Научная статья на тему 'Практика манипуляции в информационных ресурсах: теоретическое осмысление проблемы'

Практика манипуляции в информационных ресурсах: теоретическое осмысление проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
307
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / РЕЧЬ / СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL SPEECH MANIPULATION / VARIANTS OF MANIPULATION / PSYCHOLOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никулин Егор Романович., Шубин Арсений Евгеньевич.

В данной работе проводится анализ основных теоретических подходов к исследованию различных способов психологической речевой манипуляции в современных информационных ресурсах. Авторами даётся определение манипуляции как скрытого психологического воздействия на индивида, группы людей и общество. Также рассматриваются как зарубежные, так и российские исследования, посвящённые данному вопросу. На основе систематизации теоретических концепций проводится типологизация основных исследуемых вариантов манипуляции в соответствие с определяемыми критериальными признаками. В частности, выделяются социологические, психологические и лингвистические манипуляции, дифференциация, на логические, языковые и фактические манипуляции, на референциальное и аргументативное манипулировие. Данная работа также может послужить основой дальнейших научных изысканий, посвящённых анализу манипулятивных практик как в текстовых новостных ресурсах, так и в рамках изучения аудиовизуального контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of manipulation in information resources: theoretical understanding of the problem

In this paper, we analyze the main theoretical approaches to the study of various methods of psychological speech manipulation in modern information resources. The authors define the manipulation as a hidden psychological impact on the individual, groups of people and society. Both foreign and Russian studies on this issue are also considered. On the basis of the systematization of theoretical concepts, a typologization of the main investigated variants of manipulation is carried out in accordance with the determined criteria criteria. In particular, sociological, psychological and linguistic manipulations, differentiation, into logical, linguistic and factual manipulations, to referential and argumentative manipulations are distinguished. This work can also serve as the basis for further scientific research on the analysis of manipulative practices both in textual news resources and in the study of audiovisual content.

Текст научной работы на тему «Практика манипуляции в информационных ресурсах: теоретическое осмысление проблемы»

Практика манипуляции в информационных ресурсах: теоретическое осмысление

проблемы

The practice of manipulation in information resources: theoretical understanding of the

problem

Никулин Егор Романович.

Студент-бакалавр,

Московский педагогический государственный университет,

Россия, Москва. nikuliner@mail.ru

Nikulin Egor Romanovich.

Bachelor,

Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow. nikuliner@mail.ru

Шубин Арсений Евгеньевич.

Студент-бакалавр,

Московский педагогический государственный университет,

Россия, Москва. arseniyshubin@gmail.com

Shubin Arseny Evgenievich.

Bachelor,

Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow. arseniyshubin@gmail.com

Аннотация.

В данной работе проводится анализ основных теоретических подходов к исследованию различных способов психологической речевой манипуляции в современных информационных ресурсах. Авторами даётся определение манипуляции как скрытого психологического воздействия на индивида, группы людей и общество. Также рассматриваются как зарубежные, так и российские исследования, посвящённые данному вопросу. На основе систематизации теоретических концепций проводится типологизация основных исследуемых вариантов манипуляции в соответствие с определяемыми критериальными признаками. В частности, выделяются социологические, психологические и лингвистические манипуляции, дифференциация, на логические, языковые и фактические манипуляции, на референциальное и аргументативное манипулировие.

Данная работа также может послужить основой дальнейших научных изысканий, посвящённых анализу манипулятивных практик как в текстовых новостных ресурсах, так и в рамках изучения аудиовизуального контента.

Annotation.

In this paper, we analyze the main theoretical approaches to the study of various methods of psychological speech manipulation in modern information resources. The authors define the manipulation as a hidden psychological impact on the individual, groups of people and society. Both foreign and Russian studies on this issue are also considered. On the basis of the systematization of theoretical concepts, a typologization of the main investigated variants of manipulation is carried out in accordance with the determined criteria criteria. In particular, sociological, psychological and linguistic manipulations, differentiation, into logical, linguistic and factual manipulations, to referential and argumentative manipulations are distinguished.

This work can also serve as the basis for further scientific research on the analysis of manipulative practices both in textual news resources and in the study of audiovisual content.

Ключевые слова: манипуляция, речь, способы манипуляции, информационные ресурсы, психологическое воздействие.

Key words: psychological speech manipulation, variants of manipulation, psychological impact.

На сегодняшний день активно развиваются дискуссии, посвящённые воздействию различных медиаресурсов на сознание человека, его политические взгляды, на мотивации его социальных действий. Теория пост-правды, распространение фейковых новостей, а также широкие возможности психологического влияния на отдельного индивида различных элементов цифровой коммуникации приводит к осознанию как в научной среде, так и в обществе глубокой проблематики заявленной проблемы и высокой её актуальности. В настоящее время продолжается исследовательский процесс в области изучения практик скрытого воздействия медиа на общественное политическое сознание, и, в связи с этим, перед нами встаёт необходимость систематизации имеющихся в настоящее время теоретических подходов к пониманию данной проблемы.

Прежде чем приступить к, непосредственно, анализу концепций манипулятивного воздействия, следует обозначить, что именно подразумевается под манипуляцией, обосновать использование данного понятия. В целом, манипуляция как способ воздействия на поведение индивида остаётся довольно слабо изученной материей как в рамках психолингвистики, так и в масштабах политической коммуникативистики. Для обозначения психологической манипуляциии, можно использовать определение, данное российским лингвистом Валерией Чернявской: «манипуляция - это вид психологического воздействия для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент». Аналогичное определение даётся С.Г. Кара-Мурзой: «программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции». Таким образом, манипуляцию можно считать формой власти. Манипулирование, в данном случае, является процессом скрытого воздействия на сознание индивида, групп индивидов и масс с целью формирования у объекта воздействия мировоззрения, выгодного субъекту воздействия, программирования объекта на выполнение определённых действий, которые изначально не приносят ему практической пользы.

Поскольку данная работа нацелена на анализ определённого текстового информационного контента, описанию будут подвергнуты именно речевые манипуляции, которые осуществляются путём языкового воздействия (в нашем случае - в рамках письменно-публицистического дискурса) на объект манипуляции. Основной, определяющей особенностью речевой манипуляции является её осуществление путем сознательного и целенаправленного использования тех или иных особенностей устройства и употребления языка.

В качестве отправной точки к пониманию основных составляющих речевого манипулятивного воздействия можно использовать следующую теоретическую концепцию, предложенную кандидатом филологических наук Гуляйкиной Светланой Олеговной. Она выделяет следующие аспекты манипуляций, осуществляющейся в рамках коммуникации форматов субъект-субъект и субъект-адресат: социологический (поскольку манипуляция проявляется в результате коммуникативного взаимодействия людей, живущих в обществе а также ввиду «манипулятивной природы социума»), психологический (так как манипуляция по сути своей - продукт различных психологических установок, различных целей индивидов, осуществляющих коммуникацию) и лингвистический (ввиду того, что манипуляция, в особенности речевая, не обходится без определённых языковых средств и приёмов, используемых для достижения необходимого положительного результата для манипулятора.

Помимо того, что речевые манипуляции могут использоваться в обыденной, бытовой коммуникативной деятельности человека, они являются также одной из важнейших составляющих политического дискурса - то есть сферы коммуникации между субъектами, основной интенцией которых является борьба за власть. Этой позиции придерживаются такие исследователи, как Р. М. Блакар, Н. Э. Гронская, Г. А. Копнина, О. Л. Михалева,

П. Б. Паршин и О. Н. Паршина. Известный российский социолингвист Р.М. Блакар, к примеру, утверждает, что основным инструментом осуществления «социальной власти» в государстве является именно язык со всеми его лингвистическими конструкциями и особенностями а также неотъемлемой манипулятивной составляющей.

Следует отметить, что многие лингвисты и политологи, такие как В. Н. Базылев, А. Н. Баранов, О. Н. Паршина, Е. В. Сергеева определяют именно дискурс в средствах массовой информации как определённый «рупор» политических элит. В связи с этим перейдём к рассмотрению непосредственно различных теоретических подходов к пониманию составляющей скрытого воздействия на аудиторию в публикациях медиаресурсов.

Как одну из базовых также следует отметить теорию «кодирования и декодирования» Холла, которая после своего оформления стала основой современной коммуникативистики. Она состоит в том, что репрезентация получаемой информации в сознании индивида часто не соответствует тому, что подразумевается источником, но является прямым ответом на манипуляционный посыл, закладываемый медиаресурсом в месседж несомый публикацией. Под кодированием, в данном случае, подразумевается процесс закладывания определенного скрытого смысла, в сообщение (т.е. осуществление попытки манипуляции), тогда как декодирование является процессом репрезентации сообщения (т.е. воздействие манипуляции на индивида). Здесь проявляется «семантическая герилья» (термин С. Холла), т.е. переосмысление вложенных в сообщение понятий на индивидуальном уровне. В частности, Холлом отмечается, что помимо декодирования, полностью либо частично репрезентирующего «код», подразумеваемый гегемоном, существует также вероятность категорически отрицательной реакции индивида на заложенный подсмысл, вызывающей определённые действия (радикально-оппозиционное декодирование). Важность данной теории состоит, в первую очередь, в том, что в интерактивном пространстве конфликты, основанные на декодировании информации, проявляются наиболее ярко, зарождаясь в пространстве блогосферы, чатов, форумов и социальных сетей. К сожалению, актуальных работ по исследованию российского медиа и интернет-пространства, основанных на концепции Холла, чрезвычайно мало.

Важную для исследования манипуляций в медиаресурсах типологию психологического речевого воздействия выдвигает лингвист Подсохин Ф.Е. Им предлагается классифицировать манипуляции по их содержательной форме. Таким образом, выделяются три уровня: логический (манипуляция осуществляется путём незаметного нарушения законов логики), собственно языковой (комплексное психологическое воздействие, прежде всего с помощью речевых конструкций, имеющих определённую коннотацию, искажающую действительность), и фактический (подача фактов образом, выгодным субъекту манипуляции).

Имеются также альтернативные типологические системы, описывающие характер манипулятивного воздействия в политическом дискурсе, проходящем в средствах массовой информации. Так, известный российский политический лингвист Надежда Дмитриевна Тибинько выдвигает следующую классификацию видов манипулирования аудиторией.

1. Референциальное манипулирование, то есть искажение образа обозначаемого объекта в ходе информирующего описания действительности. Оно бывает следующих видов: фактологическое манипулирование, то есть полное или частичное искажение фактов действительности (ложь, создание референциальной неопределенности, преувеличение, недоговорки, подтасовка фактов) и фокусировочное манипулирование, представляющее собой сдвиг прагматического фокуса, изменение угла зрения под которым источником рассматривается денотат. Соответственно, изменяется характер восприятия самой действительности, что заставляет объекта, над которым осуществляется манипуляция (адресата) мыслить в свете, выгодном для манипулятора.

2. Аргументативное манипулирование, то есть определённое нарушение базовых постулатов коммуникации. Исследователь выделяет три разновидности такого скрытого воздействия: нарушение логики развития текста или нарушение цельности текста (уход от ответа на вопрос, переключение темы коммуникационного взаимодействия); уклонение от обязанности доказывания, такое как, к примеру, использование стратегии иммунизации (точка зрения преподносится в неопровержимой форме, которая не требует никаких доказательств), также возможно уклонение от полноты представления информации, что могла бы подтвердить высказываемую точку зрения. Ещё один выделяемый тип аргументативного манипулирования -маскировка логических ходов, такая как, в частности, маскировка ассерции под пресуппозицию или импликатуру (т.е. маскировка утверждения источника под реальность a priori), ложные аргументы, возражение под видом согласия.

Нельзя не отметить выделяемый Тибиньковой Н.Д. кластер референциального манипулирования, поскольку он не предполагает непосредственного коммуникационного контакта с адресатом, диалога с объектом манипулятивного воздействия, что соответствует средствам массовой информации. Тем не менее, поскольку современные информационные ресурсы существуют также в рамках социально-сетевой среды, в которой, в отличие от более ранней эпохи «галактики Гутенберга» существует возможность обратной связи по типу «адресат-источник», нельзя не учитывать и аргументативное манипулирование как элемент актуального медийно-политического дискурса.

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на расхождения, основой теоретического представления о сущности манипуляции является её понимание как скрытого воздействия определённого субъекта коммуникации на объект путём коммуникации и с целью побуждения объекта к совершению действий, выгодных субъекту коммуникации. Что касается текстовых медиа, они чаще всего прибегают к речевой манипуляции. Она имеет социологический, психологический и лингвистический аспекты. Важно подчеркнуть, что именно дискурс в средствах массовой информации выступает в качестве ключевого, незаменимого элемента политической коммуникации в обществе, а манипуляции в пользу различных акторов в рамках этого дискурса не могут не существовать.

Список используемой литературы:

1. Hall S. Encoding/Decoding. Media and Cultural Studies. KeyWorks. L.: Blackwell Publishers, 2001. P.173.

2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. C. 125. URL: http://www.studmed.ru/view/blakar-rm-yazyk-kak-instrument-socialnoy-vlasti_5562e1ca816. Ыш1(дата обращения:18.09.2014).

3. Гуляйкина Светлана Олеговна Социо и психолингвистические аспекты изучения манипуляций // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. №1. С. 100-106

4. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М.: Алгоритм, 2003. С. 56

5. Подсохин Ф.Е. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Васильев А.Д. // ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ЭТНОСА. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. С. 161-168.

6. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М., 2000. С. 55-56

7. Савельева Ирина Викторовна Манипулятивность в обыденном политическом дискурсе // Вестник КемГУ. 2015. №4-4 (64). C. 218-220

8. Тибинько Надежда Дмитриевна Манипуляция в политическом дискурсе // Вестник ЧелГУ. 2011. №3. C. 134-137.

9. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2006. С. 16

10. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000. 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.