Научная статья на тему 'Преемственность — патриотизм — модернизация: интеграционные проекты РГУТиС'

Преемственность — патриотизм — модернизация: интеграционные проекты РГУТиС Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность — патриотизм — модернизация: интеграционные проекты РГУТиС»

Сегодня все дружно, но чаще без внятной конкретики, говорят и пишут о модернизации. В самом деле, без тотального осовременивания всех сфер нашей жизнедеятельности мы рискуем оказаться далеко позади стран, быстро набирающих темп развития передовых технических, экономических и гуманитарных технологий. В многочисленных спорах о сути и областях применения модернизационных усилий прозвучало и предложение увеличить въездной туристический поток [1]. Это вполне закономерно: современная эффективная экономика и культура стимулируют и стимулируются во многом именно благодаря развитию туризма, причем для нашей страны внутренний туризм не менее важен, чем въездной. Это объясняется рядом обстоятельств.

Последнее десятилетие XX и начало нового XXI вв., т.е. вся постсоветская история России, характеризуются сложным сочетанием потерь и обретений в экономике и политике, совокупностью достижений и разочарований в этнической и религиозной, культурной и психологической сферах общественной жизни. В результате распада Советского Союза усилились тенденции обособления народов и культур. Обнажилась и особая значимость взаимодействия национальных культур как фактора совершенствования межнациональных отношений в стране и способа укрепления общенациональных культурных ценностей многонационального народа России.

Однако современная культурная ситуация отличается растущей сложностью как внешних условий жизнедеятельности, так и самой личности современного человека. В повсеместном

Преемственность-патриотизм-модернизация: интеграционные проекты РГУТиС

Аманжолова Д.А.

росте стремления представителей разных социальных групп сохранить этнокультурную идентичность и самобытность очевиден ответ на нивелирующие эффекты глобализации. Это, в частности, выражается в возрождении национальных традиций и обычаев, этноконфесси-ональных форм и организации повседневных практик, в т.ч. в одежде, питании, досуге, демографическом поведении, образовательной и воспитательной сферах. В результате ориентированная на удовлетворение разнообразных потребностей членов мультикультурного общества сфера сервиса откликается предложением всевозможных услуг — национальные кухни, этномузыка и этническая мода, национальные деревни, этнокультурный туризм, изготовление национальных сувениров, этнофестивали и праздники, исторические реконструкции и т.п. В большинстве своем они направлены на получение прибыли за счет интереса туристов к экзотике мало или вовсе неведомой им культуры.

Между тем современная сервисная составляющая практически повсеместно благодаря разным обстоятельствам, в т.ч. сознательно организованной мощной и разнообразной по методам экспансии, ориентирована на распространение западных образцов как превосходных и подлежащих безусловной реализации для всех стран и народов. Именно сервисная повседневность служит самым сильным испытанием на прочность национальных традиций и этнокультурных ценностей. При этом в зоне наибольшего риска оказывается молодое поколение, отличающееся, как известно, стремлением

доказать свою самостоятельность отрицанием опыта старших, чрезвычайной податливостью в отношении навязываемых модой стандартов одежды, питания, моделей поведения в интимных и дружеских отношениях, досуге, речи, образе жизни и пр. Таким образом, одним из самых важных является вопрос об ответственном управлении культурным производством в истинно национальных интересах общества.

Народные художественные промыслы (НХП) — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий — проявление уникальности культуры российских народов. Но сейчас чаще всего становящееся профессиональным, организованным в интересах бизнеса, то или иное ремесло становится весьма далеким от повседневных запросов самих носителей определенной этно-культуры в ревитализации идентифицирующих самобытные основы компонентов. В условиях господства рыночной экономики российская народная художественная культура нуждается в новой модели государственной поддержки и развития. Эта модель должна органично вписываться в контекст важнейших требований, обеспечивающих успешную модернизацию России и ее достойное место в глобализирующемся мире, среди которых:

1) сохранение и возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей, формирование патриотизма и гражданской ответственности у россиян,

2) укрепление адекватных моральным нормам россиян стандартов поведения и взаимоотношений между разными социальными группами, этнокультурными общностями и поколениями,

3) инновационный подход к деятельности малого и среднего бизнеса,

4) всемерное поощрение гражданской самодеятельности на региональном и муниципальном уровнях, направленной на возрождение и поддержку предприятий народных художественных промыслов, в том числе и малых кустарных предприятий,

5) реализация соответствующих программ

и форм работы органов управления и самоуправления на местах, позволяющих в совокупности с другими факторами активнее реализовать экономический и социальнокультурный потенциал, усиливать туристскую привлекательность регионов России. Инициатива создания студенческой Деревни мастеров «Радуга» в РГУТиС предопределена этими задачами. Она предполагает инновационный подход к сохранению и развитию НХП через образовательный, научно-исследовательский и воспитательный секторы вузовской практики. Деревня поможет обеспечить самовыражение и конструктивную канализацию энергии молодежи, формирование ее национальной идентичности в мультикультурном контексте и умение эффективно сотрудничать с представителями разных культур, расширение туристического и студенческого обмена. Это модерниза-ционный проект, нацеленный на оптимизацию и мобилизацию имеющихся образовательных, социальных и культурных ресурсов для содействия современной молодежи в формировании жизнеобеспечивающих качеств, в т.ч. патриотизма и гражданской ответственности, креативности, профессионального владения технологиями кросс-культурных коммуникаций, умения организовать свой досуг на основе здоровых нравственных представлений [2].

Приоритетной целью Деревни является сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел как основной части многонациональной культуры Российской Федерации. Важной составной частью реализации проекта служит деятельность проблемной учебно-научно-производственной лаборатории НХП. Она направлена на разработку методики выявления и систематизации данных о развитии народных художественных ремесел и промыслов в регионах России; определение модели электронной презентации и пропаганды НХП; составление электронной базы научных и прикладных исследований истории и современного состояния инициативных форм и основных предприятий НХП в федеральных округах Российской Федерации; определение концептуальных подходов

к организации деревни мастеров «Радуга» ФГО-УВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» как одной из наиболее эффективных форм интеграции народных ремесел и промыслов с научно-образовательным учреждением, занимающимся подготовкой кадров для туристской отрасли; создание модели пополняемой информационно-коммуникативной среды для консолидации усилий научно-образовательных и общественных организаций по поддержке НХП с целью развития туристского потенциала российских регионов.

В настоящее время разработана и получила первую апробацию оригинальная методика изучения и составления информационной электронной базы данных о народных художественных промыслах по регионам (федеральным округам) и народам России. Она предполагает следующий алгоритм действий:

I. Первичный этап — подготовка к составлению базы данных, выявление и составление списка информаторов и источников информации:

1) Предварительное ознакомление с историко-культурным наследием, общей характеристикой этнического состава населения административно-территориального образования, населенного пункта, основными элементами традиционной культуры (материальная культура, декоративно-прикладное искусство, традиционные центры промыслов и ремесел, промысловая кооперация и т.п.).

Основными источниками получения сведений могут служить библиотеки (справочная, краеведческая, историческая и культурологическая литература, периодическая печать, иллюстративные материалы — фото-и художественные альбомы), выставки, интернет-сайты органов власти субъектов РФ, муниципальных образований, органов самоуправления, музеев, фондов НХП, самодеятельных объединений мастеров и коллекционеров продукции НХП, национально-культурных, историко-культурных и других общественных организаций и т.д. Полученные таким образом сведения сле-

дует проверять и корректировать по мере дальнейшего сбора материалов и прямого обращения к первоисточнику — месту и представителям определенных НХП.

2) Аккумуляция выявленных сведений на бумажных и электронных носителях, в т.ч. текстов специальных публикаций о НХП, произведений устного народного творчества, иллюстраций, статистических данных и пр.).

3) Составление перечня информаторов и источников информации. В них могут входить музеи, отделы культуры и туризма местных муниципальных образований и органов самоуправления, местные СМИ (с возможными постоянными рубриками или передачами по народной культуре и ремеслам), выставки, фонды, национальнокультурные организации, любительские объединения при домах культуры, клубах, вузах, школах, колледжах, экскурсионные бюро и краеведы-любители и т.п.

4) Выбор и составление списка аутентичных народных художественных промыслов и ремесел, представляющих интерес для составления базы данных, отражающих народные традиции и культуру определенного народа, этнической группы. Уточняется и дополняется по мере сбора информации. Обращается внимание на наличие кустарных предприятий и кооперативов, занимающихся народными художественными промыслами и ремеслами. Любительское производство сувениров, не связанных с традиционной культурой народов России и данного региона, не может считаться репрезентативным и не представляет интереса.

II. Сбор данных

1) Подготовка к встрече с информатором: иметь при себе блокнот или тетрадь, ручки и карандаши, «визитки» с указанием электронных адресов и телефонов координаторов проекта в РГУТиС, по возможности диктофон, фото- и видеоаппаратуру. При их использовании обязательно получить разрешение информатора.

2) Порядок встреч и последовательность сбора данных может быть произвольной, но желательно сосредоточиться на наиболее представительных и информативных по содержанию. Быть готовым кратко и доходчиво объяснить цель проекта (см. преамбулу), а также возможные формы и условия сотрудничества (размещение предоставленной информации на сайте РГУТиС с указанием источника и информатора, публикация научных работ, выставки изделий в музее РГУТиС, деревне мастеров и мастер-классы, совместные фестивали, конкурсы, конференции и т.д.). При необходимости предоставить информацию о координаторах проекта и контактные данные о них.

3) Опрос, систематизация и описание информации по схеме (см. пункт III), составление формуляра. Аудиоинформацию, как и все другие собранные материалы и сведения целесообразно сохранять на разных носителях и на бумаге, объединяя в общий архив по пунктам (разделам) базы данных.

4) Фотографирование и видеозапись ремесленных изделий и мастеров, другие виды визуальной и иной фиксации и описание изделий и технологических приемов. Если имеется возможность, получить или оговорить условия предоставления ремесленных изделий в коллекцию Деревни мастеров.

5) Составление максимально полной библиографии истории и современного состояния НХП (проводится в строгом соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». М.: Стандартинформ, 2008).

В библиографию могут входить: научные и научно-популярные публикации. В случае использования интернет-ресурсов — с обязательным указанием точного электронного адреса, начиная с аббревиатуры URL: http://... и даты обращения; справочный и иллюстративный материал (энциклопедии и справочники, альбомы открыток и фотографий, живописных и графических работ, опубликованная аудио- и фильмо-

графия и т.п.); издания, содержащие сказки, легенды, предания, мифы, пословицы и поговорки народов России о традиционных ремеслах и промыслах.

III. Порядок систематизации и описания данных

1. Точкой отсчета является этническая принадлежность традиционного ремесла, представленного на конкретной территории.

2. Определение материала изделия (кожа, глина, дерево, береста, стекло, шерсть, шелк, лен, тесьма, бисер, металл и т.д.).

3. Перечень видов изделий из каждого материала, в т.ч. фото или видео (например, кожа — игрушка, одежда, обувь, украшения, головные уборы, сумки и т.д.).

4. Уточнение региона возникновения и распространения (субъект(ы) РФ, населенные пункты).

5. Возможно более подробная история возникновения промысла и ремесла, родоначальников и основоположников традиционного производства и его центров, в т.ч. наличная краеведческая литература, предания, легенды, мифы, сказки и т.п. — с точным и полным указанием источника данной информации.

6. Особенности технологии изготовления, первичное утилитарное назначение и способы использования, стилистика, цветовая гамма и т.п., с аудио, фото или видео, интервью.

7. Наличие современного производства и его центры и представители с подробными контактными данными, фото или видео. Список ежегодных мероприятий местного, регионального и международного уровня (фольклорные и прочие фестивали, ярмарки изделий народных промыслов, конкурсы и т. д.) и сроки их проведения.

8. Мастера, собиратели, кружки и школы, кустарные предприятия и кооперативы, фонды и ассоциации с подробными контактными данными, фото или видео, интервью и возможными формами участия (виртуальная презентация, выставка изделий и мастер-классы в деревне мастеров и пр.).

9. Коллекции в музеях, частных собраниях, выставки с подробными контактными данными, фото или видео, интервью, а также возможными формами участия (виртуальная презентация, выставка изделий и мастер-классы в деревне мастеров и пр.).

10. Литература — справочная, популярная (в т.ч. краеведческая), исследовательская, альбомы — с подробным библиографическим описанием.

11. Электронные ресурсы с указанием даты обращения.

12. Дополнительная информация, в т.ч. контактные данные информаторов и составителя базы данных.

IV. Порядок составления формуляра

1. Систематизированный материал может быть представлен:

А) в виде текста, излагающего полученную информацию последовательно по перечисленным выше пунктам;

Б) в виде таблиц с возможным дополнительным членением боковиков (граф) при необходимости подробного изложения (пункты 5, 6, 8 и др.).

2. Иллюстрации (фото, видео, схемы и пр.) в первом случае включаются в тело текста по каждому пункту, во втором — помещаются в приложении с нумерацией, соответствующей номеру боковика.

3. Информация по видам А и Б систематизируется отдельно по каждому материалу того или иного связанного с определенной народной (этнической) традицией ремесла.

4. База данных (в т.ч. текстов специальных публикаций о НХП, произведений устного

Примечания

1. Какая модернизация нам нужна? // Известия. 2010. 27 июля. http://www.izvestia.ru/politclub/ агйс1е3144221/. Дата обращения - 27.07.2010.

2. О проекте деревни мастеров и историко-культурных ресурсах для развития внутреннего туризма см.: Аманжолова Д.А., Монгуш М.В. О новых подходах в подготовке кадров для туризма // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Вып.1.М., 2009; Аманжолова Д.А. Теоретикометодологические подходы к исследованию истории туризма в регионах // Стратегическое управление социально-экономическим раз-

народного творчества, иллюстраций, статистических данных и пр.) представляется в распечатанном виде и (или) на электронном носителе. Аудио, видео и фотоматериалы, диктофонные записи и т.п. прилагаются на соответствующих носителях.

Ученые лаборатории в настоящее время проводят активный сбор данных об истории возникновения, развитии и современном состоянии НХП во всех федеральных округах РФ. Проводится электронная обработка и систематизация этих данных; организована самостоятельная поисковая работа студентов Института туризма и сведений о НХП России; подготовлены 10 ознакомительных видеофильмов по истории и развитию НХП. Кроме того, составляются и пополняются базы цифровых фотографий изделий и мастеров НХП; о научных исследованиях по истории и проблемам развития НХП в России и о произведениях устного народного творчества, сказках, преданиях, мифах, легендах, поговорках и пословицах о значении и роли ремесел и промыслов в культуре народов России [3].

В интересах консолидации общественных усилий и сбережения всех многообразных проявлений народного творчества, поддержки мастеров и энтузиастов возрождения народной культуры в различных регионах России приглашаем инициаторов возрождения промыслов, народных мастеров и умельцев, государственные и общественные организации, представителей научной и творческой интеллигенции, студентов и молодежные структуры, СМИ, всех желающих принять участие в создании информационной базы данных о народных промыслах и ремеслах.

витием туристско-рекреационных регионов. М.: ИТиГ, 2009.

3. Об истории и проблемах развития народных художественных промыслов см.: Ханбабаева З.М., Курбанов К.К., Даитов В.В. Народно-художественные промыслы Дагестана // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 3; Мав-лютова З.А. Историко-культурная специфика башкирского декоративно-прикладного искусства // Там же. № 4; Томан И.Б. «Свищи, поколе свищется» (о выставке и истории свистулек) // Там же. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.