_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
9. Григорьев А.Д. Электродинамика и микроволновая техника. СПб. Лань, 2007, 704с.
10. Давыдов А.С. Биология и квантовая механика. Киев. Наукова Думка, 1979, 650с.
11. Давыдов А.С. Солитоны в молекулярных системах. Киев. Наукова Думка, 1984, 288с.
12.Джаксон М.. Молекулярная и клеточная биофизика. М., Мир. Бином, 2009, 650с.
13.Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. М. Наука, 990, 180с.
14. Nevill H. Fletcher, Thomas D. Rossing.The Physics of Musical Instruments. Springer, 2010, 776p.
15.Серков Ф.Н., Казаков В.Н. Нейрофизиология таламуса. Киев. Наукова Думка, 1980, 260с.
16.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., Мир. 1990, 241с.
© Галанов Е.К., 2016
УДК 378
А.Т. Галиахметова
к.п.н., доцент
Казанский государственный энергетический университет
Е.А. Андреева к.п.н., доцент
Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается компетентностно-деятельностный подход, предполагающий заменить систему обязательного формирования знаний, умений, навыков набором компетентностей.
Ключевые слова
Компетентностно-деятельностный подход, иностранные языки, компетенция, высшее образование.
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т е знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе. Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству образования любого специалиста, влияющим на его успешное профессиональное продвижение, является знание иностранных языков и информационных (компьютерных) технологий.
В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Иностранный язык становится средством межкультурного общения, а само образование из репродуктивного должно стать развивающим. Этим объясняется необходимость переосмысления не только концепции высшего профессионального образования, но и языкового образования в новых условиях.
Многие ведущие исследователи проблем обучения иностранному языку в высшей школе выделяют следующие современные тенденции в высшем образовании:
1. к более глубокому осознанию образовательных уровней, т е рассмотрению каждого из них как органической части системы непрерывного образования. Эта тенденция может обеспечить преемственность не только между школой и вузом, но и между вузом и будущей профессиональной деятельностью студентов;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
2. к компьютеризации и технологизации обучения; тенденция, которая значительно повысит интеллектуальную деятельность студентов;
3. к внедрению активных методов и форм обучения, предполагающих включение в деятельность студентов элементов проблемности, научного поиска, самостоятельной работы;
4. к использованию активных приемов обучения: игровых, стимулирующих общение, организующих творческую и самостоятельную деятельность студентов;
5. к концентрированию внимания на познавательной деятельности студента, взаимодействию педагога и обучаемого, те к организации обучения как коллективной, совместной деятельности (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя).
Из вышеперечисленных тенденций нам представляется наиболее значимой деятельностная направленность профессионального образования. Долгое время российская профессиональная школа находилась на позициях гностического «знаниевого» подхода, при котором основной образовательной задачей считали формирование у студентов прочных систематизированных знаний, а умения и навыки рассматривали в качестве второстепенных компонентов. В настоящее время основная цель образования -это формирование способности к активной деятельности, к творческому профессиональному труду. Таким образом, осуществляется переход от гностического подхода/ «знаниевой» парадигмы к деятельностному подходу/ парадигме. Роль знаний при этом нисколько не принижается: из основной и единственной цели образования они превращаются в средство развития личности обучаемых [10]. Более того, как показывают статистические исследования, в условиях современного научно-технического прогресса знания студента технического вуза устаревают уже в процессе его обучения. Таким образом, профессиональная подготовка специалиста должна не просто обеспечивать определенный уровень знаний, умений и навыков, но и формировать готовность к саморазвитию и самообразованию.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что эффективность профессионального и личностного развития будущего специалиста во многом определяется господствующим подходом к образованию и построенной на его основе моделью подготовки специалиста. Подход, по сути, и определяет логику реализации той или иной модели профессионального образования или обучения в определенной предметной области.
Компетентностно-деятельностный подход (КДП) предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей (комплексом компетенций), которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности по овладению таким содержанием. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения тому или иному общению, с позиций которого будет осуществляться модернизация образования.
Модернизация образования затронет все образовательные области, в том числе и такую область, как «иностранный язык», подход к обучению в которой в профессиональной школе настоятельно требует пересмотра. Таким образом, КДП необходимо рассматривать в качестве теоретической базы изменения системы обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе, в частности, в неязыковом вузе.
Обучение иностранным языкам, несомненно, носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» обучающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Деятельностная сущность обучения иностранным языкам реализуется через «деятельностные» задания, приемы и упражнения.
Кроме рассмотренных аспектов КДП, нельзя не сказать о наличии в данном подходе личностного компонента, который означает, прежде всего, что в центре обучения находится сам студент как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных, национальных и статусных особенностей личности студента. Этот учет
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070
осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентом. Адресованные студенту задания в условиях КДП стимулируют его личностную, интеллектуальную активность, направляют его учебную деятельность. Следовательно, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей студентов, но и дальнейшее развитие их познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.
Таким образом, сущность КДП заключается в том, что в центре обучения находится сам студент, и что на основе обновленного содержания образования будет формироваться его компетентность (компетентности или комплекс компетенций), а процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер. Соответственно, технологии обучения будут направлены на формирование у будущего специалиста способностей, осуществлять различного вида деятельности, причем в процессе осуществления деятельности студент будет осваивать все новые компетентности. Список использованной литературы:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 2001. -207 с.
2. Игнатьева Г. Деятельностное содержание образования: современная дискуссия // Высшее образование в России. - 2003. - №5. - С.65-74.
3. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 2008.
© Галиахметова А.Т., Андреева Е.А., 2016
УДК 338.24.01
Н. А. Герасименко
К.п.н., доцент ФГБОУ ВО СОГУ им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Российская Федерация
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Аннотация
В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО).
Ключевые слова
Рынок труда, дополнительное профессиональное образование, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, региональный координационный центр дополнительного
профессионального образования.
Актуальность исследования интеграционных механизмов взаимодействия регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования (ДПО) обусловлена необходимостью переквалификации и переобучения значительной доли трудоспособного населения в связи с модернизацией образования, установлением рыночных отношений в социально-экономической, политической, образовательной сферах; демократизации общественной жизни. Анализу ДПО как реализации принципа непрерывного образования, позволяющего полезно обогащать профессиональный потенциал личности, посвящены исследования М.И. Бекоевой [1, с. 135-140], Н.А. Герасименко [3-5], И.И .Римаревой [7,с. 18-23]