УДК 37
Копаева Л.Л. учитель биологии МБОУ «ООШ №9» Шаповалова С.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14 им. А.М. Мамонова» Россия, г. Старый Оскол ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО, ОПЫТ КЛАССНЫХ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ Аннотация: статья посвящена системе перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.
Ключевые слова: преемственность, классное руководство, начальная школа.
Kopaeva L.L., teacher of biology MBOU "School № 9 " Shapovalovа S. V. primary school teacher MBOU "School № 14 named after A.M. Mamonov^' SUCCESSION WHEN TRANSFERING PUPILS FROM THE ELEMENTARY SCHOOL TO THE MIDDLE LINK, THE EXPERIENCE
OF THE CLASSIC HEADS Annotation: the article is devoted to the transition system of students from elementary school to the middle level.
Key words: continuity, classroom management, elementary school.
Образование - это организованная целенаправленная система обучения и, конечно же, воспитания. Человек практически на протяжении всей своей жизни получает образование, и в течение такого периода проходит не один этап психологического становления личности[1]. Таким образом, отношение к образованию постоянно меняется. Самым длительным и значимым этапом в жизни каждого из нас является школьное образование. Основными целями которого, на сегодняшний день являются способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего формирование и изменение личности. Как правило, личность проявляет себя только в какой-либо деятельности, и с каждым возрастным этапом она изменяется. Именно поэтому преемственность обучения необходимо рассматривать, учитывая непрерывность учебного материала и личностные преобразования учащихся. Когда школьные этапы образования будут связаны, тогда и педагогическое воздействие станет эффективным.
Одним из переломных моментов в жизни практически каждого ребенка является переход из младшего школьного звена в среднее, так как это переход
не только из класса в класс, но и изменения в образе жизни, взаимоотношениях, условиях обучения. Наблюдая за учащимися на протяжении долгой работы в школе, можно с уверенностью сказать, что пятый класс для них очень трудный этап, который в дальнейшем будет влиять на течение школьной жизни.
Нельзя считать, что преемственность должна касаться только содержания обучения, важную роль здесь играет психологический, методический и дидактический уровень. Для обеспечения преемственности необходимо создавать единую образовательную среду, чтобы все опиралось на общие психолого-педагогические принципы и методические приемы. Часто получается так, что у детей, которые успешно проходили обучение в начальной школе, появляются проблемы при переходе в среднее звено,и они становятся троечниками, несмотря на старания.
Переход из начальной школы в среднее звено отражается на всех участниках образовательной деятельности. Как правило, это обусловлено изменением социальной обстановки, повышением учебной нагрузки, не состыковкой между программами начального и среднего звена, разными требованиями учителей-предметников. Последнее как раз и вызывает наибольшие затруднения в адаптации учащихся, на фоне которых появляются конфликты между и недовольства между учителем и учеником[2].Как только ребенок переступает порог школы в 5 классе, он попадает в новый мир, где количество учителей увеличивается до десятка, все они находятся в разных кабинетах, каждый ведет урок по-своему и предъявляет разные требования. Ребенок чувствует резкие изменения в условиях обучения, усложнение требований учителей, меняется сама позиция учащегося, ведь в начальном звене они были старшими, а теперь младшими среди старших, - всё это становится серьезным испытанием для ребенка. В первую очередь страдает психика, это можно отследить, обращая внимание на низкую работоспособность, появление робости, тревожности, а иногда и наоборот, ребенок становится более развязанным, неорганизованным, забывчивым [3]. Для того чтобы избежать недопонимания между учителем и учеником, необходимо выдвигаться единые требования к пятиклассникам, давать разъяснения по критериям оценивания по каждому из предметов, объяснять ребенку над чем ему нужно работать для устранения пробелов в знаниях.
С учетов возникновения таких проблем, необходимо четко распланировать работу по преемственности начального звена и среднего администрации образовательного учреждения. Необходимо больше работать с родителями, учащимися, взаимодействовать учителям-предметникам и учителям начальных классов.
Основными действиями наших школ в данной работе являются:
• проведение родительских собраний, поднимающих вопросы о трудности перехода в пятый класс;
• мониторинг УУД;
• проведение учителями четвертых классов открытых уроков;
• посещение уроков начального звена учителями-предметниками;
• знакомство будущего классного руководителя с учащимися, проведение им внеклассных мероприятий, знакомство с родителями;
• проведение анкетирования и мониторинг учащихся 5 класса, к концу первой четверти.
Осуществление работы по преемственности действительно облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.
В ходе работы были выявление некоторые проблемы, например, у некоторых учителей среднего звена еще не совсем, получается, отказаться от традиционной формы обучения и перейти на ФГОС; возникают трудности при работе с новыми учебниками, в которых отсутствует или дается в непривычном виде информация[4].
Для того чтобы процесс адаптации пятиклассника прошел наиболее благоприятнее, необходимо соблюдать некоторые условия:
• выбор классного руководителя и учителей-предметников должен состояться как можно раньше;
• знакомство с программами среднего звена учителей начальных классов, для дальнейшего формирования УУД;
• учет возрастных особенностей четвероклассников;
• выработка единых требований учителей-предметников. Преемственность в образовательных учреждениях может проходить
вполне удачно, если между учителями основной и начальной школы будет тесное взаимодействие, тогда процесс формирования психологической готовности учащихся 4-го класса к школе более успешен. Эффективность такой работы также зависит от усилий и контроля администрации школы.
Использованные источники:
1. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Белгород, 1997.-С.64-66
2. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. - М. : Академия, 2007. - С.81-85
3. Миллер О.М. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу /О.М.Миллер, Т.Л. Ядрышникова. - Красноярск, 1991.-С.154