Научная статья на тему 'ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / следственные органы / Следственный комитет России / налоговые органы / ФНС России / предварительное ознакомление / мотивированное обращение / совместный протокол / рекомендации / interaction / investigating authorities / Investigative Committee of Russia / tax authorities / Federal Tax Service of Russia / preliminary familiarization / reasoned appeal / joint protocol / recommendations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелев Сергей Валерьевич

В статье на основе анализа научного подхода и положений законодательства и правоприменительной практики рассмотрен сложившийся в Удмуртской Республике порядок предварительного ознакомления следователя регионального следственного управления Следственного комитета Российской Федерации с материалами налоговых проверок, проводимых территориальным Управлением Федеральной налоговой службы России. Предложенный порядок предварительного ознакомления является формой взаимодействия налоговых и следственных органов и применяется в целях эффективной реализации полномочий следственных органов как участников уголовного судопроизводства. В условиях снижения количества материалов, направляемых налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 32 Налогового Кодекса Российской Федерации, вопросы взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения приобретают особую актуальность. Рекомендации следственного органа по результатам предварительного ознакомления должны носить конкретный характер, включать предложения о необходимых мероприятиях налогового контроля. В целях повышения эффективности деятельности по возмещению ущерба причиненного преступлениями в сфере налогообложения, по каждому материалу процессуальной проверки и уголовному делу, возбужденному по факту совершения налогового преступления, необходимо обеспечить выполнение всего комплекса мер, направленных на реальное возмещение ущерба, не ограничиваясь исследованием текущего имущественного положения налогоплательщика. Автором внесены предложения отнесения порядка предварительного ознакомления следователя с материалами налоговой проверки к такой существующей в науке форме взаимодействия, как кооперация различных видов деятельности (предварительное следствие и деятельность контрольно-надзорных органов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шепелев Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY FAMILIARIZATION WITH THE MATERIALS OF TAX AUDITS AS AN EFFECTIVE FORM OF INTERACTION BETWEEN INVESTIGATIVE AND TAX AUTHORITIES IN THE UDMURT REPUBLIC

The article, based on the analysis of scientific approach and provisions of legislation and law enforcement practice, examines the procedure that has developed in the Udmurt Republic for preliminary familiarization of an investigator of the regional investigative department of the Investigative Committee of the Russian Federation with the materials of tax audits conducted by the territorial Department of the Federal Tax Service of Russia. The proposed procedure for preliminary familiarization is a form of interaction between tax and investigative authorities and is used for the purpose of effectively exercising the powers of investigative authorities as participants in criminal proceedings. In the context of a decrease in the number of materials sent by the tax authority in the manner prescribed by Article 32 of the Tax Code of the Russian Federation, issues of interaction between tax and investigative authorities in identifying and investigating crimes in the field of taxation are of particular relevance. The recommendations of the investigative body based on the results of the preliminary review must be specific and include proposals for necessary tax control measures. In order to increase the efficiency of activities to compensate for damage caused by crimes in the field of taxation, for each material of the procedural audit and criminal case initiated upon the commission of a tax crime, it is necessary to ensure the implementation of the entire range of measures aimed at real compensation for damage, not limited to the study of the current property situation of the taxpayer. The author has made proposals to relate the procedure for preliminary familiarization of an investigator with tax audit materials to such a form of interaction existing in science as cooperation of various types of activities (preliminary investigation and activities of control and supervisory authorities).

Текст научной работы на тему «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

754

2024. Т. 34, вып. 4

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.359(045) С.В. Шепелев

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье на основе анализа научного подхода и положений законодательства и правоприменительной практики рассмотрен сложившийся в Удмуртской Республике порядок предварительного ознакомления следователя регионального следственного управления Следственного комитета Российской Федерации с материалами налоговых проверок, проводимых территориальным Управлением Федеральной налоговой службы России. Предложенный порядок предварительного ознакомления является формой взаимодействия налоговых и следственных органов и применяется в целях эффективной реализации полномочий следственных органов как участников уголовного судопроизводства. В условиях снижения количества материалов, направляемых налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 32 Налогового Кодекса Российской Федерации, вопросы взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения приобретают особую актуальность. Рекомендации следственного органа по результатам предварительного ознакомления должны носить конкретный характер, включать предложения о необходимых мероприятиях налогового контроля. В целях повышения эффективности деятельности по возмещению ущерба причиненного преступлениями в сфере налогообложения, по каждому материалу процессуальной проверки и уголовному делу, возбужденному по факту совершения налогового преступления, необходимо обеспечить выполнение всего комплекса мер, направленных на реальное возмещение ущерба, не ограничиваясь исследованием текущего имущественного положения налогоплательщика. Автором внесены предложения отнесения порядка предварительного ознакомления следователя с материалами налоговой проверки к такой существующей в науке форме взаимодействия, как кооперация различных видов деятельности (предварительное следствие и деятельность контрольно-надзорных органов).

Ключевые слова: взаимодействие, следственные органы, Следственный комитет России, налоговые органы, ФНС России, предварительное ознакомление, мотивированное обращение, совместный протокол, рекомендации.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-754-758

Как нами ранее указывалось, вопросы взаимодействия при выявлении, расследовании и профилактике преступлений подлежат изучению не только в части проблематики взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность [1, с. 309]. Соглашаясь с мнением И.П. Можаевой, полагаем, что исследования в указанной области должны затрагивать и такую сферу взаимодействия, как совместная деятельность следователя со специалистами в определенной области правоотношений [2, с. 4].

В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности деятельности по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, налоговые органы могут сообщать в следственные органы о проводимых налоговых проверках и наличии материалов, а также организовывать предварительное ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц следственных органов СК России [3, пункты 11-12]. В этом случае налоговый орган направляет в следственный орган мотивированное обращение о целесообразности изучения уполномоченным должностным лицом следственного органа с материалами о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в которых могут содержаться сведения о признаках преступления. Данное обращение направляется в следственный орган до составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Руководитель следственного органа на основании поступившего письменного обращения в течение трех дней рассматривает вопрос о направлении сотрудника следственного органа для ознакомления с материалами налоговой проверки.

Изучение следователем материалов, полученных налоговыми органами в ходе проверки, по сути, является первоначальным этапом расследования налоговых преступлений. При этом следователь должен внимательно изучить все имеющиеся документы, акт и другие материалы, связанные с проверкой, а также проанализировать полученную информацию. По итогам ознакомления с материалами должны быть даны мотивированные предложения о дальнейшей перспективе их рассмотрения в сфе-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2024. Т. 34, вып. 4

ре уголовного преследования, которые фиксируются в протоколе, подписываемом обеими сторонами (налоговый и следственный органы).

Подобная практика помогает налоговым органам выявлять потенциальные нарушения на ранних стадиях, до того, как они станут серьезными проблемами для налогоплательщиков или государства. Кроме того, это позволяет налоговым органам более эффективно работать с налогоплательщиками и предотвращать нарушения в будущем.

Здесь необходимо обратить внимание на сформировавшуюся ранее практику изучения материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Так, в соответствии с пунктом 14 ранее действовавшей Инструкции о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел, при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, по результатам предварительного изучения с материалами сотрудник органа внутренних дел, в случае необходимости, дает рекомендации налоговому органу по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы [4].

Ряд авторов считает, что действия по установлению и закреплению доказательственной базы не входят в компетенцию налоговых органов и едва ли могут быть совершены последними за рамками проведения налоговой проверки, в связи с чем попытка включить налоговые органы в круг участников уголовного процесса является спорной [5, с. 33].

Для примера, в Соединенных Штатах Америки расследование налоговых преступлений осуществляет Отдел по расследованию уголовных преступлений Налогового управления США, которое, в свою очередь, входит структурно в состав Министерства финансов [6, с. 20]. Результаты расследований передаются в Министерство юстиции для рекомендованного судебного преследования. В США отсутствует порядок предварительного изучения компетентных лиц Министерства юстиции с данными расследований, начатых Отделом по расследованию уголовных преступлений Налогового управления [7].

Попытка включить налоговые органы в число участников уголовного процесса противоречит и действующему уголовно-процессуальному законодательству. Налоговые органы не имеют права участвовать в уголовном процессе в качестве стороны, а их участие в расследовании и судебном разбирательстве может привести к нарушению прав и свобод лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

По нашему мнению, порядок предварительного ознакомления, разработанный совместно налоговыми и следственными органами, не направлен на включение налоговых органов в число участников уголовного судопроизводства, а носит исключительно форму взаимодействия в целях эффективной реализации полномочий следственных органов как участников уголовного судопроизводства.

В целях реализации совместного Протокола № 5 налоговыми органами инициативно предложен следующий порядок организации работы по предварительному ознакомлению [8].

УФНС по Удмуртской Республике ежемесячно, на основании сведений о проводимых выездных налоговых проверках, производит отбор материалов для организации предварительного ознакомления с ними уполномоченных должностных лиц следственного управления СК России по Удмуртской Республике на основании следующих критериев:

- по результатам проведенного предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика установлены признаки применения схемы уклонения от уплаты налогов;

- предполагаемая сумма неуплаченных в результате применения схемы налогов соответствует критериям налогового преступления, предусмотренного ст.ст. 198, 199, 199.1 УК РФ;

- до завершения выездной налоговой проверки (составления справки о проведенной выездной налоговой проверке) осталось не менее 1 месяца.

В отношении отобранных для предварительного ознакомления материалов выездных налоговых проверок УФНС по Удмуртской Республике готовит мотивированные обращения о целесообразности их изучения, в котором излагаются:

- краткая информация о проверяемом налогоплательщике;

- стадия проведения выездной налоговой проверки, предполагаемая дата вынесения решения;

- описание выявленной схемы уклонения от уплаты налогов;

- результаты проведенных мероприятий налогового контроля на момент рассмотрения;

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- планируемые к проведению мероприятия налогового контроля, в том числе предложения о проведении оперативно-розыскных мероприятий привлеченным сотрудником МВД по Удмуртской Республике;

- перспективы взыскания доначисленных платежей.

Обоснованное обращение о целесообразности предварительного ознакомления с материалами выездной налоговой проверки направляется для изучения в следственное управление СК России по Удмуртской Республике. Материалы незавершенных выездных налоговых проверок являются служебной информацией налоговых органов и не подлежат разглашению (распространению).

Уполномоченный сотрудник аппарата следственного управления рассматривает мотивированное обращение налогового органа с целью подготовки рекомендаций по установлению фактических данных, имеющих значение для последующего принятия процессуального решения.

УФНС по Удмуртской Республике организует проведение рабочего совещания по предварительному ознакомлению с материалами выездных налоговых проверок с участием уполномоченного сотрудника следственного управления, сотрудников налогового органа, проводящего проверку, и сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к проведению проверки.

По результатам предварительного ознакомления составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации следственного органа о подлежащих выяснению обстоятельствах и сведениях, имеющих значение для решения в дальнейшем вопроса о возбуждении уголовного дела, а также необходимые мероприятия налогового контроля и оперативно-розыскные мероприятия по доказыванию умысла.

Рекомендации, которые следователь готовит налоговому органу, должны быть основаны на анализе материалов проверки, которые предоставлены налоговым органом. Рекомендации могут включать в себя предложения не только по поиску доказательственной базы по конкретному материалу проверки, но и в целом по улучшению работы налогового органа, повышению эффективности проверок.

Итоговый протокол утверждается заместителями руководителей ведомств. Зафиксированные в протоколе мероприятия налогового контроля и оперативно-розыскные мероприятия подлежат обязательному исполнению участниками выездной налоговой проверки.

Результаты указанной работы подлежат рассмотрению на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию экономическим, в том числе коррупционным и налоговым, правонарушениям и преступлениям, обеспечению возмещения ущерба, в состав которой входят представители региональных следственного управления, налоговой службы и Министерства внутренних дел.

Изучив предложенный порядок, аппаратом следственного управления предложено предусмотреть ознакомление представителя следственного управления непосредственно с материалами, имеющимися у налогового органа, с привлечением сотрудников территориального налогового органа, которыми проводятся мероприятия налогового контроля в целях выработки конкретных рекомендаций, поскольку направляемые налоговым органом мотивированные обращения о целесообразности ознакомления с материалами выездных налоговых проверок являются малоинформативными и носят уведомительный характер, в связи с чем, по результатам ознакомления с данными обращениями, сделать выводы о необходимости производства дополнительных мероприятий налогового контроля не представляется возможным.

С целью определения эффективного механизма организации совместной работы в данном направлении порядок проведения ознакомления в последующем обсужден на заседаниях межведомственной рабочей группы. По результатам обсуждения, с учетом мнения аппарата следственного управления о том, что предварительное ознакомление должно иметь более «точечный» характер, УФНС по Удмуртской Республике предложено производить ознакомление следователей с материалами выездных налоговых проверок непосредственно в территориальных налоговых органах.

Соответственно, был разработан бланк мотивированного обращения о необходимости предварительного изучения материалов о нарушении законодательства о налогах и сборах, в котором в обязательном порядке указывается наименование налогового органа, проверяемого хозяйствующего субъекта, предполагаемая дата акта выездной налоговой проверки, предполагаемая дата вынесения решения. Предполагаемая сумма неуплаченных налогов по результатам выездной налоговой проверки указывается с разбивкой по налогам и периоду неуплаты с указанием краткой сути предполагаемого нарушения. Также указываются сведения о сотруднике органа внутренних дел, участвующего в проведении выездной налоговой проверки, осуществляемый вид деятельности хозяйствующего субъ-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2024. Т. 34, вып. 4

екта в проверяемом периоде, сведения о должностных лицах организации (руководитель, учредители), сведения о лицах, осуществляющих фактическое руководство, описания выявленной схемы, информация о проведенных на текущую дату мероприятиях налогового контроля и их результатах, информация о планируемых к проведению мероприятиях налогового контроля, информация об обстоятельствах, в доказывании которых возникли сложности, с обоснованием причин.

Взаимодействие Федеральной налоговой службы и Следственного комитета выступает важным и необходимым элементом для обеспечения законности и правопорядка в налоговой сфере [9, с. 21]. Взаимодействие посредством кооперации предварительного следствия и деятельности налоговой службы, как контролирующего органа, представляет собой эффективный способ расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Предложенный порядок может учитываться на разрабатываемой в криминалистике [10] тактике взаимодействия следователя с контрольно-надзорными органами при выявлении, расследовании и предупреждении иных преступлений экономической направленности.

Указанный порядок предварительного ознакомления в настоящее время реализуется в совместной деятельности следственного управления СК России по Удмуртской Республике и УФНС по Удмуртской Республике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шепелев С.В. Тактика взаимодействия следователя со сведущими лицами в целях разрешения типичных следственных ситуаций в ходе расследования преступлений, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2022. Т. 32, вып. 2. С. 309-314.

2. Можаева И.П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: современное состояние и перспективы // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36). С. 81-85.

3. Протокол № 5 от 12.05.2022 № акск-242/3-1002-22/ЕД-23-2/31@ к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС Консультант-плюс, 2023.

4. Приказ МВД РФ № 76, МНС РФ № АС-3-06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Документ утратил силу // СПС Консультант-плюс.

5. Евсеев П., Воронин М. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях по сообщениям инспекций ФНС // «Законность». 2007. № 11. С.33-35.

6. Ворошило В.В., Бондарь А.П. Финансовые расследования налоговых преступлений в США: опыт, анализ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. № 4 (49). 2019. С. 19-26.

7. Interactive Tax Assistant (ITA). Официальный сайт, российская версия. URL: https://www.irs.gov/ru/help/ita (дата обращения: 04.06.2023).

8. Номенклатурное дело следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике № 216-29-2022.

9. Ильин А.Ю. Взаимодействие налоговых и следственных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений // Налоги. 2016. № 19. С. 18-21.

10. Антонов О.Ю. Виды взаимодействия с контрольно-надзорными органами при выявлении, расследовании и предупреждении преступлений // Российский следователь. 2021. № 4. С. 3-7.

Поступила в редакцию 14.06.2024

Шепелев Сергей Валерьевич, кандидат юридических наук,

руководитель первого контрольно-следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Лихвинцева, 49 E-mail: PK_Ruk@18.sledcom.ru

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

S.V. Shepelev

PRELIMINARY FAMILIARIZATION WITH THE MATERIALS OF TAX AUDITS AS AN EFFECTIVE FORM OF INTERACTION BETWEEN INVESTIGATIVE AND TAX AUTHORITIES IN THE UDMURT REPUBLIC

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-754-758

The article, based on the analysis of scientific approach and provisions of legislation and law enforcement practice, examines the procedure that has developed in the Udmurt Republic for preliminary familiarization of an investigator of the regional investigative department of the Investigative Committee of the Russian Federation with the materials of tax audits conducted by the territorial Department of the Federal Tax Service of Russia. The proposed procedure for preliminary familiarization is a form of interaction between tax and investigative authorities and is used for the purpose of effectively exercising the powers of investigative authorities as participants in criminal proceedings. In the context of a decrease in the number of materials sent by the tax authority in the manner prescribed by Article 32 of the Tax Code of the Russian Federation, issues of interaction between tax and investigative authorities in identifying and investigating crimes in the field of taxation are of particular relevance. The recommendations of the investigative body based on the results of the preliminary review must be specific and include proposals for necessary tax control measures. In order to increase the efficiency of activities to compensate for damage caused by crimes in the field of taxation, for each material of the procedural audit and criminal case initiated upon the commission of a tax crime, it is necessary to ensure the implementation of the entire range of measures aimed at real compensation for damage, not limited to the study of the current property situation of the taxpayer. The author has made proposals to relate the procedure for preliminary familiarization of an investigator with tax audit materials to such a form of interaction existing in science as cooperation of various types of activities (preliminary investigation and activities of control and supervisory authorities).

Keywords: interaction, investigating authorities, Investigative Committee of Russia, tax authorities, Federal Tax Service of Russia, preliminary familiarization, reasoned appeal, joint protocol, recommendations.

Received 14.06.2024

Shepelev S.V., Candidate of Law, Head of the first control and investigation department Investigation Department

Investigative Committee of the Russian Federation of the Udmurt Republic Likhvintseva st., 49, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: PK_Ruk@18.sledcom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.