Научная статья на тему 'Предупреждение рисков травматизма на занятиях по физической подготовке'

Предупреждение рисков травматизма на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
307
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение рисков травматизма на занятиях по физической подготовке»

С.В. Кузнецов, Е.П. Колодеев

Кузнецов Сергей Вячеславович - кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры физической подготовки

Нижегородская академия МВД России

Колодеев Евгений Петрович - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки

Нижегородская академия МВД России

Предупреждение рисков травматизма на занятиях по физической подготовке

Физическая культура - это одна из социальных сфер, деятельность субъектов в которой, обусловливает возникновение рискованных ситуаций. Многообразие форм физической культуры, сложное системное взаимоотношение субъектов и объектов в этой сфере выступают фактором, который существенно затрудняет анализ номенклатуры, природы, механизмов осуществления и последствий рисков.

В этой статье мы рассмотрим методологические основы экспликации рисков и пример представления приемов и средств их предупреждения на практических занятиях по физической подготовке.

Предупреждение травматизма на практических занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России выступает одним из базисных условий и факторов их организации. Кроме этого, является функцией государства в деятельности по обеспечению охраны труда - установлению процедур, правил, нормативов и критериев, направленных на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности.

Нормативными основами разработки мер предупреждения травматизма на занятиях по физической подготовке выступают ряд нормативных правовых документов: «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»1, «Физкультурно-спортивные залы: Свод правил по проектированию и строительству»2, «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта»3, «Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»4, отраслевые типовые инструкции по охране труда, разрабатываемые на основе «Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда»5.

При разработке мер предупреждения травматизма при проведении практических занятий по физической подготовке исходной задачей выступает составление перечня опасностей, то есть образа (представления) наступления нежелательных (негативных, вредных) событий, причинения какого-либо ущерба, утраты (здоровья, порчи оборудования и инвентаря, наступления чрезвычайных событий техногенного характера и т. д.). Затем оценивается возможность их наступления. Действительно реальные, неминуемые опасности называются угрозами. Оценка вероятности и последствий наступления негативных событий позволяет определить степень риска.

В отношении последствий степень риска на занятиях по физической подготовке выражается степенью тяжести травм и повреждений. Их принято делить на тяжелые (переломы, вывихи, сотрясение мозга), средние (растяжения мышц, сухожилий и связок, рассечения) и легкие (ушибы, ссадины). Тяжелые и средние травмы являются причиной временной утраты способности учащихся участвовать в учебных занятиях. Легкие травмы практически не вызывают перерывов в занятиях по физической подготовке, но

1 Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда: постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. № 80 // Бюллетень Минтруда РФ. 2003. № 5.

2 СП 31-112-2004. Физкультурно-спортивные залы: Свод правил по проектированию и строительству / Письмо Госстроя РФ от 30 апреля 2004 г. № ЛБ-322/9. Приказ Росспорта от 26 февраля 2005 г. № 24). М., 2005.

3 Об утверждении СП 2.1.2.3304-15 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2015 № 61 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 50.

4 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // Интернет-портал правовой информации 11К1_: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 18.08.2017).

5 Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда: постановление Минтруда РФ от 1 июля 1993 г. № 129 // «Российские вести: 1998, 29 июля.

требуют лечения. Игнорирование лечения средних, а иногда и легких травм является причиной возникновения у учащихся тяжелых патологий. К примеру, перенапряжение и растяжение мышц и связок плечевого сустава могут стать причиной вывиха, а затем привычного вывиха и привести к перерыву в практических занятиях на полгода и более или же к прекращению активных занятий по физической подготовке и принятию решения о возможности прохождения дальнейшей службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Отметим, что само по себе понятие риска - очень широкое. Понятие риска употребляется и в значении возможной опасности, возникновения неблагоприятных воздействий. Кроме этого, под риском понимаются и сами условия и факторы действия, связанные с опасностью.

В этом контексте риски могут быть общими, независимыми от вида (формы) практического занятия, и специфичными, характерными только для конкретных условий или ситуаций выполнения физических упражнений.

Действительные, реальные, неминуемые опасности - риски - можно классифицировать по различным основаниям.

По степени переноса: общие (типичные, универсальные) и специфические (характерные, особенные).

По природе источника: субъективные (человеческие) и объективные (природные, естественные, техногенные).

По степени опасности, тяжести вреда, ущерба: заурядные и чрезвычайные.

По вероятности наступления: мнимые (невозможные, воображаемые) и потенциальные (маловероятные), происходящие редко, периодически и реальные (действительные, наличные, достоверные), происходящие часто и неминуемые.

Однако предметное, более детальное представление о характере рисков складывается в результате анализа целого ряда аспектов.

Кто (что) является источником угрозы - откуда исходит опасность?

Кто (что) выступает объектом угрозы - кому (чему) причиняется ущерб, вред, грозит опасность?

В чем сущность опасности, риска; чего следует опасаться, кем или чем рискуется?

Каким образом (как правило) осуществляется угроза (происходят, наступают нежелательные события)?

Каковы признаки эскалации (увеличения, повышения, расширения, распространения, наращивания, обострения) угрозы?

Какие условия (обстоятельства, возможности) и факторы повышают (снижают) степень опасности и вероятность реализации угрозы?

Типичными условиями и факторами, повышающими риски, выступают:

- плохие погодные условия, ограниченная видимость, освещенность;

- неопределенное местоположение источника угрозы;

- физическое и психологическое состояние занимающихся;

- степень обладания двигательными умениями и навыками, опыт;

- экстремальные факторы источника, возникновения, реализации угрозы: сила, внезапность, неожиданность, необычность, непривычность, странность, ненормальность, неестественность, непредсказуемость.

Типичные условия и факторы, повышающие вероятность субъективных рисков:

- несоответствие условий выполнения упражнения физическим (психомоторным) возможностям занимающегося;

- нахождение в болезненном состоянии;

- поведение, нарушающее условия выполнения упражнения, вопреки здравому смыслу, естеству, состояние некомпенсированного психического и (или) физического утомления.

Риск при выполнении занимающимися действий возрастает, если они слабо представляют себе номенклатуру типичных угроз (опасностей).

Выявление угроз представляет собой известную проблему, особенно при анализе специфических угроз, так как требует глубокого и системного представления о характере деятельности, специфике ее организации и взаимодействия субъектов.

Приведем, разработанную нами, такую номенклатуру угроз при проведении занятий в спортивном зале. Здесь опасными факторами являются:

- выполнение физических упражнений (занятия видом спорта) в залах, не предназначенных для проведения спортивных занятий;

- количество занимающихся, превышающее нормативные показатели пропускной способности зала (его вспомогательных помещений: раздевалок, душевых и туалетных комнат);

- выполнение резких, быстрых, сложно-координационных упражнений без разминки;

- травмы при падении на грязном, скользком полу либо борцовском ковре;

- травмы при выполнении упражнений на неисправных, плохо закрепленных спортивных снарядах, тренажерах, а также при использовании неисправного, изношенного инвентаря и оборудования;

- травмы ног и падения при их попадании между матами (татами), в т. ч. и под покрышкой борцовского ковра;

- травмы при приземлении на пол без использования матов (татами);

- травмы при выполнении упражнений с влажными ладонями, а также на скользких (грязных) снарядах;

- травмы при столкновении с другими занимающимися при выполнении упражнений без соблюдения безопасной дистанции, а также при столкновении в зоне приземления;

- травмы при выполнении упражнений на перекладине (брусьях) без страховки;

- травмы кистей рук при нанесении ударов по боксерскому мешку или при проведении учебных схваток без использования защиты, надеваемой на руки;

- травмы головы во время проведения учебных схваток при нанесении ударов в голову противника, незащищенную шлемом;

- травмы ног (стоп, голеней, коленей) во время проведения учебных схваток при нанесении ударов по противнику без защиты ног;

- травмы при проведении учебных схваток при использовании нерезиновых имитаторов огнестрельного, холодного оружия и палок;

- травмы во время проведения занятий по изучению и совершенствованию болевых приемов борьбы во время перегибания (сгибания, скручивания) конечности в суставе за пределы ее естественной анатомо-физиологической подвижности;

- травмы при недостаточной физической (технико-тактической) подготовленности занимающегося несоответствующей характеру и сложности физических упражнений (двигательной активности), объему и интенсивности нагрузки, а также состояние некомпенсированного утомления.

Предупреждение этих рисков осуществляется как до начала практических занятий по физической подготовке, так и во время их проведения. При этом предупреждение рисков травматизма достигается как организационными и процедурными мероприятиями ответственного (педагогического работника) за проведение занятия, так и взаимодействием двух сторон учебно-воспитательного процесса - педагога и учащихся.

Итак, перед началом занятий ответственный за их организацию и проведение обязан:

- проверить исправность системы освещения, вентиляции, отсутствие протечек отопительной системы, целостность остекления окон;

- обеспечить чистоту и порядок в зале, а также во вспомогательных помещениях (раздевалке, душе, туалете);

- обеспечить по периметру площадки зала (борцовского ковра, ринга) зону безопасности на расстоянии 1,5-2 м от края борцовского ковра, ринга;

- проверить плотность укладки матов (татами), борцовского ковра;

- проверить надежность крепления спортивного оборудования (ограждения ринга, съемных ворот для мини-футбола; волейбольных стоек, баскетбольных щитов, перекладин, брусьев, боксерских мешков);

- проверить исправность тренажеров;

- приготовить к применению спортивный инвентарь, резиновые имитаторы огнестрельного, холодного оружия и палок;

- выяснить степень готовности занимающихся по состоянию здоровья, соблюдению ими правил личной гигиены, наличие и состояние спортивной одежды, обуви, индивидуальных средств защиты и снаряжения на соответствие месту проведения занятия, характеру физических упражнений (двигательной активности) и виду спорта;

- отстранить от занятия занимающихся, не готовых к занятию, о чем сделать запись в строевой записке, учебном журнале, сообщить начальнику соответствующего подразделения, недомогающих направить в медицинскую часть академии;

- в случае обнаружения источников опасности и невозможности их самостоятельного устранения в пределах своих обязанностей и прав, а также возможности их устранения до начала занятий он обязан незамедлительно сообщить об этом начальнику кабинета специальных дисциплин кафедры физической подготовки, начальнику кафедры физической подготовки или ведущему специалисту по охране труда или специалисту по охране труда, а в случае их отсутствия на рабочем месте - дежурному или ответственному по академии, и действовать в соответствии с их распоряжениями.

Учащиеся перед началом занятий обязаны:

- сообщить в случае возникновения острого болезненного состояния (недомогания) об этом ответственному за проведения занятия;

- иметь при себе в случае освобождения или ограничения врачом физической нагрузки надлежащую медицинскую справку и предъявить ее для ознакомления ответственному за проведение занятия;

- надеть соответствующую предстоящему месту проведения занятия, характеру физических упражнений (двигательной активности), виду спорта спортивную одежду, обувь, индивидуальные средства

защиты и снаряжение (шлем, накладки или перчатки на руки, щиток на половые органы, накладки или футы на ноги, закусить капу);

- снять с себя часы, ювелирные украшения, вынуть из карманов колющие и другие посторонние предметы;

- знать правила эксплуатации и использования спортивного и иного оборудования зала, инвентаря, средств защиты, обеспечения при выполнении физических упражнений, правила соблюдения личных мер безопасности с целью предупреждения травматизма;

- незамедлительно сообщить ответственному за проведение занятия об обнаруженных в зале или вспомогательных помещениях (раздевалке, душевой или туалетной комнате, комнате для хранения спортивного инвентаря) источников опасности.

Во время проведения занятия ответственный за его проведение обязан:

- своевременно выявлять несоответствующее безопасным условиям эксплуатации конструктивное состояние сооружения (зала) и его вспомогательных помещений (раздевалок, душевых и туалетных комнат), а также элементов конструкции (пола, стен, перекрытий, балконов, передвижных стен и т. п.), оконных рам и стекол, электропроводки, освещения, вентиляции, интерьера;

- непрерывно поддерживать, соответствующее нормам и правилам, санитарно-гигиенического состояние зала (его вспомогательных помещений: раздевалок, душевых и туалетных комнат), спортивного и иного оборудования, тренажеров, спортивного инвентаря, снаряжения;

- незамедлительно останавливать эксплуатацию, прекращать использовать неисправное (непригодное к использованию) спортивное и иное оборудование, тренажеры, спортивный инвентарь, снаряжение;

- не использовать не по назначению спортивное и иное оборудование, тренажеры, спортивный инвентарь, снаряжение;

- обеспечивать соблюдение занимающимися правил эксплуатации (использования, применения) спортивного и иного оборудования, тренажеров, спортивного инвентаря, снаряжения;

- обеспечивать соблюдение занимающимися при выполнении физических упражнений личных мер безопасности с целью предупреждения травматизма;

- учитывать психофизическую и технико-тактическую подготовленность каждого занимающегося, рационально сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную формы их организации в целях предъявления им посильных (по характеру и сложности, новизне, рискованности, объему и интенсивности нагрузки) физических упражнений (заданий);

- своевременно выявлять признаки утомления и не допускать наступление у занимающихся состояния некомпенсированного утомления;

- обеспечивать соблюдение занимающимися правил или Положения о проведении соревнований.

Во время занятия учащиеся обязаны:

- точно выполнять команды и распоряжения ответственного за проведение занятия, условия двигательной задачи, упражнения, задания, правила соревнований, личные меры безопасности с целью предупреждения травматизма;

- незамедлительно сообщить ответственному за проведение занятия о возникшем остром болезненном состоянии (недомогании) или полученной травме;

- перед выполнением упражнений на снарядах проверить надежность их крепления, устойчивость установки, положить в зону соскока мат (маты), протереть насухо снаряд и ладони;

- перед выполнением силовых упражнений, особенно с предельными весами, сначала провести общую, а затем специальную разминку;

- не выполнять упражнения на грязных, скользких, незакрепленных, неустойчивых или неисправных спортивных снарядах (перекладине, брусьях, канате), тренажерах;

- не стоять на близком расстоянии к другому занимающемуся на снарядах, тренажерах, а также в зоне приземления либо метания;

- не выполнять новых сложных и рискованных упражнений на перекладине (брусьях) без страховки;

- перед нанесением ударов по боксерскому мешку или проведением учебных схваток надеть на руки накладки, перчатки;

- не наносить удары в голову, не защищенную шлемом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перед нанесением ударов ногой по боксерскому мешку или по противнику в учебных схватках надеть на ноги защиту (накладки, футы);

- при отработке боевых приемов борьбы использовать только резиновые имитаторы огнестрельного, холодного оружия, палок;

- при разучивании и совершенствовании болевых приемов борьбы не перегибать (не сгибать, не скручивать) руку, ногу, голову ассистента (противника) за пределы их естественной анатомо-физиологической подвижности;

- не бросать атакуемого на голову;

- не бить в голень (колено) впереди стоящей конечности ассистента (противника);

- не падать всем весом на упавшего ассистента (противника);

- не упираться в лежащего ассистента (противника) голенями, локтями;

- не сдавливать и не садиться ассистенту на голову;

- при взятии ассистента (противника) на болевой прием остановить действия, услышав его команду «Стой!» либо почувствовав сигнал хлопком по своему телу или рукам;

- в случае обнаружения в зале источников опасности незамедлительно сообщить об этом ответственному за проведение занятия.

Описанный нами инструментарий выявления номенклатуры рисков и конструкт представления организационных и процедурных мер, направленных на их предупреждение на практических занятиях по физической подготовке, выступил методологической основой для разработки типовых инструкций по охране труда при проведении всех их видов и форм в Нижегородской академии МВД России в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.