Научная статья на тему 'Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества'

Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества»

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

крытия новых территорий для туризма и новых его видов.

Со стороны туристических организаций необходимо партнерство и согласованность действий с вузами, музеями, местными органами власти, и предложение не обычны стандартных маршруты туров, а маршрутов крупного плана, каковыми и являются программы межцивилизационных туров. Комплексный подход, включающий и познавательный, и развлекательный, и наукоемкий аспекты могут объединить усилия ученых, деятелей культуры и представителей турбизнеса на новом этапе в развитии туризма — как более высокой формы туризма,

дающей более целостное представление о каждой цивилизации.

В крупных и сложных многоэтнических странах, как Россия, интегрирующая сила путешествий и туризма даже в пределах ее обширных границ будет очевидной. В сочетании с официальными инициативами представительных структур и общественных организаций, обычные люди — современные туристы, мотивированные искренним желанием, демонстрирующие уважительную и открытую позицию, вероятно, могут стать лучшим послом для налаживания диалога и становления гармоничного мира.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА ПОЛИЭТНИЧНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Дина Ахметжановна Аманжолова,

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой общественных наук, Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), (филиал), ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Полиэтничность является нашим историческим достоянием и преимуществом России. Этнокультурное многообразие нашей страны дает массу возможностей для креативного развития всего общества, в том числе в сфере внутреннего и въездного туризма. Естественная уникальность способов освоения и устроения среды обитания, органичная укорененность ценностей Труда и Знания, традиций гостеприимства в культуре всех народов России — огромный потенциал для развития туризма. К тому же именно внутренние поездки россиян в разные регионы способны существенно влиять на формирование конкретного образа целостной России.

При этом, разумеется, нельзя не учитывать, что в России проблемы плюрализма и культуры межэтнического согласия имеют

свою конкретно-историческую специфику. Истоки, измерения и последствия происходящих перемен здесь во многом иные, нежели на Западе. В современном российском обществе плюрализм и дробность интересов являются не столько следствием постиндустриальных тенденций, сколько результатом системного кризиса 1990-х годов, повлекшего за собой разрушение сложившихся ранее социальных идентификаций и солидарностей.

Между тем именно благодаря многовековой культуре сотрудничества и сожительства наше общество было и остается единым в гражданском плане. Можно сказать, что в современных условиях стоит не столько проблема формирования российской нации, сколько проблема адекватного ответа нашей нации на новые вызовы времени. Среди базовых, фундаменталь-

34 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического...

ных ценностей гражданского единства россиян следует выделить следующие:

• патриотизм, преданность, верность и служение России;

• солидарный труд и обмен хозяйственным опытом;

• преемственность традиций и ценностей семьи, поколений, полиэтничной государственности как великой державы;

• коллективизм и взаимовыручка;

• веротерпимость, межнациональный мир, защита малых народов, забота о младших и старших;

• общность социально-культурных ценностей и традиций: трудолюбие, героические подвиги предков и общая история, стремление к социальной справедливости и сильному государству, многовековой опыт конструктивного межкультурного взаимодействия, изобретательность и адаптивность, терпение, душевность, искренность, сострадательность и милосердие, открытость и кросс-культурная комплиментарность.

В нашем обществе модернизация невозможна без опоры на патриотизм и преемственность. Преемственность — принципиальное условие нравственного здоровья общества и оптимизации социально-культурных инструментов развития. Традиции народной культуры предотвращают разрывы в культурной и духовной преемственности между поколениями и эпохами. Патриотизм зиждется на комплексе гражданской сопричастности проблемам и задачам Родины, реализуясь в базовых ценностях всех народов России, имеющих объективно и исторически обусловленную общность. Их конкретное преломление представляет весь комплекс духовной и материальной культуры народов РФ, многовековой опыт сотрудничества, защиты и развития Родины любовью, талантом и трудом наших народов.

Модернизация в каждой сфере общества может быть обеспечена на основе эффективной реализации мощного социально-гуманитарного капитала поликультурной российской нации, аккумулирующего лучшие качества и уникальные творческие возможности народов России. При этом модернизация возможна при ее системном характере, когда она направлена на человека как цель, а системные действия осуществляются одновременно по вертикали и горизонтали. Внутренний ту-

ризм в этом контексте — именно такая часть горизонтального действия.

Человеческий фактор в модернизации является решающим не только как цель, но и как средство, и в этом смысле надо учитывать сложившиеся реалии. В частности, низкое правосознание людей и их слабое взаимное доверие в российском обществе — не результат давления национальных традиций. Это следствие сложившейся в стране жесткой вертикальной системы управления. Нельзя преодолеть отчужденность людей от закона и недоверие друг к другу, не обеспечивая условий институциональной защищенности их частной инициативы и самостоятельности.

Параллельно с изменениями политикоправовых институтов нужна политика выращивания традиций модернизации на основе элементов подлинно традиционной культуры, превращение в традицию новых ценностей: частной инициативы, самоорганизации, уважения к собственности и к закону.

Культурное богатство народов России — наш колоссальный ресурс, оно может и должно стать действенной силой модернизации, гражданской консолидации общества и укрепления патриотизма. Внутренний туризм — один из оптимальных инструментов решения данной задачи.

Перечислим некоторые принципиальные условия:

• преодоление невежества молодежи и других социально-демографических групп в этнокультурной сфере,

• стимулирование представителей туристской отрасли к развитию этнокультурного туризма,

• поощрение россиян к развитию внутри-и межрегиональных туристских практик. Каким образом, в частности, преодолевать

невежество и предрассудки, все еще нередкие в отношении особенностей этнокультур? Средств здесь много, в том числе:

• этнокультурное просвещение и образование для молодежи (например, курс «Народы России» введен в РГУТиС по инициативе ректора проф. А.А. Федулина);

• взаимный обмен выставками, фестивалями этнокультур, ярмарками ремесел и пр. между регионами РФ;

• обучение основам этнокультурной грамотности и межэтнического общения педагогов, госслужащих, работников ту-

35

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

ристской индустрии, социальных работников и др.;

• расширение социальной и иной рекламы с привлечением узнаваемых, авторитетных лиц для представления брендов, товаров, территорий, услуг, традиций своего и других народов разных регионов;

• поощрение СМИ, практикующих демонстрацию позитивных межкультурных взаимодействий в труде, искусстве, спорте, досуге и т. д.

Конечно, следует иметь в виду, что представления общества о туризме меняются. В уже далеком прошлом он рассматривался как занятие свободного образованного человека, отсутствие службы и финансовых проблем были обязательны. Сегодня путешествие связано с понятием «отпуск», что задает жесткие временные рамки и определенный ритм. Перечень мест посещения определяется рыночным предложением и модой.

Между тем, 76% россиян проводят досуг у ТВ и радио, 75% занимаются домашним хозяйством, около половины читают, встречаются с друзьями или просто отдыхают, треть бывает на природе, слушает музыку или смотрит видео. В остальные виды активности на досуге включены не более 20% населения, причем главным образом весь досуг связан с пребыванием дома. То есть в целом россияне включены в те формы досуга, которые не связаны с внутренним саморазвитием и с тратой финансовых ресурсов. При растущем запросе на разнообразие и активные формы досуга само распространение таких форм и их масштабы не постоянны и не широки по охвату.

Объяснения все еще слабому развитию эт-нотуризма могут быть разные. 1. Вполне вероятно, что более подробный реестр туристских услуг этнокультурного плана можно обнаружить в других источниках, но официальные сайты косвенно отражают систему значимых для органов управления приоритетов развития. 2. Понятно также, что есть объективные трудности. В этом отношении туризм внутри России мог бы выступить доступной альтернативой пассивному отдыху, но для ее реализации требуются осмысленные организационные и социальные мероприятия со стороны органов управления и туристской отрасли. 3. К тому же, учтем устойчивый психологический аспект мотивации склонных к путешествиям россиян. Часть из них до сих пор пространство своей

страны ошибочно считает вполне знакомым и малоинтересным, предпочитает так называемые «раскрученные» туристские маршруты, ориентируясь в основном на стереотипы массовой потребительской культуры, которая активно и даже агрессивно формирует гедонистические мотивы и стандарты поведения. 4. Туристские структуры в условиях коммерциализации и даже утраты общественно значимых ценностей, неразвитости социальной ответственности, которая к тому же «извне» практически не стимулируется, ориентированы на утилитарные цели достижения быстрой прибыли, не требующей дополнительных затрат и усилий (необходимых для пропаганды маршрутов по регионам России, да еще для небогатого клиента), эффект от которых, особенно финансовый, не очевиден и наступит нескоро.

То есть, организуя внутренний туризм, следует учитывать реальные возможности и предпочтения россиян. Установка на выстраивание интерактивных связей, развитие отношений кооперирования и коммуникативные взаимодействия (готовность к участию в решении общих дел, толерантность, умение приспосабливаться) не имеют приоритетной значимости. Культурно-историческая самобытность России большинством населения воспринимается не как проклятие, что нам навязывалось в 1990-е годы, а как непреходящая базовая ценность. Именно это должно стать брендом, лозунгом, основной идеей для развития внутреннего туризма.

Для организации эффективного этнокультурного туризма важно учитывать, что культурная программа часто является дополнением к основным занятиям во время пребывания в регионе, а люди высоко ценят культуру как базовую ценность, и здесь колоссальную роль в выборе объектов показа, их эстетическом сопровождении играет экскурсовод (гид). Следует также учитывать историческое наследие места, неравномерность развития регионов и незримое противопоставление центра и провинций, требование сохранить единство и целостность России, гармонизировать отношения между стратами и структурами, важность гражданского воспитания, социально-психологической и культурной адаптации разных групп к динамике развития.

Поэтому туристские услуги при формировании предложений должны учитывать социально-демографические группы населения, их возраст, мобильность, образование, семьи,

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтнического...

инициативные группы, условное деление туристов на традиционалистов и модернистов. Организация этнокультурного туризма должна опираться также на основные запросы людей: потребности в развлечении, празднике, оздоровлении, релаксации, саморазвитии. И, конечно, базовыми ценностями остаются профессионализм, честность, трудолюбие, семья.

Со стороны организаторов туризма необходимо всеми возможными мерами стимулировать качество услуг для российского туриста. Исполнительные органы власти, занимающиеся этим делом, должны включать в критерии оценки успешности туристской отрасли региона конкретные показатели, например:

• поощрение межрегионального сотрудничества представителей турфирм на договорной основе;

• поощрение турфирм, предоставляющих специальные пакеты услуг семьям, молодежи, инвалидам, пенсионерам;

• межрегиональные конкурсы на лучший маршрут для туристов из культурно различных (и близких) регионов;

• регулярный всероссийский конкурс на звание лучшего экскурсовода по этнокультурной тематике;

• предоставление лучшим турфирмам, экскурсоводам и т. д. лучшего рекламного места в населенном пункте, печати, времени на ТВ и радио;

• предоставление лучшим туристским структурам преимущественного права на использование наиболее оптимального по цене и качеству набора услуг транспортных компаний, гостиниц, посещения их клиентами выставок, премьерных показов и т. п.

С другой стороны, чтобы поощрять самих россиян к поездкам по стране, важно разработать и внедрить комплекс стимулирующих акций и условий, в том числе:

• бонусные комплекты и единые билеты межрегионального обмена для разных социальных групп;

• предоставление льгот и скидок на транспорте, в приобретении турпутевок, при посещении мероприятий семьям, молодежи, инвалидам;

• поддержка в СМИ и Интернете: постоянная рубрика, передача с выступлениями жителей региона — активных участников внутреннего туризма, в том числе самодеятельного;

• конкурсы, в том числе межрегиональные, фотографий, видео, рассказов активных участников внутреннего туризма. Например, для молодежи должны быть предусмотрены привлечение корреспондентов из социальных сетей и чатов; конкурсы на лучший репортаж, фото- и видеоальбом и т. п. о путешествии по стране; встречи с путешественниками. Пенсионеры с удовольствием откликнутся на единый билет на посещение ряда музеев, выставок, усадеб и пр., публикации заядлых туристов и краеведов о любимых маршрутах, встречи с молодежью. Семьи предпочтут единый билет на межрегиональные посещения музеев, выставок, фестивалей и пр.; могут участвовать в выставках семейных фотографий и публикации репортажей о поездках по стране; семейных обменах.

Особое внимание следует обратить на молодежь. В работе с ней нужна целенаправленная, массированная, методичная и наступательная информационная экспансия, лоббирование привлекательных для молодежи знаний о регионах России через популярные социальные сети, музыкальные, игровые и спортивные объединения. Практическое участие в разработке маршрутов и экскурсий на конкурсной основе с адекватными мерами поощрения. Средства — периодические издания, ТВ и радио (постоянная рубрика), межрегиональные обмены, Twitter, Facebook, социальная сеть «Вконтакте>> и пр., сайты молодежных клубов и организаций и т. п., встречи с представителями этнокультурных организаций, путешественниками, энтузиастами. Именно внутрироссийские формы досуга способны реализовать особо важные для россиян ценности приватного мира и душевной гармонии, комплиментарного общения.

Креативный потенциал для использования туризма в интересах формирования единства многообразной по этнокультурам России содержат народные художественные промыслы. Между тем, изготовлением изделий народных художественных промыслов (15 видов производств) занимается 250 предприятий в 64 субъектах РФ. Значительное число самодеятельных и общественных организаций, мастеров и энтузиастов возрождения традиционной культуры находятся вне сферы внимания и не имеют возможностей для научной, организационной и информационной поддержки.

Лишь в 35 субъектах РФ предлагаются туристические маршруты с посещением мест

37

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

традиционного бытования народных художественных промыслов (НХП), предприятий и мастер-классов.

Научно-образовательный центр «Народные художественные промыслы» в Российском государственном университете туризма и сервиса имеет определенный опыт в этом направлении и предлагает свои возможности для участия в общем деле взаимообогащения культур народов России и укрепления гражданского единства нашего общества. В частности, центр может обеспечить организацию социологических и кросс-культурных обследований регионов по проблемам развития этнокультурного туризма, в том числе народных промыслов; составление справочника о туристских ресурсах региона, систематизацию и презентацию НХП, организовать виртуальный музей. Центр предлагает также разработать маршруты и экскурсии для разных групп потребителей, участвовать в местных СМИ по истории и культуре регионов (перекрестные публикации); проводить межрегиональные видеоконференции и мастер-классы с участием ученых, временные

экспозиции НХП региона; виртуальные встречи студентов с представителями туротрасли, конкурсы студентов на лучший материал о туризме в регионе с размещением лучших работ в СМИ региона. Кроме того, научно-образовательный центр РГУТиС способен обеспечить полноценное научное руководство в подготовке диссертаций, пособий, книг, визуальной информации; проводит дополнительное профессиональное образование и т. п.

Таким образом, принципиально важная задача — средствами, соответствующими интересам, уровню и характеру общей культуры разных социально-демографических групп, через целенаправленное и масштабное развитие внутреннего туризма стимулировать у них потребность в конкретно-историческом, эмоционально близком и нравственно-ориентированном представлении о наиболее важных для судьбы Родины событиях и достижениях, формировать современные знания о безусловных преимуществах поликультурного единства России и культивировать традиционные для нашей страны комплиментарные основы этнокультурных коммуникаций.

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.