УДК 347.78.01 ББК 67.404.3
ХАСАНОВ Эльнур Расимович,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права,
Московский государственный гуманитарно-экономический университет e-mail: [email protected]
SPIN-код: 1649-7544 AuthorlD: 871776
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И МЕХАНИЗМОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье исследованы методические основы применения института защиты авторского автора, механизмы ее реализации, раскрываются теоретические аспекты гражданско-правового механизма защиты авторских прав, основные способы и формы защиты. Проанализированы правовые основы института защиты авторского права, рассмотрены основные механизмы ее реализации. Дано понятие института защиты авторского права, выделены механизмы его защиты. Данная статья описывает положение вещей и состояние проблемы по защите авторского права, авторских произведений и интеллектуальной собственности в научных кругах. Приводятся упоминания примеров о разбирательстве в конкретном случае, рассматриваются современные проблемы авторско-пра-вового регулирования в Российской Федерации. Раскрываются способы защиты авторских прав, проводится дифференциация правового регулирования защиты объектов интеллектуальной собственности, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав. Делается вывод, что правовой режим охраны авторских прав должен учитывать необходимость баланса интересов авторов, общества и государства.
Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, институт защиты авторского права, право, автор, механизмы защиты авторского права
Annotation. The article examines the methodological foundations of the application of the institution of protection of the author's author, the mechanisms for its implementation, reveals the theoretical aspects of the civil law mechanism for the protection of copyright, the main methods and forms of protection. The legal basis of the institute of protection of copyright is analyzed, the main mechanisms for its implementation are considered. The concept of the institute of protection of copyright is given, the mechanisms of its protection are highlighted. This article describes the state of affairs and the state of the problem on the protection of copyright, copyright works and intellectual property in scientific circles. There are references to examples of the proceedings in a particular case, the current problems of copyright regulation in the Russian Federation are considered. The ways of protection of copyright are revealed, the differentiation of the legal regulation of the protection of intellectual property is carried out, including copyright is carried out primarily on the basis of the nature of the violated rights. It is concluded that the legal regime for the protection of copyright must take into account the need to balance the interests of authors, society and the state.
Key words: copyright, intellectual property, institute of copyright protection, law, author, mechanisms of copyright protection.
Актуальность исследования инсти- время в большинстве стран мира сложилась ком-тута зашиты авторского права плексная отрасль общественного производства -заключается в том, что в настоящее индустрия авторского права и смежных прав.
KHASANOV Elnur Rasimovich,
lecturer, Department of theory and history of state and law, Moscow state University of Humanities and Economics
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS TO THE STUDY OF THE INSTITUTE OF COPYRIGHT PROTECTION AND ITS IMPLEMENTATION MECHANISMS
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав [4]. Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы, приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора. При этом данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения [3]. Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права
Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности. Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации [2]. Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем. В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.
В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены) [1]. Иными словами, охрана права направлена на создание условий для его реализации. Суть авторского права «заключается в охране формы произведения, а не его существа, так как форма имеет приоритет в авторском праве, но из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которой его существование невозможно» [10]. К защите необходимо прибегнуть, когда имеет место нарушение права. Авторские права часто подвержены разнообразным нарушениям, из-за чего возникает необходимость в обеспечении эффективных механизмов защиты каса-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
тельно объектов, являющихся интеллектуальной собственностью. Как утверждают эксперты, именно авторские права чаще всего нарушаются, так как огромный массив информации и широкое поле деятельности дает нарушителям возможность без особых для себя последствий идти на нарушение. Кроме того, нередко случаются ситуации, когда по каким-то причинам невозможно отследить текущие изменения в законодательной базе, из-за чего нарушения могут возникать непроизвольным образом.
Авторское право регламентируется в Российской Федерации определенными законодательными нормативами. До 2008 г. в нашей стране действовал Закон «Об авторском праве и смежных правах», однако со временем данный норматив утратил свою правомочность, и как итог - основой для регламентации правоотношений в данной сфере стал Гражданский кодекс, а именно - часть четвертая.
Данный функциональный элемент кодекса получил наименование «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Помимо непосредственно авторских прав сюда вошли любые смежные права, соприкасаемые с авторством, патенты на идею, изобретение, интегральные микросхемы, производственные секреты, технологические наработки конфиденциального характера и многое другое [4]. Чтобы обновленные нормы были максимально эффективными, и их применение несло определенные результаты, законодатели изучили ранее действовавшие нормативы и дополнили их новыми положениями, в частности, непосредственно затрагивающими все нюансы, которые отмечаются при взаимодействии сторон, принимающих участие в авторском соглашении [8].
Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права: исключительное право (имущественное); неимущественные права - право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д. [9]. В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.
Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:
- признание права законного правообладателя;
- пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
- изъятие у злоумышленников материального носителя;
- возмещение материального ущерба; публикация судебного решения по делу.
Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне [3]. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.
Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что, оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору [7]. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.
В современном российском законодательстве под нарушением авторских прав понимается использование произведений науки, литературы и искусства без разрешения автора или с нарушением условий договора. К числу основных способов нарушения авторских прав относятся [8]:
- присвоение авторства (т.е. обнародование либо использование под своим именем или своим псевдонимом чужого произведения целиком или в части);
- незаконное копирование;
- незаконное распространение и т.д.
При этом необходимо понимать, что использование произведения в личных целях нарушением авторских прав не считается, т.е. никто не запретит вам использовать фото известного фотографа как заставку на своем компьютере, а популярную песню — в качестве рингтона на телефоне. Для того чтобы государство могло реализовать и установить конкретные механизмы защиты авторских прав, изначально нужно подтвердить авторство [7].
Нередко это может сопровождаться огромными сложностями, особенно в современном обществе, которое имеет доступ к социальным
сетям и развитой информационной системе. Если с текстовыми документами все более или менее понятно, и установить авторство конкретного человека можно довольно просто, так как копирайт не имеет значительных объемов плагиата, то вот с фотоизображениями все обстоит куда сложнее. Разберем на конкретном примере, что нужно для того, чтобы определить авторство и подтвердить его касательно графических изображений.
Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору [5].
Подобных каталогов множество:
- каталог депонированных произведений -данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
- каталог регистрации произведений малых форм - специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
- каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. - в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
- каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов - особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
- каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов - также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.
Перечисленные выше каталоги - это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.
Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты - прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации [8]. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли [3].
Главная задача такого письменного требования - уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств [1]. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда. Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.
Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд [6]. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела. Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что, по его мнению, может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться [10]:
- свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется);
- нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования;
- источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения;
- результаты независимой экспертизы;
- видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.
Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение [1]:
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со ст. 1252 «Защита исключительных прав» ГК РФ. При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия, выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся кон-трафактом. Отдельно следует упомянуть, что, если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае, когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафакт-
ной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со ст. 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» КоАП РФ. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от двух до шести лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов. Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции. Помимо реальных действий и инструментов, ставящих перед собой цель предотвращения любых правонарушений в сфере авторского права, существуют также различные технические средства, стоящие на защите интересов пользователей [9]. Речь идет о специальных компьютерных программах, находящих нелицензионные копии и пиратский контент, программном обеспечении, способном в автономном режиме блокировать доступ к ресурсам, на которых выложен контра-факт и многое другое.
Каждый пользователь, имеющий в собственности право на предмет интеллектуального труда, обязан проявить предельно возможную бдительность, и реализовать меры, которые предотвратят попадание его контента в незаконное владение третьих лиц [4]. Особенно это касается тех пользователей, которые получают определенные денежные дивиденды за пользование или распоряжение объектом авторства.
Для таких пользователей государство предоставляет дополнительные возможности, кото-
рые помогут оградить его от дальнейших осложнений и предотвратят появление нарушений в области авторского права:
Фиксация торговой марки. Все юрлица имеют возможность установить свое исключительно право на определенную торговую марку. Для этого достаточно зарегистрировать ее и установить ограничения на использование, упоминание, копирование и т.д.
Депонирование творения, т.е. его передача на ответственное хранение в специальную организацию. Данная практика популярна в Европе и США и в последнее время пользуется спросом в России.
Предупреждение пользователей. Обнародование объекта авторского права сопровождается сообщением об ответственности за незаконные действия в его отношении, связанные с копированием, распространением, изменением и т.д. [9]. Таким образом, они бы защищали свои права и предупреждали о негативных последствиях.
На основании изложенного можно сделать вывод, что сложные объекты представляют собой самостоятельную категорию объектов интеллектуальных прав - совокупность различных результатов интеллектуальной деятельности, образующих единый объект правовой охраны. Не вызывает сомнений, что перечень сложных объектов интеллектуальных прав, установленный законом, не должен носить исчерпывающий характер, поскольку стремительное развитие науки и техники открывает возможности для появления новых видов сложных объектов, нуждающихся в правовой охране.
Список литературы:
[1] Болдырев С.И. Современное гражданско-правовое регулирование авторских прав как объектов правовой защиты / С.И. Болдырев / Территория права: сб. науч. ст. - Курск, 2015. -Вып. 2. - С. 52-55.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (в ред. от 23.05.2018) // Росс. газ. - 2006. - 22 дек.
[3] Закалесов А.В. Право защиты и охраны интеллектуальной деятельности. - М.: Митида, 2015. - С. 52.
[4] Королева Л.А. Международные отношения по охране авторских и смежных прав. - СПб.: Осега, 2015. - С. 425.
[5] Лавочкина К.Н. Авторские и смежные права. - ЮНЕСКО, 2015. - С. 41.
[6] Лавринева Е.А. Авторские и смежные права / ред. Макарова. - М. 2015. - С. 424.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
[7] Лапицкая А.Д. Смежные права. - М.: Ладомир, 2015. - С. 42.
[8] Макарова Н.Н. Интеллектуальная собственность. - СПб.: Современность, 2014. - С. 42.
[9] Меггис П. Б., Серегина А. П. Интеллектуальная собственность I пер. с англ. Л.А. Нежинской. - М.: Юрист, 2015. - С. 224.
[10] Пешехолов О.Р. Основные аспекты охраны и защиты авторских и смежных прав на территории Российской Федерации. - Спб.: Наука, 2015. - С. 221.
Spisok literatury:
[1] Boldyrev S.I. Sovremennoe grazhdan-sko-pravovoe regulirovanie avtorskih prav kak ob»ektov pravovoj zashchity I S.I. Boldyrev I Ter-ritoriya prava: sb. nauch. st. - Kursk, 2015. - Vyp. 2. - S. 52-55.
[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ (v red. ot 23.05.2018) II Ross. gaz. - 2006. - 22 dek.
[3] Zakalesov A.V. Pravo zashchity i ohrany intellektual'noj deyatel'nosti. - M.: Mitida, 2015. - S. 52.
[4] Koroleva L.A. Mezhdunarodnye otnosh-eniya po ohrane avtorskih i smezhnyh prav. - SPb.: Osega, 2015. - S. 425.
[5] Lavochkina K.N. Avtorskie i smezhnye prava. - YuNESKO, 2015. - S. 41.
[6] Lavrineva E.A. Avtorskie i smezhnye prava / red. Makarova. - M. 2015. - S. 424.
[7] Lapickaya A.D. Smezhnye prava. - M.: Ladomir, 2015. - S. 42.
[8] Makarova N.N. Intellektual'naya sobst-vennost'. - SPb.: Sovremennost', 2014. - S. 42.
[9] Meggis P. B., Seregina A. P. Intellektu-al'naya sobstvennost' / per. s angl. L.A. Nezhin-skoj. - M.: Yurist, 2015. - S. 224.
[10] Peshekholov O.R. Osnovnye aspekty ohrany i zashchity avtorskih i smezhnyh prav na territorii Rossijskoj Federacii. - Spb.: Nauka, 2015. - S. 221.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019