Научная статья на тему 'Порядок направления налоговыми органами материалов для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях'

Порядок направления налоговыми органами материалов для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
налоговые преступления / налоговые органы / налоговая проверка / материалы налоговых органов / возбуждение уголовного дела / органы внутренних дел / tax crimes / tax authorities / tax audit / materials of tax authorities / initiation of a criminal case / internal aff airs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич, Панкратьев Анатолий Николаевич

С изменением порядка принятия процессуальных решений по фактам совершения налогового преступления возникли правовые неопределенности, касающиеся особенностей направления налоговыми органами материалов в следственные органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. В статье рассматривается указанная и ряд смежных с с ней проблем, выясняется, существует ли практика перепроверки материалов, поступивших из налоговых органов, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела, а также исследуются другие вопросы, возникающие при направлении материалов налоговыми органами в следственные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The procedure for sending materials by tax authorities to initiate a criminal case on tax crimes

With the change in the procedure for making procedural decisions on the facts of committing a tax crime, legal uncertainties arose regarding the specifi cs of the tax authorities sending materials to the investigative authorities when identifying circumstances that suggest a violation of the legislation on taxes and fees containing signs of a crime. The article examines this and a number of related problems, fi nds out whether there is a practice of double-checking materials received from tax authorities by conducting operational investigative activities before initiating a criminal case, and also examines other issues that arise when tax authorities send materials to investigative authorities.

Текст научной работы на тему «Порядок направления налоговыми органами материалов для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях»

Ларичев Василий Дмитриевич Панкратьев Анатолий Николаевич

Порядок направления налоговыми органами материалов для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях

С изменением порядка принятия процессуальных решений по фактам совершения налогового преступления возникли правовые неопределенности, касающиеся особенностей направления налоговыми органами материалов в следственные органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. В статье рассматривается указанная и ряд смежных с с ней проблем, выясняется, существует ли практика перепроверки материалов, поступивших из налоговых органов, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела, а также исследуются другие вопросы, возникающие при направлении материалов налоговыми органами в следственные органы.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые органы, налоговая проверка, материалы налоговых органов, возбуждение уголовного дела, органы внутренних дел.

The procedure for sending materials by tax authorities to initiate a criminal case on tax crimes

With the change in the procedure for making procedural decisions on the facts of committing a tax crime, legal uncertainties arose regarding the specifics of the tax authorities sending materials to the investigative authorities when identifying circumstances that suggest a violation of the legislation on taxes and fees containing signs of a crime. The article examines this and a number of related problems, finds out whether there is a practice of double-checking materials received from tax authorities by conducting operational investigative activities before initiating a criminal case, and also examines other issues that arise when tax authorities send materials to investigative authorities.

Keywords: tax crimes, tax authorities, tax audit, materials of tax authorities, initiation of a criminal case, internal affairs bodies.

С марта 2022 г. изменился порядок принятия процессуальных решений по фактам совершения налогового преступления [1]. На сегодня сведения, полученные при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), не могут являться самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления.

В настоящее время прерогатива направления материалов в следственные органы принадлежит налоговому органу. Однако изучение организационных моментов взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, а также анализ нормативной базы позволяют говорить о наличии правовой неопределенности в этом вопросе. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит норм, регламентирующих в достаточной мере порядок и полномочия налоговых органов.

В п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закрепляется обязанность налоговых органов направить мате-

риалы в органы предварительного следствия в течение 10 дней со дня выявления следующих обстоятельств: если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщиком не исполнена в полном объеме обязанность по уплате сумм недоимок, пеней и штрафов, хотя некоторые ученые [2, с. 121-124; 3, с. 132] и практики [4] утверждают обратное.

Однако ни в этой статье НК РФ, ни в какой-либо другой норме данного кодекса не содержится запрет налоговому органу направлять рассматриваемые материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела раньше.

Таким образом, в законе нет прямого указания на то, что это должны быть материалы со вступившим в законную силу решением налогового органа. То есть налоговые органы могут использовать п. 3 ст. 82 НК РФ для направления любых материалов, в том числе и до вступления в силу решения о привлечении. Также

144

следственные органы могут быть проинформированы об обстоятельствах, позволяющих предполагать факт совершения преступления, до завершения налоговой проверки и принятия процессуального решения.

Напротив, действующее правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений, исходит из возможности каждого, в том числе и государственного органа (коим является налоговый орган), обратиться в следственный орган с обращением (заявлением) о совершении преступления и просьбой о возбуждении уголовного дела. В этом смысле каких-либо ограничений законодательство не предусматривает. Это право можно назвать всеобщим.

Статья 31 НК РФ прямо не предусматривает такого правомочия налогового органа, как обращение в следственный орган с материалами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Вместе с тем исходя из характера вышеприведенного правового регулирования данная статья НК РФ не исключает наличие у налоговых органов такого права.

Аналогичный по своей сути вопрос (об отсутствии у налогового органа ряда правомочий, прямо предусмотренных в ст. 31 НК РФ) был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ [5].

Налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований (п. 8 ст. 31 НК РФ). Они также имеют право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности [6, подп. 6.6].

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленные в ходе проверки. Вместе с тем данные материалы хотя и содержат сведения

0 нарушении налогового законодательства, но являются лишь предварительными выводами налогового органа.

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ (в редакции от

1 января 2023 г.), если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения не исполнена обязанность по уплате сумм недоимок, соответствующих пеней и штрафов, размер которых позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

На основании указанных положений налогового законодательства направление материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК РФ, осуществляется налоговыми органами по истечении 75-дневного срока, установленного п. 3 ст. 32 НК РФ.

Вместе с тем в случае установления налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у налогоплательщика намерения на добровольное возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, налоговый орган вправе направить материалы проверки до истечения срока, предусмотренного п. 3 ст. 32 НК РФ (в том числе до вступления его в силу), в целях принятия мер по обеспечению взыскания ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации. В данном случае направление материалов допускается только при условии приложения документов и иных доказательств, подтверждающих сведения о совершении налогоплательщиком действий, указанных в настоящем пункте.

Следует также учитывать, что п. 3 ст. 32 НК РФ не устанавливает запрета на направление в следственные органы материалов налоговой проверки, по результатам рассмотрения которых вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с истечением сроков давности привлечения к налоговой ответственности, проведением повторной выездной налоговой проверки, однако содержащих вывод о сумме неуплаченных налогов в результате совершения правонарушения.

Порядок, установленный в п. 3 ст. 32 НК РФ, применим и в случае вынесения налоговым органом решений по результатам проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ).

Необходимо учитывать, что обжалование налогоплательщиком вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а равно принятие судом обе-

145

спечительных мер по приостановлению исполнения такого решения, введение процедуры банкротства не являются обстоятельствами, препятствующими направлению в следственные органы материалов, которые могут служить поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК РФ.

Об этом свидетельствует и позиция Минфина [7] и ФНС России [8, 9], которая заключается в том, что принятие судом обеспечительных мер не влияет на обязанность налоговых органов по направлению материалов проверки в следственные органы.

Неопределенная ситуация складывается в части возбуждения уголовных дел о совершении преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, признаки совершения которых налоговый орган не может установить в ходе налоговой проверки, так как налоговым законодательством в принципе не предусмотрено проведение мероприятий налогового контроля по фактам сокрытия денежных средств, за счет которых должна быть взыскана недоимка. Соответственно, решение о привлечении к налоговой ответственности не выносится. Даже если признаки объективной стороны этого состава преступления будут установлены, проведение налоговой проверки как повод для возбуждения уголовного дела не предусмотрено [10].

В части применения ст. 199.2 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона данного преступления не устанавливает такой обязательный признак, как предоставление в налоговый орган заведомо ложных сведений о налоговых обязательствах. Действия по сокрытию денежных средств либо имущества осуществляются с целью неисполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых истек.

Следует также учитывать, что если сокрытие денежных средств или иного имущества, за счет которого должно производиться взыскание, осуществляется в целях уклонения от исполнения налоговых обязательств, вменяемых по результатам проведения налоговой проверки, то для пресечения действий, совершаемых в целях сокрытия имущества и принятия мер для обеспечения возмещения ущерба, соответствующие материалы могут быть направлены налоговым органом на основании п. 3 ст. 32 НК РФ после вынесения решения по проверке.

При выявлении обстоятельств, содержащих признаки преступления по ст. 199.2 УК РФ, УФНС России (уполномоченный территориальный налоговый орган) направляет письменный

запрос в подразделение ЭБиПК о привлечении сотрудников для осуществления оперативно-розыскных мероприятий и проведения документального исследования (ревизии) в целях наиболее полного установления таких обстоятельств.

При поступлении запроса подразделением ЭБиПК выделяется сотрудник (сотрудники), которому поручается оперативное сопровождение сбора и подготовки налоговым органом материалов в целях наиболее полного установления признаков преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, в том числе производство оперативно-розыскных мероприятий, назначение и производство документального исследования (ревизии) материалов, собранных совместно с налоговым органом.

Подразделение ЭБиПК территориального органа в течение 10 суток с момента поступления запроса уведомляет налоговый орган, направивший запрос, о принятом решении с указанием ФИО сотрудника (сотрудников) и контактных сведений.

Совместные мероприятия, включая документальное исследование (ревизию), проводятся сотрудниками УФНС России и подразделением ЭБиПК до передачи соответствующих материалов в СУ Следственного комитета РФ.

Таким образом, налоговые органы имеют полномочия направить материалы в органы предварительного следствия в период с момента фактического выявления нарушения налогового законодательства, но не позднее сроков, установленных ст. 32 НК РФ.

До внесения изменений в УПК РФ правоохранительные органы имели возможность использовать материалы налоговых органов, по которым истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, дополнять их результатами ОРД за последующие периоды деятельности налогоплательщика и привлекать виновных лиц к ответственности, способствуя тем самым возмещению причиненного ущерба.

В связи с этим в ходе проведения исследования нами в Следственном комитете РФ была запрошена информация о том, имеется ли практика перепроверки материалов, поступивших из налоговых органов, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.

В ответе Следственного комитета РФ было указано, что перепроверка материалов налоговых органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется не во всех регионах.

146

Так, об их обязательном проведении сообщили ГСУ по Красноярскому краю и Республике Хакасия, СУ по Воронежской и Кировской областям. В ряде регионов такая обязанность отсутствует, но по каждому материалу следователем в орган дознания направляется поручение, в том числе для установления новых и дополнительных обстоятельств, актуализации ранее полученных данных, обнаружения документации и имущества, на которое может быть наложен арест (СУ по республикам Марий Эл, Татарстан, Волгоградской, Ленинградской, Магаданской, Свердловской, Томской областям).

В СУ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу такие мероприятия проводятся при поступлении из налогового органа материалов в порядке ст. 82 НК РФ, в СУ по Нижегородской области - при отсутствии расчета суммы ущерба, в СУ по Республике Северная Осетия - Алания и Омской области -при недостаточности данных для возбуждения уголовного дела в целях подтверждения выводов налогового органа, в СУ по Тверской области - при «пограничном» размере суммы криминального ущерба.

Некоторые следственные органы указали, что проведение указанных мероприятий не обязательно, но возможно, в том числе в целях установления умысла на совершение преступления, исследования документов для определения суммы ущерба (ГСУ по Московской области, СУ по Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Забайкальскому и Ставропольскому краям, Новосибирской, Челябинской областям и др.).

Кроме того, в Следственный комитет РФ был направлен запрос о том, проводится ли перепроверка расчета, предоставленного налоговым органом, до возбуждения уголовного дела при установлении размера неуплаченных налогов и сборов (сокрытых денежных средств и имущества), на что получен следующий ответ.

В региональных следственных подразделениях отсутствует единообразная правоприменительная практика. В ряде следственных органов такая перепроверка не проводится (например, в следственных управлениях по республикам Калмыкия, Татарстан, Кабардино-Балкарской Республике, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Калужской, Новгородской, Курганской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и др.). В СУ по Ивановской и Ярославской областям такой подход объяснили длительностью проведения экспертных исследований, несопоставимой со сроками процессуальной про-

верки. В Ленинградской области такая необходимость отсутствует, поскольку расчет размера недоимки (сокрытых средств) проводится органом дознания в ходе налоговой проверки и представляется уже в материалах налогового органа.

В других следственных органах перепроверка проводится в обязательном порядке путем проведения экспертиз, исследований и ревизий как силами подразделений ЭБиПК, так и в экспертных организациях (например, в СУ по республикам Бурятия, Ингушетия, Мордовия, Саха (Якутия), Алтайскому, Ставропольскому краям, Иркутской, Костромской, Псковской, Тюменской, Пензенской областям и др.).

Ряд следственных подразделений сообщили, что перепроверка расчета проводится в отдельных случаях при наличии такой необходимости (СУ по Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарскому краю, Орловской области и др.). Например, при недостаточности сведений в полученных материалах налогового органа (СУ по Республике Дагестан), при отсутствии в таких материалах расчета, проведенного специалистами органа дознания (СУ по Нижегородской области), при «пограничной» сумме недоимки (стоимости сокрытого имущества), необходимой для привлечения к уголовной ответственности (СУ по Приморскому краю, Тверской и Томской областям), при необходимости распределения данной суммы между руководителями, поочередно осуществлявшими управление организацией в исследуемом периоде, учета понесенных налогоплательщиком расходов, который не всегда производится налоговыми органами (ГСУ по г. Санкт-Петербургу, СУ по Забайкальскому краю), при направлении материалов в порядке ст. 82 НК РФ (СУ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Мурманской области), при проверке сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ (СУ по Республике Коми, Кировской, Новосибирской областям), при выявлении ошибок в расчете (СУ по Воронежской области) или новых ранее не учтенных фактов и обстоятельств (СУ по Республике Карелия).

В ГСУ по Красноярскому краю и Республике Хакасия, в СУ по Омской области перепроверка не проводится только по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, так как в материалах налогового органа уже есть расчет, выполненный органом дознания. В СУ по Пермскому краю по ст. 199.2 УК РФ проводится лишь корректировка суммы с учетом справок, поступивших из подразделений

147

ЭБиПК, по другим составам расчет, приведенный в решении налогового органа, признается достаточным.

В ГСУ по Республике Крым и г. Севастополю, в СУ по Кемеровской области - Кузбассу перепроверка осуществляется путем направления запросов в налоговые органы в целях актуализации размера недоимки (сокрытого имущества), например, в связи с возможным погашением задолженности.

Также выяснялось, если нарушение, выявленное налоговым органом, охватывает период менее трех лет, проводится ли самостоятельная проверка в пределах трех финансовых лет подряд (в соответствии с примечанием к ст. 198 и 199 УК РФ).

Следственный комитет РФ ответил, что в большинстве следственных подразделений самостоятельная проверка в таких случаях не проводилась либо указанные материалы не поступали. Подобные проверки проводились в СУ по Республике Бурятия, Камчатскому и Краснодарскому краям, Воронежской, Курганской, Тамбовской, Ярославской областям и ряде других подразделений. По информации ГСУ по г. Москве, Московской области, СУ по Забайкальскому краю, в этих целях назначаются судебные экспертизы, охватывающие необходимый 3-летний период. Ряд следственных органов сообщил, что в указанных ситуациях принимаются меры по установлению дополнительных фактов в рамках 3-летнего периода путем проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий (СУ по Иркутской, Кировской, Омской, Ростовской областям).

В СУ по Владимирской и Тульской областям самостоятельная проверка проводится только при «пограничной» или недостаточной сумме недоимки, а в СУ по Новосибирской области в данном случае могут инициироваться дополнительные мероприятия налогового контроля. В СУ по Приморскому краю налоговый орган самостоятельно проверяет недостающие периоды и досылает необходимые материалы.

Также отсутствует четкая регламентация, какие именно документы, вынесенные (полученные) налоговым органом, соответствуют поводу для возбуждения уголовного дела по смыслу ст. 140 УПК РФ.

Налоговые органы имеют право осуществлять налоговый контроль не только путем проведения налоговых проверок, но и в других формах, предусмотренных НК РФ [11, ст. 7, ч. 3].

В связи с этим налоговые органы в своей деятельности проводят проверку полноты исчис-

ления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ), мероприятия по взысканию задолженности (ст. 46-48 НК РФ), иные процедуры, в том числе рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседании комиссии налогового органа. По их результатам составляются разные по форме документы, которые могут содержать сведения о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ.

Данные материалы содержат сведения о нарушении налогового законодательства, а также выводы налогового органа. По своему содержанию и форме они соответствуют признакам сообщения о преступлении при направлении в орган следствия и могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако порядок их направления в органы предварительного следствия никак не регламентирован.

В зависимости от конкретной ситуации для эффективного принятия процессуального решения предпочтительным будет более ранее направление материалов, например для своевременного наложения ареста на имущество фигурантов, либо более позднее направление для завершения дополнительных мероприятий.

Немаловажным при выборе момента направления является наличие сил и средств, необходимых для организации расследования и проведения неотложных следственных действий, в том числе физической возможности следователя принять в производство дополнительное уголовное дело с учетом текущей нагрузки. Схожим образом материалы налогового органа изначально должны отвечать процессуальным требованиям и не нуждаться в доработке на этапе принятия процессуального решения.

В связи с этим перед подразделениями ЭБиПК возникает задача обеспечить организацию процесса направления в органы предварительного следствия пригодных материалов в приемлемые сроки.

Материалы в следственные органы направляются налоговыми органами в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствии с требованиями Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом РФ и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. № 101-162-12/ММВ-27-2/3 и прилагаемых к нему протоколов.

При выявлении в процессе проведения камеральных и выездных проверок фактов, свидетельствующих о необоснованном заявлении сумм НДС к возмещению (ст. 159 УК РФ), и при наличии решения об отказе в возмещении НДС

148

полностью или частично, вступившего в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности, налоговые органы направляют соответствующие материалы в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии со ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. Данные материалы содержат сведения о нарушении налогового законодательства и выводы налогового органа и соответствуют признакам сообщения о преступлении при направлении в орган следствия.

В случае поступления сообщений, полученных из иных источников (заявлений граждан, организаций; средств массовой информации; обращений государственных и иных организаций и т.п.), по фактам нарушений налогового законодательства организовывается проведение мероприятий налогового контроля.

Ход и результаты совместных мероприятий подлежат обязательному обсуждению в процессе предварительного ознакомления сотрудников СУ Следственного комитета РФ в рамках заседаний межведомственных рабочих групп СУ Следственного комитета РФ, ОВД и УФНС России (уполномоченного территориального налогового органа).

По результатам обсуждения СУ Следственного комитета РФ даются рекомендации о дальнейшем сборе материалов, проведении дополнительных мероприятий сотрудниками подразделений ЭБиПК и УФНС России, выяснении конкретных вопросов в ходе проведения документальных исследований (ревизий) с отражением в протоколе рабочей встречи.

Направление УФНС России материалов в СУ Следственного комитета РФ для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ производится по результатам предварительного согласования в ходе обсуждений.

В случае наличия дополнительной информации о сокрытии денежных средств (имущества) от процедуры принудительного взыскания задолженности по налогам, страховым взносам налоговый орган направляет указанные сведения с приложением соответствующих документов в следственные органы СУ Следственного комитета РФ.

Копии материалов, направляемых в СУ Следственного комитета РФ для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 198-199.2 УК РФ, представляются в прону-

мерованном и прошнурованном виде, с копиями, заверенными должностным лицом налогового органа и скрепленными соответствующей печатью, с описью вложения к каждому тому согласно хронологии приложенных документов, с сопроводительным письмом, в котором излагаются обстоятельства, позволяющие предполагать факт нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Непредставление полного пакета копий документов не является безусловным основанием для отказа в принятии или возвращении СУ Следственного комитета РФ материалов, представленных УФНС России, в случае, если в представленных документах содержатся достаточные сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ. При отсутствии полного перечня документов в сопроводительном письме сообщается об объективных причинах невозможности представления тех или иных документов.

Налоговые органы могут предоставлять дополнительную информацию по переданным ранее материалам как по запросу следователя, так и в инициативном порядке.

При необходимости должностное лицо следственного органа по результатам рассмотрения сообщения о налоговом преступлении и расследования уголовного дела вправе привлечь сотрудников налогового органа либо органа внутренних дел для участия в уголовном судопроизводстве, в том числе в качестве специалистов, либо эксперта отдела криминалистики СУ Следственного комитета РФ.

Поступившие в следственный орган из УФНС по субъекту Российской Федерации материалы при наличии признаков преступления принимаются и регистрируются в качестве повода для возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ и рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

Возврат следственным органом следственного управления материалов в УФНС России без регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях по формальным основаниям не допускается.

УФНС России по субъекту Российской Федерации в соответствии со ст. 123 УПК РФ вправе обжаловать вынесенное по результатам рассмотрения направленных материалов решение руководителю следственного органа, сотрудником которого вынесено обжалуемое решение, или прокурору после совместного предварительного рассмотрения на тематической межведом-

149

ственной рабочей группе обжалуемых материалов и принятия решения о целесообразности обжалования вынесенного решения.

В случае признания СУ Следственного комитета РФ того, что материалы изначально не содержат признаки налогового преступления либо представлены с существенными нарушениями требований, предусмотренных названным выше Соглашением, указанные материалы подлежат возврату с обоснованием причин принятия такого решения.

Подводя итоги вышеизложенному, отметим следующее.

1. Отдельные ученые утверждают, что налоговые органы обязаны направить материалы в органы предварительного следствия в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В то же время в законодательстве нет прямого указания на то, что это должны быть материалы со вступившим в законную силу решением налогового органа. В связи с этим авторы считают возможным направление материалов в следственные органы с момента фактического выявления нарушения налогового законодательства, но не позднее сроков, установленных ст. 32 НК РФ.

2. Обжалование налогоплательщиком вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, принятие судом

обеспечительных мер по приостановлению исполнения такого решения и другие процедуры не являются обстоятельствами, препятствующими направлению материалов в следственные органы.

3. Неопределенная ситуация складывается в части возбуждения уголовных дел о совершении преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, признаки совершения которых налоговый орган не может установить в ходе налоговой проверки. В связи с этим при выявлении таких обстоятельств налоговые органы обращаются в подразделение ЭБиПК с целью привлечения сотрудников для осуществления оперативно-розыскных мероприятий и проведения документального исследования.

4. В случае поступления сообщений, полученных из иных источников, по фактам нарушений налогового законодательства организовывается проведение мероприятий налогового контроля.

5. К числу вопросов, требующих дополнительной регламентации, относятся:

изучение и оценка материалов ОРД и мероприятий налогового контроля следователем до момента направления их для принятия процессуального решения;

порядок и условия направления налоговым органом материалов в органы предварительного следствия, а также перечень документов, приобщаемых к таким материалам, и др.

1. О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2023).

2. Пушторская Е.В. О препятствиях для реализации налоговыми органами полномочий по направлению материалов о выявленных налоговых преступлениях в следственные органы // Роль прокуратуры в построении правового государства: история и современность (к 300-летию российской прокуратуры): сб. ст. по материалам науч.-практ. круглого стола, 18 февр. 2022 г. Владивосток, 2022. С. 121-124.

3. Серова Е.Б., Пушторская Е.В. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: проблемы и возможные пути их решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 1(97).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гзнпрокуратура разъяснила порядок возбуждения уголовных дел по налоговым престу-

1. On amendments to articles 140 and 144 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: fed. law d.d. March 9, 2022 No. 51-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (date of access: 10.04.2023).

2. Pushtorskaya E.V. On the obstacles to the exercise by tax authorities of the powers to send materials on identified tax crimes to the investigating authorities // The role of the prosecutor's office in building a rule of law state: history and modernity (to the 300th anniversary of the Russian prosecutor's office): coll. of papers based on proc. of sci. and practical round table, Febr. 18, 2022. Vladivostok, 2022. P. 121-124.

3. Serova E.B., Pushtorskaya E.V. Initiation of criminal cases on tax crimes: problems and possible solutions // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 1(97).

4. The Prosecutor General's Office clarified the procedure for initiating criminal cases for tax crimes [Web resource]. URL: https://www. advgazeta.ru/novosti/genprokuratura-razyasnila-

150

плениям [Электронный ресурс]. ЬПрэ://

www.advgazeta.ru/novosti/genprokuratura-razyasnila-poryadok-vozbuzhdeniya-ugolovnykh-del-po-nalogovy (дата обращения: 20.07.2023).

5. По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С. И. Лысяка и А.Н. Сергеева: постановление Конституционного Суда РФ от 8 дек. 2017 г. № 39-П.

6. Положение о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30 сент. 2004 г. № 504. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2023).

7. Письмо Минфина РФ от 1 июля 2013 г. № 03-02-08/25039.

8. Письмо ФНС от 29 дек. 2011 г. № АС-4-2/22500.

9. Письмо ФНС от 11 окт. 2011 г. № АС-4-2/16795.

10. Есаков Г.А. Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу //Закон. 2022. № 11. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2023).

11. О налоговых органах: закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2023).

poryadok-vozbuzhdeniya-ugolovnykh-del-po-nalogovy (date of access: 20.07.2023).

5. In the case of checking the constitutionality of the provisions of articles 15, 1064 and 1068 of the Civil Code of the Russian Federation, subparagraph 14 of paragraph 1 of article 31 of the Tax Code of the Russian Federation, article 199.2 of the Criminal Code of the Russian Federation and part one of article 54 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in connection with complaints from citizens G.G. Akhmadeeva, S.I. Lysyak and A.N. Sergeyev: decree of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. Dec. 8, 2017 No. 39-P.

6. Regulations on the Federal Tax Service: decree of the Government of the Russian Federation d.d. Sept. 30, 2004 No. 504. Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (date of access: 10.04.2023).

7. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation d.d. July 1, 2013 No. 03-0208/25039.

8. Letter of the Federal Tax Service d.d. Dec. 29, 2011 No. AS-4-2/22500.

9. Letter of the Federal Tax Service d.d. Oct. 11, 2011 No. AC-4-2 /16795.

10. Esakov G.A. Tax crimes: fine-tuning of liability in 2022 and in the future // Law. 2022. No. 11. Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (date of access: 10.04.2023).

11. About tax authorities: law of the Russian Federation d.d. March 21, 1991 No. 943-1. Access from the legal reference system "ConsultantPlus" (date of access: 10.04.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ларичев Василий Дмитриевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; e-mail: larichev48@mail.ru;

Панкратьев Анатолий Николаевич, кандидат юридических наук, начальник отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями Управления «Ф» ГУЭБиПК МВД России; е-mail: a.pankratev@ gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.D. Larichev, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Chief Researcher of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: larichev48@mail.ru;

A.N. Pankratiev, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Chief of the Department for Combating Tax Offenses of the Department "F" of the Main Directorate of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: a.pankratev@gmail.com

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.