Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО, ОПЫТ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО, ОПЫТ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / CONTINUITY / CLASSROOM MANAGEMENT / ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаева Л. Л., Шаповалова С. В.

Статья посвящена системе перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION WHEN TRANSFERING PUPILS FROM THE ELEMENTARY SCHOOL TO THE MIDDLE LINK, THE EXPERIENCE OF THE CLASSIC HEADS

The article is devoted to the transition system of students from elementary school to the middle level.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО, ОПЫТ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

УДК 37

Копаева Л.Л. учитель биологии МБОУ «ООШ №9» Шаповалова С.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14 им. А.М. Мамонова» Россия, г. Старый Оскол ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО, ОПЫТ КЛАССНЫХ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ Аннотация: статья посвящена системе перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.

Ключевые слова: преемственность, классное руководство, начальная школа.

Kopaeva L.L., teacher of biology MBOU "School № 9 " Shapovalovа S. V. primary school teacher MBOU "School № 14 named after A.M. Mamonov^' SUCCESSION WHEN TRANSFERING PUPILS FROM THE ELEMENTARY SCHOOL TO THE MIDDLE LINK, THE EXPERIENCE

OF THE CLASSIC HEADS Annotation: the article is devoted to the transition system of students from elementary school to the middle level.

Key words: continuity, classroom management, elementary school.

Образование - это организованная целенаправленная система обучения и, конечно же, воспитания. Человек практически на протяжении всей своей жизни получает образование, и в течение такого периода проходит не один этап психологического становления личности[1]. Таким образом, отношение к образованию постоянно меняется. Самым длительным и значимым этапом в жизни каждого из нас является школьное образование. Основными целями которого, на сегодняшний день являются способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего формирование и изменение личности. Как правило, личность проявляет себя только в какой-либо деятельности, и с каждым возрастным этапом она изменяется. Именно поэтому преемственность обучения необходимо рассматривать, учитывая непрерывность учебного материала и личностные преобразования учащихся. Когда школьные этапы образования будут связаны, тогда и педагогическое воздействие станет эффективным.

Одним из переломных моментов в жизни практически каждого ребенка является переход из младшего школьного звена в среднее, так как это переход

не только из класса в класс, но и изменения в образе жизни, взаимоотношениях, условиях обучения. Наблюдая за учащимися на протяжении долгой работы в школе, можно с уверенностью сказать, что пятый класс для них очень трудный этап, который в дальнейшем будет влиять на течение школьной жизни.

Нельзя считать, что преемственность должна касаться только содержания обучения, важную роль здесь играет психологический, методический и дидактический уровень. Для обеспечения преемственности необходимо создавать единую образовательную среду, чтобы все опиралось на общие психолого-педагогические принципы и методические приемы. Часто получается так, что у детей, которые успешно проходили обучение в начальной школе, появляются проблемы при переходе в среднее звено,и они становятся троечниками, несмотря на старания.

Переход из начальной школы в среднее звено отражается на всех участниках образовательной деятельности. Как правило, это обусловлено изменением социальной обстановки, повышением учебной нагрузки, не состыковкой между программами начального и среднего звена, разными требованиями учителей-предметников. Последнее как раз и вызывает наибольшие затруднения в адаптации учащихся, на фоне которых появляются конфликты между и недовольства между учителем и учеником[2].Как только ребенок переступает порог школы в 5 классе, он попадает в новый мир, где количество учителей увеличивается до десятка, все они находятся в разных кабинетах, каждый ведет урок по-своему и предъявляет разные требования. Ребенок чувствует резкие изменения в условиях обучения, усложнение требований учителей, меняется сама позиция учащегося, ведь в начальном звене они были старшими, а теперь младшими среди старших, - всё это становится серьезным испытанием для ребенка. В первую очередь страдает психика, это можно отследить, обращая внимание на низкую работоспособность, появление робости, тревожности, а иногда и наоборот, ребенок становится более развязанным, неорганизованным, забывчивым [3]. Для того чтобы избежать недопонимания между учителем и учеником, необходимо выдвигаться единые требования к пятиклассникам, давать разъяснения по критериям оценивания по каждому из предметов, объяснять ребенку над чем ему нужно работать для устранения пробелов в знаниях.

С учетов возникновения таких проблем, необходимо четко распланировать работу по преемственности начального звена и среднего администрации образовательного учреждения. Необходимо больше работать с родителями, учащимися, взаимодействовать учителям-предметникам и учителям начальных классов.

Основными действиями наших школ в данной работе являются:

• проведение родительских собраний, поднимающих вопросы о трудности перехода в пятый класс;

• мониторинг УУД;

• проведение учителями четвертых классов открытых уроков;

• посещение уроков начального звена учителями-предметниками;

• знакомство будущего классного руководителя с учащимися, проведение им внеклассных мероприятий, знакомство с родителями;

• проведение анкетирования и мониторинг учащихся 5 класса, к концу первой четверти.

Осуществление работы по преемственности действительно облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

В ходе работы были выявление некоторые проблемы, например, у некоторых учителей среднего звена еще не совсем, получается, отказаться от традиционной формы обучения и перейти на ФГОС; возникают трудности при работе с новыми учебниками, в которых отсутствует или дается в непривычном виде информация[4].

Для того чтобы процесс адаптации пятиклассника прошел наиболее благоприятнее, необходимо соблюдать некоторые условия:

• выбор классного руководителя и учителей-предметников должен состояться как можно раньше;

• знакомство с программами среднего звена учителей начальных классов, для дальнейшего формирования УУД;

• учет возрастных особенностей четвероклассников;

• выработка единых требований учителей-предметников. Преемственность в образовательных учреждениях может проходить

вполне удачно, если между учителями основной и начальной школы будет тесное взаимодействие, тогда процесс формирования психологической готовности учащихся 4-го класса к школе более успешен. Эффективность такой работы также зависит от усилий и контроля администрации школы.

Использованные источники:

1. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Белгород, 1997.-С.64-66

2. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. - М. : Академия, 2007. - С.81-85

3. Миллер О.М. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу /О.М.Миллер, Т.Л. Ядрышникова. - Красноярск, 1991.-С.154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.