Научная статья на тему 'Предвыборная президентская кампания 1976 г'

Предвыборная президентская кампания 1976 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
655
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предвыборная президентская кампания 1976 г»

Е. Н. Тишакова

Предвыборная президентская кампания 1976 г.

США подошли к очередным президентским выборам 1976 г. в сложной социально-политической и экономической обстановке. Всё говорило о том, что избирательная кампания будет

всецело посвящена экономическим вопросам, таким как общее экономическое положение страны, инфляция, уровень занятости1.

Падение веры в возможность выхода из кризиса формировало особую психологическую атмосферу избирательной кампании. В США всё громче были слышны призывы к коренному пересмотру послевоенной политики государства в социальноэкономической области. Доверие населения к экономической политике правительства упало до рекордно низкого уровня2. Более предпочтительными в создавшихся условиях выглядели позиции демократов, так как опыт правления республиканцев Никсона и Форда был печально известен. Всё увеличивавшаяся безработица, инфляция, обострение социальных проблем лишали президента Дж. Форда возможности предъявить избирателям какие-то козыри в плане внутренней политики. Он вступил в борьбу за переизбрание в президенты с центристской консервативной программой сокращения расходов и идеей дерегуляции. Форд настаивал, что основной экономической проблемой страны являлась инфляция, а её главным источником - чрезмерные государственные расходы в социальной области. В качестве составной части программы «оздоровления» страны Форд выдвинул ряд мер, направленных на «освобождение экономики от мелочной тирании широкого государственного регулирования», на стимулирование конкуренции и обеспечение гибкости цен3.

Форду удалось добиться выдвижения своей кандидатуры в президенты на съезде республиканской партии с минимальным перевесом в 117 голосов4. Его соперником стал бывший губернатор Калифорнии Р. Рейган, представлявший крайне правый фланг республиканцев и в силу этого не получивший доверия партии из-за чрезмерно радикальных позиций в вопросах внутренней и внешней политики. Делегаты съезда не решились пойти на риск, выдвинув в официальные кандидаты Рейгана, и сделали ставку на Дж. Форда. Но в рядах республиканцев наблюдался раскол, поскольку Форд не был законно избранным президентом США и

1 Stewart J.G. One Last Chance: The Democratic Party, 1974-1976. N. Y.; W., 1977. P. 124.

2 The New York Times. 1976. March 7. P. 10-11.

3 USNews and World Report. 1976. July 24. P. 14-15.

4 National Party Platforms. Vol. 2. 1960-1976 / Compiled by Е. Johnson. Urbana, 1978. P. 916-917.

потому не обладал необходимым политическим авторитетом в самой партии и в американском обществе в целом.

Неудачи республиканцев в социально-экономической политике предоставляли демократам широкие возможности продемонстрировать повышенное внимание к повседневным нуждам американского гражданина. В платформе демократов отмечалось, что в течение последних 25 лет американская экономика испытала пять крупных спадов. Причём два самых серьезных кризиса пришлись на правление администрации Никсона и Форда. Республиканских президентов обвинили в том, что они своими действиями спровоцировали инфляцию в сочетании с экономическим спадом. Не была обойдена и проблема безработицы. В частности, на республиканцев возложили всю ответственность за то, что безработными оказались свыше 10 миллионов человек5. Демократы открыто обвинили республиканские администрации в том, что программами социального вспомоществования миллионам американцев они заменили реальную работу.

Осложняло ситуацию в партии отсутствие общепризнанного лидера. Последствия «Уотергейта» сказались на политической карьере многих видных демократов. Именно причастность в той или иной степени к скандалу предопределила неудачу на президентских выборах таких функционеров, как С. Шрайвер и сенатор

Э. Маски6. Зато это обстоятельство предоставило хорошую возможность молодым, перспективным, но малоизвестным политическим деятелям США проявить себя и принять участие в предвыборной кампании. Свои силы смог попробовать в избирательной гонке и губернатор Джорджии Джеймс Эрл Картер.

Стремительный взлёт Картера стал основной политической интригой президентских выборов. Он буквально ворвался в политическую жизнь страны и в ходе первичных выборов очень быстро захватил лидерство7. «Феномен Картера» объяснялся вполне естественным желанием американцев видеть в руководстве страны «новые лица», не связанные с многочисленными коррупцион-

5 Маныкин А.С. История двухпартийной истории США (1789-1980). М., 1980. С. 266.

6 Никонов В.А. Республиканская партия на президентских выборах 1976 г. // Политические партии США в новейшее время. М., 1982. С. 188.

7 Derbyshire I. The Politics in the United States: From Carter to Bush. Chambers, 1990. P. 26.

ными скандалами «Уотергейта». Как писала в 1976 г. газета «Нью-Йорк Таймс»: «Картер не являлся ни человеком прошлого, ни человеком правых, как Форд, ни человеком левых, как Хэмфри. Но он, по крайней мере, представлял собой нечто новое»8.

Его избирательная кампания строилась на критике официального Вашингтона. Картер подчеркнуто демонстрировал свою отстраненность от бюрократической машины Вашингтона и влияния «большого бизнеса». Он позиционировал себя как стороннего наблюдателя, «аутсайдера», человека из сельской глубинки страны. Естественность Картера, его спокойный политический имидж определенно вызывали симпатии избирателей. В каждой публичной речи Картер напоминал, что он простой человек, которому понятны и близки нужды и заботы рядовых избирателей9.

Картер призывал восстановить доверие к федеральному правительству, преодолеть его скрытность, которая стала постоянной спутницей всех государственных процессов. Он акцентировал внимание избирателей на том, что политические лидеры, которые умышленно скрывают свои действия от народа, практически всегда замышляют что-то нехорошее, всегда направленное 10

против народа .

Команда Дж. Картера преследовала цель создать своему кандидату ореол «народного президента». Картер часто повторял в период избирательной кампании: «Верьте мне! Я никогда не солгу вам!»11. В пользу кандидата свидетельствовала специально изданная книга под названием «Я никогда не буду вам лгать».

Видное место среди лозунгов Картера занимало обещание реорганизовать вашингтонскую бюрократию, сделать ее эффективной и восприимчивой к насущным проблемам американцев. Этот вопрос Картер сделал одним из краеугольных камней своей предвыборной кампании. Он утверждал, что разрастание бюрократического аппарата с экономической точки зрения препятствует нормальной работе государственных органов, а громоздкий, плохо скоординированный конгломерат министерств, «независимых» агентств, управлений, комиссий, комитетов нередко прини-

8 The New York Times. 1976. Dec. 26. P. 2.

9 Carter J. Why not the best? N. Y., 1976. P. 90.

10 A Government as good as its People by Jimmy Carter. N. Y., 1977. P. 7.

11 Цит. по: TurnerR. «I’ll Never lie to You». Jimmy Carter in his own Words. N.Y., 1976. P. 3.

мает противоречивые и взаимоисключающие решения. Вполне понятно, заявлял он, что на фоне бюрократизации развивались извечные ее спутницы: коррупция, взяточничество, другие формы злоупотреблений. Картер считал, что необходимо провести серьезную реорганизацию федеральной бюрократии и уменьшить число агентств и ведомств с 1900 до 200, а высвободившееся средства направить на социальные нужды12. Подобная позиция вызывала положительный отклик у многих американцев.

В организации и проведении предвыборной кампании Джимми Картеру помогала финансово-политическая сила, именуемая Трехсторонней комиссией. Своей главной целью она определила желание сохранить за Соединёнными Штатами руководящую роль в мире. В недрах комиссии родилась концепция «трехстороннего сотрудничества» капиталистических центров мира - США, Западной Европы и Японии - чтобы более эффективно реагировать на мировой экономический кризис 1973-1975 гг. и на все последующие экономические спады.

В Трехстороннюю комиссию входили ведущие политические эксперты, крупнейшие бизнесмены и ученые США, Западной Европы, Японии. Из американских деятелей видную роль играли С. Вэнс, М. Блюменталь, Г. Браун, Р. Маршалл, Дж. Шлезингер,

Ч. Шульц, С. Эйзенштадт. В работе комиссии активное участие принимал Картер13. Когда Картер изъявил в 1974 г. желание баллотироваться на пост президента, руководители комиссии поверили в его силы и способности и решили предоставить помощь. Не связанный с официальным Вашингтоном, энергичный и порядочный Картер был прекрасной альтернативной политическому истеблишменту северо-востока США и имел хорошие шансы на победу14.

В связи с этим Дж. Картер не испытывал недостатка в организационной помощи и финансировании предвыборной кампании. Она получила широкое освещение в СМИ. Но и в век телевидения Картер по-прежнему полагался на личное общение с избирателями. Приложенные усилия дали результаты: если в начале

12 Schram M. Running for President. The Carter Campaign. N. Y., 1977. P. 32.

13 Фурсенко А.А. Президенты и политика США. 70-е годы. Л., 1989. С. 111-114.

14 Carter J. Op. cit. Р. 112.

избирательной гонки американцы с изумлением вопрошали: «Джимми - кто это?», то в самый ее разгар каждому было известно, кто он такой.

Политический облик Дж. Картера нелегко поддавался четким определениям. Сам он избегал причислять себя к тому или иному крылу в демократической партии. Он представлялся консерватором перед консерваторами, либералом перед либералами. Картер довольно умело подлаживался к различным течениям, в том числе к либеральным кругам, хотя некоторые либералы обвиняли его в том, что в действительности он более консервативен, чем пытался казаться перед избирателями15.

С таким багажом Картер подошёл к съезду демократической партии, на котором должно было произойти выдвижение официального кандидата в президенты и принята предвыборная платформа. Съезд прошёл 12-15 июля 1976 г. в «Мэдисон сквер-гарден» в Нью-Йорке. Никаких неожиданностей не произошло: при первом же голосовании подавляющим большинством делегатов съезда выбрали Картера кандидатом в президенты.

Кандидатура Дж. Картера устроила всех. Ему удалось создать перед делегатами съезда впечатление умеренного политика, приемлемого для большинства группировок внутри партии. Однако относительно консервативному южанину Картеру в качестве вице-президента понадобился либеральный представитель Севера страны, обладающий непререкаемым политическим авторитетом. На съезде кандидатура возможного второго лица в стране была найдена и одобрена. Им стал сенатор от Миннесоты Уолтер Мон-дейл. Выбор этого человека был оптимальным при создавшихся условиях, поскольку он был популярен среди либеральных демократов и входил в либеральную группировку в сенате16. Таким образом, тандем Картер - Мондейл на выборах должен был привлечь к демократам большее число избирателей в штатах северо-востока и Среднего Запада, где позиции Картера были слабы.

Как отмечалось в журнале «Тайм», «Мондейл, хладнокровный, умелый политик и парламентарий, с большим опытом про-

15 Борщевская Е.Я. Поворот направо // Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. М., 1989. Ч. 2: 1918-1988. С. 204-205.

16 Шишкин Г.А. После съезда в «Мэдисон Сквер-гарден» // США: ЭПИ. 1976. № 9. С. 54.

ведения предвыборных кампаний, обеспечил Картеру широкий контакт с профсоюзами и либералами - кругами, среди которых тот воспринимался с некоторой опаской»17. Будучи политическим протеже Г. Хэмфри, Мондейл способствовал налаживанию связей Картера со старым руководством партии и лидерами профсоюзов. А сразу после съезда Картера поддержало руководство Американской федерации труда - Конгресса производственных профсоюзов (АФТ - КПП)18.

На съезде произошло объединение демократов, что намного укрепило позиции Дж. Картера перед выборами. Действительно, в отличие от республиканцев, объединившись, демократы смотрелись намного выигрышнее «Великой старой партии» и вызывали у избирателей определённую уверенность в том, что смогут к лучшему изменить сложившуюся в стране социальноэкономическую и политическую ситуацию.

На съезде демократов было проведено ещё одно важное мероприятие - принята предвыборная платформа демократической партии. Составители платформы постарались придать ей максимально центристский характер, выработав осторожные формулировки с тем, чтобы не отпугнуть от кандидата никакие группы внутри партии и среди избирателей. К слову сказать, платформа демократов была принята единогласно19. В действительности она стала результатом компромисса, достигнутого между различными течениями внутри партии. По ряду статей некоторые уступки были сделаны в сторону консервативного крыла партии.

В экономической области предвыборной платформы демократы выступали как убежденные сторонники частного предпринимательства. Дж. Картер подчеркнуто акцентировал внимание на

желании сбалансировать бюджет и несколько ограничить вмеша-

20

тельство государства в экономику .

Таким образом, при решении экономических вопросов Дж. Картер выступал как консерватор, но в области социальных проблем он придерживался либеральных взглядов. Картер не мог не считаться с повышенными требованиями и ожиданиями широких

17 Time. 1976. June 21. P. 28.

18 AFL - CIO News. 1976. Sept. 4. P. 4-6.

19 Schram M. Op. cit. P. 147-148.

20 Derbyshire I. Op. cit. P. 26-27.

масс избирателей, заинтересованных в организации на общегосударственном уровне систем социального обеспечения, социальных услуг, помощи наиболее нуждающимся слоям. В 1976 г., по официальным данным, в США в бедности проживало 23 млн 400 тыс. человек, или 10,8 % населения страны21. Среди них высокий процент составляли пожилые, дети, представители национальных меньшинств, а также семьи, где главой являлись женщины. Все они нуждались в помощи. Позиции Картера в социальных вопросах были более выигрышными по сравнению с республиканцами Фордом и Рейганом. Форд, например, критиковал существующую систему социального обеспечения, но при этом заявлял, что ее нельзя заменить в обозримом будущем. Рейган вообще предлагал сократить федеральные расходы на программы социального обеспечения, жилищного строительства, образования и медицинского страхования на 90 млрд долларов. А систему вспомоществования

призывал вовсе изъять из компетенции Вашингтона и передать в

22

ведение местных властей , у которых, к слову сказать, и так никогда не хватало на это средств.

На фоне подобных заявлений стремление Дж. Картера провести в социальной области три широкомасштабные реформы в области системы социального вспомоществования, образования и здравоохранения вызывало живейший интерес избирателей, и их симпатии в этом отношении были полностью на стороне демократа. Все планируемые реформы были необходимы Соединённым Штатам как никогда. Картер, несомненно, шел навстречу американскому народу, обещая осуществить реформы, но он также прекрасно осознавал, что четыре года слишком короткий срок, чтобы претворить в жизнь все обещания; для этого, считал он, необходимо как минимум восемь лет, то есть два президентских срока. Он заранее давал понять избирателям, чтобы они не надеялись на проведение всех реформ сразу. Но обещал, став президентом, приложить все необходимые для этого усилия и попытаться заложить основы социального реформирования23.

21 Economic Report of the President. Transmitted to the Congress: January, 1978. W., 1978. P. 215.

22 Reagan in His Own Hand. N.Y., 2001. P. 390-391.

23 Wayne J. The Road to the White House: The Politics of Presidential Elections. N. Y., 1979. P. 54.

Наиболее активно приступить к реформам он считал возможным только после того, как будет решена проблема полной занятости, в результате чего высвободившиеся дополнительные денежные ресурсы можно будет направить на удовлетворение социальных нужд.

Одним словом, Джимми Картер предстал перед избирателями как центрист несколько консервативного толка. В целом его платформа находилась в русле традиционной политической философии демократов: как либерал он выступал за введение в стране полной занятости за счёт создания новых рабочих мест, за введение национального страхования и медицинского обслуживания, проведение реформ в области образования и системы социального вспомоществования. С либеральных же позиций он высказывался за уменьшение числа правительственных ведомств, агентств и государственных расходов, выделяемых на их содержание.

Вместе с тем по ряду экономических и социальных вопросов Картер выступал консервативнее, чем либеральные демократы. Как консерватор он смотрел на проблемы дефицита бюджета и государственного долга, некоторого ограничения вмешательства государства в вопросы экономики. То есть Картер позиционировал себя либералом по отношению к социальным реформам и консерватором в области государственных расходов и в проведении экономической политики.

Картер смотрелся намного компетентнее республиканца Форда. Предвыборная платформа Картера была нацелена на проведение модернизации экономической политики, но с учётом необходимости правительственного перспективного экономического планирования. Он сделал ставку на стимулирование экономического роста и проведение реформ в социальной области. Форд же исходил из антиинфляционных установок на ограничение федеральных расходов в социальной сфере и предоставление широких льгот бизнесу. Обещания Картера выглядели гораздо весомее заверений Форда и содержали большую притягательную силу для американцев, в итоге способствуя росту его популярности.

Окончательную точку в борьбе двух претендентов поставили телевизионные дебаты. Президента Форда отговаривали от участия в них, тем более что он никогда не отличался красноречием, но тот рискнул. Учитывая, что Форд обладал обширными источниками информации, его выступление можно было бы назвать

удачным, если бы не блестящие ответы Картера, который пусть и не имел всех возможностей президента, но смог завоевать симпатии избирателей благодаря эрудированности, человечности и обещанием «никогда не лгать»24. Посмотрев дебаты, американцы сделали свой окончательный выбор.

Как отмечала газета «Вашингтон пост», популярность Картера объяснялась тем, что он предлагал пусть не радикальные, но тем не менее действенные перемены, которых так недоставало измученному инфляцией, безработицей и иными социальными нуждами американскому населению. Картер, по крайней мере, давал перспективу изменений, независимо от того, что будут означать эти изменения в дальнейшем. Согласно опросам общественного мнения, проведённым институтом Гэллапа, накануне дня выборов Картеру отдавали предпочтение перед Фордом в соотношении 53 к 36, а перед Р. Рейганом - 64 против 2825.

В такой обстановке 2 ноября 1980 г. прошли выборы президента. Победу одержал Дж. Картер. Однако она не была столь внушительной, как ему хотелось. К избирательным урнам пришло 53,3% всех американцев, имевших право голоса. Картер получил 40 828 587 голосов, или 50,1%, а Форд 48%, или 39 147 613 голосов26. За Картера голосовали те слои общества, кому он адресовал свои призывы: 59% рабочих, 62% членов профсоюзов и их семей, 62% лиц с низкими доходами и лишь 32% с высокими. Картеру оказали доверие 85% афроамериканцев27.

В результате выборов в Конгресс, проводившихся одновременно с президентскими, в палату представителей было избрано 292 демократа и 143 республиканца. В сенате соотношение не изменилось - 62 демократа и 38 республиканцев28. Таким образом, после длительного раздельного правления представители демократической партии контролировали и Белый дом, и обе палаты Конгресса.

Победа демократов на выборах 1976 г. продемонстрировала, что американский народ не простил республиканцам «Уотер-гейт» с последовавшим кризисом доверия, провалы в области со-

24 Никонов В.А. Указ. соч. C. 187.

25 Washington Post. 1976. Nov. 3.

26 Statistical Abstract of the United States. W., 1977. P. 498.

27 Ibid.

28 Ibid. P. 516.

циально-экономической политики. Результаты голосования подчеркнули, что большинство избирателей возложили на администрацию Дж. Форда ответственность за своё бедственное положение. Американцы в конечном счёте предпочли риск, сопряжённый с кандидатурой Картера, безнадежной определённости Форда. В силу сложившейся социально-экономической ситуации они просто вынуждены были голосовать за Картера.

Успех Картера на выборах во многом объяснялся желанием избирателей преодолеть «кризис доверия», поскольку в нём видели лицо, не запятнанное ответственностью за ошибки предыдущих правительств, и политического деятеля, способного вывести страну из глубокого внутреннего кризиса. Его неолиберальная платформа с упором на централизованное, общегосударственное решение экономических проблем, с ее большей склонностью к социальному реформаторству была намного предпочтительнее неоконсервативных программных установок республиканца Дж. Форда. Перед избирателями Джимми Картер предстал как выразитель идеалов кейнсианства и принципов неолиберализма. Именно поэтому ему поверили американцы: своей предвыборной программой и уверенностью в те положения, которые он столь активно пропагандировал в течение избирательной кампании, он вселил надежду в избирателей, повышенные ожидания и веру в улучшение их экономического положения. Американцы, особенно социально незащищённые, напрямую связывали социальноэкономическую программу Дж. Картера с самыми лучшими положениями программ «великого общества».

Тишакова Елена Николаевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.