ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 История Выпуск 1 (28)
ИСТОРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
УДК 329.11(7)
ПОДЪЕМ СОЦИАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА В США
(1970-1980-Е ГГ.)
Л. М. Сокольщик
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 [email protected]
Исследуется начальный этап развития социально-консервативного движения и его идейной основы в США. Анализ социально-политической обстановки в США в 1960-1970-е гг. позволяет определить причины возникновения социального консерватизма. Рассматривается процесс политической поляризации на основе различного отношения либералов и консерваторов к социальным вопросам. Анализируется роль лидеров социально-консервативного движения в политической мобилизации верующих. Выявляется степень значимости социально-консервативного фактора в период президентских выборов 1980, 1984, 1988 гг. Предпринимается попытка дать характеристику социальному консерватизму как специфически национальному политическому явлению.
Ключевые слова: американский консерватизм, социальный консерватизм, республиканская партия, социальные вопросы, политическая поляризация.
Начало XXI в. отмечено новым подъемом социально-консервативного движения в США. Данный процесс не был случайным. В предшествующий период экономическое процветание и доминирование умеренно-консервативных и либеральных настроений среди политического истеблишмента не способствовали формированию социально-консервативной повестки дня.
Политолог из США Дж. Белл в работе, увидевшей свет в 2012 г., настаивает на том, что на современном этапе развития общества социальный консерватизм является одной из трех наиболее сильных, претендующих на универсальность политико-философских систем. Триаду дополняют ислам, который он рассматривает больше как политическую идеологию, и французский тип Просвещения, с которым тесно связан современный либерализм [Bell, 2012, p. 251].
Американский консерватизм не представляет собой монолитное идейно-политическое явление, его составляют различные течения, среди которых важное место занимает социальный консерватизм. Социальные консерваторы с пиететом относятся к семейным ценностям, ратуют за сохранение в обществе христианской этики, поддерживают идею ограничения государственного вмешательства в социальную и экономическую сферы. Во внешней политике они придерживаются ин-тервенционалистского курса для обеспечения национальных интересов.
В Соединенных Штатах, как относительно молодой стране, долгое время не существовало широкого консервативного движения. Весь XIX в. и в первые десятилетия XX в. в общественной и политической жизни США доминировали идеи либерализма.
Однако после Второй мировой войны среди американцев усиливаются антилиберальные и антикоммунистические настроения, что было обусловлено комплексом факторов. Среди них немаловажную роль играли рост после победы в войне авторитета СССР на международной арене и усиление позиций «левых» политических сил в Западной Европе, а также последствия проведения политики «нового курса», позволившего реализовать методы государственного регулирования экономики и социальной сферы.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. мощный импульс развития получило течение американского консерватизма под названием «традиционализм». Представителями данного идейно-политического течения были выдающиеся мыслители и общественные деятели своего времени Р. Уивер, Р. Кирк, Ф. Мейер, У. Бакли-младший. Нельзя не согласиться с американским историком Л. Эдвардсем, который называет некоторых из этого списка основателями американского консерватизма [Edwards, 1999]. В логику «консервативной революции», которая продолжилась в последующие годы, вписывается и развитие социального консерватизма.
© Л. М. Сокольщик, 2015
В 1960-е гг. американское общество пережило глубокие социальные перемены. С новой силой развернулось движение за расширение гражданских прав, против сегрегации и различного рода дискриминации, которое ведет свою историю еще со второй половины XIX в. Многочисленные выступления афроамериканцев, антивоенные и антиправительственные митинги, студенческие бунты прошли по стране.
В этот период поколение «бэбибумеров», детей, рожденных в послевоенные годы, активно включилось в борьбу против традиционных ценностей и совершило настоящую контркультурную революцию. Социальные изменения сопровождались ростом преступности, сексуальным раскрепощением, распространением наркотиков.
Хотя либерально настроенные исследователи склонны преуменьшать влияние «левых» идеологов на события молодежной революции, некоторые представители антиконсервативного лагеря сложившийся консенсус не поддерживают. К. Хейджес в работе «Американские фашисты» пишет: «Студенческие выступления были в значительной степени инструментом в руках коммунистов, "намеревавшихся использовать протестующих для достижения своих целей"» [Hedges, 2006, p. 154]. П. Готфрид, придерживающийся консервативных взглядов, констатирует, что в 1960-1970-е гг. произошло «частичное совпадение двух политических культур: постмарксистской левой и развивающейся американской» [Готфрид, 2009, с. 38].
Изменению традиционных семейных устоев способствовали научные достижения в области контрацепции. Появление в 1960-е гг. противозачаточных таблеток позволило сформироваться представлению о том, что можно избежать нежелательной беременности, и создало условия для сексуальной революции. Вскоре проявились последствия распространения морального релятивизма: к 1985 г. около 40 % не состоящих в браке молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет вели активную половую жизнь [Olasky, 1992, p. 296].
В то же время согласно данным статистического агентства «Гэллап» в 1950-1970-е гг. количество американцев, идентифицирующих себя с той или иной христианской конфессией, составляло около 85 % от опрошенных (This Easter...). Несмотря на внушительную численность, верующие долгое время не проявляли себя в общественной и политической жизни. Однако фундаментальные культурные и социальные сдвиги не могли не тревожить христиан.
Политической мобилизации верующих помимо негативных социальных тенденций способствовали действия федеральных властей. Вписывая свои мероприятия в рамки секуляризации общества, чиновники и политики от либерального лагеря проводили линию на вытеснение веры из публичного пространства.
Значительное количество верующих избирателей не позволяло либералам реализовать свои намерения в полной мере через органы законодательной и исполнительной власти, поэтому основным инструментом в их руках стал Верховный суд. Дж. Белл о роли судебной власти высказался следующим образом: «Юридическая активность долгое время рассматривалась американскими консерваторами как натужная попытка сначала федеральных, а затем и судей штатов найти конституционное оправдание новомодным либеральным веяниям» [Bell, 2012, p. 20].
Начало 1960-х гг. стало важным этапом на пути исключения религиозного компонента из образования. Сначала по решению Верховного суда была запрещена молитва в государственных школах. После вне закона было объявлено чтение и изучение Библии.
Либерализация общества не ограничилась сферой образования. В 1973 г. Верховный суд вынес решение, узаконившее аборты, вошедшее в историю под названием «Рое против Уайда». Согласно судебному заключению время беременности делилось на три равных периода. В первые три месяца после зачатия аборт мог быть совершен абсолютно свободно, в следующие три месяца прерывание беременности регулировало законодательство штатов, и только в последние три месяца аборт исключался.
Очевидно, что христиане в большинстве своем отнеслись к названному постановлению суда крайне неодобрительно. С их позиции жизнь человека начинается с момента зачатия и не существует принципиальной разницы между тем, лишился ли ребенок жизни после рождения или в утробе матери.
Р. Лимбо, популярный американский радиоведущий, придерживающийся социально-консервативого мировоззрения, ясно выразил свою позицию по отношению к прерыванию беременности: «Защищая аборты (за исключением ситуации, когда развитие ребенка угрожает жизни
матери), мы косвенно поощряем криминал, распространение беззакония, разрушение семьи» (Lim-baugh, 1993, p. 51).
Проблема абортов наряду с другими социальными вопросами стала поляризующей для американского политического пространства. До 1960-х гг. нельзя было говорить о том, что либералы и консерваторы имеют принципиально разную позицию в отношении статуса семьи или проблемы абортов. Р. Хорвиц, американский исследователь, сторонник либеральных взглядов, признает: «В 1960-1970-е гг. комплекс полемичных социальных вопросов создал условия для поляризации и перестройки политической идентичности» [Horwitz, 2013, p. 57].
В ответ на фундаментальные социальные сдвиги многие христиане отказались от убеждения в том, что сферы религии и общественной жизни должны быть разделены, и активно стали создавать свои институты. Социально-консервативное движение начало организационно оформляться, его основу составили христианские общественно-политические объединения. Главной целью «Новой христианской правой», как еще называют в историографии социальных консерваторов 19601980-х гг., стала защита интересов верующих.
Реорганизация системы государственного образования по либеральному плану побудила верующих создавать собственные школы. С 1970 по 1980 г. количество религиозных школ и вузов увеличилось на 95 %, число обучающихся в них к концу 1980-х гг. достигло около 2,5 млн человек [Bruce, 1988, p. 41].
В 1978 г. глава фискальной службы США заявил, что любая частная школа, открытая после 1953 г., может быть отнесена к категории дискриминирующих учреждений и лишена налоговых преференций. «Христиане, - полагает Л. Эдвардс, - совершенно обоснованно видели в намерениях налоговых органов смертельную угрозу для своих школ, что заставило их прибегнуть к политической самоорганизации» [Edwards, 1999, p. 197].
В конце 1960-х гг. на политическую авансцену вышла целая плеяда харизматичных лидеров, отстаивающих социально-консервативные идеалы. Среди них необходимо назвать Р. Вигери, П. Вайриха, Х. Филипса, Ф. Шлефлай, Дж. Фалуэлла, П. Робертсона. Новые христианские «правые» в отличие от консерваторов послевоенного периода, которые заложили интеллектуальные основы движения, решали задачи более конкретного характера.
Р. Вигери, правоверный католик, считается одним из самых талантливых управленцев своего времени. Благодаря ему социально-консервативное движение получило эффективную систему привлечения материальных ресурсов. Задолго до наступления Интернет-эры он предложил оригинальный способ пополнения бюджетов общественных организаций с помощью адресной почтовой рассылки. Совершенствование множительных устройств привело к тому, что в 1970-е гг. уже не было проблемой напечатать десятки тысяч и даже миллионы именных писем. Личное письмо от консервативного лидера вызывало особое психологическое воздействие на человека, получатель ощущал значимость свою как гражданина и своей небольшой лепты [Bruce, 1988, p. 60]. «Р. Вигери в какой-то момент, - пишет У. Рашер, издатель авторитетного консервативного журнала «Нэйшнл Ревью», - проводил почтовую адресную рассылку почти для всех консервативных организаций, существовавших тогда в США» [Rusher, 1993, p. 169].
Один из молодых представителей социальных консерваторов первой волны, журналист, иудей по вероисповеданию, П. Вайрих внес немалый вклад в строительство организационной структуры социально-консервативного движения. Он основал крупное консервативное объединение «Коалиция Америки», которое имело три подразделения: «Рингстон Групп», «Лайбрэри Корт Групп» и «Стантсон Групп». Р. Вигери также являлся создателем консервативных научно-исследовательских и аналитических центров, таких как «Фонд наследия», «Комитет республиканских исследований», «Фонд свободного конгресса», «Американский совет по изменению законодательства».
Первостепенное значение для политизации христиан имели СМИ. Секуляризация публичного пространства, проводимая федеральными органами власти, эффективно стимулировала появление большого количества христианских программ и каналов. П. Робертсон, протестантский священник, добился немалого успеха на поприще телевизионной проповеди. В 1960-1970-е гг. он перенес акцент в своих передачах с обсуждения чисто религиозной тематики на комментирование животрепещущих общественно-политических вопросов. Он раньше других осознал потребность общества в консервативном телевидении и в 1960 г. основал канал «Си Би Эн». Впоследствии П.
Робертсон учредил кабельный «Семейный канал», который имел аудиторию в более чем 63 млн человек (Biography...). Чрезвычайной популярностью пользовалась ежедневная аналитическая телепередача «Клуб семисот», которую он вел на протяжении многих лет.
К концу 1970-х гг. насчитывалось уже 30 различных религиозных телеканалов, более 1000 религиозных радиостанций, 4 религиозных информационных корпорации [Horwitz, 2013, p. 83]. Возник феномен, который в историографии получил название «телеевангелизм», когда проповедь христианских идеалов приобрела массовый характер благодаря широкому использованию конфессиями СМИ.
На тенденцию политизации верующих наряду с социальными оказали влияние политические и экономические факторы. После Уотергейтского скандала и связанной с ним отставки в 1974 г. республиканского президента Р. Никсона социально-консервативный электорат разочаровался в республиканской партии существующего формата. В партии «слонов» назрели глубокие изменения, была необходима решительная переориентация в консервативном направлении.
Экономическая ситуация по причине экономического спада и неэффективной политики президента-демократа Дж. Картера все более ухудшалась. В конце его президентства на лицо были все признаки экономического кризиса: высокая безработица, «стагфляция», при которой наблюдались увеличение инфляции и нулевой экономический рост.
После стабилизации 1975-1979 гг. уровень безработицы стремительно стал возрастать и к 1980 г. достиг 7,1 % от числа трудоспособного населения (A brief history...). Кейнсианские методы государственного регулирования, увеличения бюджетных расходов, стимулирования спроса, которые господствовали в экономической политике с 1940-х гг., начали давать сбой.
В конце 1970-х гг. наметилась консолидация многочисленных, но зачастую разрозненных социально-консервативных сил. Проектом, который сплотил большинство социальных консерваторов, была организация «Моральное большинство». У ее истоков стояли Р. Вигери, Х. Филипс, П. Вайрих, Дж. Фалуэлл.
В 1976 г. Дж. Фалуэлл начал серию поездок по стране под лозунгом «Я люблю Америку», в ходе которой он агитировал за сохранение традиционных ценностей, запрет абортов, против распространения порнографии и гомосексуализма. В рамках данного тура в начале 1979 г. состоялся брифинг. Когда слово было предоставлено П. Вайриху, он, оценивая текущее положение дел в американской политике, сказал: «Сейчас наличествует, если так можно выразиться, моральное большинство, если нам удастся вовлечь этих людей в политику, тогда ничто не сможет остановить реализацию наших намерений» [Edwards, 1999, p. 198].
Целью организации «Моральное большинство» стала мобилизация социально-консервативно настроенных избирателей для поддержки «истинно» консервативного кандидата на президентских выборах 1980 г. Примечательно, что исполнительный директор организации Р. Биллингс стал одним из советников Р. Рейгана во время предвыборной кампании.
О степени активности и масштабе деятельности «Морального большинства» можно судить по тому факту, что «с конца 1979 г. по июль 1980 г. "Моральное большинство" и другие подобные организации привлекли 2,5 млн новых избирателей» [Ibid., p. 199]. Сопоставимыми по масштабам и влиянию с «Моральным большинством» социально-консервативными организациями были также «Национальная коалиция христианских действий», «Христианский голос», «Религиозный круглый стол».
В ноябре 1979 г. в г. Нью-Йорке Р. Рейган официально объявил о своем желании баллотироваться в президенты США. Помимо прочих прозвучали следующие слова: «Американская нация нуждается в духовном возрождении, дабы честь вновь возвышалась над политической целесооб-разностью.<...>Я верю, что с Божьей помощью смогу это реализовать. Правительство должно поддерживать, а не подрывать те институты, на которых держится цивилизация, - религию, образование и прежде всего семью» (Ronald Reagan's announcement...).
Программные заявления и ценностные установки Р. Рейгана пришлись по душе многим избирателям. Он победил в партийном состязании и получил право номинации от партии на президентских выборах.
Социально-консервативные вопросы играли немаловажную роль в ходе республиканских первичных выборов. После республиканского конвента в партийную политическую программу впервые был включен пункт о конституционном запрете абортов, рекомендовалось, чтобы впредь
все назначаемые судьи являлись противниками абортов [Золотых, 2010, с. 87]. Также предлагалось реформировать образование и систему государственного вспомоществования. Дж. Буш-старший был вынужден ужесточить свою позицию по отношению к абортам в связи с тем, что Р. Рейган выбрал его в качестве своего напарника на межпартийном этапе выборов [Bell, 2012, p. 24].
Во время общенациональных выборов Р. Рейган сразился с действующим президентом, демократом Дж. Картером. Американцы сделали свой выбор в пользу республиканца, который получил 51 % голосов, в то время как кандидат-демократ - всего 41 % (How Groups Voted in 1980). Наибольшую поддержку Р. Рейган получил среди консервативных избирателей - 73 % голосов против 23 % голосов у Дж. Картера, при этом доля данной категории избирателей в числе голосовавших составляла около 30 % (Ibid.). Согласно социологическим опросам доля верующих людей, отдавших свои голоса Р. Рейгану, была весьма значительной: 62,8 % голосов протестантов традиционных течений, 58,2 % голосов евангелистов, 51 % голосов католиков, 65,4 % голосов православных и последователей других христианских религий, 37,9 % голосов иудеев [Encyclopedia of American..., 2003, p. 367].
По статистическим данным, приводимым исследовательским агентством «Гэллап», в 1980 г. американцы, исповедующие протестантизм, составили 61 % от опрошенных, 28 % респондентов являлись членами католической церкви, 2 % принадлежали к иудаизму, 2 % - к другим религиям, 7 % - ни к одной конфессии (Religion.).
В работе «Антиэлитарный консерватизм» Р. Хорвиц вынужден принять во внимание значительное влияние социально-консервативного фактора в период выборов 1980 г.: «Вокруг Р. Рейгана объединились различные консервативные группы, <...> его кандидатура особенно оживила Христианскую правую» [Horwitz, 2013, p. 17].
Победа республиканского кандидата дала возможность лидерам социальных консерваторов непосредственно влиять на государственную политику. Дж. Уатт, один из лидеров церкви пятидесятников, занял пост министра внутренних дел, борец против легализации абортов С.Э. Куп возглавил ведомство военной медицины, Р. Биллингс получил должность в департаменте образования [Miller].
В 1983 г. Р. Рейган во время юбилейного конгресса Национальной ассоциации евангелистов произнес свою знаменитую речь, в которой СССР был назван империей зла [Evil Empire Speech...]. Пропитанный антикоммунистическим этосом монолог президента был воспринят социальными консерваторами как нельзя лучше. С точки зрения американских исследователей П. Кенгора и П. Швейзера, Р. Рейган противостоял распространению коммунизма и экспансионистским действиям Советского Союза не столько из геополитических соображений, сколько в силу того, что рассматривал «холодную войну» как «испытание веры и духа» [Kengor, Schweizer, 2005, p. 78].
По решению президента 1983 год был объявлен «Годом Библии», а в начале следующего года были опубликованы разъяснения для чиновников системы государственного образовании, что в добровольной форме проведение школьной молитвы не противоречит положениям конституции [Miller].
Впервые эссе Р. Рейгана «Аборты и совесть нации» вышло в свет весной 1983 г. Публикация его была приурочена к десятилетию с момента принятия судебного решения по делу «Рое против Уайда». Автор, сокрушаясь, констатировал, что с того времени более 15 млн нерожденных детей были лишены жизни (Reagan, Abortion...). В работе делался особый упор на юридическое обоснование неправомерности легализации абортов. Р. Рейган настаивал на том, что узаконивание абортов оказывает негативное влияние на все общество, поскольку снижает ценность человеческой жизни как таковой и создает угрозу распространения порочной жизненной логики по отношению к больным и немощным людям (Ibid.).
В 1984 г. президентом был подписан закон, защищающий детей от сексуальной эксплуатации. Запрещалось распространение материалов, связанных с сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних, даже если материалы не носили порнографического характера. Повышалась возрастная планка для категории «несовершеннолетние» до 18 лет (H.R. 3635 (98th)...).
Символично, что работа национального республиканского конвента 1984 г., на котором официально было объявлено имя кандидата от партии на президентский пост, началась с молитвы. В завершении съезда слово было предоставлено Дж. Фалуэллу, который назвал тандем Р. Рейгана и Дж. Буш-старшего «инструментом Бога для перестройки Америки» [Miller].
На выборах 1984 г. социальные консерваторы оказали серьезную поддержку Р. Рейгану, они стали не просто частью электоральной коалиции республиканской партии, но ее стержнем. В 1984 г. объединение «Моральное большинство» привлекло 2,5 млн новых избирателей, другие христианские организации помогли зарегистрировать еще 1 млн избирателей [ Williams, 2010, p. 205].
Попытку оспорить переизбрание Р. Рейгана на президентский пост предпринял демократ У. Мондейл. 7 октября 1984 г. в г. Луисвилле, штат Кентукки, состоялись ключевые дебаты между кандидатами, во время которых развернулось жаркое обсуждение социальных проблем.
Действующему президенту был задан вопрос относительно его отношения к абортам. «В отличие от г-на Мондейла я не разделяю мнение, что религия, выступая против абортов, вторгается в прерогативы государственной власти. Я считаю, что аборты - это не религиозная проблема, это проблема интерпретации конституции», - ответил Р. Рейган (Debate Between...).
Отсылка к важнейшему документу США была небезосновательна. Как пишет Дж. Белл, «обращение социальных консерваторов к конституции и Декларации независимости, которые в своей основе имели Богом данное естественное право, давало юридические основания для их требований, чего не имели экономические консерваторы» [Bell, 2012, p. 12]. Оперируя социально-консервативной аргументацией, Р. Рейган уточнил свой ответ: «Я глубоко убежден, поскольку отсутствуют доказательства, что нерожденный ребенок не является человеком, на него распространяется действие конституции, которая гарантирует право на жизнь, свободу и стремление к счастью каждому» (Debate Between...). Также было добавлено, что в существующей законодательной практике наличествует противоречие. После того как в штате Калифорния муж жестоко избил беременную жену, которая вследствие побоев лишилась ребенка, местный законодательный орган единогласно принял закон, классифицирующий подобные действия как убийство. «Не странно ли, - вопрошает Р. Рейган, - что когда такая же беременная женщина пожелала лишить жизни своего ребенка, то это называется "аборт", а не "убийство"?» (Ibid.).
Относительно нравственной стороны вопроса Р. Рейган однозначно обозначил свою позицию. Он сказал, что придерживается иудео-христианского мировоззрения, согласно которому убийство считается грехом, за исключением отнятия человеческой жизни в целях самообороны. Исходя из данного посыла, Р. Рейган допустил возможность аборта, если развитие беременности угрожает жизни матери.
Аналогичный вопрос был адресован У. Мондейлу. Демократ настаивал, что правительство не вправе решать подобные вопросы, <...> потому что они лежат в области личных убеждений и морали. Кандидат от демократической партии подчеркнул, что в США моральные вопросы всегда решались каждым человеком самостоятельно.
Активное дебатирование социальных проблем в 1984 г. способствовало такому противопоставлению представителей всех конфессий, придерживающихся традиционных ценностей, либералам различных течений, какое существует между верующими и атеистами.
Политолог Д.М. Олдфилд считает, что «республиканская политическая платформа 1984 г. была большим достижением П. Робертсона и других социальных консерваторов» [Oldfield, 1996, p. 178].
Голосование, состоявшееся 6 ноября 1984 г., принесло победу действующему президенту и поражение кандидату-демократу. Р. Рейган получил 59 % голосов и праздновал успех в 49 из 50 штатов, его соперник завершил выборную кампанию с результатом 41 % голосов [Encyclopedia of American..., p. 368]. За Р. Рейгана отдали свои голоса подавляющее большинство консерваторов -82 %. При этом данная категория избирателей составляла 33 % от всех голосовавших [How Groups Voted in 1984]. Данные опроса общественного мнения свидетельствовали, что он получил значительную поддержку среди верующих: 70,3 % голосов протестантов традиционного толка, 73 % голосов евангелистов, 55,3 % голосов католиков, 58,3 % голосов православных и других христианских конфессий, 30,6 % голосов иудеев [Encyclopedia of American., p. 368].
Для объективности следует привести данные о численности верующих в 1984 г.: 57 % американцев являлись протестантами, 28 % - католиками, 2 % - иудеями, 13 % - последователями других религий или атеистами [Bruce, 1988, p. 90].
«В предыдущие президентские выборы, - указывает Дж. Белл, - протестанты и католики зачастую имели противоположные политические предпочтения. <...> В 1984 г. наблюдался рост республиканского электората и среди протестантов, и среди католиков» [Bell, 2012, p. 28-29].
В период второго президентского срока Р. Рейгана социальные вопросы по-прежнему оставались в фокусе внимание общества. В 1986 г. президент в своем ежегодном послании к конгрессу с одобрением отозвался о тенденции объединения семьей и общин в борьбе против порнографии, наркотиков и беззакония (State of the Union Addresses...). Относительно системы образования было сказано, что необходимо продолжить возвращение к базовым принципам, способствовать укреплению дисциплины в школе, поддерживать практику ваучеризации, которая дает родителям свободу выбора учебного заведения, вернуть учащимся отнятое у них право изучать слово Божье в стенах школы (Ibid.). Раздел послания, посвященный социальным вопросам, Р. Рейган завершил так: «Мы страна идеалистов, <...> но Америка не будет во всех смыслах идеальной страной до тех пор, пока нарушается данное Творцом право на жизнь.<...>Я намерен приложить максимум усилий, чтобы исправить это» (Ibid.).
В 1986 г. по итогам деятельности комиссии при генеральном прокуроре США по проблеме порнографии был опубликован отчет, который состоял почти из двух тысяч страниц. Он подтверждал, что материалы откровенного сексуального характера оказывают негативное влияние на людей и общество [Mataconis...]. Однако доклад был проигнорирован палатой представителей, где преобладали демократы.
Российский исследователь американского консерватизма В.Р. Золотых отмечает: «К началу 1980-х гг. консервативное движение в США существенно усложнилось и расширилось, и нужен был сильный и харизматичный лидер, способный объединить разрозненные группы, Р. Рейган блестяще справился с этой задачей» [Золотых, 2010, с. 85].
При всей близости взглядов и политической практики Р.Рейгана к социальному консерватизму было бы упрощением считать его социальным консерватором. Будучи «великим коммуникатором», сумевшим объединить различные течения американского консерватизма, он избегал идентичности с каким-либо из них.
Основными претендентами на победу во время первичных республиканских выборов 1988 г. были вице-президент при Р. Рейгане Дж. Буш-старший, сенатор Б. Доэл и социальный консерватор П. Робертсон. Заручившись поддержкой общественных организаций, таких как «Христианская коалиция Америки» и «Моральное Большинство», П. Робертсон надеялся завоевать право номинации от партии, но он уступил Дж. Бушу-старшему, неформально признанному наследнику Р. Рейгана. П. Робертсон по результатам выборов собрал 1,1 млн голосов избирателей, что составило 9 % от общего их количества [Horwitz, 2013, p. 103].
Социальные консерваторы были удручены неудачей своего кандидата, но еще больше их беспокоила возможность пересмотра программы партии. Особенно живо это обсуждалось в связи со слухами о том, что Дж. Буш-старший может выбрать себе компаньона социально-либеральных воззрений. Споры утихли после того, как напарником Дж. Буш-старшего стал консерватор Д. Ку-эйл [Oldfield, 1996, p. 179]. В августе во время республиканского конвента П. Робертсон заявил о своей поддержке Дж. Буша-старшего.
На президентский пост от демократической партии претендовал губернатор штата Массачусетс либерал М. Дукакис. В качестве наследника Р. Рейгана Дж. Буш-старший в предвыборной кампании сделал упор на решение социальных проблем, хотя его коньком была прежде всего внешняя политика. Так, во время дебатов, состоявшихся 25 сентября, вице-президенту был задан вопрос о его отношении к смертной казни и абортам. Дж. Буш-ст. высказался за сохранение смертной казни и обозначил свое категорическое неприятие абортов, за исключением случаев изнасилования, инцеста и угрозы жизни матери (Debate with Michael Dukakis.). М. Дукакис выразил диаметрально противоположную точку зрения. Он настаивал на запрете смертной казни, приводя в пример опыт своего штата. Уходя от прямого ответа на счет абортов, он сказал, что этот вопрос должна решать сама женщина (Ibid.).
Тактика, выбранная Дж. Бушем-старшим, оправдала себя. Он победил противника с отрывом в 8 % голосов, завоевав большинство в 40 штатах из 50 [Bell, 2012, p. 19]. Его поддержали 81 % избирателей консервативных убеждений, данная категория избирателей составляла 33 % от общего числа избирателей [How Groups Voted in 1988].
«Выборы 1988 г. важны были для социальных консерваторов потому, что социальные вопросы впервые стали главным фактором в борьбе за президентство. C 1968 по 1984 г. значение социальных вопросов постепенно увеличивалось, но никогда до этого они еще не играли первостепен-
ной роли», - резюмирует Дж. Белл [Bell, 2012, p. 20].
Итак, социальный консерватизм по многим параметрам может считаться исключительно американским явлением, аналоги которому трудно найти в политической жизни других стран Запада.
Социальный консерватизм - это многоплановый феномен. С одной стороны, он представляет собой оригинальную политико-философскую концепцию, которая основывается на консервативном типе Просвещения. Ключевые принципы данного типа Просвещения получили воплощение в фундаментальных документах: Декларации независимости и Конституции США. С другой стороны, социальный консерватизм соотносится с конкретным общественно-политическим движением, социальной базой которого стали верующие американцы, выступившие в конце 1960-х гг. против попытки маргинализировать их как социальную группу и их ценности.
На процесс формирования социально-консервативного движения повлияли факторы, которые могут быть разделены на две группы: объективные и субъективные. К первой категории факторов необходимо отнести широкие социальные движения, такие как молодежная революция, студенческие бунты, движение за равенство прав, женское движение и пацифистские выступления, в ответ на которые поднимается консервативная волна. Другую группу факторов составляют, во-первых, деятельность идеологов американского либерализма и неомарксизма, а также инициированная лидерами демократов государственная социал-либеральная политика, во-вторых, незаурядность лидеров социально-консервативного движения, которые не только выразили требования всех американцев, обеспокоенных моральной деградацией общества, но и создали организационную структуру массового движения с серьезной материальной базой.
В 1980-е гг. под влиянием социального консерватизма политический ландшафт США существенно преобразуется. Некоторые социально-консервативные идеи постепенно стали программными установками партии, организационная сеть социально-консервативного движения способствовала привлечению новых избирателей в стан республиканцев. Социально-консервативные лидеры вошли в республиканскую элиту и благодаря успехам Р. Рейгана заняли непоследние позиции в государственных структурах. На практике были реализованы некоторые социально-консервативные инициативы.
Политическая поляризация, произошедшая на основе различного отношения к социальным вопросам, особенно к проблеме абортов, способствовала окончательной перегруппировке демократической и республиканской коалиций. Начиная с 1980-х гг. республиканцы все больше стали ассоциироваться с консервативной политикой, а демократы - с либеральной.
Почти за двадцатилетний период социальный консерватизм прошел путь от разрозненных христианских объединений до институционализированной политической силы, которая стала частью одной из двух крупнейших политических партий, от реакционной идеи контрреформации общества до разработанной политико-философской системы, которая прослеживала свою преемственность от консервативного типа Просвещения.
В 1990-е гг. процессы фрагментации скорее свидетельствовали об усложнении феномена, чем о его кризисе. Новые вызовы времени, выразившиеся в стремление социальных либералов легализовать однополые отношения, продажу легких наркотиков, узаконить возможность усыновления гомосексуальными парами детей и другие, требовали от социальных консерваторов более сплоченных действий.
Основным итогом эволюции социального консерватизма в последние десятилетия XX в. явилось его превращение в одну из главных сил американского консервативного лагеря.
Список источников
A brief history of U.S. Unemployment. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/business/us-unemployment-rate-history/ (дата обращения: 08.11.2014).
Biography. Pat Robertson. URL: http://www.patrobertson.com/Biography/index.asp (дата обращения: 08.11.2014). Debate Between the President and Former Vice President Walter F. Mondale in Louisville. URL: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1984/100784a.htm (дата обращения: 08.11.2014). Debate with Michael Dukakis (September 25, 1988). URL: http://millercenter.org/president/bush/speeches/speech-5527 (дата обращения: 08.11.2014).
Evil Empire Speech by Ronald Reagan. URL: http://www.nationalcenter.org/ReaganEvilEmpire1983.html (дата обращения: 08.11.2014).
H.R. 3635 (98th): Child Protection Act of 1984. URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/98/hr3635#summary (дата обращения: 08.11.2014).
How Groups Voted in 1980. URL: http://www.ropercenter.uconn.edu/elections/how_groups_voted/voted_80.html (дата обращения: 08.11.2014).
How Groups Voted in 1984. URL: http://www.ropercenter.uconn.edu/elections/how_groups_voted/voted_84.html (дата обращения: 08.11.2014).
How Groups Voted in 1988. URL: http://www.ropercenter.uconn.edu/elections/how_groups_voted/voted_88.html
(дата обращения: 08.11.2014).
Limbaugh R. The Things Ought To Be. 1993.
October 28, 1980 Debate Transcript. The Carter-Reagan Presidential Debate. URL: http://www.debates.org/index. php?page=october-28-1980-debate-transcript (дата обращения: 08.11.2014).
Reagan R. Abortion and the Conscience of the Nation. URL: http://www.keck.ucsf.edu/~craig/Ronald_Reagan_ Abortion_and_the_Conscience_of_the_Nation.pdf (дата обращения: 08.11.2014).
Religion. What is your religious preference - Protestant, Roman Catholic, Jewish, another religion, or no religion? URL: http ://www. gallup.com/poll/1690/religion. aspx (дата обращения: 08.11.2014).
Ronald Reagan's announcement for Presidential Candidacy. URL: http://www.reagan.utexas.edu/archives/reference/ 11.13.79.html (дата обращения: 08.11.2014).
State of the Union Addresses by United States Presidents. URL: http://www2.hn.psu.edu/faculty/jmanis/poldocs/ uspressu/SUaddressRReagan.pdf (дата обращения: 08.11.2014).
This Easter, Smaller Percentage of Americans Are Christian. URL: http://www.gallup.com/poll/117409/easter-smaller-percentage-americans-christian.aspx (дата обращения: 08.11.2014).
Библиографический список
Готфрид П. Странная смерть марксизма. М., 2009.
Золотых В.Р. Р. Рейган и социальные консерваторы. Некоторые направления социальной политики в 1980-е гг. // Науч.ведомости. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84).
Рахшмир П.Ю. Универсальная исключительность // Вестник Пермского университета. Сер.: Политология. 2012. № 4.
Bell J. The Case for Polarized Politics. New York, 2012. Bruce S. The Rise and Fall of New Christian Right. Oxford, 1988. Edwards L. The Conservative Revolution. New York, 1999.
Encyclopedia of American Religion and Politics / P. Djupe, L. Olson. New York, 2003.
Hedges C. American Fascists: the Christian Right and the War on America. New York, 2006.
Horwitz R.B. America's Right. Anti-establishment Conservatism from Goldwater to the Tea Party. Malden,
2013.
Kengor P., Schweizer P. The Reagan Presidency. Oxford, 2005.
Mataconis D. Christian Conservatives Have a Very Selective Memory of Ronald Reagan. URL: http://www.outsidethebeltway.com/christian-conservatives-have-a-very-selective-memory-of-ronald-reagan/ (дата обращения: 08.11.2014).
Miller S.P. The evangelical presidency. URL: http://www.salon.com/2014/05/18/the_evangelical_
presidency_reagans_dangerous_love_affair_with_the_christian_right/ (дата обращения: 08.11.2014).
Olasky M. Abortion Rites: a Social History of Abortion in America. Wheaton, 1992.
OldfieldD.M. The Reight and the Righteous. London, 1996.
Rusher W. The Rise if the Right. New York, 1993.
Williams D.K. God's Own Party. Oxford, 2010.
Дата поступления рукописи в редакцию 29.11.2014
THE RISE OF SOCIAL CONSERVATISM IN THE USA
(THE 1970s - 1980s)
L.M. Sokolshchik
Perm State National Research University, Bukirev str., 15, 614990, Perm, Russia [email protected]
tt. M. C0K0JibtyUK
The essay describes the first stage of the evolution of the social conservative movement and its ideology. The analysis of a social and political situation in the USA of the last quarter of XX century is presented. The paper gives valuable information on the main factors of the formation of social conservatism. The rise of social issues in the late 1960s and early 1970s, connected with the student movement, counterculture and sexual revolution, is under investigation. A brief characteristic of the post-World War II Marxist theory and its influence on the appearance of the social conservative agenda is presented. The leaders' role in the processes of the political mobilization of the Christians and in the articulation of their political claims is explored. The author presents political polarization on abortion right, homosexual rights, traditional and family values between liberals and conservatives and draws attention to the social base of the social conservative movement. The role of social conservatives in the 1980, 1984 and 1988 presidential elections is spoken in detail and the specific characteristics of social conservatism as a political ideology are examined.
Key words: American conservatism, Social Conservatism, the Republican Party, social issues, political polarization.
References
Gotfrid P. Strannaya smert' marksizma. M., 2009.
Zolotykh V.R. R. Reygan i sotsial'nye konservatory. Nekotorye napravleniya sotsial'noy politiki v 1980-e gg. Nauch.vedomosti. Ser. Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. 2010. № 13 (84).
RakhshmirP.Yu. Universal'naya isklyuchitel'nost'. VestnikPermskogo universiteta. Ser.: Politologiya. 2012. № 4.
Bell J. The Case for Polarized Politics. New York, 2012.
Bruce S. The Rise and Fall of New Christian Right. Oxford, 1988.
Edwards L. The Conservative Revolution. New York, 1999.
Encyclopedia of American Religion and Politics / Djupe P., Olson L. New York, 2003.
Hedges C. American Fascists: the Christian Right and the War on America. New York, 2006.
HorwitzR.B. America's Right. Anti-establishment Conservatism from Goldwater to the Tea Party. Malden, 2013.
Kengor P., Schweizer P. The Reagan Presidency. Oxford, 2005.
Mataconis D. Christian Conservatives Have a Very Selective Memory of Ronald Reagan. URL: http://www.outsidethebeltway.com/christian-conservatives-have-a-very-selective-memory-of-ronald-reagan/ (data obrashcheniya: 08.11.2014).
Miller S.P. The evangelical presidency. URL: http://www.salon.com/2014/05/18/the_evangelical_
presidency_reagans_dangerous_love_affair_with_the_christian_right/ (data obrashcheniya: 08.11.2014).
Olasky M. Abortion Rites: a Social History of Abortion in America. Wheaton, 1992.
OldfieldD.M. The Reight and the Righteous. London, 1996.
Rusher W. The Rise if the Right. New York, 1993.
Williams D.K. God's Own Party. Oxford, 2010.