Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / НАСИЛИЕ / СЕМЬЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архипова М. В., Редькина Е. А.

В статье рассматриваются вопросы предупреждения насилия в семье. Особое внимание уделяется анализу законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» как инструмента профилактики семейного насилия. Подвергается детальному рассмотрению понятие семейно-бытового насилия. Авторы приходят к выводу, что еще непринятый законопроект содержит в себе правовую лакуну, которая заключается в более широкой трактовке семейных отношений. В рамках законопроекта фактические брачные отношения приравниваются к юридическому браку. Делается вывод о том, что предложенная разработчиками законопроекта дефиниция семейно-бытового насилия содержит в себе юридическую ошибку, которая требует устранения. По мнению авторов статьи, предложенная в проекте закона система мер профилактики является узко ориентированной и требует расширения. Авторы считают, что предупреждение семейно-бытовой преступности предполагает использование широкого спектра мер, охватываемых всеми уровнями профилактики и реализуемых субъектами превенции, основной целью которого является снижение уровня данной формы преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMINAL VIOLENCE IN THE FAMILY

The article deals with the prevention of domestic violence. Special attention is paid to the analysis of the draft law «On the prevention of domestic violence in the Russian Federation» as a tool for the prevention of family violence. The concept of family and domestic violence is examined in detail. The authors conclude that the draft law, which has not yet been adopted, contains a legal lacuna, which consists in a broader interpretation of family relations. Within the framework of the bill, the actual marriage relationship is equated with a legal marriage. It is concluded that the definition of domestic violence proposed by the authors of the draft law contains a legal error that needs to be eliminated. According to the authors of the article, the system of preventive measures proposed in the draft law is narrowly oriented and requires expansion. The authors believe that the prevention of domestic crime involves the use of a wide range of measures covered by all levels of prevention and implemented by the subjects of prevention, the main purpose of which is to reduce the level of this form of crime.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ»

DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-22 УДК 343.5

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО НАСИЛИЯ

В СЕМЬЕ

М.В. Архипова, Е.А. Редькина

В статье рассматриваются вопросы предупреждения насилия в семье. Особое внимание уделяется анализу законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» как инструмента профилактики семейного насилия. Подвергается детальному рассмотрению понятие семейно-бытового насилия. Авторы приходят к выводу, что еще непринятый законопроект содержит в себе правовую лакуну, которая заключается в более широкой трактовке семейных отношений. В рамках законопроекта фактические брачные отношения приравниваются к юридическому браку. Делается вывод о том, что предложенная разработчиками законопроекта дефиниция семейно-бытового насилия содержит в себе юридическую ошибку, которая требует устранения. По мнению авторов статьи, предложенная в проекте закона система мер профилактики является узко ориентированной и требует расширения. Авторы считают, что предупреждение семейно-бытовой преступности предполагает использование широкого спектра мер, охватываемых всеми уровнями профилактики и реализуемых субъектами превенции, основной целью которого является снижение уровня данной формы преступности.

Ключевые слова: предупреждение; насилие; семья; законопроект; преступность.

M.V. Arkhipova, E.A. Redkina. PREVENTION OF CRIMINAL VIOLENCE IN THE FAMILY

The article deals with the prevention of domestic violence. Special attention is paid to the analysis of the draft law «On the prevention of domestic violence in the Russian Federation» as a tool for the prevention of family violence. The concept of family and domestic violence is examined in detail. The authors conclude that the draft law, which has not yet been adopted, contains a legal lacuna, which consists in a broader interpretation of family relations. Within the framework of the bill, the actual marriage relationship is equated with a legal marriage. It is concluded that the definition of domestic violence proposed by the authors of the draft law contains a legal error that needs to be eliminated. According to the authors of the article, the system of preventive measures proposed in the draft law is narrowly oriented and requires expansion. The authors believe that the prevention of domestic crime involves the use of a wide range of measures covered by all levels of prevention and implemented by the subjects of prevention, the main purpose of which is to reduce the level of this form of crime.

Keywords: warning, violence, family, bill, crime.

Предупреждение преступного насилия в семье предполагает три уровня действия. Во-первых, это профилактика на индивидуальном уровне, т.е. в отношении отдельно взятого лица, совершившего насилие в семье. Специальное предупреждение подразумевает под собой устранение тех негативных факторов, которые оказывают влияние именно на эту форму преступности. Общее предупреждение ориентировано на общее оздоровление социума в целом.

С организационно-принципиальной позиции превенция представляет собой усиление социального контроля над отдельными семьями. В данном случае подразумевается, что семьи с неблагоприятными условиями жизни и антисоциальными характеристиками должны состоять на учете, и с ними должна проводиться профилактическая работа, которая в настоящее время имеет формальный характер.

Необходима разработка комплексных мер, направленных на помощь таким семьям, которые могли бы быть разработаны в рамках региональных программ семейной политики.

Также необходимы контроль и надзор за лицами с асоциальным поведением либо отбывшими наказание за совершение семей-но-бытового преступления. В этой проблеме нам видится существенная роль участкового уполномоченного полиции (далее - УУП), так как именно он работает непосредственно с семьями. Следует признать, что индивидуальная профилактика как таковая не проводится и большинство семей даже не знает, кто является их участковым уполномоченным полиции. Связано это с такой организационной проблемой, как отсутствие возможности статистического учета профилактируемых преступлений в отчетности УУП. Кроме того, участковому уполномоченному полиции необходимо осу-

ществлять свои функции в тесном взаимодействии с другими органами - как правоохранительными, так и органами социальной защиты. Общеизвестно, что нивелирование законодательных норм ведет к совершенствованию правового регулирования тех или иных общественных отношений. В связи с этим представляется целесообразным внесение законодательных поправок в различные нормативные правовые акты.

Отдельные ученые предлагают принять пакет законодательных актов, которые были бы ориентированы на укрепление семьи как института. Например, Е.В. Черных полагает целесообразным принятие таких актов, которые пропагандировали бы идеалы и культуру России, считая необходимым ограничить информационное поле [6, с. 18]. Хотелось бы отметить, что подобные законодательные акты приняты и действуют, однако ограничение информационного пространства возможно лишь частично. Поэтому необходима тщательная разработка идеологической концепции, которая нашла бы свое системное отражение в комплексе нормативных правовых актов и также активно внедрялась бы в жизнь современного общества.

Следует отметить, что в России разработана и действует Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года, на основе которой разработаны региональные Концепции. Однако же, как отмечают многие исследователи, данная Концепция содержит в себе программные ошибки и поэтому не может быть полностью реализована на всех уровнях государственного управления.

Среди отраслевых законопроектов, направленных на специальную превенцию, особо следует рассмотреть законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [1]. Его обсуждение идет уже несколько лет, однако в последнее время оно достаточно активизировалось, и при первом рассмотрении данный проект был отправлен на доработку. Авторы законопроекта выделяют понятие семейно-бытового насилия и раскрывают его виды, а также приводят систему мер профилактики данного социально-негативного явления. Кратко остановимся на основных моментах.

Изначально следует отметить, что авторы законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» приводят понятие лишь одного вида насилия, не раскрывая понимания всей дефиниции в целом. В принципе, такой подход оправдан в силу того, что сам законопроект носит узко

профилированный характер. Однако, на наш взгляд, в понятие семейно-бытового насилия включены все преступления против личности и частично - преступления против собственности. Таким образом, указанное понятие носит чрезмерно широкий объем, и выделение его как понятийного аппарата представляется нам нецелесообразным.

Особо следует подчеркнуть, что в измененном законопроекте в данную дефиницию авторы включили словосочетание «не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления». Здесь хотелось бы остановится на таком моменте: ученые, разрабатывающие понятие насилия, включают в его понимание криминализированные деяния. В цивилистической науке понятие «насилие» не используется. Возникает вопрос: о каком насилии ведут речь авторы законопроекта?

Кроме того, в вышеприведенном словосочетании используются слова «или уголовного преступления». Согласно законодательству Российской Федерации «преступление и есть уголовно наказуемое деяние». По нашему мнению, эта тавтология представляет собой вид юридической ошибки и требует устранения. Исходя из дефиниции, можно сделать вывод, что к данному виду насилия применимы следующие признаки:

1. Это деяние носит всегда умышленный характер, т.е. причинить вред по неосторожности невозможно. Однако на практике вполне возможны случаи, когда вред членам семьи наносится без умысла либо же с умыслом и не охватываются его последствия. В таком случае данные деликты выпадают из сферы действия данного законопроекта и, по логике его авторов, не подлежат превенции. Считаем данное положение изначально неверным. Неосторожная преступность является частью семейно-бытовой преступности в том числе, и поэтому ее профилактика необходима.

2. Первоначально было указано, что данное насилие совершается в сфере семейно-бы-товых отношений. Авторы приводят понятие семейно-бытовых отношений, однако следует отметить, что в принципе данное понятие также носит теоретический характер и доктринально подразумевает под собой отношения, возникающие между родственниками и лицами, заключившими брак. Авторы законопроекта трактуют семейные отношения более широко, включая в них фактические брачные отношения.

С одной стороны, это верный подход, так как давно ведется спор о необходимости приравнивания фактических отношений к юриди-

ческим. С другой стороны, возникает правовая коллизия - фактические брачные отношения признаются отраслевым актом, а базовым законодательством - нет. По общему принципу будет действовать тот закон, который имеет большую юридическую силу (в данной ситуации -это Семейный кодекс Российской Федерации, так как именно он закрепляет базовые понятия в этой сфере). Таким образом, еще непринятый закон уже содержит в себе правовую лакуну. Кроме того, формулировка семейно-бытового насилия носит обобщающий характер. О том, что данное понятие имеет какое-либо отношение к сфере семейных отношений, можно понять через перечень потерпевших, к которым относят родственников, супругов (в том числе и бывших), совместно проживающих лиц -свойственников.

3. Данное насилие нарушает комплекс прав и свобод члена семьи. Следует отметить, что любой деликт нарушает права и свободы человека и гражданина, и в этом смысле семейно-бытовой деликт не будет являться исключением. Не совсем понятна логика авторов проекта, перечисляющих тот вред, который деликт причинит. Кроме того, если смоделировать ситуацию, когда вред не был причинен, но была угроза его причинения, получается, что семей-но-бытовое насилие было реализовано лишь частично и возникает вопрос о возможности самих мер профилактики, установленных в данном проекте.

Таким образом, как видно из проведенного краткого анализа, доктринальное понимание насилия закреплено в законопроекте с существенными изъянами и должно быть доработано.

Авторы также весьма обобщающе определяют нарушителя - это лицо, достигшее возраста 18 лет. Общий возраст уголовной ответственности - с 16 лет, а за отдельные категории преступления - с 14 лет. По логике авторов законопроекта, совершая семейно-бытовое насилие, лицо до 18 лет не может полностью его осознавать и, соответственно, исключается из сферы превентивного воздействия.

Если говорить о системе мер профилактики, то авторы включили в нее два уровня - это общая профилактика и профилактика индивидуальная. Возникает вопрос - почему авторы исключили из сферы действия будущего закона специальную профилактику? Кроме того, общая профилактика ориентирована исключительно на повышение уровня правовой грамотности граждан, что является, на наш взгляд, узко ориентированным.

Таким образом, даже рассмотренные моменты позволяют сделать вывод о существен-

ных технико-юридических ошибках законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». В связи с этим мы считаем необходимой его существенную доработку. Уголовное законодательство занимает центральное место в превенции се-мейно-бытовых преступлений. Некоторые ученые предлагают выделить соответствующий родовой объект и включать в УК РФ статьи, предполагающие наказание за семейно-быто-вое насилие [4]. Мы не поддерживаем данную правовую позицию, считая, что включение в текст закона подобных норм приведет к юридическому дублированию закрепленных в нем запретов.

Мы полагаем, что следует поддержать правовую позицию таких ученых, как А.Н. Фатеев и К.А. Мясникова [3; 4], о целесообразности дополнения перечня отягчающих обстоятельств пунктом, предусматривающим совершение уголовно-наказуемого деликта в отношении члена семьи. При этом мы также считаем необходимым разъяснение понимания дефиниции «член семьи» либо в рамках самого уголовного закона, либо в рамках соответствующего постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации. Еще одним направлением превентивной работы должна стать работа с жертвами (потенциальными жертвами) семей-но-бытовых преступлений, т.е. работа с процессом виктимизации, а также усиление воспитательной работы с семьями [2].

Таким образом, предупреждение семейно-бытовой преступности предполагает использование широкого спектра мер, охватываемых всеми уровнями профилактики и реализуемых субъектами превенции, основной целью которого является снижение уровня данной формы преступности. Вместе с тем для повышения качества системы профилактических мер необходимо в том числе и устранение выявленных недостатков.

Список литературы

1. О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации: проект Федерального закона Российской Федерации // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://council.gov.ru.

2. Абовян Э.П. Предупреждение преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения в семейно-бытовой сфере: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011. 22 с.

3. Мясникова К.А. Криминологическая характеристика современной бытовой преступности и меры ее предупреждения: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2004. 240 с.

4. Полищук Е.Г. Совершенствование механизма правового обеспечения профилактики преступлений в сфере семейно-бытовых отношений // Юридическая наука. 2011. № 1. С. 55-57.

5. Фатеев А.Н. Домашнее насилие: опыт криминологического исследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 191 с.

6. Черных Е.В. Виктимологическая характеристика и предупреждение тяжкой насильственной преступности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. 32 с.

References

1. O profilaktike semejno-bytovogo nasiliya v Rossijskoj Federatsii: proekt Federalnogo zakona Rossijskoj Federatsii [On the prevention of domestic violence in the Russian Federation: draft Federal Law of the Russian Federation] // Sovet Federatsii Federalnogo sobraniya Rossijskoj Federatsii: оfits. sajt. URL: http://council.gov.ru.

2. Abovyan E.P. Preduprezhdenie prestuplenij, sovershaemykh v sostoyanii alkogoFnogo opya-neniya v semejno-bytovoj sfere [Prevention of crimes committed under the influence of alcohol in

the family and household sphere]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan, 2011. 22 s.

3. Myasnikova K.A. Kriminologicheskaya kha-rakteristika sovremennoj bytovoj prestupnosti i mery ee preduprezhdeniya [Criminological characteristics of modern domestic crime and measures to prevent it]: dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov n/D., 2004. 240 s.

4. Polishhuk E.G. Sovershenstvovanie mekha-nizma pravovogo obespecheniya profilaktiki prestuplenij v sfere semejno-bytovykh otnoshenij [Improving the mechanism of legal support for the prevention of crimes in the field of family and domestic relations] // Yuridicheskaya nauka. 2011. № 1. S. 55-57.

5. FateevA.N. Domashnee nasilie: opyt krimino-logicheskogo issledovaniya [Domestic violence: the experience of criminological research]: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 191 s.

6. Chernykh E.V. Viktimologicheskaya kharakte-ristika i preduprezhdenie tyazhkoj nasiFstvennoj prestupnosti [Victimological characteristics and prevention of serious violent crime]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2006. 32 s.

АРХИПОВА Марьяна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой товароведения и таможенного дела. Калининградский филиал Российского университета кооперации. Россия. Калининград. E-mail: marhipova@ruc. su.

РЕДЬКИНА Екатерина Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент, специалист 1 категории отдела качества, аккредитации и лицензирования. Российский государственный гуманитарный университет. Россия. Москва. E-mail: catyfoxy777@gmail.com.

ARKHIPOVA, Maryana Vladimirovna - Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Commodity Science and Customs Affairs. Kaliningrad branch of the Russian University of Cooperation. Russia. Kaliningrad. E-mail: marhipova@ruc.su.

REDKINA, Ekaterina Anatolyevna - Candidate of Law, Associate Professor, Specialist of the 1st category of the Department of Quality, Accreditation and Licensing. Russian State University for the Humanities. Russia. Moscow. E-mail: catyfoxy777@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.