим материалом и использовать его при проведении учебных занятий, организации текущего контроля знаний по учебным дисциплинам (ОГСЭ, ЕН, ОП) и профессиональным модулям. В перспективе применение подобных конструкторов будет способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся, оптимизации деятельности преподавателей, разнообразит формы контроля и т. д. Ориентируясь на перспективы, заметим, что реализация инициативы строится на возможности использования опыта общеобразовательных учреждений. Так, система передачи опыта разработки цифрового образовательного контента из общего образования в среднее профессиональное образование имеет следующий вид: разработка общих ресурсов, формирование алгоритма разработки, использование опыта школы и наполнение конструктора материалами, адаптированными под реалии СПО. Реализация подобной стратегии позволит использовать уже готовый и адаптированный сервис и инструментарий в условиях среднего профессионального образования и оптимизировать временные затраты.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного анализа можем заключить, что сегодня внедрение и применение цифрового контента в среду образовательных учреждений среднего профессионального образования становится одним из перспективных и значимых направлений. Мы считаем, что современные медицинские колледжи должны и могут эффективно использовать опыт разработки цифрового контента для обучения, полученный на базе общего образования. В таком случае подготовленный инструментарий будет наполняться необходимым материалом согласно образовательной программе и учебному плану, что позволит развить познавательную деятельность обучающихся, разнообразить формы проведения контроля и оптимизировать трудовые функции педагогических работников.

Литература:

1. Алексеева, С.Г. Образовательная деятельность и инновационное образование / С.Г. Алексеева, E.H. Долженков // Системные технологии. - 2017. -№ 25. - С. 4-6

2. Белецкая, В.В. Интерактивные методы обучения в преподавании базовых дисциплин медицинского колледжа / В.В. Белецкая // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. - 2022. - № 5. - С. 282-287

3. Богомолова, A.B. Управление инновациями: учебное пособие / A.B. Богомолова. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. - 144 с.

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогический потенциал инновационной деятельности в образовании / М.Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 26. - С. 20-25

5. Кузнецова, А.Я. Принципы инновационного образования / А.Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. -2008. -№ 12.-С. 77-78

6. Лазаренко, И.Р. Методологическое сопровождение инновационной деятельности в образовании / И.Р. Лазаренко, C.B. Колесова, Л.Г. Куликова, А.Н. Логинов // МНКО. - 2021. - № 6 (91). - С. 236-240

7. Сентищева, Е.А. Образовательный и профессиональный аспект инноваций / Е.А. Сентищева, A.B. Серёжкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 2 (62). - С. 1-7

8. Серкова, Г.Г. Перспективы инновационной деятельности в сфере среднего профессионального образования Челябинской области (по материалам программ развития ПОО СПО на 2014-2018 гг.) / Г.Г. Серкова, O.A. Алексеев // Инновационное развитие профессионального образования. -2014. - № 1 (05). - С. 26-32

9. Соловов, A.B. Трансформация онтологии образования: от классно-урочной системы к смарт-инновациям / A.B. Соловов, A.A. Меньшикова // Онтология проектирования. - 2022. - №4 (46). - С. 470-480

10. Ушкин, К.А. Компьютер - друг. Цифровые технологии способны обогатить умы, где бы вы ни находились / К.А. Ушкин // Учительская газета. - 2022. - № 46 (10959). - С. 6.

11. Шорена, С.Ш. Инновации в образовательном законодательстве как средство повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования / С.Ш. Шорена // Образование. Наука. Научные кадры. - 2022. - № 1. -С. 101-105

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Рахматуллина Лейла Вагизовна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящее время отмечается рост детей с эмоциональной нестабильностью, проявлением негативных сторон эмоциональной сферы. Такая обусловленность связана с тем, что дети все чаще проводят в кругу «неживого» общения. Поэтому, перед педагогами встает задача создания благоприятных условий для полноценной реализации процесса развития эмоционального интеллекта у детей, начиная с дошкольного возраста. Эмоциональную сферу ребенка развивают все виды деятельности, но формированию позитивных эмоций, пониманию внутреннего мира героев, сопереживанию способствуют яркие образы произведений художественной литературы. В данной статье рассмотрен потенциал художественной литературы в процессе развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, этапы развития, дети дошкольного возраста, художественная литература.

Annotation. There is currently an increase in children with emotional instability, a manifestation of the negative aspects of the emotional sphere. This conditioning is due to the fact that children are increasingly spending in a circle of "non-living" communication. Therefore, teachers face the task of creating favorable conditions for the full implementation of the process of developing emotional intelligence in children, starting from preschool age. The emotional sphere of the child is developed by all types of activities, but bright images of works of fiction contribute to the formation of positive emotions, understanding the inner world of heroes, empathy. This article discusses the potential of fiction in the development of emotional intelligence in preschool children.

Key words: emotional intelligence, emotional sphere, stages of development, children of preschool age, fiction.

Введение. Эмоциональный интеллект - это умение распознавать и управлять своими эмоциями, решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, определив тактику и последовательность действий, признание за собой и другими как положительных, так и отрицательных чувств. К эмоциональному интеллекту можем отнести систему умений и навыков обращения человека с эмоциональным миром других людей и самого себя, распознавание собственных переживаний в условиях конкретных повседневных обстоятельств, умение адекватно проявлять свои переживания, свое настроение, в том числе и вербально. Обучение основам эмоциональной грамотности включает в себя изучение эмоций, их значения в жизни человека, способов выражения эмоций и взаимодействия с другими людьми [5].

Процесс развития эмоционального интеллекта у детей происходит поэтапно. На первом этапе формируется понимание собственных эмоций, затем эмоций других. Второй этап характеризуется формированием способности понимать выражение лица, жестов языка, тела, тона голоса. Третий этап характеризуется расширением эмоционального словаря, который дети могут использовать для передачи чувств и состояний окружающих. На четвертом этапе дети начинают проявлять эмпатию (сочувствие), испытывать жалость к более слабым, к животным. Пятый этап знаменуется формированием способности контролировать свои эмоции. На шестом этапе дети начинают понимать, каким образом отражаются эмоции на другом человеке. На седьмом этапе начинает проявляться понимание взаимосвязи эмоции и поведения.

Самые ранние проявления эмоций у детей связаны с органическими потребностями, новорожденный ребенок испытывает страх, недовольство. У 2-3-х летних детей формируется ревность и зависть, как форма гнева, активно формируются и развиваются эмоции радости. У детей 5-7 лет формируется эмоциональное предвосхищение, они начинают испытывать радость за полученный собственный результат, а не за результат других людей. На формирование эмоциональной сферы детей оказывают влияние такие факторы, как наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Способность к самоконтролю и регулированию своими эмоциями, поведением развивается у детей к 5-7 годам. Дошкольники достаточно импульсивны, их эмоции являются не продолжительными, но отличаются разнообразием и яркостью проявления, дети более активны в проявлении своих эмоций, чем взрослые. Появляются личностные категории такие как, например, чувство стыда, дети начинают воспринимать запреты и подчинять им свое поведение. Данная эмоция приобретает социальный характер и становится страхом осуждения. Одновременно развивается умение сопереживать, сострадать, оказывать помощь при необходимости, оценивать реакции, переживания сверстника и взрослого. Возникновению данных эмоций способствует реальное поведение значимых для ребенка близких людей, их умение управлять своим поведением, эмоциями, их отношение к детям и окружающим людям [1]. У ребенка должна быть эмоционально насыщенная жизнь, примитивность эмоционального опыта не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы. С переходом на систематическое обучение в школе утрачивается сензитивность к эмоциональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.