Научная статья на тему 'Предупреждение террористических актов на транспорте'

Предупреждение террористических актов на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2066
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА НА ТРАНСПОРТЕ / PREVENTION OF TRANSPORT TERRORISM / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / NATIONAL ANTI-TERRORISM COMMITTEE / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ANTITERRORIST COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левин А.О.

В статье рассматриваются правовые основы предупреждения террористических актов на транспорте, а так же основные пути предупреждения, зарубежный опыт и задачи по противодействию (профилактике) терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Левин А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention acts of terror on transport

The article examines the legal framework for the prevention acts of terror on transport and the basic ways of prevention, international experience and tasks on counter (prevention) terrorism.

Текст научной работы на тему «Предупреждение террористических актов на транспорте»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

НА ТРАНСПОРТЕ

А.О. ЛЕВИН,

преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки

ФГКОУ ВПО «Московского Университета МВД России» Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: Levin-s70 @ mail.ru

Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ,

профессор кафедры управления ОВД в особых условиях Киреев М.П.

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы предупреждения террористических актов на транспорте, а так же основные пути предупреждения, зарубежный опыт и задачи по противодействию (профилактике) терроризму.

Ключевые слова: предупреждение терроризма на транспорте, национальный антитеррористический комитет, антитеррористическая комиссия.

PREVENTION ACTS OF TERROR ON TRANSPORT

A.O. LEVIN,

colonel of police, teacher of the Department of the internal Affairs bodies in the special conditions of the educational-scientific complex of special training, Federal public state educational institution of higher professional education «Moscow University of the MIA of Russia»

Annotation. The article examines the legal framework for the prevention acts of terror on transport and the basic ways of prevention, international experience and tasks on counter (prevention) terrorism.

Keywords: prevention of transport terrorism, national anti-terrorism committee, the antiterrorist commission.

В соответствии с ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму», ФЗ РФ от 9 февраля 2007 г. № 16 «О транспортной безопасности», Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» в РФ под общим руководством Национального Антитеррористического Комитета Российской Федерации (далее — НАК РФ) функционирует единая государственная система организации предупреждения террористических актов.

НАК РФ обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, осуществляет подготовку предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму. На НАК РФ возлагаются задачи по разработке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих терроризму, в том числе и на транспорте, подготовка предложений по социаль-

ной защите лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и социальной реабилитацией граждан, которые пострадали от террористических актов. На этот орган возлагаются задачи по подготовке проектов международных договоров РФ в этой области.

Для осуществления задач НАК РФ имеет право оценивать эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти и контролировать исполнение решений по противодействию терроризму. В этих же целях НАК РФ имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, организаций и должностных лиц.

Организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов МВД России по предупреждению терроризма на транспорте осуществляет Федеративный оперативный штаб НАК РФ.

В субъектах РФ эту работу проводят антитеррористические комиссии, руководителями которых по

■^fefr- ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Так, в соответствии с решением НАК РФ от 22 февраля 2011 г. в субъектах Российской Федерации созданы координационные советы на объектах транспорта по их антитеррористической защищенности из числа представителей субъектов транспортной инфраструктуры, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов во главе с руководителем органов безопасности. На базе Главного управления транспорта МВД России создан новый отдел по межведомственному взаимодействию в сфере транспортной безопасности. Во всех УМВД на транспорте функционируют постоянно действующие оперативные штабы и рабочие группы. Организационной основой совместных мероприятий по борьбе с терроризмом служат соответствующие программы по повышению антитеррористической защищенности объектов всех видов транспорта, планы совместных мероприятий МВД России и Минтранса России.

Организация деятельности по предупреждению терроризма на транспорте в РФ представляет собой систему разноплановых мер по недопущению террористических преступлений путем выявления и устранения их причин и условий. Особый характер этого вида преступности обуславливает сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специальных (криминологических) мер предупреждения терроризма.

Анализ террористических актов на транспорте показывает, что в конце XX — начале XXI вв. терроризм на транспорте приобрел новое качество — способность эффективно влиять на внутреннюю и внешнюю политику крупнейших государств и тенденции развития международного сообщества в целом.

Теракты в 2013 г. на железнодорожном вокзале в Волгограде, в 2011 г. в аэропорту Домодедово в очередной раз показали уязвимость объектов транспортной инфраструктуры. Подрыв Невского экспресса в ноябре 2009 г., теракты в Московском метрополитене в марте 2010 г. свидетельствуют о том, что безопасное функционирование транспортной отрасли, ее защищенность от актов незаконного вмешательства становятся вопросами государственной важности.

Президент РФ В.В. Путин на заседании расширенной коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. в числе

наиболее приоритетных задач, стоящих перед МВД России, назвал повышение взаимодействия с НАК РФ по повышению уровня защищенности транспортной инфраструктуры.

Предупреждение терроризма на транспорте требует создания единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывалось бы на базе механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения.

Целесообразно определить основные шаги единой системы:

♦ координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов как внутри России, так и в рамках СНГ;

♦ совершенствование законодательной базы;

♦ создание и формирование единой государственной системы антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры по типу Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

♦ создание и совершенствование специализированных служб по борьбе с терроризмом, в первую очередь — под эгидой МВД — ФСБ;

♦ создание единой информационно-прогностической системы учетов;

♦ повсеместное техническое оснащение (приборами видеоконтроля) объектов транспортной инфраструктуры (метро, аэропорты, вокзалы и др.);

♦ пресечение незаконного оборота взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов и оружия;

♦ пропагандистское обеспечение антитеррористических действий правоохранительных органов и специальных служб.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и нередко дополняют друг друга.

Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по обеспечению без-

опасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Особого внимания требует организация работы по оказанию пропагандистского воздействия на население, особенно на ту его часть, которая вовлечена в террористическую деятельность. Для этого необходимо шире привлекать религиозных лидеров, обществоведов, юристов, просветительские учреждения, представителей средств массовой информации. При лишении террористов, осуществляющих акты терроризма под лозунгами защиты своей идеологии, поддержки у населения следует вскрывать и предавать гласности истинные цели террористов, которые носят, как правило, корыстный характер.

По мнению профессора А.Ф. Майдыкова, деятельность правоохранительных органов (МВД — ФСБ) по предупреждению терроризма, в том числе и на транспорте, предполагает два этапа соответствующей превентивной работы, проводимой:

1) на ранней стадии, т.е. при формировании и оформлении замыслов террористов и подготовке ими конкретных противоправных акций;

2) на стадии начала активных действий1.

На стадиях приготовления к террористическому посягательству совершаются общеуголовные преступления — это хищение, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия, взрывчатых, токсичных, радиоактивных и других веществ, которые могут быть использованы в качестве средств совершения акта терроризма. Кроме того, значительные группы и даже слои населения вовлекаются в различные негативные криминогенные процессы. В такие периоды значительно нарастает социальная напряженность, обостряются межнациональные, межэтнические и межрелигиозные противоречия, распространяется правовой нигилизм.

Перечисленные обстоятельства остро ставят вопрос о необходимости раннего предупреждения терроризма: выявление, устранение, нейтрализация, локализация и минимизация воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо благоприятствуют реализации террористических намерений. Предупреждение терроризма должно осуществляться на ранних стадиях развития негативных процессов, т.е. на тех этапах, когда формируется террористическая мотивация.

Поэтому на первом этапе изучаются и анализируются: а) негативные процессы, происходящие в

сфере социальных, экономических, политических, национальных отношений, в деятельности организаций, фронтов и объединений, их отдельных групп и представителей; б) причины и факторы, способствующие развитию террористических тенденций.

На первом этапе осуществляются сбор, накопление и обобщение данных о деятельности группировок и отдельных лиц, вынашивающих террористические цели. Здесь большое значение приобретает четкая организация информационной и аналитической работы. Эффективность предупреждения преступной деятельности террористов во многом обусловливается правильной оценкой собранной информации.

Затрудняет работу полиции в России отсутствие общего для всей правоохранительной системы банка информации и режима информационного обмена о совершенных в разных регионах террористических акциях, смежных криминальных деяниях и подозреваемых в их совершении лицах, в том числе объявленных в федеральный и международный розыск, о пособниках террористов, потерпевших и лицах, задержанных в ходе проводимых профилактических операций. Недостаток такой информации сказывается на состоянии раннего предупреждения терроризма, а важность ее использования давно уже подтверждена отечественной и зарубежной практикой. Например, в США разработана специальная программа «Информационная система против терроризма» (ТИМС) для микрокомпьютеров, которая позволяет полицейским проанализировать и оценить степень риска, а также подготовить план контрмер. Программа включает в себя сведения почти об одной тысяче террористических инцидентов, которые ранее имели место, и набор готовых решений по организации операций против террористов либо террористических организаций. Полицейские управления могут приобрести либо весь пакет программы, либо отдельную базу данных. Через интерфейсы в своих компьютерах, устройства подключения или терминалы полицейские управления имеют доступ в Национальный центр уголовной информации ФБР, где прием и обработка сообщений осуществляются со скоростью 3—5 сек. Таким образом, успешно решается основная задача Национального центра — повышение эффективности работы

1 Майдыков А.Ф. Содержание деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению терроризма. М., 1995. С. 35.

правоохранительных органов посредством оперативной обработки и обмена информацией2.

На втором этапе деятельности правоохранительных органов основное внимание должно уделяться недопущению дальнейшего развития актов терроризма. Здесь важно быстрое реагирование на возникшую обстановку с прогнозированием развития событий и вариантов вероятных противоправных действий. Прежде всего, необходимо определить организацию террористической группы и какие цели преследуют ее члены:

♦ являются ли происходящие противоправные действия средством достижения каких-то узких целей либо выступают как часть тщательно разработанного подрывной организацией плана насильственного изменения государственного строя, свержения правительства;

♦ носят ли эти события характер обычной уголовной преступности, или они свидетельствуют о возможной подготовке к насильственным акциям более крупного масштаба с применением оружия.

По мере того как предупредительная деятельность получает правовую и теоретическую базу, ее функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих ее предмет.

Следовательно, приоритет искоренения террор и-стических актов на транспорте должен принадлежать его предупреждению, т.е. выявлению и устранению

причин и условий, способствующих совершению актов терроризма, а также установлению лиц, действия которых объективно развиваются в сторону подготовки и совершения преступлений террористического характера.

Конечно же, основная тяжесть борьбы с террористической угрозой ложится на плечи сотрудников органов безопасности и внутренних дел, поэтому вопрос об организации эффективного взаимодействия их в сфере антитеррористической деятельности особенно актуален.

Противодействие угрозе терроризма на транспорте должно быть адекватно по масштабам и интенсивности. Решить же эту трудную задачу современности можно лишь совместными усилиями, причем особый упор следует сделать на предупреждение террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры.

Разработку антитеррористической стратегии необходимо осуществлять на основе определенных принципов. Их содержание должно иметь опережающий характер действий и активность, основанную на законе, соответствие задач, правомочий, ресурсного обеспечения.

2 Киреев М.П., Морозов В.М. Борьба с терроризмом в современной России. Владимир, 2004. С. 84.

А.М. Осавелюк. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Рассматриваются темы Общей и Особенной частей учебного курса «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». В Общей части рассматриваются важнейшие понятия и институты конституционного права, в Особенной — основы конституционного права стран Европы, Азии и Америки, представляющие наиболее распространенные конституционно-правовые системы современности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, может быть полезна для студентов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.