Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / дети / речевая манипуляция / средства обнаружения манипуляции / просвещение взрослых / Internet / children / speech manipulation / ways of manipulation finding / education of adults

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курцева Зоя Ивановна, Новикова Варвара Андреевна

Глобальная компьютеризация проникает во все сферы общественной жизни, веб-коммуникация является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности современного человека. С каждым годом растут группы пользователей всемирной Сети, в т.ч. и несовершеннолетних участников. При этом увеличиваются преступления разного характера в отношении детей, которые совершаются с помощью Интернета, предоставляющего адресантам безграничную свободу: возможность скрывать истинное лицо и намерения, использовать речевые и психологические манипулятивные приемы, воздействующие на неопытного и доверчивого пользователя-подростка. В статье приводятся фактические данные о совершенных против детей преступлениях, при этом отмечается, что точно установить долю преступлений данной категории, совершаемых с помощью Интернета, не представляется возможным, поскольку они не выделяются из общего числа правонарушений. Особое внимание уделяется психологической и речевой манипуляции, которая становится особым оружием в руках преступников. Рассматриваются частотные средства языковой и речевой манипуляции, требующие пристального внимания со стороны пользователя веб-коммуникации (глаголы в форме повелительного наклонения и со значением совместного действия, использование жаргонизмов, сленговой лексики, эмоциональных и оценочных выражений, конструкции со словами «надо», «нужно», «должен», необычные речевые акты приветствия и др.). Проведенное дистантное и контактное анкетирование взрослых подтвердило необходимость проводить специальную работу, направленную на просвещение родителей и студентов педагогических вузов (будущих учителей) по предупреждению речевой и психологической манипуляции в сети Интернет с целью предотвращения возможных преступлений в отношении детей. Варианты подобной деятельности представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CHILDREN SPEECH MANIPULATION IN THE INTERNET

The global computerization is introduced in all spheres of public life, webcommunication is an important part of modern person activity. Every year the groups of Internetusers are increased, including minors participants. At the same time different crimes against children in the Internet are increased. Moreover, Internet gives opportunity to hide real face and intentions, to use speech and psychological manipulative methods, which influence on inexperienced and trustful users-teenagers. This article based on actual data about crimes against children, but it is impossible determine the part of crimes, committed with Internet, because these crimes are not allocated from common number of crimes. The special attention is given to speech and psychological manipulation, which becomes special weapon in the hands of criminals. The frequency ways of speech manipulation is considered in this article, which require fixed attention from web-communication user (verbs in imperative form, using of jargons, slang, emotional words, constructions with words «must», «have to», unusual speech acts of greeting and others). Holding distant and contact questioning of adults confirms need to carry out special work, aimed at education of parents and students of pedagogical institute (future teachers) respect to questions of speech and psychological manipulation in the Internet with aim of prevention possible crimes refer to children. The options of this activity are presented in the article.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

О^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10638 КУРЦЕВА Зоя Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета

e-mail: zikurts@gmail.com

НОВИКОВА Варвара Андреевна,

магистр педагогического образования, старший эксперт отдела фоноскопических исследований

судебно-экспертного управления Следственного комитета Российской Федерации

e-mail: varyas@mail.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. Глобальная компьютеризация проникает во все сферы общественной жизни, веб-коммуникация является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности современного человека. С каждым годом растут группы пользователей всемирной Сети, в т. ч. и несовершеннолетних участников. При этом увеличиваются преступления разного характера в отношении детей, которые совершаются с помощью Интернета, предоставляющего адресантам безграничную свободу: возможность скрывать истинное лицо и намерения, использовать речевые и психологические манипулятивные приемы, воздействующие на неопытного и доверчивого пользователя-подростка. В статье приводятся фактические данные о совершенных против детей преступлениях, при этом отмечается, что точно установить долю преступлений данной категории, совершаемых с помощью Интернета, не представляется возможным, поскольку они не выделяются из общего числа правонарушений. Особое внимание уделяется психологической и речевой манипуляции, которая становится особым оружием в руках преступников. Рассматриваются частотные средства языковой и речевой манипуляции, требующие пристального внимания со стороны пользователя веб-коммуникации (глаголы в форме повелительного наклонения и со значением совместного действия, использование жаргонизмов, сленговой лексики, эмоциональных и оценочных выражений, конструкции со словами «надо», «нужно», «должен», необычные речевые акты приветствия и др.). Проведенное дистантное и контактное анкетирование взрослых подтвердило необходимость проводить специальную работу, направленную на просвещение родителей и студентов педагогических вузов (будущих учителей) по предупреждению речевой и психологической манипуляции в сети Интернет с целью предотвращения возможных преступлений в отношении детей. Варианты подобной деятельности представлены в статье.

Ключевые слова: Интернет, дети, речевая манипуляция, средства обнаружения манипуляции, просвещение взрослых.

KURTSEVA Zoya Ivanovna,

ScD (Pedagogy), Professor, Rhetoric and Culture of Speech Department, Moscow State Pedagogical University

NOVIKOVA Varvara Andreevna,

Master of pedagogical education, Expert of the forensic expert centre of the Investigate Committee of the Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

PREVENTION OF CHILDREN SPEECH MANIPULATION

IN THE INTERNET

Annotation. The global computerization is introduced in all spheres of public life, web-communication is an important part of modern person activity. Every year the groups of Internetusers are increased, including minors participants. At the same time different crimes against children in the Internet are increased. Moreover, Internet gives opportunity to hide real face and intentions, to use speech and psychological manipulative methods, which influence on inexperienced and trustful users-teenagers. This article based on actual data about crimes against children, but it is impossible determine the part of crimes, committed with Internet, because these crimes are not allocated from common number of crimes. The special attention is given to speech and psychological manipulation, which becomes special weapon in the hands of criminals. The frequency ways of speech manipulation is considered in this article, which require fixed attention from web-communication user (verbs in imperative form, using of jargons, slang, emotional words, constructions with words «must», «have to», unusual speech acts of greeting and others). Holding distant and contact questioning of adults confirms need to carry out special work, aimed at education of parents and students of pedagogical institute (future teachers) respect to questions of speech and psychological manipulation in the Internet with aim of prevention possible crimes refer to children. The options of this activity are presented in the article.

Key words: Internet, children, speech manipulation, ways of manipulation finding, education of adults.

Введение. Неотъемлемой чертой XXI в. является глобальная информатизация общества. Жизнь современного человека независимо от рода его деятельности, социального статуса, возраста трудно себе представить без мобильной связи, Интернета. В наши дни практически каждый имеет возможность войти в Интернет-пространство, читать книги, смотреть фильмы, пройти онлайн-курсы различного характера и разного образовательного уровня, общаться с другими пользователями, а также совершать покупки. Глобальная компьютеризация проникает во все сферы жизнедеятельности человека от бытового общения до информационного потока средств массовой коммуникации. С.Г. Тер-Минасова отмечает, что «принцип сети состоит в том, что каждый может сам стать "газетой", "радиостанцией" или "диктором", автором и критиком, каждый квант получаемой информации может быть оперативно осмыслен и отправлен назад с любым комментарием» [11, с. 299]. Несомненно, одной из положительных сторон Интернета является возможность высказать свое мнение о чем-либо, проявить свои чувства, эмоции, выразить отношение к той или иной обсуждаемой проблеме. Но можно ли сегодня, несмотря на все преимущества веб-коммуникации, считать ее абсолютно безопасной? В первую очередь это относится к неопытным пользователям Сети - детям.

Цель данной статьи определяется прежде всего ее актуальностью: преступления против детей очень часто совершаются в Интернет-среде. В связи с этим необходимо установить используемые манипулятором частотные языковые и речевые средства воздействия на пользователя-под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

ростка, а также представить возможные пути, способные предупредить преступное манипулятив-ное воздействие детьми.

Методы исследования: анализ современной психолого-педагогической, речеведческой, судебно-речеведческой литературы по изучаемой проблеме; лингвистический анализ реальных текстов интернет-коммуникации (концептуальный анализ текста, метод дискурсивного анализа, лек-сико-семантический и семантико-синтаксический анализ, функционально-прагматический анализ и др.); контактное и дистантное анкетирование и анализ его результатов.

Основная часть. Благодаря процессу информатизации развивается особая инфосфера, которая позволяет сделать коммуникацию доступной для пользователей в удобное для них время и в любом месте. Таким образом, в информационном обществе не только происходит накопление информации, но и появляются новые формы коммуникации (в частности, примером такой коммуникации может служить веб-коммуникация, или Интернет-коммуникация). С.В. Бондаренко определяет Интернет-коммуникацию как «опосредованное компьютером общение двух или более лиц, характеризующееся невидимостью коммуникантов, письменной формой посылаемых сообщений, возможностью незамедлительной обратной связи, а также взаимодействием или обменом электронными сообщениями или же взаимным обменом и правом доступа к информации, хранящейся в компьютерах коммуникантов» [3, с. 187].

Нельзя не отметить, что Интернет-коммуникация представляет собой не только удобный и быстрый способ взаимодействия, но и место для

совершения различных преступлений. Как отмечают исследователи, «заметно подросли показатели преступлений против половой неприкосновенности. Изнасилования, развратные действия, насильственные действия - всех этих преступлений стало больше» [2, с. 5], а «интернет сегодня может рассматриваться не только как информационная, но и криминогенная среда, посредством которой осуществляются социальные контакты преступников» [4, с. 89].

Среди пользователей Сети все больше становится подростков и детей, поэтому огромная доля преступлений приходится на преступления, совершаемые против детей, такие как:

• насильственные и развратные действия разного характера (ст. 131, 132, 133, 134, 135 УК РФ); понуждения к действиям сексуального характера; изнасилование; половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигших 16-летнего возраста;

• доведение до самоубийства (ст. 110 УК);

• распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов с использованием средств массовой информации, в т.ч. информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет (п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ) [12]. Так, в 2017 г. было зарегистрировано 4988

преступлений категории «половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигших 16-летнего возраста», в 2018 г. -4974. По ст. 135 «Развратные действия» УК РФ в 2017 г. - 1498, в 2018 г. - 1810 [2, с. 5].

Статистика подтверждает огромное число преступлений против несовершеннолетних, перечень которых является открытым. Точно установить долю преступлений данной категории, совершаемых с помощью Интернета, не представляется возможным, поскольку они не выделяются из общего числа правонарушений.

Дети же становятся самой уязвимой аудиторией, которая подвергается манипулятивному воздействию в Интернет-сети. Они с легкостью могут посещать сайты, связанные с пропагандой насилия, наркотиков. Следует упомянуть и о проблеме распространения в Сети информации о психоактивных веществах. Для несовершеннолетнего не составляет труда найти в Интернете свободную продажу наркотиков, перевести деньги и получить эти вещества (сегодня можно столкнуться с манипуляцией сознанием в таких популярных и востребованных социальных сетях, как «ВКонтакте», «Twitter», «Instagram», «Facebook» и др.).

Дети и подростки, как и взрослые, используют Интернет для общения. Самая большая

опасность для детей - стать жертвой преступления против половой неприкосновенности. Виртуальные коммуниканты могут представляться кем угодно. Нередко взрослые мужчины пытаются скрыть свой истинный пол, маскируясь под женщин либо выдавая себя за ровесников адресата. Личная страница ребенка в социальных сетях дает преступникам информацию об их увлечениях, окружении, психологическом и эмоциональном состоянии. Используя эту информацию, педофилы ищут детей, которым в реальной жизни не хватает внимания. Общаясь, взрослые входят в доверие детей и начинают манипулировать ими. Преступники назначают реальные встречи, угрожают, шантажируют, а в некоторых случаях предлагают материальное вознаграждение.

Кроме того, в социальных сетях получило распространение манипулирование несовершеннолетними с целью доведения их до самоубийства. Число самоубийств растет с каждым годом. В Интернете активно распространяется информация, которая пропагандирует суицидальное поведение. Основной принцип информационного воздействия - пропаганда жизни ради себя, получение возможности жить так, как хочется, не прилагая для этого никаких усилий. В 2016 г. печально известными были т.н. «Группы смерти», жертвами которой могли стать более 100 детей и подростков, живших в благополучных и любящих семьях. Задачей групп являлось подтолкнуть подростков к совершению суицидальных или преступных действий с общественно-политическим или религиозным характером. Для склонения несовершеннолетних к суициду в социальных сетях создано не менее 1500 групп, организаторы которых отбирают возможных кандидатов, ведут с ними соответствующую работу, дают инструкции и побуждают в определенный момент покончить с собой. К сожалению, их способ очень быстро позволяет манипулирующему лицу достичь своей цели, поскольку информация транслируется не от имени взрослого в виде нравоучений, а от человека, находящегося в такой же сложной ситуации и примерно того же возраста.

На примере этих групп можно сказать, что легкость манипуляции несовершеннолетних представляет реальную угрозу национальной безопасности РФ.

Стремление нарушителей закона скрыто воздействовать на адресата является характерной чертой интернет-текстов. Ребенок чаще всего не в состоянии противостоять манипулированию в силу отсутствия у него жизненного опыта, уровень его защищенности гораздо ниже, чем у взрослых. Такие исследователи, как Е.Л. Доценко, Ф. Зим-бардо и М. Ляйппе, Р. Чалдини, Э. Шостром, зани-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

мались изучением манипулятивного воздействия на детей [5; 6; 13; 14]. Следует отметить, что каких-либо методик по защите детей от воздействия на них разработано не было.

Известно, что манипуляция - это навязывание своего мнения в скрытой форме. Основой ее является воздействие на эмоции человека с определенными целями принуждения. Можно говорить о том, что манипуляция - это форма насилия, т.к. она влияет на наше подсознание, индивидуальность исчезает, восприятие действительности перестает быть реальным. Сегодня Интернет является той сферой коммуникации, которая более всего подвержена манипулятивному воздействию на ее участников. Регистрируясь в различных социальных сетях, ребенок становится потенциальным объектом манипуляции. Приходится констатировать, что для детей межличностное общение в реальном мире всё чаще становится непонятным, сложным и неинтересным. В виртуальном мире они могут позволить себе значительно больше. Общение «живое» постепенно уходит на второй план, уступая место онлайн-об-щению.

Манипуляция, как известно, является формой психологического воздействия, т.е. скрытого психологического насилия, «мишень действий манипулятора - это психика человеческой личности, ее ценности, картина мира, убеждения, представления и стереотипы мышления и поведения» [5, с. 65]. Выделим следующие особенности манипулирования:

1. Воздействие носит скрытый характер. Субъект не осознает происходящее с ним.

2. Воздействие осуществляется не только на разум адресанта, но и на его чувства, эмоции.

3. Передаваемая информация намеренно искажается.

4. Используется особая языковая и речевая форма организации текста, что позволяет ввести в заблуждение адресата речи.

5. Манипулятор подчиняет себе адресата, не учитывая его интересы.

6. У адресата отсутствует защитная реакция.

7. Адресат ошибочно полагает, что принимает самостоятельное решение.

8. Манипулятор достигает своих целей за счет объекта манипуляции.

Долгое время манипуляция реализовыва-лась только в устной форме, при личном контакте адресата и адресанта. В настоящее время, в эпоху новых технологий, актуальность письменной манипуляции возросла. Главным инструментом общения и способом манипулирования общественным сознанием в сети Интернет является

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

язык (речь). Как мы знаем, язык содержит в себе широкий спектр форм и способов воздействия на человека, которые позволяют замаскировывать свои истинные намерения благодаря созданию «умелого» текста.

Отметим, что в основе речевой манипуляции лежат психолингвистические процессы, которые побуждают адресата совершать поступки в пользу манипулятора. При речевом манипулировании акцент делается на эмоциональную сторону, а не на рациональную. Достижение целей манипулятором осуществляется путем внушения. Обратим внимание на то, что речевое манипулирование представляет собой одну из форм проявления речевого насилия, к основным признакам которого можно отнести использование неподтвержденной информации вместо подкрепления ее точными аргументами, неправильная интерпретация фактов, преобладание в речи оценочных суждений.

Понятие «языковая/речевая манипуляция» рассматривается многими учеными. Так, Г.А. Коп-нина дает следующее определение языковой манипуляции: это - «разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемого путем искусного использования определенных ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата / слушателя / читателя» [7, с. 24].

Можно выделить основные признаки речевого манипулирования:1) при речевом манипулировании убеждение заменяется внушением, которое достигается определенным способом информации; 2) основу речевого манипулирования составляют психолингвистические механизмы, которые формируют в сознании определенные иллюзии; 3) способы речевого манипулирования разнообразны, например, использование средств языковой выразительности - тропов, стилистических фигур, виртуозная игра слов.

В век информационных технологий при расследовании преступлений против половой неприкосновенности не обойтись без использования специальных знаний и назначения судебных экспертиз по данной категории дел. Электронная переписка потерпевших (несовершеннолетних) и обвиняемых становится предметом судебной лингвистической или судебной автороведческой экспертиз, а в ряде случаев включается в обвинительное заключение без применения какой-либо формы специальных знаний. Судебная авторо-ведческая экспертиза как форма применения специальных знаний может назначаться для определения таких обликовых характеристик автора текста, как возраст, национальность, пол, уровень образования, профессия, психологическое состояние в момент написания текста.

Автороведческая экспертиза назначается в случаях, когда необходимы специальные филологические знания в области исследования речи для установления факта авторства речи [10, с. 251]. По мнению Е.И. Галяшиной, «выявление смысловой направленности текста, специфики использованных стилистических средств и приемов относится к задачам лингвистической экспертизы» [10, с. 251].

Отличительной чертой Интернет-коммуникации служит креолизованность текстов - это «особый лингвовизуальный феномен, текст, в котором вербальный и изобразительный компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, обеспечивающее комплексное прагматическое воздействие на адресата текста» [1, с. 55]. Электронные крео-лизованные тексты в сети Интернет содержат в себе и лингвистические, и паралингвистические аргументы, например: рисунки, фотографии, различные шрифты, цвета, графические символы и др. Как правило, большинство текстов в социальных сетях относятся к креолизованным текстам.

Приведем лишь один пример креолизован-ного текста, который используется манипуляторами, воздействующими на свою потенциальную жертву: невербальная часть - страдающий ребенок или подросток сидит на кровати с поджатыми ногами, опущенной вниз головой, лицо его скрыто руками, сверху он накрыт одеялом; вербальная часть содержит в себе побуждение к действию -«Выйди в окно». Иначе говоря, «если ты страдаешь, выйди в окно». Побудительность выражена с помощью глагола второго лица единственного числа повелительного наклонения. Подобные тексты содержат в себе способы избавления от трудностей жизни, тяжелых моральных и эмоциональных состояний, а для определенной целевой аудитории могут являться косвенными побуждениями к суицидным действиям.

К сожалению, далеко не все родители знают о возможных опасностях, которые подстерегают их детей в Интернете, часто они не придают значения тому, что их ребенок проводит большое количество времени в Сети. Проведенное нами анкетирование родителей детей возраста 10-16 лет (2020 г.), в котором приняли участие сто человек, показало следующее:

- родители подростков 13-16 лет (100%) и родителей 10-12-летних детей (25%) сообщили, что их дети общаются в Интернете;

- большинство опрошенных знают, с кем общается их ребенок, однако 20% родителей детей 13-14 лет и 35% родителей подростков 15-16 лет не знают, с кем общаются их дети в сети Интернет. Так некоторые респонденты комментировали свои ответы: «не вижу в этом необходимо-

сти», «нет, мы не говорим про это», «знаю, но думаю, что не обо всех», «не знаю, наверное, с одноклассниками» и др.;

- только 50% родителей сообщили, что их дети рассказывают им, как они проводят время в сети Интернет, и 50% ответили: «нет, не рассказывает», «надеюсь, что он мне расскажет, если я спрошу», «мы не общаемся на эту тему, потому что есть другие темы для разговоров» и др.;

- большинство родителей считают необходимым контролировать общение ребенка в сети Интернет. Однако 24% (9% 13-14-летних детей и 15% 15-16-летних) ответили отрицательно: «Нет, не считаю необходимым контролировать, потому что ребенку необходимо иметь личное пространство»; «Нет, не считаю необходимым контролировать, потому что это не мое дело»; «Нет, не считаю необходимым контролировать, потому что я полностью доверяю своему ребенку»; «Нет, не считаю необходимым контролировать, потому что стараюсь общаться с ним в жизни, учить мыслить и разбираться в людях»;

- 100% родителей хотели бы познакомиться с тем, как предостеречь ребенка от манипуляции в сети Интернет.

В связи с тем, что возрастает число преступлений, совершаемых посредством Интернета, а также полученными данными проведенного анкетирования, желание законных представителей детей можно рассматривать как запрос к образовательным учреждениям, цель которого - просвещение взрослых в контексте проблем манипуля-тивного воздействия на человека в сети Интернет.

Разумеется, запретить пользоваться Интернетом невозможно, да и не нужно: дети могут получать полезную информацию, связанную с обучением, общим развитием личности. Нам же необходимо обеспечить защиту детей от контактов в Интернете с нежелательными людьми, от знакомства с материалами недетской тематики, негативно влияющей на детскую психику, либо угрожающей их здоровью и жизни.

В качестве возможных путей решения обозначенной нами проблемы предлагаем следующее:

- прежде всего, это просвещение родителей как контактно, так и дистанционно. Форма предъявления информации может быть разной (беседа, лекция с использованием видеоматериалов, презентации и т.д.);

- проведение бесед с учащимися, классных часов в общеобразовательных учреждениях;

- организация целенаправленных курсов для учителей общеобразовательных учреждений;

- разработка специальных занятий в педагогических вузах при подготовке будущих учителей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

На базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) при изучении студентами темы «Аргументативные тексты» в рамках дисциплины «Речевые практики» [9] были проведены занятия, посвященные речевой манипуляции в веб-коммуникации. Основная цель этих занятий сводилась к следующему: формирование способности будущих учителей выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности, предвидеть последствия информационных угроз и умение противостоять им. В теоретическую часть занятия была включена информация о явлении психологической, языковой и речевой манипуляции, демонстрировались реальные примеры манипуляции детьми в сети Интернет, давались рекомендации, как вести себя в данных ситуациях.

Студентам было предложено создать аргу-ментативное высказывание в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией, например:

Коммуникативная ситуация 1. (Учитель и ученик)

Условия. Представьте себе, что вы - учитель и вы обнаружили, что ваш ученик попал под влияние манипулятора в сети Интернет.

Задача. Каким будет ваше речевое поведение? Какие аргументы вы можете привести, чтобы оградить ученика от манипулятивного воздействия? Используйте рациональные и иррациональные аргументы.

Коммуникативная ситуация 2. (Старший брат или сестра и ребенок)

Условия. Представьте себе, что вы (старший брат / сестра) обнаружили, что ваш младший брат / сестра попал(а) под влияние манипулятора в сети Интернет.

Задача. Каким будет ваше речевое поведение? Какие аргументы вы можете привести, чтобы обезопасить ребенка от влияния манипулятора?

Анализируя коммуникативные ситуации, мы обращаем внимание студентов на различие их речевого поведения в разных коммуникативных ситуациях.

Школьный учитель может также провести беседу, классный час на тему «Дети в Интернете», цель которого:

- осведомить родителей о вредном воздействии информационных продуктов в сети Интернет;

- повысить компетентность родителей в вопросах интернет-угроз,

- познакомить с частотными речевыми и психологическими приемами манипулятивного воздействия адресанта на детей;

- убедить родителей задуматься о своих взаимоотношениях с ребенком;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

- предложить родителям рекомендации по безопасному использованию Интернета их детьми.

В процессе диалога со студентами мы затрагивали вопрос, который до сих пор не имеет однозначного ответа: манипулятор ли учитель? [8].

Как мы указывали выше, способы манипуляции включают в себя лингвистические и паралинг-вистические средства (рисунки, фотографии, графические символы и др.). В рамках одной статьи невозможно осветить все средства выражения манипуляции, т.к. зачастую их проявление зависит от контекста. Рассмотрим отдельные речевые и психологические приемы манипулятивного воздействия адресанта на детей. Формальный уровень:

- эффективные форма и композиция сообщения (использование креолизованных текстов, которые за счет наличия в них иконической части, представленной анимационным изображением, привлекают к себе внимание адресата, вызывают в нем готовность вступить в коммуникативный контакт с адресантом, ознакомиться с их содержанием последующего текстового сопровождения; построение комментариев в форме рифмовок, стихотворных строк);

- наглядность и доступность информации (информация, которую хочет донести автор, подается в доступной упрощенной форме: текстовые комментарии представлены короткими простыми предложениями);

- объем сообщения (текстовые комментарии небольшого объема, что облегчает их восприятие адресатом);

- нарушения орфографии и пунктуации, использование разнообразных шрифтов, удвоение букв.

Содержательный уровень. Использование характерных синтаксических средств:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Императивные конструкции, например:

• глаголы в форме повелительного наклонения (давай вместе и т.п.);

• модальные глаголы (ты должен это сделать! и т.п.);

• изъявительное наклонение в значении повелительного (открыл окно, встал на подоконник и т.п.);

• инфинитивы (выполнять!);

• глаголы со значением совместного действия «будем»; и др.

Неимперативные конструкции, например:

• вопросительные и восклицательные предложения (Не устал ли ты от этой жизни? Забудь об этом!);

• глаголы в форме сослагательного наклонения (Хорошо бы избавиться от всех проблем!);

• •побуждение не совершать действия путем указания на его нецелесообразность (Нет смысла в том, чтобы продолжать жить!). И др.

Использование характерных лексико-грамма-тических средств:

• бранная и инвективная лексика, жаргонизмы;

• просторечные слова (мой безбашенный друг всегда придет на помощь);

• разговорные и сленговые слова, просторечия;

• эмоциональные и оценочные выражения;

• формы глаголов типа: приказывать, призывать, просить, предлагать, советовать, требовать, запрещать, воспрещать и существительные с той же семантикой (совет, просьба). Для выражения запрета используются предикативы (слова разных частей речи, выступающие в функции сказуемого) такие как: «довольно», «ладно», «нельзя»;

• конструкции со словами «надо», «нужно», «должен», «обязан» и др., которые содержат в себе указание на необходимость, обязанность, целесообразности или нецелесообразности совершения какого-либо действия;

• модальные слова с семами «несомненность», «очевидность», «неуверенность», «возможность» (Ты обязательно должен сделать это!);

• модальные частицы (Да ты не думай! Вон какая штука!);

• усилительные наречия, наречия со значением безотлагательности действия (Мы обязаны еще раз повторить!);

• устойчивые предложные сочетания (Сделай это, ради меня!), фразеологические сравнительные обороты (Сделаешь, как миленькая!);

• местоимения 2-го лица в императивных по форме высказываниях (Ты только не сомневайся, милый!);

• эмоциональные и императивные междометия (А ну, не сомневайся!).

• уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных и средства выражения превосходной степени прилагательных (Все будет в лучшем виде!);

- речевые акты приветствия (С добрым утром, котятки) выражения чувства, симпатии и привязанности (Админ вас любит) с целью уста-

новления контакта с адресатом, создания доверительных отношений;

- метафоры, сравнения (воздействие с помощью художественных образов): «Хлебни нашего чайку в полночь», «Выйди в окно», «Суицид как выход»;

- создание образа привлекательности и положительной мотивации «нужной» деятельности (внушение): наличие утверждения, содержащего положительную оценку смерти («Смерть -это дар, данный всем живущим»);

- высказывания со специальным подбором аргументов для убеждения и переубеждения адресата (аргументирование, убеждение): наличие высказываний, в которых жизнь представлена как совокупность негативных явлений, в противопоставление этому смерть оценена положительно; и др.

Следует отметить, что для манипуляции также важно не только использование различных приемов и средств, но и особые экстралингвистические условия, такие как свойства адресанта (социальный статус, интеллектуальное превосходство) и особенности адресата (степень внушаемости, отношения, складывающиеся между собеседниками (доверие, зависимость)). Благодаря этим средствам Интернет становится серьезным и опасным инструментом в руках манипуляторов.

Анализ реальных случаев манипуляции детьми в сети Интернет позволил выделить типичные речевые и неречевые маркеры, которые являются некими сигналами, наиболее яркими «опознавательными» признаками манипуляции (использование креолизованных текстов, употребление императивных и неимперативных конструкций, употребление речевых актов приветствия, метафор и сравнений, оценочных выражений и др.), служащими средством обнаружения манипулятив-ного воздействия на детей.

Заключая, отметим, что обозначенная нами проблема коммуникативной манипуляции детьми стоит особенно остро в настоящее время. Ученик в процессе обучения стал значительное время проводить у персональных компьютеров разных категорий, у него появилось больше возможностей извлекать информацию из разных Интернет-источников, а следовательно, опасность попасть на нежелательный сайт довольно велика. И только организованная и целенаправленная работа по предотвращению манипулятивного воздействия в сети Интернет может способствовать сокращению совершаемых над детьми преступлений.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Список литературы:

[1] Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале кре-олизованных текстов): учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 107 с.

[2] Бастрыкин А.И. Преступления против несовершеннолетних в интернет-пространстве: к вопросу о виктимологической профилактике и уголовно-правовой оценке // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11. - № 1. - С. 5-12.

[3] Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: дис. ... д-ра социол. наук. - Ростов-н/Д., 2004. - 396 с.

[4] Галяшина Е.И., Галяшин К.Ю. Возможности судебно-речеведческих экспертиз в борьбе с преступностью в Интернете // Раскрытие и расследование преступлений, сопряженных с использованием средств вычислительной техники. Проблемы, тенденции, перспективы. Тезисы выступлений. - М.: Макс-Пресс, 2005. - С. 89 - 93.

[5] Доценко Е.Л. Психология манипуляции: монография. - М.: МГУ, 1997. - 344 с.

[6] Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

[7] Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие. - М.: Флинта; Наука, 2007. - 176 с.

[8] Курцева З.И. Манипулятор ли учитель? // Риторика в контексте образования и культуры. -М.: МГПУ, 2015. - С. 128 - 133.

[9] Речевые практики: учеб. пособие / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Г.В. Александрова и др.; под ред. Е.Л. Ерохиной. - М.: МПГУ, 2019. - 208 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.mpgu.info/view. php?fDocumentId=23312 (дата обращения: 25.04.2020).

[10] Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. - М.: Проспект, 2010. - 464 с.

[11] Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики: учеб. пособие. - М.: Слово, 2007. - 334 с.

[12] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).

[13] Чалдини Роберт Б. Психология влияния / пер. с англ. Е. Бугаева и др. - 5-е изд. - М.: Питер, 2012. - 294 с.

[14] Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2008. -192 с.

Spisok literatury:

[1] Anisimova E.E. Lingvistika teksta i mezhkul'turnaya kommunikaciya (na materiale kreo-lizovannyh tekstov): ucheb. posobie. - M.: Akadem-iya, 2003. - 107 s.

[2] Bastrykin A.I. Prestupleniya protiv nesover-shennoletnih v internet-prostranstve: k voprosu o vik-timologicheskoj profilaktike i ugolovno-pravovoj ocenke // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. -2017. - T. 11. - № 1. - S. 5-12.

[3] Bondarenko S.V. Social'naya struktura virtu-al'nyh setevyh soobshchestv: dis. ... d-ra sociol. nauk. - Rostov-n/D., 2004. - 396 s.

[4] Galyashina E.I., Galyashin K.Yu. Vozmozh-nosti sudebno-rechevedcheskih ekspertiz v bor'be s prestupnost'yu v Internete // Raskrytie i rassledovanie prestuplenij, sopryazhennyh s ispol'zovaniem sredstv vychislitel'noj tekhniki. Problemy, tendencii, perspek-tivy. Tezisy vystuplenij. - M.: Maks-Press, 2005. - S. 89 - 93.

[5] Docenko E.L. Psihologiya manipulyacii: monografiya. - M.: MGU, 1997. - 344 s.

[6] Zimbardo F., Lyajppe M. Social'noe vliyanie. - SPb.: Piter, 2001. - 448 s.

[7] Kopnina G.A. Rechevoe manipulirovanie: ucheb. posobie. - M.: Flinta; Nauka, 2007. - 176 s.

[8] Kurceva Z.I. Manipulyator li uchitel'? // Ritorika v kontekste obrazovaniya i kul'tury. - M.: MGPU, 2015. - S. 128 - 133.

[9] Rechevye praktiki: ucheb. posobie / FGBOU VO «Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet»; G.V. Aleksandrova i dr.; pod red. E.L. Erohinoj. - M.: MPGU, 2019. - 208 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocu-mentId=23312 (data obrashcheniya: 25.04.2020).

[10] Rossinskaya E.R., Galyashina E.I. Nas-tol'naya kniga sud'i: sudebnaya ekspertiza. - M.: Prospekt, 2010. - 464 s.

[11] Ter-Minasova S.G. Vojna i mir yazykov i kul'tur: voprosy teorii i praktiki: ucheb. posobie. - M.: Slovo, 2007. - 334 s.

12] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2020).

[13] Chaldini Robert B. Psihologiya vliyaniya / per. s angl. E. Bugaeva i dr. - 5-e izd. - M.: Piter, 2012. - 294 s.

[14] Shostrom E. Chelovek-manipulyator. Vnu-trennee puteshestvie ot manipulyacii k aktualizacii. -M.: Aprel'-Press; Psihoterapiya, 2008. - 192 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.