ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 372. 3/. 4
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-9-15
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. А. Семенова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается вопрос осуществления преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность понимается как взаимодействие между разными ступенями образования, обеспечивающее развитие детей, обогащение знаний и опыта, основанное на учете специфики возраста, применении соответствующих, эффективных для каждой ситуации средств, методов, форм педагогической деятельности, направленных на плавное поэтапное становление учебной деятельности ребенка и переход его от одного образовательного уровня к другому. Анализ стандартов дошкольного и начального общего образования с позиции реализации преемственных связей дал возможность выявить сходства в целях, теоретико-методологической основе (системно-дея-тельностный подход), в структуре, позволяющей определить согласованность содержания и способов его реализации на обоих уровнях. Важным механизмом преемственности является поиск сквозных, т. е. есть актуальных для разных уровней образования технологий и методов. Этому требованию отвечает проектная деятельность дошкольника и младшего школьника, которая представлена как интегративная деятельность. Последняя включает игровую, исследовательскую, творческую деятельность и особые образовательные результаты в каждой возрастной группе.
Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального образования, проектная деятельность детей дошкольного возраста, проектная деятельность младших школьников.
Осуществление преемственности дошкольного и начального образования является важной задачей, решение которой обеспечит гарантии полноценного развития личности ребенка и получения им качественного образования. Преемственность между уровнями дошкольного и начального образования следует рассматривать как непрерывность и единство методологического, целевого, содержательного, процессуального и оценочно-диагностического единства образовательного процесса [1]. Преемственность является процессом реализации принципа непрерывности в образовании. Проблему преемственности изучали такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, А. К. Орешкина, С. М. Годник. О преемственности дошкольного и начального образования писали А. Г. Асмолов, Н. Ф. Виноградова, И. И. Гончарова, В. Я. Лыкова, Л. В. Трубайчук и др. О преемственности как возможности обеспечения психологической готовности детей дошкольного возраста к переходу на новую ступень образования говорил А. Г. Асмолов. Он рассматривал любознательность в качестве основы познавательной активности ребенка, подчеркивал значимость развития способностей детей самостоятельно решать имеющиеся задачи, а также как средство, способствующее успешности в учебной деятельности [2]. Дошкольный возраст является ценным
этапом становления личности, периодом его социализации, развития самостоятельности, активности, разных способностей, поэтому, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), следует сохранять его «уникальность и самоценность» [3]. Начальная школа принимает результаты дошкольного образования как основу дальнейшего всестороннего развития ребенка. Многие исследователи подчеркивают значимость каждого возрастного этапа становления ребенка, указывая на то, что результаты развития способностей ребенка, реализованных в процессе дошкольного образования, будут способствовать его дальнейшему личностному становлению, совершенствуя накопленный на предыдущей ступени потенциал.
Таким образом, под преемственностью дошкольного и начального общего образования можно понимать взаимосвязь, согласованность, взаимодействие между данными ступенями образования, обеспечивающие развитие детей, обогащение их знаний и опыта, основанное на учете специфики возраста, ведущего вида деятельности, применении соответствующих эффективных для каждой ситуации средств, методов, форм педагогической деятельности, направленных на установление плавного поэтапного становления учебной деятельности ребенка и комфортного перехода его от одного образовательного уровня к другому.
Рассмотрим, как реализуется преемственность на уровне федеральных стандартов. Для этого проведем сравнительный анализ ФГОС ДО и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [3, 4] с позиции представленных в документах возможностей преемственности дошкольного и начального образования (табл. 1).
Таким образом, преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО представлена в следующих аспектах:
- стандарты дошкольного и начального общего образования имеют схожие цели, связанные с обеспечением возможностей для развития каждого ребенка на основе единых требований, причем подчеркивается значимость преемственных связей на всех уровнях образования; единую структуру, позволяющую определить согласованность содержания, способов реализации образовательного процесса на обоих уровнях;
- оба стандарта базируются на единой теоретико-методологической основе - системно-деятельностном подходе, подразумевающем активную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей дошкольников и школьников. Это подтверждается и данными анализа других исследователей: «Единый психолого-педагогический методологический подход, закрепленный стандартами дошкольного и начального общего образования, является основанием для реализации преемственности на практике» [5, с. 2];
- в стандартах отражено содержание каждого уровня образования, подход к представлению содержания отличен: во ФГОС ДО это пять направлений развития ребенка, во ФГОС НОО - предметные области, при этом предметное содержание направлений и областей схоже, отличается объемом, формами, методами, технологиями работы педагога по его реализации, выбор которых обусловлен возрастными особенностями детей;
- отличие мы видим в требованиях к результату освоения стандарта: целевые ориентиры в дошкольном образовании, которые не подвергаются непосредственной оценке, и три группы образовательных результатов во ФГОС НОО, предполагающие промежуточную и итоговую индивидуальную оценку. Тем не менее результаты освоения также можно рассматривать как механизмы преемственности, так как целевые ориентиры являются базисом для выстраивания образовательного процесса начальной школы: «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» [6, с. 13].
Таблица 1
Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с позиции преемственности дошкольного и начального образования
Показатель Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Цели Обеспечение равенства возможностей для каждого в получении дошкольного образования; государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования
Системно-деятельностный подход
Основания Принципы: - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; - уважение личности ребенка; - реализация форм, специфических для детей данной возрастной группы (игра, исследовательская деятельность) - Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося
Структура Включает три основных раздела: целевой (пояснительная записка и планируемые результаты освоения Программы); содержательный (общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей), организационный (описание материально-технического обеспечения) Включает три основных раздела: целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения основных образовательных программ НОО, система оценки достижения планируемых результатов); содержательный (общее содержание НОО, включает программы, ориентированные на достижение образовательных результатов), организационный (учебный план НОО; план внеурочной деятельности; система условий реализации основных образовательных программ)
Содержание Развитие и образование детей реализуется по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) Предметные области ФГОС НОО (филология, математика и информатика, естествознание и обществознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, физическая культура)
Образовательные результаты Представлены как целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) Требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные, предметные
Несмотря на достаточную представленность данной проблемы в документах и изученность в рамках психолого-педагогических исследований, педагоги-практики продолжают
искать эффективные пути осуществления преемственности дошкольного и начального образования, в том числе среди образовательных технологий, методов и приемов. Как отмечают Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова и С. Г. Чигрина, одним из путей преодоления сложностей адаптации обучающихся к новому уровню образования является преемственность используемых педагогами (воспитателями детских садов, учителями школ и преподавателями профессиональных образовательных учреждений) технологий обучения и воспитания [7].
Таблица 2
Интеграция различных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в проектной деятельности и предполагаемые результаты
Интеграция проектной деятельности с другими видами деятельности Предполагаемые результаты проектной деятельности
Дошкольное образовательное учреждение Начальная школа
Игровая Проект может быть представлен виде ролевой игры, где каждое действие, этап соответствует роли писателя, оформителя и т. д. (в зависимости от вида и темы проекта) - Развитие детей через включение в ведущий вид деятельности - игру; - обеспечение сохранения самоценности возраста в игре, при этом обогащая опыт и знания дошкольников - Обеспечение дополнительной мотивации при включении в проект; - создание комфортных и здоровьесберегающих условий для младших школьников в процессе обучения
Познавательная У детей дошкольного и младшего школьного возраста небольшой запас знаний и опыта, что предопределяет присутствие поиска, исследования в процессе реализации проекта Формирование исследовательских действий (экспериментирование, сравнение, наблюдение) Формирование исследовательских умений (информационные, поисковые)
Ценностно-ориентацион-ная В процессе работы над проектом важно создание мотивации, формирование осознанного, эмоционально-ценностного отношения к теме, процессу и продукту Формирование ценностного отношения к процессу и продукту Формирование личностных результатов
Учебная деятельность У детей формируются проектные умения, обогащается имеющийся опыт и знания в рамках темы проекта. Проект является эффективным полем для применения имеющихся знаний и умений - Формирование проектных умений; - формирование предпосылок универсальных учебных действий; - обогащение знаний и опыта в рамках темы проекта Формирование проектных умений; - формирование универсальных учебных действий; - обогащение знаний и опыта в рамках темы проекта
Коммуникативная деятельность Для детей дошкольного и младшего школьного возраста более эффективной является совместная работа над проектом - Формирование социально-коммуникативных умений - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Созидательная творческая деятельность Продукт как результат работы предполагает созидание - Формирование технико-технологических умений работы с различными материалами и инструментами; - развитие творческих способностей
Ключевыми требованиями в преемственности технологий, методов и приемов могут быть:
- опора на специфику возраста, поддержка самоценности каждого возрастного этапа;
- избегание замещения одного вида деятельности другим (например, игры обучением);
- выявление «сквозных» видов деятельности, представляющих значимость и имеющих высокий потенциал как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте (коммуникативная, игровая, исследовательская деятельность);
- определение комплекса технологий, приемов и методов, соответствующих психофизиологическим особенностям дошкольного и младшего школьного возраста, подтвердившим свою эффективность в образовательной практике (экспериментирование).
Одним из перспективных путей реализации преемственности является организация проектной деятельности детей. О проектной деятельности детей дошкольного возраста как о сложном, специально организованном процессе говорит Н.Е. Веракса [8]. Проектная деятельность дошкольников рассматривается как целенаправленная, спланированная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач образовательной деятельности [9]. Проектная деятельность детей младшего школьного возраста представляет собой особую активную деятельность обучающихся, направленную на достижение личностно значимого или социально значимого результата, имеющую конкретную цель (прообраз продукта), структуру (этапы выполнения проекта). Вовлекая учеников в проектную деятельность, можно реализовать ряд педагогических задач: достижение предметных результатов (в случаем предметного проекта), формирование универсальных учебных действий, развитие инициативности [10].
Проектная деятельность - один из возможных ответов на вопрос о выборе технологий, методов, видов деятельности, объединяющих в себе развивающий потенциал и включающий элементы игровой деятельности. Как отмечает Ю. Н. Рюмина, проекты дают возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения [11]. Для детей младшего школьного возраста проектная деятельность является интегративной площадкой для объединения разных видов активности: игровой, исследовательской, творческой. Значимым результатом является и целенаправленное формирование проектных умений у младших школьников и предпосылок к универсальным учебным действиям у детей дошкольного возраста [12]. Более подробно возможности интеграции различных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в проектной деятельности детей и предполагаемые результаты рассмотрены в табл. 2.
Мы видим, что проектную деятельность действительно можно рассматривать как «сквозную» деятельность, имеющую потенциал как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте, так как включение в проект позволяет детям (с опорой на особенности возраста) активно участвовать в образовательном процессе. Ресурс проектной деятельности как способа реализации преемственности будет реализован при регулярном включении дошкольников в игровое проектирование, при реализации совместных проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста, при обеспечении согласованной и последовательной работы педагогов по формированию проектных умений, определению целей, содержания и структуры детского проекта.
Список литературы
1. Трубайчук Л. В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании. М.: Книжная палата, 2013. 173 с.
2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 96 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 06.12.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
5. Ефлова З. Б., Косолапова Е. С. Условия обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в стандартах образования и в педагогической практике // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 1 (21). С. 2-10.
6. Смолеусова Т. В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (23). С. 7-17.
7. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Преемственность педагогических технологий как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Общая педагогика. 2017. № 3 (36). С. 27-34.
8. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2008. № 2. С. 16-20.
9. Токарева Т. А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 118-123.
10. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 209-211.
11. Рюмина Ю. Н. Организация проектной деятельности дошкольников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). С. 52-58.
12. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 70-74.
Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: natalsem@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 03.03.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-9-15
CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY EDUCATION THROUGH THE USE OF PROJECT ACTIVITY
N. A. Semenova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The author considers the issue of the implementation of the continuity of preschool and primary education. Continuity is understood as the interaction between different levels of education. This interaction provides the development of children, enriching their knowledge and experience. It is based on taking into account the specifics of age, the leading type of activity, on the use of appropriate, effective for each situation means, methods, forms of pedagogical activity. The continuity of methods and means is aimed at establishing a smooth phased formation of the child's learning activities and moving him from one educational level to another. The author analyzes the standards of preschool and primary general education from the perspective of the implementation of continuity. The analysis showed similarities in goals, in a theoretical and methodological basis (system-activity approach), in the structure, which allows us to determine the consistency of the content and methods of its implementation at the
levels of preschool and primary education. An important mechanism of continuity is the search for cross-cutting, that is, relevant for different levels of education, technologies and methods. This requirement meets the project, which the author presents as an integrative activity, combining game, research, creative activities. The researcher presents the special results of the implementation of project activities in each age group and their relationship.
Keywords: continuity ofpreschool and primary education, design activities ofpreschool children, design activities of primary school children.
References
1. Trubaychuk L. V. Pedagogicheskaya strategiya i taktika organizatsii integrirovannogo protsessa v doshkol'nom obrazovanii [Pedagogical strategy and tactics of organizing an integrated process in preschool education]. Moscow, Knizhnaya palata Publ., 2013. 173 p. (in Russian).
2. Asmolov A. G. Psikhologiya individual'nosti. Metodologicheskiye osnovy razvitiya lichnosti v istoriko-evolyutsi-onnom protsesse [Psychology of individuality. Methodological foundations of personality development in the historical evolutionary process]. Moscow, MSU Publ., 1996. 96 p. (in Russian).
3. PrikazMinobrnauki Rossii ot 17.10.2013 N 1155 (red. ot 21.01.2019) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 10.17.2013 N 1155 (as amended on 01.21.2019) "On the approval of the federal state educational standard for preschool education"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (accessed 6 December 2019).
4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Standarty vtorogo pokoleniya [The federal state educational standard of elementary general education. Second Generation Standards]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011.33 p. (in Russian).
5. Yeflova Z. B., Kosolapova Ye. S. Usloviya obespecheniya preyemstvennosti doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya v standartakh obrazovaniya i v pedagogicheskoy praktike [Conditions for ensuring the continuity of preschool and primary general education in education standards and in teaching practice]. Nepre-ryvnoye obrazovaniye: XXI vek - Lifelong Education: the XXI century, 2018, vol. 1 (21), pp. 2-10 (in Russian).
6. Smoleusova T. V. FGOS doshkol'nogo obrazovaniya: glavnoye v strukture, soderzhanii, preyemstvennosti [FSES of preschool education: the main thing in structure, content, continuity]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta - NSPU Bulletin, 2015, vol. 1 (23), pp. 7-17 (in Russian).
7. Tarasova N. V., Pastukhova I. P., Chigrina S. G. Preyemstvennost' pedagogicheskikh tekhnologiy kak usloviye realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya [Continuity of pedagogical technologies as a condition for implementing the federal state educational standard of general education]. Pedagogicheskiy IMIDZH, 2017, vol. 3 (36), pp. 27-34 (in Russian).
8. Veraksa N. Ye. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti v detskom sadu [Organization of project activities in kindergarten]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: teoriya i praktika - Preschool Education Today: Theory and Practice, 2008, vol. 2, pp. 16-20 (in Russian).
9. Tokareva T. A. Izmeneniye soderzhaniya obrazovatel'noy deyatel'nosti v usloviyakh novogo federal'nogo gosu-darstvennogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Changing of educational activity in conditions of the new federal state standard for preschool education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 2 (12), pp. 118-123 (in Russian).
10. Semenova N. A. Voprosy organizatsii proyektnoy deyatel'nosti v nachal'noy shkole [The questions of the organization of the project activity in primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 209-211 (in Russian).
11. Ryumina Yu. N. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti doshkol'nikov [Organization of design activities of preschoolers]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Journal of Shadrinsk State Pedagogical University, 2016, vol. 1 (29), pp. 52-58 (in Russian).
12. Semenova N. A. Proyektnaya deyatel'nost' mladshikh shkol'nikov v urochnoye vremya [Project activity of younger students at the appointed time]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 70-74 (in Russian).
Semenova N. A., candidate of pedagogy, associate professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: natalsem@rambler.ru