_____________________103
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
УДК 159.9
ПРЕДВЗЯТОСТЬ В КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ
Л.Ю. Александрова
В статье раскрыты сущность, особенности, факторы изменения и формирования каузальной атрибуции. Являясь сложным оценочным явлением, каузальная атрибуция может иметь свои дефекты и искажения.
Атрибуция, атрибутивные теории, объективация и нейтральность каузальной атрибуции, пороговая и вторичная предвзятость, искажения каузальной атрибуции.
Ключевые слова: атрибуция, атрибутивные теории, объективация и нейтральность каузальной атрибуции, пороговая и вторичная предвзятость, искажения каузальной атрибуции.
Изучение вопросов каузальной атрибуции, ее ошибок и искажений является одной из важнейших проблем психологии. Их актуальность в теоретическом плане продиктована необходимостью использования атрибутивного подхода для описания и объяснения психологических феноменов, имеющих непосредственное отношение к предметной области педагогической психологии. В практическом аспекте актуальность исследования каузальной атрибуции связана с решением прикладной проблемы, связанной с повышением эффективности учебной и педагогической деятельности.
Атрибутивные теории мотивации поведения и деятельности получили свое отражение в работах Б. Вайнера, К. Двек, Дж. Капра-ры, М. Селигмана, Д. Сервона, Б. Такмана, Р. Фрэнкина, Ф. Хайдера, X. Хекхаузена и др.
В отечественной психологии проблема каузальной атрибуции до недавнего времени изучалась преимущественно в рамках социальной психологии (Г.М. Андреева, Т.М. Стефаненко, В. П. Трусов и др.). Проведены исследования, направленные на изучение связи каузальной атрибуции с мотивацией, эмоциональными процессами, а также поведенческими проявлениями личности (Weiner, 1982; Peterson, Seligman, 1984; Seligman, 1988; Graham, 1991; Dweck, 1999; Bandura, 2001 и др.). Выявлены некоторые возрастные и кросскультурные особенности функционирования каузальных атрибуций.
Полученные в исследованиях данные отчасти проясняют связь каузальной атрибуции с успешностью учебной и педагогической деятельности. Однако неизученными остаются факторы изменения и формирования атрибуции. Рассмотрим подробнее такой ее фактор, как предвзятость наряду с особенностями и чертами атрибуции.
Наблюдая поведение других людей, мы всегда в той или иной степени пытаемся понять его движущие силы, мотивы, намерения, цели, а через них - то, каким является данный индивид. Это представляется важным для понимания того, чего от него можно ожидать, на что можно рассчитывать, строя с ним отношения, как строить их успешнее. Это - базисный момент совместного существования, иногда оказывающийся важным фактором нашего выживания: фактором организации сотрудничества или противодействия [1].
Необходимость оценки психического статуса других людей, особенностей их темперамента, характера, направленности интересов, интерпретации поступков окружающих людей может определяться нами предположительно (наше мнение о других людях всегда имеет предположительный характер). Данное явление получило в психологии название «каузальная атрибуция» (буквально: causa -«причина», atributio - «придание», «наделение»). Она предполагает придание значимости любым проявлениям активности другого
индивида путем психической проекции. Базисным ее элементом является сочетание внешнего облика воспринимаемого индивида и наложенного на него образа поведения, которым мы располагаем и который накапливается нами в ходе нашей жизни [3].
На начальном этапе исследований казуальной атрибуции, психологи рассматривали только процесс «приписывания» причин поведения другого человека, позже стали изучаться способы приписывания более широкого диапазона характеристик: чувств, качеств личности, ее намерений. Феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке (о действительных причинах его поведения). В процессе межличностного восприятия степень и мера приписывания зависят от двух показателей:
а) типичность поведения - поведение, предписанное устоявшимися ролевыми образцами, поэтому оно чаще и проще подвергается интерпретации; а уникальное поведение напротив, допускает огромное количество различных интерпретаций;
б) степень социальной желательности или нежелательности (рамки поведения, ограниченные соответствующими социальными и культурными нормами) - поведение либо соответствует нормам, либо не соответствует.
Успех наших взаимоотношений с окружающими людьми во многом зависит от нашей способности к каузальной атрибуции (ведь нам необходимо соблюдать свои интересы, в число которых может входить и правильная постановка взаимоотношений, налаживание сотрудничества). Если же речь заходит о противодействии, то здесь важно оценить, насколько далеко тот или иной индивид может пойти в своих действиях, противоречащих нашим интересам. Но чем больше черт поведения другого индивида мы способны соотнести с особенностями его внутреннего мира, строя модель этого мира, тем его поведение и он в целом становятся для нас предсказуемее.
Рассмотрим проблему субъективности, объективации и нейтральности каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция может основываться на чертах уже осуществляемого поведения или на предполагаемых его чертах. Однако мы не всегда отделяем диспозицион-ные и ситуационные причины в поведении наблюдаемых нами людей, не всегда различаем в их поведении «установочное» и «обстановочное» начала. При каузальной
атрибуции мы стараемся оценить психические черты другого индивида по особенностям его поведения, которые являются субъективными для него, но объективно действующим фактором для нас. В свою очередь, наше восприятие также субъективно, и мы можем ошибаться. Таким образом, субъективность результатов каузальной атрибуции связана с тем, что внутренний мир индивида мы оцениваем по косвенным признакам, на основании предыдущего своего опыта. Однако ситуация и индивид могут иметь для нас инновационный характер. Не случайно, что одним из важных факторов успеха индивида в политической борьбе является непонимание соперниками его намерений, способностей, амбиций, его психического потенциала на основании доступных их наблюдению черт поведения (поэтому в политической борьбе побеждает нередко именно тот, от кого этого никак не ожидали). Следует учесть также тот факт, что сами наши оценки всегда субъективны. К примеру, в условиях соперничества, противодействия, конфликта образ другого легче наполняется негативными чертами: чем сильнее у нас доминанта личной выгоды, тем негативнее мы воспринимаем все то, что препятствует ее реализации. Склонность индивида к негативной каузальной атрибуции нередко становится причиной конфликтности его поведения.
Позитивная каузальная атрибуция много ценнее, нежели негативная (выигрыш здесь
- в душевном равновесии оценивающего, в положительных его эмоциях и др.). Основное требование к ней заключается в том, что она не должна сопровождаться излишней доверчивостью. Это говорит о том, что важно, с одной стороны, доброжелательно относиться к окружающим, но ... «на всякий случай» помнить, что в принципе «возможно все». Иными словами, доброжелательность и доверчивость - разные психические явления (и качества индивида), и одно не должно переходить в другое. При этом доброжелательность должна быть устойчивой доминантой нашего отношения ко всему окружающему, а доверчивость обязательно должна иметь меру, в том числе и ситуационную.
Позитивная каузальная атрибуция может иметь и обобщенный характер, и выборочный. Например, если некий индивид произвел на нас благоприятное впечатление, и его образ стал для нас позитивно - доминант -ным, то мы начинаем более благоприятно для него трактовать его поступки: нам
становится легче воспринимать мотивы этих поступков как возвышенные, благородные, как диктуемые добрыми намерениями. Все, что не укладывается в эту схему и что - при большей объективности - заслуживало бы негативной оценки, рассматривается нами как случайное, произошедшее против его воли, по независящим от него обстоятельствам.
И негативная, и позитивная каузальная атрибуция - это проявления необъективности оценок, тенденциозности отношений (к объектам оценки). В целом же, доминанта позитивной атрибуции, как было отмечено выше, способствует сохранению здоровья, негативная же атрибуция обязательно должна иметь точно выверенный, конкретный характер и не быть доминантной во взаимоотношениях индивида с окружающими.
Результаты каузальной атрибуции, как некая установка, должны быть подвластны объективации: сделав вывод о мотивах поведения индивида, мы должны быть способны внести в него уточнения в случае появления новой информации. Здесь легко впасть в предвзятость: на основании уже сложившегося об индивиде мнения мы «не допускаем мысли» о том, что в той или иной ситуации, в том или ином деле он может поступить вопреки нашим ожиданиям. Следовательно, каузальная атрибуция должна быть нейтральной: без предвзятости, без чрезмерного влияния факторов конкретной ситуации на внеситуационную оценку воспринимаемого индивида: ведь необходимо именно это, а особенности частного поведения его в той или иной ситуации - только «вспомогательный материал». Способность к нейтральной (непредвзятой) каузальной атрибуции -важнейшая необходимая черта объективности и реалистичности нашего поведения. Такая полноценная непредвзятая атрибуция дает возможность выходить из деловых конфликтов с минимальными потерями, иногда предотвращать их развитие.
Раскроем природу предвзятости и место предвзятости в каузальной атрибуции. Понятие «предвзятость» - негативное понятие из более широкого круга психических явлений априорности, т.е. заданности заранее оценки индивидом чего-либо. Страдающему предвзятостью «ничего не докажешь».
Как проявления предвзятости, к чертам некачественного оценивания относятся стереотипность (проявление недостатков в системе установок индивида) и шаблонность (проявление слабой способности к объекти-
вации в пределах той или иной установки, к учету текущей информации и особенностей ситуации) восприятия и поведения. Другим проявлением предвзятости является догматизм.
Указанные проявления предвзятости препятствуют процессу оценивания новых объектов окружающего, и поэтому индивид в основном ограничивается сложившимся их кругом. Из-за этого оценка нового может оказаться случайной, связанной с посторонними факторами и не вытекающей из существа дела и свойств объекта. Отсюда, в частности, настороженность и негативизм «местных» к чужим, посторонним, неизвестным людям.
Предвзятость сказывается на «знаке» оценки: там, где они могли бы быть позитивными, они оказываются негативными; и напротив, иногда предвзятость порождает позитивные оценки там, где для этого объективно нет оснований [4]. В результате у индивида может быть положительное отношение к тому и тем, что и кто этого не заслуживает, и неоправданно отрицательное отношение к чему-либо или кому-либо. Примером предвзято-положительного отношения индивида к чему-нибудь является некритическое его следование моде.
С точки зрения качества каузальной атрибуции важно различать первичную (пороговую) и вторичную предвзятость. Первая препятствует процессу оценивания, в том числе и каузальной атрибуции, а вторичная - искажает ее результаты. Каковы векторы смысла пороговой предвзятости? Новизна объекта, его сложность, упорядоченность, особая ценность, а также содержащееся в объекте различие. (Все это нарушает критичность как оценочное свойство сознания индивида.)
Все виды пороговой предвзятости соответствуют определенным негативным чертам характера индивида:
1. Предвзятость новизны - консерватизм (для человека плохо то, что ново, неожиданно, неизвестно). Для критичной оценки этого «нового» в психике индивида возникает порог, через который он не в состоянии мысленно переступить. В результате его сфера значимого оказывается и узкой, и бедной в деталях. В плане поведения других индивидов это ведет к неспособности оценки нестандартного поведения, отсюда - и к неспособности понимать мотивы нестандартно действующих индивидов.
2. Предвзятость сложности - примити-
визм (все, что более-менее сложно, раздражает и утомляет, поэтому человек не способен сделать над собой психическое усилие для оценки подобного объекта).
3. Предвзятость упорядоченности - вандализм. В его основе лежит стремление индивида к снижению степени упорядоченности окружающего. Негативная реакция на упорядоченность окружающего предметного мира лежит в основе «культурного стресса».
4. Предвзятость сверхценности - «запо-лошность». Главную роль здесь играет доминанта сверхценности для индивида некоторых объектов и отношений. Здесь доминирующая установка определяет то, что попадает в ее нейрофизиологическое «поле».
5. Предвзятость различия - завистливость. Различие - подлинная «пища» для зависти, поэтому носитель различия оценивается негативно: заранее, не вдаваясь в его свойства и качества. Здесь «торжествует» негативная каузальная атрибуция. Если у оценивающего индивида нет того, что есть у другого - оцениваемого, то последний нередко «с порога» оценивается негативно, к нему проявляется отрицательное отношение, любая черта или особенность его поведения воспринимается враждебно.
Вторичная предвзятость, в отличие от пороговой, не препятствует оценке объекта, но зато сама эта оценка оказывается искаженной.
Для того, чтобы избежать ошибок и искажений в процессе каузальной атрибуции, важно, набирая жизненный опыт, в том числе и в сфере взаимоотношений, уточнять, углублять, модифицировать, объективировать свои оценки и их способы, совершенствовать критерии оценивания. Очевидно, что и процесс оценивания, и система оценок при этом должны быть гибкими, а оценка, в том числе атрибутивная, не должна быть узкой, т.е. однозначной. Она должна быть развернутой, предполагающей сочетание фактурной, конвенциональной, критериальной оценок, а также разносторонней. При этом те черты индивидов и объектов, которые могут ложиться в основание оценочного порога, должны учитываться в процессе оценки, но отношение к ним должно быть не примитивно-установочным, а содержательным: эти свойства должны учитываться наравне с фактурными свойствами объекта, но не доминировать (в оценке). Нарушение этого требования может порождать различные, в том числе и общественно значимые явления. Это отчетливо проявляется, в
частности, во время конфликтов, в том числе деловых, вооруженных (после окончания конфликта «выясняется», что это такие же люди, не хуже нас).
Из сказанного выше очевидно, что каузальная атрибуция - типично оценочное явление, которое, как и другие виды и способы оценки, имеет свою специфику. Главное здесь в том, что мы пытаемся оценивать то, что невозможно воспринять непосредственно, поэтому приходится делать это по косвенным признакам, путем построения вероятностных моделей того, что происходит в психике другого индивида. Следовательно, каузальная атрибуция (объективная и необъективная - позитивно или негативно предвзятая) - сложное оценочное явление. Как любой вид оценок, каузальная атрибуция может иметь свои дефекты, ошибки и искажения.
Предвзятость, предрассудок, предубеждение - оценочно-установочные психические явления, выражающие пониженную способность индивида к объективации своих оценок, в том числе в плане каузальной атрибуции, следовательно, и в сфере взаимоотношений. В результате в его психике формируются оценочные барьеры, препятствующие «свежему» адекватному восприятию других людей, а также объектов, процессов, явлений окружающего мира. Очевидно, что жизнедеятельность подобных индивидов менее успешна, поскольку вероятность негативных происшествий в их жизни от этого возрастает.
Деструктивная роль неблагоприятной атрибуции (предвзятости в каузальной атрибуции), пессимистического стиля атрибуции состоит не только в существенном снижении эффективности деятельности, ее мотивации, но и в «свертывании» общей активности личности, снижении самооценки. Все это в конечном итоге приводит к психоэмоциональным нарушениям, личностным проблемам.
Важна способность человека к нейтральной каузальной атрибуции. Это дает возможность правильно понимать других людей и учитывать их подлинные интересы и намерения, без необоснованного приписывания им злого умысла. Атрибутирование, являясь частью процесса мотивации, оказывает решающее влияние на поведение, результаты профессиональной деятельности человека; каузальная атрибуция может быть рассмотрена в качестве важнейшего фактора эффективности как учебной, так и педагогической деятельности.
Источники и литература
1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Выживание (факторы и механизмы) [Текст]// М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. 368 с.
2. Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибутики [Текст] // Вестник Моск.ун-та. Сер.14: Психология. 2006. № 1. С. 71-81.
3. Налчаджан А. Атрибуция, диссонанс и
социальное познание [ Текст]// М.: Когито-Центр, 2006. 439 с.
4. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения [Текст] // СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. [Текст]// М.: Мастера психологии, 2004. 864 с.
Aleksandrova L.Y. PRECONCEPTION IN A CAUSAL ATTRIBUTION
The article reveals the content and the factors of forming causal attribution, and the role of preconception in it. All the types of preconception are compared with certain traits of person?s character. They underline the destructive effect of unfavourable attribution and the necessity of development of the neutral causal attribution.
Key words: theory of attribution, causal attribution, preconception, types of preconception.
АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна родилась в 1973 г., окончила Нижегородский государственный педагогический университет (1995), канд. пед. наук (2002), доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 70 научных работ.
УДК 37.035
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Т.Ю. Гурьянова
В статье рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Раскрываются такие основные понятия, как: педагогическая модель, поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования поликультурной компетентности у студентов вуза.
Ключевые слова: педагогическая модель, поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности.
Методом моделирования называется такой научный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Это один из существенных способов познания, когда изучение того или иного объекта производится с помощью изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного первому, с последующим переносом на первый объект результатов изучения второго. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.
Метод моделирования служит трем целям. Эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых знаков, построения новых теорий и интерпретации полученных данных. Вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей. Экспериментальной - для решения проблем эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями [2, 66-67].
Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта:
- конструирование модели;
- экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;