Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ: НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ: НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЕ СЛУЖИТЕЛИ / ФАЛЬШИВАЯ (УЧЕБНАЯ) ТРЕВОГА / БРАНДМАЙОР / БРАНДМЕЙСТЕР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Тамара Михайловна, Бородин Михаил Павлович

В статье проанализирована роль человеческого фактора в профессиональной подготовке служителей императорской пожарной команды, а также в процессе обучения специалистов пожарно-спасательных подразделений в настоящее время. Актуальность статьи обусловлена возможностью повышения эффективности пожарных и спасателей с учетом преемственности отечественного обучения и соответствующего накопленного опыта. Целью исследования является выявление приемов, направленных на обучение пожарно-спасательных специалистов оптимальному выполнению задач по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основе исторического опыта и профессиональных компетенций в области пожарной безопасности. Анализ профессиональной подготовки специалистов пожарной охраны свидетельствует об эффективности обучения в области противопожарной безопасности в условиях современной системы учебных заведений соответствующего профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF PEDAGOGICAL TRADITIONS: ON THE EXAMPLE OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF SERVANTS OF THE IMPERIAL FIRE BRIGADE

The article analyzes the role of the human factor in the professional training of servants of the imperial fire brigade, as well as in the process of training specialists of fire and rescue units at the present time.The relevance of the article is due to the possibility of improving the efficiency of firefighters and rescuers, taking into account the continuity of domestic training and the corresponding accumulated experience.The purpose of the study is to identify techniques aimed at training fire and rescue specialists in the optimal performance of fire extinguishing and emergency response tasks, based on historical experience and professional competencies in the field of fire safety.The analysis of the professional training of fire protection specialists testifies to the effectiveness of training in the field of fire safety in the conditions of the modern system of educational institutions of the relevant profile.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ: НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ»

Преемственность педагогических традиций: на примере профессиональной подготовки служителей императорской пожарной команды

Смирнова Тамара Михайловна,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и философии, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения E-mail: mokva@inbox.ru.

Бородин Михаил Павлович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России E-mail: michaelborodin@mail.ru

В статье проанализирована роль человеческого фактора в профессиональной подготовке служителей императорской пожарной команды, а также в процессе обучения специалистов пожарно-спасательных подразделений в настоящее время. Актуальность статьи обусловлена возможностью повышения эффективности пожарных и спасателей с учетом преемственности отечественного обучения и соответствующего накопленного опыта. Целью исследования является выявление приемов, направленных на обучение пожарно-спасательных специалистов оптимальному выполнению задач по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основе исторического опыта и профессиональных компетенций в области пожарной безопасности. Анализ профессиональной подготовки специалистов пожарной охраны свидетельствует об эффективности обучения в области противопожарной безопасности в условиях современной системы учебных заведений соответствующего профиля.

Ключевые слова: пожарные служители, фальшивая (учебная) тревога, брандмайор, брандмейстер, человеческий фактор.

о с

CJ

см <о

Как только возникнет пожар, необходимо его тушить и тушить быстро, чтобы огонь не успел приобрести силу и пожар не превратился бы в опустошительный. А это возможно только в том случае, если будут в наличии главные средства пожаротушения. Таких средств три, а именно: вода, пожарные инструменты и умелые «пожаротушите-ли» (служители пожарной охраны).

Пожары в больших благоустроенных городах в XIX веке, как правило, тушились быстро и успешно. Это связано с тем, что в подобных городах имелись: 1. Водопроводы, водоемы, запасы воды в водных чанах, удобные подъезды к ним, а также была организована быстрая подача воды в необходимом количестве; 2. Пожарные инструменты всех родов, которые тотчас же доставлялись на особых, постоянно содержащихся для этого лошадях; 3. Пожарные команды, умевшие обращаться с необходимыми орудиями и тушить пожары.

Кроме этого, в городах имелись особые сторожа, день и ночь следящие с высоты каланчей за появлением пожаров, и средства связи, посредством которых тотчас же сообщалось о возникновении пожара. Немедленно после получения такого сигнала пожарные команды в несколько минут закладывали лошадей и прибывали со всеми орудиями на пожар. По прибытии пожарные, немедля приступали к работам, каждый брался за определенное назначенное ему дело, которому он был заранее обучен. Начальник распоряжался; «лаза-лыцики» - влезали в дома, спасали людей и имущество; «трубники» качали машину и заливали огонь; водовозы подвозили воду в бочках и т.п. При таких условиях пожары тушились так успешно, что огонь ограничивался одним или двумя домами, а иногда только частью дома.

Среди причин пожаров в России наиважнейшее значение имели и имеют: недостаточная культура населения, отсутствие противопожарных знаний и умений, надежда на «авось», вследствие чего и проявляется непредусмотрительность, беспечность, небрежность и т.п. в отношении пожаров. В старой России резко проявлялась вопиющая небрежность и неосторожность в обращении с огнем. Сжигая свое и чужое имущество, неосторожный обездоливал сотни своих соседей, но совершенно не сознавал себя преступником, напротив, успокаивая себя, утверждал, что „так, значит, богу было угодно». Еще преступнее были умышленные поджигатели, которые, ради мести или получения страхового вознаграждения, поджигая строения обидчиков или свои, вместе с тем сжигали имущество многих, совершенно ни в чем неповинных людей.

Учебных заведений для подготовки лиц для борьбы с пожарами, с таким ужасным врагом, наносящим в десятилетие миллиардные убытки, совсем не было. Периодических изданий, посвященных разработке пожарно-страховых вопросов, не было и десятка, а имеющиеся были распространены слабо; популярных же для масс не издавались ни одного. Лекции на противопожарные темы не читались. Противопожарные съезды были редки. В низших и средних учебных заведениях о пожарах не говорилось ни слова. Книг и брошюр о борьбе с пожарами существовало крайне ограниченное количество, да и они для населения неведомы, почему и спросом не пользовались. Естественно, что население не имело и не получало никаких противопожарных знаний [05].

При всяком пожаре прежде всего необходимо: 1) известить о пожаре; 2) доставить на пожар инструменты; 3) спасти людей и животных из горящих зданий и 4) тушить пожар. Наставления о поведении при известии о пожаре заключались в следующем: первый узнавший о пожаре человек, если он один и не может потушить его, должен кричать, бить в доску, стучать в окна, звонить в колокол и так или иначе стараться оповестить население о пожаре.

Формирование в 1803 г. профессиональной пожарной охраны в столице Российской империи вызвало много вопросов на первом этапе ее строительства, и в том числе по профессиональной подготовке пожарных служивых. В решение этих вопросов внесли свой вклад, как руководители пожарной команды, так и специалисты пожарного дела.

Первым брандмайором императорской пожарной команды был назначен полковник Г. Домрачев. Свою главную задачу брандмайор Г. Домрачев видел в том, чтобы в короткие сроки создать «правильно организованную пожарную охрану» города. Эту напряженную работу брандмайор сочетал с самообразованием: не имея опыта, каких-либо инструкций, сам получал знания из книг, искал их повсюду. Его пытливость была неистощима. В круг его интересов входила не только организационная работа, но и теория горения веществ и материалов, состав воздуха, «огнегасительные» свойства воды и т.д. Выписки, сделанные им по этим теоретическим вопросам пожарного дела, впоследствии вошли в первое практическое наставление для брандмейстеров. Брандмайор Г. Домрачев внедрил оригинальную систему оповещения о пожарах с помощью каланчовой службы, разработал обязанности часовых на каланчах и систему оповещения и вызова пожарных частей на пожар при любых метеоусловиях.

Брандмайор Владимир Карлович Грандфельд с первых дней вступления в должность охотно взялся за новую службу, стремясь привнести в нее все то полезное, что накопил ранее в управлении воинскими подразделениями на полях сражений. Он понимал: в одиночку нельзя добиться исполнения даже самых благих пожеланий. К этой

работе брандмайор стремился привлечь всех чинов пожарной команды. Чтобы их помощь стала более действенной, он учреждает учебную команду, в которой проходят профессиональную подготовку все вновь прикомандированные к пожарной команде воинские чины, а впоследствии и гражданские лица, принимаемые на пожарную службу по вольному найму.

Развитие пожарного дела за рубежом давало возможность пополнить и расширить профессиональные знания российских пожарных. Брандмайор Гранфельд выехал на родину своих предков, в Германию, где прошел двухмесячную стажировку в пожарной охране. Обогащенный передовым опытом, он по возвращении посвятил все свое время дальнейшему совершенствованию техники борьбы с пожарами.

Все брандмайоры императорской пожарной команды - коллеги по «пожарному братству», а именно: Г. Домрачев, И.С. Орловский, Л.Н. Эр-тель, К.Х. Элерман, В.К. Грандфельд, Я.А. Гарде-пин, А.П. Паскин, М.А. Кириллов, А.В. Литвинов, без исключения, внесли неоценимый, уникальный вклад в подготовку пожарных служителей [06].

Непосредственно же подготовка пожарных служителей возлагалась, прежде всего, на брандмейстеров, возглавлявших ту или иную пожарную часть. Они должны были как своему помощнику, так и пожарным служителям «показать и объяснить состав заливных труб и прочих пожарных инструментов, как оные складываются и разбираются, какие именно материалы употребляются для делания инструментов и как действовать ими на пожарах». На этих занятиях пожарные изучали основы строительного дела. Они попеременно по 2-3 человека выходили на новостройки и всматривались, «как составляются сваи стен, кроются крыши досками, гонтом, черепицею и железом, как оные укрепляются, настилаются полы, связываются косяки дверей и окон и проч.». Их учили там пользоваться домкратами, топорами, пешнями, кирками и другими инструментами, используемыми при пожаре. Все эти способы «обязуют пожарных служителей быть совершенно готовыми в случае пожара неукоснительно разбирать каменные и деревянные всякого рода строения при жесточайшем огне и преследовать оный повсюду, где бы ни укрывался».

Кроме этого, каждый брандмейстер в свободное время занимал пожарных служителей теми упражнениями, которые встречаются во время действия на пожарах: «иным из них приказывает он действовать примерно заливною трубою, другим на руках перетаскивать с места на место ручную трубу, иному действовать стволом, устремляя воду на назначенный самим брандмейстером пункт прямо вверх, вниз, косвенно с боков, вдоль стены и проч., другим развязывать повозку с лестницами и баграми, брать и приставлять лестницы к стене, на крышу, влезать на оные, входить, переставлять в другие места, брать багры, крючья, накладывать их, где только брандмейстер прикажет,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

действовать ими, опускаться и подниматься по веревке или на подставленном багре, разверстывать большие войлоки, втаскивать на крышу, поднимать и опускать оные...». Одним словом, пожар-

Таблица 1

ных служителей учили «быть готовыми проворно, смело и искусно действовать на пожарах и в опасных случаях себя спасать от пламени».

Год Пожаров Итого Фальшивых тревог

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 7 без №

1874 11 218 148 22 - 3 - 402 Сведений На фальшивые

1875 18 226 190 35 - 5 - 474 не имеется тревоги команда выезжает, как и на пожар

1876 3 205 231 49 - 7 - 495

1877 12 189 201 2 - 4 - 434

1878 3 183 184 23 - 2 - 395

1879 8 275 153 19 - 2 - 454

1880 6 455 146 26 1 4 - 638

1881 13 397 168 29 - - - 607

1882 21 465 198 29 - - - 713

1883 7 341 130 22 1 1 38 540 44

1884 12 379 115 14 - 5 6 531 44

1885 8 345 140 13 - 2 2 510 54

1886 15 399 139 7 - 1 9 570 48

1887 8 440 95 8 - 4 5 560 75

1888 7 471 100 9 - 3 3 593 45

1889 9 413 100 8 - 2 3 535 50

1890 11 442 126 3 - 3 5 590 48

1891 17 396 99 5 - 3 1 521 44

1892 9 422 133 5 - 5 13 587 46

1893 8 399 101 4 - - 9 521 45

1894 6 439 86 11 - 2 6 550 35

1895 10 510 129 9 - 2 10 670 64

1896 20 548 131 11 - 9 5 724 84

1897 17 729 155 14 - 4 4 923 98

1898 21 652 168 11 - 10 5 867 86

1899 15 671 152 15 - 6 4 763 67

1900 12 881 136 13 - 9 2 1053 98

1901 16 844 125 17 - 14 4 1021 100

1902 8 766 89 6 1 5 3 877 83

Итого 328 13100 4068 456 3 115 137 18218 1258

Два раза в неделю брандмейстер объявлял в части «фальшивые» (учебные) тревоги - иногда днем, а иногда ночью. Фальшивая тревога, производимая время от времени брандмейстером, является самым удобным и верным средством для быстрого и успешного обучения пожарных служителей всем действиям, которые они обязаны исполнять во время настоящей тревоги. Но для того, чтобы фальшивая тревога достигала цели, не— обходимо соблюдать было следующие условия: 1) фальшивую тревогу следует производить таким образом, чтобы она, по возможности, напомина-еЗ ла собою настоящую тревогу, т.е. без всяких сокращений или упущений, с такою же строгою тре-

бовательностью, - с тою целью, чтобы служители не относились к такой тревоге с пренебрежением, но с должным вниманием; 2) новичкам, еще ни разу не принимавшим участия в тревоге, брандмейстер должен предварительно, до их вызова по тревоге, объяснить все возлагаемые на них обязанности. Если фальшивая тревога подавалась по требованию высшего начальства, то брандмейстер никоим образом не должен был предупреждать команду о предполагающейся тревоге и, вообще, никоим образом не должен отступать от вышеизложенных правил. Однако, умышленное предупреждение служителей со стороны брандмейстеров о фальшивой тревоге (конечно, с целью блеснуть

пред высшим начальством образцовым устройством своей команды) практиковалось почти повсеместно в России, как прочно установившийся обычай; а между тем, такой неблаговидный образ действия брандмейстера, кажущийся на первый взгляд невинною хитростью, оказывал крайне развращающее влияние на всю команду, подрывал в корне всякую дисциплину, открывая пожарным служителям возможность относиться с неуместным пренебрежением как к исполнению своих обязанностей, так и к самому брандмейстеру[03].

Общее количество пожаров и фальшивых тревог приведено в таблице 1 [04].Свою лепту в развитие подготовки пожарных служителей императорской пожарной команды внесли специалисты, организаторы, меценаты пожарного дела. Так, например, выдающийся деятель пожарного дела, князь Александр Дмитриевич Львов написал в 1890 г. пишет учебное пособие для пожарных деятелей «Городская пожарная команда» со следующим содержанием: «Глава I. Материальная часть»; «Глава II. Личный состав команды»; «Глава III. Лошадь»; «Глава IV. Об устройстве зданий для пожарных команд»; «Глава V. Обучение команды»; «Глава VI. Внутренний порядок»; «Глава VII. Пожарная сигнализация»; «Глава VIII. Пожарная тактика». Таким образом, в пособии были изложены все направления деятельности пожарной охраны.

А.Д. Львов содержал свою частную пожарную команду, на базе которой организовал краткосрочные курсы повышения квалификации для брандмейстеров вновь созданных городских и добровольных пожарных команд [01].

Александр Дмитриевич Шереметев - выдающийся деятель пожарной охраны, организатор добровольной пожарной охраны в России. В 1894 г. его командировали в США по линии государственной службы, там он знакомится с передовой по тем временам огнегасительной вооружённостью пожарных команд, на базе чего издал объёмный труд «Пожарная техника», который в дальнейшем использовался при изучении современной и перспективной пожарной техники в России [06].

Приведенный список «патриотов» пожарного дела, внесших неоценимый вклад в развитие, совершенствование, модернизацию подготовки служителей императорской пожарной охраны, далеко не полный. Эти люди заложили основы подготовки специалистов пожарной охраны на следующих этапах ее развития, вплоть до настоящего времени.

Таким образом, человеческий фактор в становлении и развитии подготовки служителей императорской пожарной команды играл большую роль.

Исследование истории становления и развития системы связи профессиональной пожарной охраны в XIX - начале XX века [02], показало, что сдерживающим фактором увеличения количества крупных пожаров в исследуемый период стал технический прогресс в системе оповещения (извещения) о пожарах, но очевидно, что немаловажное

значение в этом процессе имел и уровень профессиональной подготовки пожарных служителей.

В дальнейшем, по мере развития пожарного дела, роль отдельных энтузиастов в подготовке пожарных специалистов уменьшалась, и в настоящее время не является определяющим фактором. Это связано с прогрессом противопожарной техники и созданием системы профильных учебных заведений, где в учебном процессе используются достижения науки и техники, современная и перспективная материально-техническая, нормативно-правовая база, передовой опыт противопожарной службы.

В то же время примеры самоотверженного исполнения своего долга по предотвращению и тушению пожаров продолжают быть актуальными в подготовке специалистов-пожарных.

Литература

1. Бородин Д.Н. Пожарное дело в царствование дома Романовых / Д.Н. Бородин. - СПб.: Издание Императорского Российского Пожарного Общества, 1913. - 155 с.

2. Бородин М.П. История становления и развития системы связи профессиональной пожарной охраны (XIX - начало XX в.в.)/ М.П. Бородин. Дисс. канд. ист. наук. -СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2012.

3. Львов А.Д. Городские пожарные команды /

A.Д. Львов. - СПб.: Типография А. Якобсо-на,1890.

4. Рудницкий В.С. Пожарное дело в С.- Петербурге. Исторический очерк / В.С. Рудницкий. -СПб.: Северная Электропечатная Эд. Эд. Новицкого, 1903.

5. Селивановский Ив. Борьба с деревенскими пожарами / Ив. Селиванвский. - Вологодское Отделение Государственного Издательства, 1923. -212 с.

6. Щаблов Н.Н. Рыцари огня / Н.Н. Щаблов,

B.Н. Виноградов - СПб.: Государственное предприятие «Полиграфическое предприятие № 3», 1997.

CONTINUITY OF PEDAGOGICAL TRADITIONS: ON THE EXAMPLE OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF SERVANTS OF THE IMPERIAL FIRE BRIGADE

Smirnova T.M.. Borodin M.P.

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia

The article analyzes the role of the human factor in the professional training of servants of the imperial fire brigade, as well as in the process of training specialists of fire and rescue units at the present time.

The relevance of the article is due to the possibility of improving the efficiency of firefighters and rescuers, taking into account the continuity of domestic training and the corresponding accumulated experience.

The purpose of the study is to identify techniques aimed at training fire and rescue specialists in the optimal performance of fire extinguishing and emergency response tasks, based on historical experience and professional competencies in the field of fire safety.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы о со

The analysis of the professional training of fire protection specialists testifies to the effectiveness of training in the field of fire safety in the conditions of the modern system of educational institutions of the relevant profile.

Keywords: fire attendants, fake (training) alarm, fire marshal, fire chief, human factor.

References

1. Borodin D.N. Firefighting in the reign of the House of Romanov / D.N. Borodin. - St. Petersburg: Publication of the Imperial Russian Fire Society, 1913. - 155 p.

2. Borodin M.P. The history of the formation and development of the communication system of professional fire protection (XIX -

early XX century)/ M.P. Borodin. Diss. Candidate of Historical Sciences. -St. Petersburg: Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2012.

3. Lviv A.D. City fire brigades / A.D. Lviv. - St. Petersburg: A. Yakobson Printing House, 1890.

4. Rudnitsky V.S. Firefighting in St. Petersburg. Historical essay / V.S. Rudnitsky. - St. Petersburg: Severnaya Electroprint Ed. of Novitsky, 1903.

5. Selivanovsky Iv. Fighting village fires / Iv. Selivanvsky. - Vologda Branch of the State Publishing House, 1923. -212 p.

6. Shchablov N.N. Knights of Fire / N.N. Shchablov, V.N. Vinogradov - St. Petersburg: State Enterprise "Polygraphic Enterprise No. 3", 1997.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.