Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история психологии / ярославская психология / кафедра психологии / психология труда / трудового обучения и воспитания / history of psychology / Yaroslavl psychology / Department of Psychology / psychology of work / labor training and education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич

Рассмотрена непрерывная история развития психологической науки в Ярославле от создания кафедры психологии в Ярославском педагогическом институте в 1918 г. до настоящего времени. Выделены этапы развития ярославской психологии, каждый из которых имеет хронологическую и качественную определенность. Показано, что базовой идеей, позволяющей сохранять преемственность научных исследований в ярославской психологии, является проблема психологии труда, трудового обучения и воспитания. Определены источники развития базовой идеи, ее влияние на развитие других направлений исследований, статус и формы реализации идеи в настоящее время. Показана роль выдающихся представителей ярославской психологии в реализации базовой идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AND INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF YAROSLAVL PSYCHOLOGY

The continuous history of the development of psychological science in Yaroslavl from the creation of the Department of Psychology at the Yaroslavl Pedagogical Institute in 1918 to the present time is considered. The stages of development of Yaroslavl psychology are identified, each of which has chronological and qualitative certainty. It is shown that the basic idea that allows maintaining the continuity of scientific research in Yaroslavl psychology is the problem of labor psychology, labor training and education. The sources of development of the basic idea, its influence on the development of other areas of research, the status and forms of implementation of the idea at the present time are determined. The role of outstanding representatives of Yaroslavl psychology in the implementation of the basic idea is shown.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

DOI: 10Л7805/й^у.2023.6.3 ПСИХОЛОГИЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского

Аннотация: Рассмотрена непрерывная история развития психологической науки в Ярославле от создания кафедры психологии в Ярославском педагогическом институте в 1918 г. до настоящего времени. Выделены этапы развития ярославской психологии, каждый из которых имеет хронологическую и качественную определенность. Показано, что базовой идеей, позволяющей сохранять преемственность научных исследований в ярославской психологии, является проблема психологии труда, трудового обучения и воспитания. Определены источники развития базовой идеи, ее влияние на развитие других направлений исследований, статус и формы реализации идеи в настоящее время. Показана роль выдающихся представителей ярославской психологии в реализации базовой идеи.

Ключевые слова: история психологии; ярославская психология; кафедра психологии; психология труда, трудового обучения и воспитания

CONTINUITY AND INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF YAROSLAVL PSYCHOLOGY

V.A. Mazilov, Iu.N. Slepko Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky

Abstract: The continuous history of the development ofpsychological science in Yaroslavl from the creation of the Department of Psychology at the Yaroslavl Pedagogical Institute in 1918 to the present time is considered. The stages of development of Yaroslavl psychology are identified, each of which has chronological and qualitative certainty. It is shown that the basic idea that allows maintaining the continuity of scientific research in Yaroslavl psychology is the problem of labor psychology, labor training and education. The sources of development of the basic idea, its influence on the development of other areas of research, the status andforms of implementation of the idea at the present time are determined. The role of outstanding representatives of Yaroslavl psychology in the implementation of the basic idea is shown.

Keywords: history of psychology; Yaroslavl psychology; Department of Psychology; psychology of work, labor training and education

История Ярославской психологии как научная проблема занимает неоднозначное положение в структуре современного отечественного историко-психоло-гического знания. В последние несколько десятков лет предпринимались попытки изучения отдельных фрагментов истории психологии на Ярославской земле. Предметом исследований становились отдельные персоналии - И.П. Четвериков (Стоюхина, 2019), Н.А. Соколов (Николай..., 2022), И.О. Зубов (Ливенцев, 2022), В.С. Филатов (Журавлев, 2022; Мазилов, Слепко, 2022b), В.В. Карпов (Карпов, Карпов, Шадриков, 2022), В.Д. Шадриков (Мазилов, Козлов, Слепко, 2019) и др.;

рассматривались отдельные периоды развития психологии в Ярославле (Мази-лов, Слепко, 2021, 2022а), в том числе ее предыстория (Мазилов, 2019; Слепко, 2022); выпускались сборники трудов, посвященные юбилейным датам (Факультет..., 2011; Факультет..., 2020), обозначались вопросы, ответы на которые позволили бы охарактеризовать Ярославль как центр самостоятельной научной школы в отечественной психологии (Олейник, Журавлев, 2020) и др.

Между тем, до сих пор не было предпринято попытки систематического описания непрерывной истории психологических исследований на Ярославской земле. Решение данной задачи представляется актуальным не только ввиду необходимости ликвидации белых пятен в истории, но и с целью решения более значимой задачи встраивания последней в историю отечественной психологии ХХ-ХХ1 вв. Именно систематическое описание непрерывной истории Ярославской психологии (в объемах, конечно, научной статьи) и составляет цель настоящей работы. Прежде чем перейти к ее реализации, отметим, что авторы не ставили задачи непрерывного хронологического описания всех событий, т.к. объем и жанр настоящей публикации не предполагает этого. Авторы посчитали более значимым определить идеологическое основание для описания непрерывной истории психологии в Ярославле, а именно, попытаться выделить базовую идею, конституирующую Ярославскую психологию в качестве уникального научно-организационного феномена в истории отечественной психологии. С целью такого описания истории авторами в качестве ключевого был выбран институциональный признак. Он позволяет определить, в первую очередь, хронологические рамки начала реализации психологических исследований в Ярославле.

Анализ совокупности исторических источников, представленных в архивных фондах (Архив ЯГПУ, Государственный архив Ярославской области), в литературе по истории образования в Ярославле, специализированных научных публикациях и периодической печати 20-30 гг. XX в., позволил определить в качестве носителя институционального признака начала и развития психологических исследований кафедру психологии Ярославского педагогического института. Она была открыта вместе с преобразованием в 1918 г. Ярославского учительского института в Ярославский педагогический институт. Название кафедры вплоть до 1926 г. периодически менялось: кафедра психологии становилась кафедрой психологии и новейшей педагогики, психологии и учения о трудовой школе, экспериментальной психологии, педологии. Только в период с 1926 по 1936 гг. название кафедры оставалось неизменным - кафедра педологии и психологии. Выход в свет известного постановления о педологии привел к официальному прекращению деятельности кафедры педологии и психологии в институте в 1936 г.

Таким образом, первый период истории психологии на Ярославской земле имеет четко определенные хронологические рамки: 1918-1936 гг. Заметим, что несмотря на исследования предыстории психологии в Ярославле (Мазилов, 2019; Слепко, 2022), говорить о систематическом характере психологических

исследований и преподавания психологии в Демидовском лицее (1803-1918) и Ярославском учительском институте (1908-1918) не представляется возможным.

Начало второго периода истории психологии в Ярославле связано с восстановлением в Ярославском педагогическом институте кафедры психологии в 1946 г. и назначением на должность заведующего кафедрой В.С. Филатова. После публикации в 1998 г. статьи одного из старейших преподавателей института и кафедры Г.А. Мурашева (Мурашев, 1998) за вторым периодом закрепилось название «Филатовского периода» развития кафедры психологии. Это связано со значительной ролью, которую сыграл В.С. Филатов в формировании психологической школы в Ярославле - развитие ее кадрового потенциала, организация научных исследований, создание психологической аспирантуры, совета по защите психологических диссертаций, факультета психологии Ярославского государственного университета и т.д. (Мазилов, Слепко, 2022b).

Открытие в 1970 г. факультета психологии ЯрГУ является временем завершения второго периода истории психологии в Ярославле и кафедры психологии в педагогическом институте. С этого периода и до настоящего времени в Ярославле существуют два психологических центра - Институт педагогики и психологии и психологические кафедры (общей и социальной психологии, педагогической психологии, дошкольной педагогики и психологии, педагогики и психологии начального обучения) Ярославского педагогического университета и факультет психологии Ярославского государственного университета.

Третий период развития Ярославской психологии, как уже было сказано, берет свое начало в 1970 г. и продолжается по настоящее время. В педагогическом институте были продолжены заложенные В.С. Филатовым традиции научно-исследовательской работы - организация научных исследований, конференций; продолжил работу диссертационный совет; открыт специальный факультет «Школьная психология», самостоятельное отделение психологии и отделение психологии на других факультетах вуза и т.д.; открыты новые специализированные психологические кафедры в Институте педагогики и психологии, на педагогическом и дефектологическом факультетах. В свою очередь, на факультете психологии ЯрГУ, уже отметившем 50-летний юбилей (Факультет психологии..., 2020), стали создаваться специализированные кафедры, научно-исследовательские лаборатории и центры, диссертационный совет по психологии и т.д.

Обобщая, отметим, что институциональный способ периодизации позволил определить хронологические рамки развития психологии в Ярославле, а также выделить три кратко описанных периода в ее истории. Более детальное знакомство с содержанием проводимых в течение каждого периода исследований позволяет, во-первых, определить источники развития психологии в Ярославле, во-вторых, охарактеризовать преемственность и уникальность идей, реализованных на каждом этапе развития.

Как уже было сказано выше, начало систематической образовательной и научно-исследовательской работы в области психологии в Ярославле было свя-

зано с открытием кафедры психологии в педагогическом институте. Необходимость преобразования учительского института в педагогический была вызвана потребностью советской власти в реформировании системы образования и профессиональной подготовки и переподготовки школьных учителей, преподавателей техникумов, работников системы дошкольного образования и т.п. Поэтому создание специализированной психологической кафедры рассматривалось как возможность знакомства педагогических работников с новейшими течениями, подходами и теориями в области психологии, педагогики, педологии и т.п. Таким образом, основным источником появления и развития кафедры в течение первого периода ее развития стала необходимость научного психологического сопровождения реформирования системы регионального образования.

Начало второго периода истории кафедры было связано с необходимостью подготовки учителей логики и психологии в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) 1946 г. «О преподавании логики и психологии в средней школе». Именно поэтому в 1946 г. в структуре института была восстановлена кафедра психологии, заведующим которой стал прошедший в этом же году курсы для подготовки преподавателей логики в вузах и школах В.С. Филатов. В это же время в институте было открыто отделение логики и психологии, за неполный семилетний цикл подготовившее около 200 специалистов. Особо отметим, что ряд выпускников отделения продолжил свой профессиональный путь именно на кафедре психологии (Ж.И. Журавлева, Т.В. Карпова, Г.А. Мурашев и др.). Еще одним событием, позитивно повлиявшим на развитие кафедры и формирование школы психологии, стало открытие в 1949 г. аспирантуры по психологии, работающей по сегодняшний день. Ее выпускниками стали психологи и педагоги, составляющие сегодня славу Ярославской школы психологии - Н.П. Ерастов, В.В. Карпов, Ю.К. Корнилов, В.В. Новиков, А.В. Филиппов, В.Д. Шадриков и мн.др. Большинство сегодняшних преподавателей кафедры, значительное число психологических кадров Ярославского и других регионов являются выпускниками этой аспирантуры.

События начала третьего периода в истории кафедры связаны с появлением еще одного центра психологии в Ярославле - факультета психологии ЯрГУ. Несмотря на переход ряда преподавателей и сотрудников в университет, на переход самого В.С. Филатова, на кафедре психологии педагогического института продолжили работу его ученики и коллеги. Это позволило планомерно продолжить решение научно-исследовательских задач, разрабатывавшихся в Филатов-ский период истории кафедры.

Итак, если источником развития кафедры в первом и втором периодах ее развития был государственный заказ на решение проблем психологического сопровождения и обеспечения работы системы образования, импульсом начала третьего периода стало создание факультета психологии в Ярославле. При этом нельзя однозначно утверждать, что произошло и содержательное разделение приоритетной психологической тематики исследований на кафедре психологии

института и на факультете психологии университета. На кафедре по-прежнему велась работа как в области психологических проблем образования, так и в области психологии труда; на факультете начались исследования в области общей психологии, психологии труда, инженерной психологии, педагогической психологии и т.д.

Значимым является понимание факторов, определивших конкретное содержание работы преподавателей кафедры психологии в 20-е гг. XX в. Ведущим среди них является необходимость не просто психологического сопровождения образования в регионе, а психологическое обеспечение «проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет» (Протоколы..., 1933: 390). Эта идея была обозначена в 1919 г. на VIII-м съезде РКП(б). Проще говоря, преподаватели кафедры должны были дать научное психологическое обоснование реализации идей трудового обучения и воспитания на всех уровнях регионального образования. Это нашло отражение в экспериментальной работе преподавателей в открытом в 1921 г. опытном показательном очаге «Звездочка», в котором воспитывалось около 40 детей 3-7-летнего возраста (руководителем психологического кабинета в нем был заведующий кафедрой психологии Н.А. Соколов); в организации курсов профессиональной переподготовки работников дошкольной и школьной сферы; в многочисленных публикациях преподавателей в журналах «Наш труд», «Вестник Ярославского института народного образования», «Труды Ярославского педагогического института» и др. Значительный объем публикаций был посвящен именно проблемам трудового обучения и воспитания - истории трудовой школы, анализу зарубежного опыта трудового образования, анализу идей П.П. Блонского и др.

Напомним, что главной темой второго периода стало восстановление кафедры в 1946 г. и подготовка ею было школьных учителей логики и психологии. Приход на кафедру В.С. Филатова позволил не просто формально восстановиться кафедре, но вдохнуть новую жизнь в развитие психологии в Ярославле. Открытие отделения логики и психологии дало первых выпускников - преподавателей кафедры с профессиональным психологическим образованием; в 1949 г. при кафедре была открыта психологическая аспирантура. Выход в 1958 г. Закона СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» вновь актуализировал необходимость политехнизации школы и активизации воспитательной работы в ней, усиление контроля государства в сфере образования и коммунистического воспитания, перестройки системы школьного образования и соединение обучения школьников с производственным трудом. Необходимость научного осмысления решения проблемы политехнизации школы привела к организации кафедрой в декабре 1961 г. совместного с Московским отделением Общества психологов, Министерством просвещения РСФСР и Институтом психологии АПН РСФСР совещания по психологии труда, трудового обучения и воспитания. Вслед за ним кафедрой

были организованы всесоюзные конференции по проблемам психологии труда, трудового обучения и воспитания (1964, 1966, 1969, 1970 гг.). В 1964 г. при кафедре была организована проблемная лаборатория психологии труда, трудового обучения и воспитания, преобразованная в 1968 г. в головную для Министерства просвещения РСФСР.

Итак, начав в 1946 г. с профессиональной подготовки учителей логики и психологии, кафедра достаточно быстро определила ключевую идею научно-исследовательской работы, связанную с разработкой вопросов психологии труда, трудового обучения и воспитания. Как видно, и в первом, и во втором периодах потребность в психологическом обеспечении политехнизации общего и вузовского образования определила ключевое направление исследований преподавателей и сотрудников кафедры.

Несмотря на переход самого В.С. Филатова и ряда ведущих преподавателей и сотрудников во вновь созданный университет, проблемы психологии труда, трудового обучения и воспитания остались в центре внимания кафедры и в третий период ее истории. Продолжились хоздоговорные исследования по проблемам психологии труда на промышленных предприятиях Ярославля и области; проводились защиты диссертаций по проблемам психологии труда, профессиональной ориентации, профессионального выбора; выпускались сборники научных трудов по данной проблематике.

Необходимо отметить, что профориентационная проблематика стала в третий период истории кафедры одним из ключевых направлений работы. При этом формально точкой отсчета в ее систематической разработке можно считать опубликование В.С. Филатовым и В.В. Новиковым работ по проблемам профессиональной ориентации (1969, 1970) и диссертационные исследования Ю.П. Вавилова (1971) и Н.П. Воронина (1974). Результаты этих исследований были положены в основу проведенной в 1975 г. в Ярославле областной конференции по проблемам профориентации молодежи.

Профориентационная проблематика приобрела всесоюзное значение после выхода в 1984 г. Постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Помимо изменения сроков обучения в школе, структуры общего среднего и профессионального образования, содержания учебно-воспитательной работы в школе, особое внимание в Постановлении уделялось организации трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. В целях стимулирования участия школьников в общественно-полезном, производственном труде было принято решение о создании в городских и сельских районах центров профориентации для организации работы со школами, учащимися и родителями. В результате профориентация была определена как общевузовская тема работы в ЯГПИ, на базе кафедры психологии был создан профконсультационный пункт (1984), образованы центр и кабинеты профориентации в Институте усовершенствования учителей и базовых школах ЯГПИ, проведена Всесоюзная конференция по профориен-

тации школьников (1986). Усилиями преподавателей кафедры (И.В. Кузнецова, Т.Н. Кузьмина, М.А. Беломытцева и др.) открыт Ярославский городской Центр профессиональной ориентации молодежи Госкомтруда СССР (1987), по сей день успешно решающий соответствующие задачи.

Обозначим базовую идею, определявшую содержание научно-исследовательской работы кафедры психологии, ярославских психологов на всем протяжении XX в., это - разработка проблем психологии труда, трудового обучения и воспитания. Проблема исследовалась на материале самых разных форм, видов, типов деятельности человека - игровой, учебной, трудовой деятельности; педагогической, управленческой, учебно-профессиональной и др. деятельности; на материале изучения способностей, мотивационной сферы, когнитивного развития и мн.др. Конечно, наличие базовой идеи не ограничивало возможности реализации других направлений исследований преподавателей и сотрудников кафедры. При этом в отдельных случаях базовая идея выступала источником их развития.

Так, например, разработка Н.А. Соколовым в 20-е гг. XX в. проблем трудовой школы привела к необходимости включения в предметное пространство исследований на кафедре идей педологии, психотехники культурно-просветительской работы, интеграции психологического, педагогического, физиологического знания и т.д.

Реализация задач обязательного общего и политехнического образования была направлена, в том числе, на решение проблемы массовой безграмотности и беспризорности детей. Ввиду этого в 1924 г. И.П. Четвериковым была обоснована необходимость создания Ярославской центральной психологической лаборатории. Лаборатория должна была проводить комплексное изучение беспризорных в Ярославском крае, врачебно-экспериментально-психологическое исследование детей для размещения их по специальным детским учреждениям, лабораторные практикумы для студентов по экспериментальной психологии, экспериментальной педагогике, детской неврологии и психопатологии.

Решение проблем политехнизации школьного и вузовского образования, сближения психологии со школой, промышленным производством привело к появлению на кафедре в 1960-70 гг. оригинальных концепций сигнального программирования (В.В. Карпов, В.Д. Шадриков), управления сложными действиями программирования (А.В. Филиппов), когнитивного развития и решения задач школьниками (Ю.К. Корнилов, А.Г. Поддубный), мотивации и профессионального самоопределения школьников (Ю.П. Вавилов, Н.П. Воронин) и др.

Запуск разработки в 1970-80 гг. вопросов профориентации привел к формированию на кафедре отдельного направления психологических исследований проблем принятия решения о выборе профессии (И.В. Кузнецова), профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрастах (М.Г. Угарова, А.Г. Хаймина), профессиональной идентичности (Т.В. Бугайчук) и др.

Обобщая, необходимо сказать, что уникальность феномена Ярославской психологии состоит в следующем. На протяжении более чем столетней истории

ее существования сохраняется традиция решения проблем, связанных с изучением роли труда в психическом развитии человека. В каждом периоде проблема приобретала специфическую окраску, становилась импульсом разработки новых проблем, сохраняя при этом неповторимое лицо Ярославской психологической школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Журавлев А.Л. (2022) Воспоминания о профессоре В.С. Филатове и моем распределении в Ярославский госуниверситет // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Гуманитарные науки. Т. 16. № 3 (61). С. 524542.

Карпов А.В., Карпов А.А., Шадриков В.Д. (2022) К 95-летию Виктора Васильевича Карпова // Ярославский психологический вестник. № 1(52). С. 115-128.

Ливенцев Д.В. (2022) Цусима доктора Зубова (воспоминания врача 2-й тихоокеанской эскадры). Часть 1 // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. № 2 (62). С. 22-25. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49089536_77214028.pdf (дата обращения 17.09.2023).

Мазилов В.А. (2019) «Всему начало здесь»: И.А. Кедров - первый психолог на Ярославской земле // Ярославский педагогический вестник. № 1 (106). С. 139-147.

Мазилов В.А., Козлов В.В., Слепко Ю.Н. (2019) В.Д. Шадриков: ученый, психолог, педагог, государственный деятель, личность // Методология современной психологии. № 10. С. 5-19.

Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. (2021) Психология труда, трудового обучения и воспитания в ярославской психологической школе: ранние этапы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. Т. 6. № 4 (24). С. 240-276. [Электронный ресурс] URL: http://soc-econom-psychology.ru/ cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2021/t6-4/n21-04-11.html (дата обращения 17.09.2023).

Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. (2022a) Психология труда, трудового обучения и воспитания в Ярославской психологической школе. Часть 2. ранние этапы становления // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. Т. 7. № 3 (27). С. 234-272. [Электронный ресурс] URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2022/t7-3/n22-03-08.html (дата обращения 17.09.2023)

Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. (2022b) Филатов Василий Степанович: Методолог, психолог, организатор науки. Ярославль: РИО ЯГПУ, 223 с.

Мурашев Г.А. (1998) Из истории Ярославской психологии // Психологический пульс Ярославля / Под ред. В.В. Новикова. М., Ярославль: МАПН, С. 21-47.

Николай Александрович Соколов (2022) // Методология советской психологии в период открытого кризиса: Антология / Сост. и отв. ред. Н.Ю. Стоюхина, А.А. Костригин, А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН. С. 129-136.

Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. (2020) Научные школы как феномен в современной психологии: старые проблемы и новые вопросы // Ярославская психологическая

школа: история, современность, перспективы: Сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8-10 октября 2020 г. / отв. ред. А. В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ; Филигрань. С. 81-87.

Протоколы VIII съезда РКП (б). 18-23 марта 1919 г. (1933) / Под ред. Ем. Ярославского. М.: Партийное издательство. 560 с.

Слепко Ю.Н. (2022) Преподавание психологии на ранних этапах развития Ярославского педагогического института // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Часть 3. Материалы 76-й международной конференции / Науч. ред. И.Ю. Тарханова. Ярославль: РИО ЯГПУ С. 51-59.

Стоюхина Н.Ю. (2019) Жизнь и творчество И.П. Четверикова // Методология, теория, история психологии личности. Сборник статей. Серия «Методология, история и теория психологии» / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламен-кова. М.: ИП РАН. С. 314-320.

Факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. История и современность (2011) / Под ред. А.В. Карпова, Л.Ю. Субботиной. Ярославль: ЯрГУ. 256 с.

Факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. К 50-летнему юбилею факультета психологии (2020) / Отв. ред. А.А. Карпов. Ярославль: Филигрань. 376 с.

Мазилов Владимир Александрович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1. Тел.: +7 (4852) 32-92-87. Эл. адрес: [email protected]

Mazilov Vladimir Alexandrovich, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General and Social Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. Adress: 150000, Yaroslavl, 108/1 Respublikanskaia str. Tel: +7 (4852) 32-92-87. Email: [email protected]

Слепко Юрий Николаевич - доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1. Тел.: +7 (4852) 51-86-56. Эл. адрес: [email protected]

Slepko Iurii Nicolaevich, Doctor of Psychology, Docent, Dean of the Faculty of Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. Adress: 150000, Yaroslavl, 108/1 Respublikanskaia str. Tel: +7 (4852) 51-86-56. Email: [email protected]

Для цитирования:

Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Преемственность и новации в развитии Ярославской психологии. 2023. № 6. С. 22-30. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.6.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.