ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие
крытия новых территорий для туризма и новых его видов.
Со стороны туристических организаций необходимо партнерство и согласованность действий с вузами, музеями, местными органами власти, и предложение не обычны стандартных маршруты туров, а маршрутов крупного плана, каковыми и являются программы межцивилизационных туров. Комплексный подход, включающий и познавательный, и развлекательный, и наукоемкий аспекты могут объединить усилия ученых, деятелей культуры и представителей турбизнеса на новом этапе в развитии туризма — как более высокой формы туризма,
дающей более целостное представление о каждой цивилизации.
В крупных и сложных многоэтнических странах, как Россия, интегрирующая сила путешествий и туризма даже в пределах ее обширных границ будет очевидной. В сочетании с официальными инициативами представительных структур и общественных организаций, обычные люди — современные туристы, мотивированные искренним желанием, демонстрирующие уважительную и открытую позицию, вероятно, могут стать лучшим послом для налаживания диалога и становления гармоничного мира.
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА ПОЛИЭТНИЧНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Дина Ахметжановна Аманжолова,
доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой общественных наук, Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), (филиал), ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Полиэтничность является нашим историческим достоянием и преимуществом России. Этнокультурное многообразие нашей страны дает массу возможностей для креативного развития всего общества, в том числе в сфере внутреннего и въездного туризма. Естественная уникальность способов освоения и устроения среды обитания, органичная укорененность ценностей Труда и Знания, традиций гостеприимства в культуре всех народов России — огромный потенциал для развития туризма. К тому же именно внутренние поездки россиян в разные регионы способны существенно влиять на формирование конкретного образа целостной России.
При этом, разумеется, нельзя не учитывать, что в России проблемы плюрализма и культуры межэтнического согласия имеют
свою конкретно-историческую специфику. Истоки, измерения и последствия происходящих перемен здесь во многом иные, нежели на Западе. В современном российском обществе плюрализм и дробность интересов являются не столько следствием постиндустриальных тенденций, сколько результатом системного кризиса 1990-х годов, повлекшего за собой разрушение сложившихся ранее социальных идентификаций и солидарностей.
Между тем именно благодаря многовековой культуре сотрудничества и сожительства наше общество было и остается единым в гражданском плане. Можно сказать, что в современных условиях стоит не столько проблема формирования российской нации, сколько проблема адекватного ответа нашей нации на новые вызовы времени. Среди базовых, фундаменталь-
34 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3
Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического...
ных ценностей гражданского единства россиян следует выделить следующие:
• патриотизм, преданность, верность и служение России;
• солидарный труд и обмен хозяйственным опытом;
• преемственность традиций и ценностей семьи, поколений, полиэтничной государственности как великой державы;
• коллективизм и взаимовыручка;
• веротерпимость, межнациональный мир, защита малых народов, забота о младших и старших;
• общность социально-культурных ценностей и традиций: трудолюбие, героические подвиги предков и общая история, стремление к социальной справедливости и сильному государству, многовековой опыт конструктивного межкультурного взаимодействия, изобретательность и адаптивность, терпение, душевность, искренность, сострадательность и милосердие, открытость и кросс-культурная комплиментарность.
В нашем обществе модернизация невозможна без опоры на патриотизм и преемственность. Преемственность — принципиальное условие нравственного здоровья общества и оптимизации социально-культурных инструментов развития. Традиции народной культуры предотвращают разрывы в культурной и духовной преемственности между поколениями и эпохами. Патриотизм зиждется на комплексе гражданской сопричастности проблемам и задачам Родины, реализуясь в базовых ценностях всех народов России, имеющих объективно и исторически обусловленную общность. Их конкретное преломление представляет весь комплекс духовной и материальной культуры народов РФ, многовековой опыт сотрудничества, защиты и развития Родины любовью, талантом и трудом наших народов.
Модернизация в каждой сфере общества может быть обеспечена на основе эффективной реализации мощного социально-гуманитарного капитала поликультурной российской нации, аккумулирующего лучшие качества и уникальные творческие возможности народов России. При этом модернизация возможна при ее системном характере, когда она направлена на человека как цель, а системные действия осуществляются одновременно по вертикали и горизонтали. Внутренний ту-
ризм в этом контексте — именно такая часть горизонтального действия.
Человеческий фактор в модернизации является решающим не только как цель, но и как средство, и в этом смысле надо учитывать сложившиеся реалии. В частности, низкое правосознание людей и их слабое взаимное доверие в российском обществе — не результат давления национальных традиций. Это следствие сложившейся в стране жесткой вертикальной системы управления. Нельзя преодолеть отчужденность людей от закона и недоверие друг к другу, не обеспечивая условий институциональной защищенности их частной инициативы и самостоятельности.
Параллельно с изменениями политикоправовых институтов нужна политика выращивания традиций модернизации на основе элементов подлинно традиционной культуры, превращение в традицию новых ценностей: частной инициативы, самоорганизации, уважения к собственности и к закону.
Культурное богатство народов России — наш колоссальный ресурс, оно может и должно стать действенной силой модернизации, гражданской консолидации общества и укрепления патриотизма. Внутренний туризм — один из оптимальных инструментов решения данной задачи.
Перечислим некоторые принципиальные условия:
• преодоление невежества молодежи и других социально-демографических групп в этнокультурной сфере,
• стимулирование представителей туристской отрасли к развитию этнокультурного туризма,
• поощрение россиян к развитию внутри-и межрегиональных туристских практик. Каким образом, в частности, преодолевать
невежество и предрассудки, все еще нередкие в отношении особенностей этнокультур? Средств здесь много, в том числе:
• этнокультурное просвещение и образование для молодежи (например, курс «Народы России» введен в РГУТиС по инициативе ректора проф. А.А. Федулина);
• взаимный обмен выставками, фестивалями этнокультур, ярмарками ремесел и пр. между регионами РФ;
• обучение основам этнокультурной грамотности и межэтнического общения педагогов, госслужащих, работников ту-
35
ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие
ристской индустрии, социальных работников и др.;
• расширение социальной и иной рекламы с привлечением узнаваемых, авторитетных лиц для представления брендов, товаров, территорий, услуг, традиций своего и других народов разных регионов;
• поощрение СМИ, практикующих демонстрацию позитивных межкультурных взаимодействий в труде, искусстве, спорте, досуге и т. д.
Конечно, следует иметь в виду, что представления общества о туризме меняются. В уже далеком прошлом он рассматривался как занятие свободного образованного человека, отсутствие службы и финансовых проблем были обязательны. Сегодня путешествие связано с понятием «отпуск», что задает жесткие временные рамки и определенный ритм. Перечень мест посещения определяется рыночным предложением и модой.
Между тем, 76% россиян проводят досуг у ТВ и радио, 75% занимаются домашним хозяйством, около половины читают, встречаются с друзьями или просто отдыхают, треть бывает на природе, слушает музыку или смотрит видео. В остальные виды активности на досуге включены не более 20% населения, причем главным образом весь досуг связан с пребыванием дома. То есть в целом россияне включены в те формы досуга, которые не связаны с внутренним саморазвитием и с тратой финансовых ресурсов. При растущем запросе на разнообразие и активные формы досуга само распространение таких форм и их масштабы не постоянны и не широки по охвату.
Объяснения все еще слабому развитию эт-нотуризма могут быть разные. 1. Вполне вероятно, что более подробный реестр туристских услуг этнокультурного плана можно обнаружить в других источниках, но официальные сайты косвенно отражают систему значимых для органов управления приоритетов развития. 2. Понятно также, что есть объективные трудности. В этом отношении туризм внутри России мог бы выступить доступной альтернативой пассивному отдыху, но для ее реализации требуются осмысленные организационные и социальные мероприятия со стороны органов управления и туристской отрасли. 3. К тому же, учтем устойчивый психологический аспект мотивации склонных к путешествиям россиян. Часть из них до сих пор пространство своей
страны ошибочно считает вполне знакомым и малоинтересным, предпочитает так называемые «раскрученные» туристские маршруты, ориентируясь в основном на стереотипы массовой потребительской культуры, которая активно и даже агрессивно формирует гедонистические мотивы и стандарты поведения. 4. Туристские структуры в условиях коммерциализации и даже утраты общественно значимых ценностей, неразвитости социальной ответственности, которая к тому же «извне» практически не стимулируется, ориентированы на утилитарные цели достижения быстрой прибыли, не требующей дополнительных затрат и усилий (необходимых для пропаганды маршрутов по регионам России, да еще для небогатого клиента), эффект от которых, особенно финансовый, не очевиден и наступит нескоро.
То есть, организуя внутренний туризм, следует учитывать реальные возможности и предпочтения россиян. Установка на выстраивание интерактивных связей, развитие отношений кооперирования и коммуникативные взаимодействия (готовность к участию в решении общих дел, толерантность, умение приспосабливаться) не имеют приоритетной значимости. Культурно-историческая самобытность России большинством населения воспринимается не как проклятие, что нам навязывалось в 1990-е годы, а как непреходящая базовая ценность. Именно это должно стать брендом, лозунгом, основной идеей для развития внутреннего туризма.
Для организации эффективного этнокультурного туризма важно учитывать, что культурная программа часто является дополнением к основным занятиям во время пребывания в регионе, а люди высоко ценят культуру как базовую ценность, и здесь колоссальную роль в выборе объектов показа, их эстетическом сопровождении играет экскурсовод (гид). Следует также учитывать историческое наследие места, неравномерность развития регионов и незримое противопоставление центра и провинций, требование сохранить единство и целостность России, гармонизировать отношения между стратами и структурами, важность гражданского воспитания, социально-психологической и культурной адаптации разных групп к динамике развития.
Поэтому туристские услуги при формировании предложений должны учитывать социально-демографические группы населения, их возраст, мобильность, образование, семьи,
36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3
Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического...
инициативные группы, условное деление туристов на традиционалистов и модернистов. Организация этнокультурного туризма должна опираться также на основные запросы людей: потребности в развлечении, празднике, оздоровлении, релаксации, саморазвитии. И, конечно, базовыми ценностями остаются профессионализм, честность, трудолюбие, семья.
Со стороны организаторов туризма необходимо всеми возможными мерами стимулировать качество услуг для российского туриста. Исполнительные органы власти, занимающиеся этим делом, должны включать в критерии оценки успешности туристской отрасли региона конкретные показатели, например:
• поощрение межрегионального сотрудничества представителей турфирм на договорной основе;
• поощрение турфирм, предоставляющих специальные пакеты услуг семьям, молодежи, инвалидам, пенсионерам;
• межрегиональные конкурсы на лучший маршрут для туристов из культурно различных (и близких) регионов;
• регулярный всероссийский конкурс на звание лучшего экскурсовода по этнокультурной тематике;
• предоставление лучшим турфирмам, экскурсоводам и т. д. лучшего рекламного места в населенном пункте, печати, времени на ТВ и радио;
• предоставление лучшим туристским структурам преимущественного права на использование наиболее оптимального по цене и качеству набора услуг транспортных компаний, гостиниц, посещения их клиентами выставок, премьерных показов и т. п.
С другой стороны, чтобы поощрять самих россиян к поездкам по стране, важно разработать и внедрить комплекс стимулирующих акций и условий, в том числе:
• бонусные комплекты и единые билеты межрегионального обмена для разных социальных групп;
• предоставление льгот и скидок на транспорте, в приобретении турпутевок, при посещении мероприятий семьям, молодежи, инвалидам;
• поддержка в СМИ и Интернете: постоянная рубрика, передача с выступлениями жителей региона — активных участников внутреннего туризма, в том числе самодеятельного;
• конкурсы, в том числе межрегиональные, фотографий, видео, рассказов активных участников внутреннего туризма. Например, для молодежи должны быть предусмотрены привлечение корреспондентов из социальных сетей и чатов; конкурсы на лучший репортаж, фото- и видеоальбом и т. п. о путешествии по стране; встречи с путешественниками. Пенсионеры с удовольствием откликнутся на единый билет на посещение ряда музеев, выставок, усадеб и пр., публикации заядлых туристов и краеведов о любимых маршрутах, встречи с молодежью. Семьи предпочтут единый билет на межрегиональные посещения музеев, выставок, фестивалей и пр.; могут участвовать в выставках семейных фотографий и публикации репортажей о поездках по стране; семейных обменах.
Особое внимание следует обратить на молодежь. В работе с ней нужна целенаправленная, массированная, методичная и наступательная информационная экспансия, лоббирование привлекательных для молодежи знаний о регионах России через популярные социальные сети, музыкальные, игровые и спортивные объединения. Практическое участие в разработке маршрутов и экскурсий на конкурсной основе с адекватными мерами поощрения. Средства — периодические издания, ТВ и радио (постоянная рубрика), межрегиональные обмены, Twitter, Facebook, социальная сеть «Вконтакте>> и пр., сайты молодежных клубов и организаций и т. п., встречи с представителями этнокультурных организаций, путешественниками, энтузиастами. Именно внутрироссийские формы досуга способны реализовать особо важные для россиян ценности приватного мира и душевной гармонии, комплиментарного общения.
Креативный потенциал для использования туризма в интересах формирования единства многообразной по этнокультурам России содержат народные художественные промыслы. Между тем, изготовлением изделий народных художественных промыслов (15 видов производств) занимается 250 предприятий в 64 субъектах РФ. Значительное число самодеятельных и общественных организаций, мастеров и энтузиастов возрождения традиционной культуры находятся вне сферы внимания и не имеют возможностей для научной, организационной и информационной поддержки.
Лишь в 35 субъектах РФ предлагаются туристические маршруты с посещением мест
37
ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие
традиционного бытования народных художественных промыслов (НХП), предприятий и мастер-классов.
Научно-образовательный центр «Народные художественные промыслы» в Российском государственном университете туризма и сервиса имеет определенный опыт в этом направлении и предлагает свои возможности для участия в общем деле взаимообогащения культур народов России и укрепления гражданского единства нашего общества. В частности, центр может обеспечить организацию социологических и кросс-культурных обследований регионов по проблемам развития этнокультурного туризма, в том числе народных промыслов; составление справочника о туристских ресурсах региона, систематизацию и презентацию НХП, организовать виртуальный музей. Центр предлагает также разработать маршруты и экскурсии для разных групп потребителей, участвовать в местных СМИ по истории и культуре регионов (перекрестные публикации); проводить межрегиональные видеоконференции и мастер-классы с участием ученых, временные
экспозиции НХП региона; виртуальные встречи студентов с представителями туротрасли, конкурсы студентов на лучший материал о туризме в регионе с размещением лучших работ в СМИ региона. Кроме того, научно-образовательный центр РГУТиС способен обеспечить полноценное научное руководство в подготовке диссертаций, пособий, книг, визуальной информации; проводит дополнительное профессиональное образование и т. п.
Таким образом, принципиально важная задача — средствами, соответствующими интересам, уровню и характеру общей культуры разных социально-демографических групп, через целенаправленное и масштабное развитие внутреннего туризма стимулировать у них потребность в конкретно-историческом, эмоционально близком и нравственно-ориентированном представлении о наиболее важных для судьбы Родины событиях и достижениях, формировать современные знания о безусловных преимуществах поликультурного единства России и культивировать традиционные для нашей страны комплиментарные основы этнокультурных коммуникаций.
38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3