Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / АВТОРСКОЕ ПРАВО / КОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кувычков Сергей Иванович, Наметкин Денис Валерьевич, Смирнов Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы обеспечения защиты авторских прав в социальных сетях. Проанализированы способы нарушения различных объектов авторского права. Рассмотрены основные запреты распространения, использования перерабатывания в коммерческих и некоммерческих целях любых объекты авторских прав без разрешения правообладателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMES AND OFFENSES IN THE FIELD OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN SOCIAL NETWORKS

The article discusses the issues of ensuring copyright protection in social networks. The methods of violation of various objects of copyright are analyzed. The main prohibitions on the distribution, use of processing for commercial and non-commercial purposes of any objects of copyright without the permission of the copyright holder are considered.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Уголовный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_183 УДК 343.1

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ PREVENTION OF CRIMES AND OFFENSES IN THE FIELD OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN SOCIAL NETWORKS

КУВЫЧКОВ Сергей Иванович,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». Россия, 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 17 А. E-mail: redsxrjd@mail.ru;

НАМЕТКИН Денис Валерьевич,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права. Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». Россия, 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 17 А. E-mail: nametkindv@mail.ru;

СМИРНОВ Сергей Александрович

Старший преподаватель кафедры математики, информатики и информационных технологий. Нижегородская академия МВД России (Россия, 603081, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. E-mail: ser-smir@yandex.ru;

Kuvychkov Sergey Ivanovich,

Candidate of law, associate professor at the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines. Privolzhsky branch of Russian State University of Justice », 603022, 17A Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod city, Russia, E-mail: redsxrjd@mail.ru;

Nametkin Denis Valerievich,

Candidate of law, associate professor at the Department of criminal procedure Law. Privolzhsky branch of Russian State University of Justice », 603022, 17A Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod city, Russia. E-mail: nametkindv@mail.ru;

Smirnov Sergey Aleksandrovich

Senior Lecturer of the Department of Mathematics, Computer Science and Information Technology. Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 603081, 3 Ankudinovskoe highway, Nizhny Novgorod city, Russia. E-mail: ser-smir@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы обеспечения защиты авторских прав в социальных сетях. Проанализированы способы нарушения различных объектов авторского права. Рассмотрены основные запреты распространения, использования перерабатывания в коммерческих и некоммерческих целях любых объекты авторских прав без разрешения правообладателя.

Abstract: The article discusses the issues of ensuring copyright protection in social networks. The methods of violation of various objects of copyright are analyzed. The main prohibitions on the distribution, use of processing for commercial and non-commercial purposes of any objects of copyright without the permission of the copyright holder are considered.

Ключевые слова: право, авторское право, контент, социальные сети, правообладатель.

Keywords: law, copyright, content, social media, copyright holder.

Дата направления статьи в редакцию: 27.04.2021

Дата публикации: 31.05.2021

В современном мире невозможно представить человека, который не был бы зарегистрирован в социальных сетях. Свои страницы в социальных сетях есть даже у младенцев и домашних питомцев. Пользователи социальных сетей каждый день публикуют контент на своих страницах: фотографии, видео, посты (тексты) и др. Как же защитить свой контент от незаконного использования? И как не стать субъектом преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ.

Гражданским Кодексом Российской Федерации в статье 1259 предусмотрен перечень объектов авторского права, к которым отнесены:

- литературные произведения;

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения;

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 5(197)

и макетов;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

- другие произведения.[1]

Исходя из положений статьи 1259 ГК РФ, перечень объектов авторского права не ограничен. Теоретически к ним можно отнести любые формы контента, при этом стоит иметь ввиду, что авторские права распространяются на само произведение, созданное творческим трудом, а не на идеи, технологии создания или иные подобные объекты.

Авторское право бывает двух видов:

- имущественное право, оно включает право использовать произведение и право запрещать его использование другими лицами;

- неимущественное право, оно включает право считаться автором произведения, право требовать указать свое имя при публикации, право первой публикации и т.д.

Законом установлены исключения, когда использовать контент в социальных сетях можно законно. При этом должны соблюдаться следующие условия:

- осуществление цитирования в научных, информационных и иных культурных целях, которые указаны в ст. 1274 ГК РФ;

- цитируемое произведение было правомерно обнародовано, например, автором на своем сайте;

- указаны имя автора и источник цитирования;

- объемы цитирования оправданы его целью.

Нарушение авторских прав является самым распространенным нарушением, с которым пользователь может столкнуться в социальных сетях.

При этом все администраторы социальных сетей предпринимают определенные меры для защиты авторского права пользователя. Обычно данные условия прописаны в договоре присоединения к социальной сети, которые пользователь принимает при регистрации. Практически в каждом договоре присоединения есть условия, посвященные авторским правам.

Так, социальная сеть Вконтакте правилами предусматривает, что пользователь, который разместил контент на своей странице, предоставляет всем пользователям данной соцсети право использовать его в рамках функционала, предоставляемого социальной сетью Вконтакте. Если пользователь осуществит репост авторской фотографии или текста путем нажатия на предусмотренную социальной сетью Вконтакте кнопки «репост», то это не будет считаться нарушением. Однако, если пользователь сначала сохранит себе на жесткий диск указанную фотографию, а потом опубликует от своего имени, без ссылки на автора и его страницу, это будет считаться нарушением авторских прав. В таком случае правообладатель имеет право требовать прекращения нарушения (удалить запись или фотографию со страницы пользователя), а также право потребовать компенсацию в порядке ст. 1301 ГК РФ.

Таким образом, социальная сеть Вконтакте позволяет использовать чужой контент, если пользователь сохраняет при копировании все знаки авторства или другие уведомления об авторстве.

При этом пользователь, который использует чужой контент обязан:

- не размещать на персональной странице информацию и объекты, которые каким-либо образом могут нарушить права и интересы других лиц;

- убедиться, что использует чужой контент (фотографии, видеозаписи, тексты, аудиозаписи) законно;

- в случае неуверенности в законности своих действий, отказаться от размещения контента на своей странице в социальной сети.

Другая социальная сеть «Одноклассники» запрещает распространять, использовать, перерабатывать в коммерческих и некоммерческих целях любые объекты авторских прав без разрешения правообладателя. Другими словами, если пользователь решит сделать репост записи или фотографии в социальной сети «Одноклассники», он должен спросить разрешения у правообладателя, путем направления личного сообщения в самой социальной сети или на почтовый ящик.

РаоеЬоок при регистрации нового пользователя уточняет в соглашении, что, если пользователь размещает контент на своей странице, то им могут пользоваться все пользователи социальной сети.

Однако, администрация социальных сетей не может полностью исключить случаи нарушения авторских прав. Правообладатель может самостоятельно принять предупредительные меры [2] для защиты своего уникального контента:

1. Предупредить пользователей социальных сетей о своем авторском праве. При размещении фотографии, аудиозаписи, текста следует указывать знак охраны авторского права (копирайт), свое настоящее имя и дату публикации. Дополнительной юридической защиты такая мера не дает, однако, может остановить пользователя от неправомерного использования объекта авторского права.

2. Зафиксировать авторство, например, на фотографиях можно использовать водяные знаки. Кроме того, для последующей защиты прав автором необходимо зафиксировать дату создания уникального контента, для этого:

- документ с авторским текстом, фотографией, видеозаписью или аудиозаписью заверяется у нотариуса (самый надежный способ защиты);

- автор может отправить себе заказное письмо, на котором будут указаны дата и время отправления. В конверт вкладывается текст, флеш-накопитель с аудио-, видео- или фотоконтентом. При этом такой конверт не вскрывается правообладателем при получении, чтобы в даль-

Уголовный процесс

нейшем, в случае судебного разбирательства, можно было доказать свое право авторства;

- депонирование произведения на специализированном сервисе или в авторском обществе [3]. Однако, не все суды принимают документ, выданный таким сервисом в качестве доказательства.

3. Воспользоваться услугами специализированных сервисов, которые предлагают комплексные решения в области защиты интеллектуальных прав.

Правообладатель может предъявить к нарушителю следующие требования [4]: признать авторство и указать имя автора; удалить опубликованный контент; опубликовать решение суда, которым установлен факт нарушения авторских прав; взыскать с нарушителя убытки или компенсацию за нарушение исключительных прав.

В случае нарушения авторских прав пользователю социальной сети необходимо выполнить следующие действия:

1. Зафиксировать нарушение. Для фиксации нарушения самым эффективным и законным способом является нотариальный протокол осмотра веб-страницы. Кроме того, факт нарушения может быть зафиксирован путем видеозаписи, в которой наглядно демонстрируются все действия, совершаемые пользователем. Данный способ фиксации нарушения авторских прав эффективен в случае неправомерного использования аудиовизуального контента.

2. Установить личность нарушителя. Данная процедура при нарушении авторских прав в социальных сетях достаточно сложная, поскольку пользователи не всегда указывают свои настоящие имена при регистрации. Для установления личности нарушителя правообладателю потребуется обратиться к администрации социальной сети, которая должна принять меры для установления личности нарушителя.

3. Направить претензию. До обращения в суд правообладатель должен попробовать мирным путем урегулировать вопрос нарушения авторского права, для этого он направляет письменную претензию нарушителю, в которой указывает, какие действия он должен выполнить для восстановления нарушенных авторских прав (удалить опубликованный контент, указать автора, сделать ссылку на личную страницу правообладателя). Стоит отметить, что администрация социальных сетей проводит самостоятельную специальную процедуру рассмотрения и разрешения претензий о нарушении авторских прав.

4. Обратиться в суд. В случае, когда правообладателем является физическое лицо, обращение подается в районный суд, в случае, когда правообладателем является юридическое лицо - в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения нарушителя.[5] В данном случае установление места нахождения нарушителя авторских прав также затруднительно, поскольку пользователи социальных сетей не находятся в одном городе или даже субъекте РФ вместе с правообладателем, порой их место нахождения невозможно установить.

Деятельность по защите авторских прав в социальных сетях сталкивается со множеством проблем, начиная с отсутствия нормативного регулирования именно данной сферы правоотношений, заканчивая сложностью самой процедуры доказывания факта совершенного нарушения.

Социальные сети - огромная паутина, в которой установить личность нарушителя, его место нахождения, а порой и сам факт нарушения авторского права очень сложно. Не каждый пользователь обращается за защитой своих нарушенных прав, поскольку процедура не только сложная, но и затратная материально.

С одной стороны социальные сети - широкое пространство для общения, поиска полезной информации, осуществления коммерческой деятельности, распространения рекламы, с другой стороны они позволяют пользователям незаконно использовать результаты творческого и интеллектуального труда другим лицам, ведь создание фотографий, видеозапись, аудиозаписей, написание красивых текстов, стихов, произведений - трудоемкий творческий и интеллектуальный процесс.

Стоит ли защищать авторские права в социальных сетях? Однозначного ответа нет, поскольку не каждый пользователь хочет пройти этот сложный и материально затратный путь. Однако, для крупных блогеров, интернет-магазинов, SMM- менеджеров, копирайтеров - это необходимый процесс, который позволит им защитить результаты своей деятельности, компенсировать затраты на рекламу, разработку контент-плана, потерянных клиентов и др.

Законодателю необходимо более детально регламентировать данную сферу правоотношений, поскольку общественные отношения развиваются, социальные сети стали не только площадкой для общения, но и местом торговли и заработка. Еще сравнительно недавно приобрести товар или услугу можно было лишь на сайте в сети Интернет, сейчас основная торговая деятельность и сама сфера услуг перешла в социальные сети, а значит и регулирование отношений в них должно быть на должном уровне.

Библиография:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 октября 1994

г.: [с изм. и доп. от 31.07.2020]. Режим доступа: «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_5142/ (дата обращения 16.03.2021).

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: принят

Гос. Думой 23 октября 2002 г.: одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г.: [с изм. и доп. от 16.12.2019]. Режим доступа: «Консультант Плюс» -

http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _39570/ (дата обращения 16.03.2021)

3. Защита интеллектуальной собственности: учебник / под редакцией И. К. Ларионова [и др.]. — М.: Дашков и К, 2020. — 256 с.

4. Казаков, Ю. В. Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие / Ю. В. Казаков. — Тольятти: ТГУ, 2017. — 492 с.

5. Толок, Ю. И. Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие / Ю. И. Толок. — Казань: КНИТУ, 2018. — 320 с.

References (transliterated):

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (CHast' pervaya) [Elektronnyj resurs]: feder. zakon ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ: prinyat Gos. Dumoj 21 oktyabrya 1994 g.: [s izm. i dop. ot 31.07.2020]. Rezhim dostupa: «Konsul'tant Plyus» - http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_5142/ (data obrashcheniya 16.03.2021).

2. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (CHast' chetvertaya) [Elektronnyj resurs]: feder. zakon ot 14 noyabrya 2002 g. № 138-FZ: prinyat Gos. Dumoj 23 oktyabrya 2002 g.: odobren Sovetom Federacii 30 oktyabrya 2002 g.: [s izm. i dop. ot 16.12.2019]. Rezhim dostupa: «Konsul'tant Plyus» - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _39570/ (data obrashcheniya 16.03.2021)

3. Zashchita intellektual'noj sobstvennosti: uchebnik / pod redakciej I. K. Larionova [i dr.]. — M.: Dashkov i K, 2020. — 256 s.

4. Kazakov, YU. V. Zashchita intellektual'noj sobstvennosti: uchebnoe posobie / YU. V. Kazakov. — Tol'yatti: TGU, 2017. — 492 s.

5. Tolok, YU. I. Zashchita intellektual'noj sobstvennosti: uchebnoe posobie / YU. I. Tolok. — Kazan': KNITU, 2018. — 320 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.