Научная статья на тему 'Преемственность общего и дополнительного образования'

Преемственность общего и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горский В.А

Представлен ретроспективный анализ теоретико-методологических основ преемственности содержания основного и дополнительного образования. Показана гуманистическая сущность взаимодействия различных видов образования через организацию учебно-исследовательской деятельности. Описаны критерии оценки результатов учебно-исследовательской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность общего и дополнительного образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

(пять чувств человека) или в результате анализа, сравнения,.. может отличаться не только в разы, но и по своему характеру (положительные или отрицательные для человека эмоции).

Могут ли волны возбуждения,..., определяющие эмоциональное состояние человека, представлять информационное пространство и существовать не только в пределах нервной сети данного человека? Такой объективной информацией являются электромагнитные и электрические импульсы гигагерцового диапазона излучаемые и воспринимаемые человеком.

Список использованной литературы

1. Альтман Я.А., Вартанян И.А. Слуховая система. Л-д. Наука, 1990, 606с.

2. Барнс М.Дж., Лиу В.К., Зивейл А.Г. Спектроскопия и динамика возбуждения. М. Наука, 1987,170с.

3. Барыбин А.А. Электродинамика волноведущих структур. М.Физматгиз, 2007, 510с.

4. Галанов Е.К., Бродский И.А. Длинноволновые ИК спектры сегнетоэлектрических кристаллов группы триглицинсульфата в различных фазовых состояниях.Физика твёрдого тела. 1969, т.11, с.2485-2490.

5. Галанов Е.К. Физическая природа чувтв. Ч.1. Инновационная наука. 2015, №5, с.182-194.

6. Галанов Е.К. Колебательные спектры ангармонических.осцилляторов молекулярных кристаллов. Оптический журнал. 2010, т.77, с.8—10.

7. Галанов Е.К. Модель фазового перехода в мембране. Московское научное обозрение. 2012, №10, с.16—

19.

8. Григорьев А.Д. Электродинамика и микроволновая техника. СПб. Лань, 2007, 704с.

9. Давыдов А.С. Биология и квантовая механика. Киев. Наукова Думка, 1979, 650с.

10. Давыдов А.С. Солитоны в молекулярных системах. Киев. Наукова Думка, 1984, 288с.

11. Джаксон М.. Молекулярная и клеточная биофизика. М., Мир. Бином, 2009, 650с.

12. Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. М. Наука, 990, 180с.

13. Nevill H. Fletcher, Thomas D. Rossing.The Physics of Musical Instruments. Springer, 2010, 776p.

14. Серков Ф.Н., Казаков В.Н. Нейрофизиология таламуса. Киев. Наукова Думка, 1980, 260с.

15. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., Мир. 1990, 241с.

©Е.К.Галанов, 2015

УДК 374

В.А.Горский

д.п.н., профессор, Центр дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» г. Москва, Российская Федерация

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Представлен ретроспективный анализ теоретико-методологических основ преемственности содержания основного и дополнительного образования. Показана гуманистическая сущность взаимодействия различных видов образования через организацию учебно-исследовательской деятельности. Описаны критерии оценки результатов учебно-исследовательской деятельности

Ключевые слова

86

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Основное образование, дополнительное образование, интеграция образования, учебно-исследовательская деятельность, критерии оценки, результаты учебно-исследовательской деятельности

В ст.8. Федерального закона «Об образовании» понятие «преемственность» раскрывается как «совокупность взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности» [1].

Содержание понятий «общее образование» и «дополнительное образование» раскрываются следующим образом:

Общее образование обеспечивает объем получаемых знаний, умений и навыков соответствующих: а) нормативному канону гражданина, принятому в данном обществе; б) нормативным требованиям исполнения принятых в обществе социальных ролей. Содержание общего образования определяется на основе требований федерального образовательного стандарта второго поколения.

Дополнительное образование рассматривается как совокупность познавательной, исполнительской, коммуникативной, творческой прагматической деятельности на основе интереса обучающихся к науке, технике, искусству, спорту в русле общечеловеческих ценностей и культурных традиций, в интересах личности, общества и государства [2].

Не останавливаясь подробно на анализе разнообразных форм, методов, средств обеспечения преемственности общего и дополнительного образования в современной педагогической практике по различным направлениям развития познавательных интересов обучающихся: художественная

самодеятельность, физическая культура и спорт, техническое творчество, туристско-краеведческая, природоохранительная, исследовательская деятельность и другие рассмотрим некоторые особенности обеспечения преемственности общего и дополнительного образования в развитии учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как одна из наиболее эффективных форм обеспечения преемственности общего и дополнительного образования, которая реализуется в процессе решения задач с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор материала, его анализ, обобщение и выводы по результатам исследования интересующих ребенка явлений, событий, предметов.

Вопросы содержания и методов исследовательской деятельности интересовали людей, начиная с эпохи Возрождения: Авиценна (Книга знаний, 1V в. до н. э.), Аристотель (Механические проблемы, 350 г. до н. э.), Герон Александрийский (Механика,1 в. до н.э.), Архимед (Книга опор, 260 г. до н. э.), Леонардо да Винчи (Атлантический кодекс, 1500 г.), Г. Галилея (Диалог о двух системах мира, 1632 г.), Ф. Бэкон (Новый органон, 1620 г.), Р. Декарт (Рассуждения о методах, 1637 г.), Б. Спиноза (Этика,1677 г.).

В России о правилах организации исследовательской деятельности сформулировали М. В. Ломоносов («Рассуждения о твердости и жидкости тел»,1761 г.); Г.В. Крафт («Краткое руководство к познанию машин, сочиненное для употребления российского юношества», 1703 г.), Л.Ф. Магницкий (1703), который включил в «Арифметику» задачи расчета рычага, зубчатого колеса для передающего механизма.

В советский период XX века, в России, возникли разнообразные формы организации творческой и в том числе исследовательской деятельности детей, подростков и учащейся молодежи. На волне индустриализации возникли разнообразные краеведческие движения и научно-технические общества, например: Общество друзей воздушного флота (1923), Добровольное химическое общество (1924), Общество друзей радио (1925), Техника - массам (1928). По инициативе профессора Б.В. Всехсвятского в парке Сокольники (1918) открывается станция юных исследователей природы.

В «Положение о единой трудовой школе РСФСР» принятом 30.09.1918 г. в ст. 15 записано: «Два дня в неделю ... выделяются для самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. для лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний».

87

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

А.В. Луначарский, выступая в 1919 г. на Всероссийском съезде внешкольных работников говорил о том что «Мы должны заботиться, чтобы как можно больше людей поднималось до умения работать в области науки».

По предложению Н.П. Булатова, И.Г. Розанова (Институт методов обучения) в Москве открывается станция юных техников (1927).

В 1939 г. в Москве в помещении Политехнического музея состоялась первая Всероссийская конференция юных конструкторов и исследователей.

В работе конференции приняли участие академики РАН А.Н. Бах и В.Н. Образцов, профессор А.М. Биркенгейм, писатели - фантасты А.П. Казанцев и Г.Б. Адамов.

Весной 1940 г. в Москве состоялся вторая Всероссийская конференция юных исследователей. В послевоенные годы, лишь в начале 60-х годов наметилось возрождение деятельности объединений юных исследователей в форме научные общества учащихся - НОУ (А.З. Иоголевич, Челябинск, 1961 г.) и малые академии наук - МАН (А.П. Тиняков Симферополь, 1961)

В 1975 г. в Москве прошел Всесоюзный слет юных исследователей. В стране работали около трех тысяч НОУ и МАН. Всесоюзные слеты стали проводится Центральной станцией юных техников РСФСР через каждые три года.

На рубеже тысячелетий происходит становление и развитие представлений о теоретикометодологических основах преемственности содержания основного и дополнительного образования: гуманистическая сущность взаимодействия различных видов образования (Давыдов В.В., Роджерс К. и другие), синергетическая природа образования (Пригожин И., Князева Е.Н., Рыжаков М.В. и другие), личностно-ориентированное содержание образования (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Лернер И.Я. и другие), деятельностный подход и индивидуализация образования ( Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и другие), содержание дополнительного образования как опережающее отражение окружающей действительности (Вахтеров В.П., Медынский Е.Н., Горский В.А. , Леонтович А.В. и другие).

В новых условиях лидером в экономике становится тот, кто быстрее своих конкурентов осваивает и реализует на практике фундаментальные основы науки.

В 2010 г. опубликован текст Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения, которым предусмотрена организация учебноисследовательской деятельность обучающихся как фактор обеспечения преемственности основного и дополнительного образования [3].

В ФГОСе сформулированы цель и задачи развития проектной учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Уточняются условия развития учебно-исследовательской деятельности, ее функции, различные модели организации деятельности обучающихся и особенности взаимодействия педагога и обучающегося.

В организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся широко используются в практике общеобразовательных организаций как форма организации научных обществ учащихся и малых академий наук.

В современная педагогическая практика развития учебно-исследовательской деятельности в форме научного общества учащихся или малой академии наук выстраивается в логике когнитивных технологий и имеет блочно-модульную стуктуру.

Модуль представляет собой фрагмент интегрированного содержания учебной информации, объединенной общей дидактической целью. Блоки как составная часть модуля содержат соответствующие компоненты:

Блок1. Данные мониторинга (информация о ребенке);

Блок 2. Функциональная информация;

Бок 3. Процессуальная информация.

Связи между компонентами исследуемого объекта обуславливают очередность решения задач исследования и поэтому всю работу можно вести по заранее намеченному примерному плану.

88

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Критерии оценки результатов учебно-исследовательской деятельности как фактора обеспечения преемственности общего и дополнительного образования детей могут быть выражены в терминах: когнитивный, мотивационно-личностный, деятельно-практический, коммуникативный (табл. 1).

Таблица 1.

Критерии оценки результатов учебно-исследовательской деятельности

Блоки стратегии самоопределения Критерии оценки Дидактические средства Результат

Образование и самообразование Когнитивный Задача знание

Самопознание Мотивационно-личностный Проблема интерес

Самореализация Деятельно-практический Упражнение умение опыт

Социолизация Коммуникативный Ситуация поступок

Заключение.

1. Методологической основой развития преемственности содержания основного и дополнительного образования является теория синергетического развития содержания познавательной деятельности детей.

2. Аттрактором содержания познавательной деятельности является интерес к науке, технике, искусству творчеству, содержание которого уточняются и конкретизируются в точках бифуркации.

3. Управление продвижением саморазвивающегося и самоопределяющегося индивида по образовательному маршруту возможно путем формирования педагогической среды в постоянно расширяющемся образовательном пространстве на основе свободного обмена знанием и опытом деятельности между субъектами действующими в образовательном пространстве на основе открытости образовательных ресурсов.

4. В настоящее время феномен преемственности содержания основного и дополнительного образования в педагогической науке рассматривается как социально-педагогическое явление, способствующее обеспечению полноты и цельности результатов общего образования.

5. Педагогическая практика показывает, что каждое образовательное учреждение разрабатывает и реализует свою оригинальную модель преемственности основного и дополнительного образования, которая отражает стремление педагогов реализовать возможности интеллектуально - наполненного содержания основного образования, отражающего мир как единое целое и эмоционально окрашенного и личностно значимого содержания дополнительного образования, которое отражает особенности восприятия детьми явлений, событий, и в целом окружающей действительности.

6. В педагогической практике интеграция содержания основного и дополнительного образования происходит на основе когнитивных технологий, с учетом интересов учащихся, пожеланий родителей, особенностей социально-экономического развития региона и в соответствии с внутренней логикой развития науки;

7. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как образовательная технология на основе синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации представляет собой перспективное направление развития содержания, форм и методов образования.

8. Учебно-исследовательская деятельность учащихся моделирует научное исследование и тем самым способствует не только усвоению определенных фактических сведений, но и освоению исследовательских процедур, тем самым превращая исследование из приема обучения в его содержание.

В этом случае преемственность общего и дополнительного образования можно рассматривать как механизм обеспечения полноты и цельности результатов образования.

89

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

9. Эффективность учебно-исследовательской деятельности как одной из форм обеспечения преемственности содержания основного и дополнительного образования может быть выше при реализации комплекса следующих мер:

- открыть образовательные учреждения социуму, включение образования в процессы муниципального и регионального развития (социально-политический уровень);

- индивидуализация образования как проектной и учебно-исследовательской деятельности (дидактикометодический уровень);

- менеджмент и маркетинг, координация инновационной деятельности (организационно-

институциональный уровень);

- партнерство субъектов муниципального образовательного пространства, профессиональный рост специалистов занятых в сфере дополнительного образования (социально-экономический уровень).

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) / http://base.garant.ru/70291362/ (режим доступа 03.09.3015)

2. Горский В.А.. Смирнов Д.В. Взаимодействие и преемственность формального и неформального образования в современном муниципальном образовательном пространстве // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: Материалы всерос. науч.-практич. конф., (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / Мин-во образования Республ. Башк., Ин-т развития образования Республ. Башк. - Уфа: Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк., 2010. - С. 11-14.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 - М, 2010 г. - 41 с.

© Горский В.А., 2015

УДК 379.81

А.И.Грабович

Магистрант 2 курса Институт непрерывного педагогического образования Новгородский Государственный университет им.Я.Мудрого г. Великий Новгород, Российская федерация

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ НА

ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ОТДЫХА «РАДУГА»: ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье речь пойдет о ключевых проблемах, касающихся организации детского оздоровительного отдыха. Особое внимание уделено понятию «инновационные технологии». Статья будет интересна специалистам в области организации детского отдыха.

Ключевые слова

Инновационные технологии, детский отдых, организация досуга, самоуправление.

С каждым годом в России уделяется все большее внимание проблемам детства и воспитанию здорового подрастающего поколения, способного стать опорой и базисом для развития и процветания нашего государства. В настоящее время в России и в мире существует проблема организация детского отдыха, однако именно здоровый, культурный и счастливый ребенок является гарантом будущего процветающего общества. Ребенок как никто другой подвержен влиянию окружающей среды. И это влияние может быть,

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.