УДК 343.71 Е. М. Павлик
Санкт-Петербургский университет МВД России
Предупреждение правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, связанных с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (криминологический аспект)
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы, связанные с криминологической характеристикой правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел при управлении транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Раскрывается актуальность выбранной темы статьи, ведь одной из важнейших задач государства является обеспечение безопасности дорожного движения. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий, как и в целом от преступлений с неосторожной формой вины, порой намного больше, чем от тяжких умышленных преступлений. Сотрудники полиции, требуя от граждан соблюдения законности, пресекая, раскрывая и расследуя преступления, в первую очередь сами должны неукоснительно соблюдать закон. Исследуются статистические данные о преступлениях в сфере безопасности дорожного движения, анализируются показатели состояния безопасности дорожного движения в целом и статистические данные, касающиеся количества преступлений и правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел в сфере безопасности дорожного движения (в том числе в состоянии опьянения). Приводятся примеры из следственно-судебной практики по данной тематике. Выявляются детерминанты, способствующие совершению рассматриваемых правонарушений. Предлагаются меры по предупреждению правонарушений и преступлений в данной сфере.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: транспортное средство, сотрудник органов внутренних дел, состояние алкогольного опьянения, статистические данные, правонарушение, преступление, дорожно-транспортное происшествие, причины и условия, служебная дисциплина.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Павлик Е. М. Предупреждение правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, связанных с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (криминологический аспект) // Научный портал МВД России. 2020. № 3 (51). С. 42-46.
E. M. Pavlick
Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia
Prevention of offenses committed by employees of the Internal Affairs bodies connected to the vehicle management in the condition of alcoholic drinking
(criminological aspect)
ABSTRACT. The article discusses the issues associated with the criminological characteristics of offenses committed by employees of the internal affairs bodies while driving vehicles while intoxicated. The relevance of the chosen topic of the article is revealed, because one of the most important tasks of the state is to ensure road safety. The damage caused by road accidents, as a whole from crimes with an imprudent form of guilt, is sometimes much greater than from serious intentional crimes. Police officers, demanding that citizens comply with the law, suppressing, disclosing and investigating crimes, first of all, must lead a law-abiding lifestyle and strictly observe the law. It is from the employees of internal affairs bodies citizens. Statistical data on crimes in the field of road safety are examined, indicators of the state of road safety in general, as well as statistics on the number of crimes and offenses committed by employees of internal affairs bodies in the field of road safety (including when intoxicated) are analyzed. Examples are given from investigative and judicial practice on this subject. Determinants are identified that contribute to the commission of the offenses in question. Measures are proposed for the prevention of offenses and crimes in this area.
KEYWORDS: vehicle, police officer, state of alcoholic intoxication, statistical data, offense, crime, traffic accident, causes and conditions, official discipline.
FOR CITATION: Pavlick E. M. Prevention of offenses committed by employees of the Internal Affairs bodies connected to the vehicle management in the condition of alcoholic drinking (criminological aspect) // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 3 (51). P. 42-46 (in Russ.).
Проблема соблюдения законности сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД) является, бесспорно, актуальной. Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев на расширенном заседании коллегии МВД России (26 февраля 2020 г.) обратил внимание на рассматриваемую проблему: «Также на первом плане по актуальности стоит задача укрепления дисциплины и законности среди личного состава. Борьба за чистоту рядов имеет для нас принципиальное значение. Подавляющее число правонарушений здесь по-прежнему выявляется силами подразделений собственной безопасности. Невзирая ни на какие имиджевые потери, нами будет продолжена работа по устранению причин и условий возникновения этих явлений...»1. Поэтому сотрудники полиции, требуя от граждан соблюдения законности, в первую очередь, будучи одними из главных субъектов профилактики правонарушений, сами должны вести законопослушный образ жизни и неукоснительно соблюдать уголовные, административные и дисциплинарные запреты.
Одной из важнейших задач государства является обеспечение безопасности дорожного движения. Ущерб, причиненный от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), как и в целом от преступлений с неосторожной формой вины, порой намного больше, чем от тяжких умышленных преступлений (по количеству погибших). Как было отмечено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, «.среди погибших в результате ДТП почти 90 % - граждане в возрасте от 18 до 50 лет. Как жалко, - люди уходят из жизни в результате ДТП в таком возрасте. Поэтому работа должна быть на этом направлении продолжена.»2.
Вместе с тем, как свидетельствует статистика, в последнее время участились случаи управления транспортным средством лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Около 25 % всех ДТП совершается в состоянии опьянения. Сам факт нахождения водителя за ру-
1 Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина и Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 26 февраля 2020 г. // Официальный сайт Президента России. Ш_ : http://www.kremlin.ru/events/president/news/59913 (дата обращения : 12.03.2020).
2 Там же.
лем в нетрезвом состоянии делает управление транспортным средством небезопасным и повышает вероятность совершения ДТП, влекущего за собой тяжкий вред здоровью или смерть. Также большое количество ДТП совершается по вине пешеходов, находящихся в состоянии опьянения. Особую тревогу вызывает наличие фактов совершения ДТП сотрудниками полиции в состоянии алкогольного опьянения.
В 2019 г., как и в предыдущие годы, из всего массива преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, преобладают преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ). В России за 2019 г. были направлены в суд уголовные дела с обвинительными заключениями в отношении 91 сотрудника ОВД3.
Согласно статистическим сведениям, представленным Госавтоинспекцией МВД России, в период с января по декабрь 2019 г. на территории Российской Федерации было совершено 164 358 ДТП, что на 2,2 % меньше по сравнению с 2018 г. (168 099), а раненых - на 2,6 % меньше. Количество погибших в ДТП за 2019 г. составляет 16 981 человек (на 6,4 % меньше по сравнению с 2018 г.)4. Причем каждое четвертое ДТП со смертельным исходом произошло по вине водителей транспортных средств, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на то что за последние годы наметилась общая тенденция снижения количества совершенных ДТП, достаточно высоким остается общее количество раненых и погибших в результате ДТП.
При изучении проблемы совершения правонарушений, связанных с управлением транспортным средством сотрудниками ОВД в состоянии алкогольного опьянения, были проанализированы материалы судебной практики за последние пять лет, а именно более 50 приговоров судов Российской Федерации по применению наказания в отношении лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, в частности те из них, где субъектом преступления является сотрудник ОВД. Также исследованы обзоры ДГСК МВД Рос-
3 По данным статистических форм ФКУ «ГИАЦ МВД России». № 483. Кн. 10. Л. 206.
4 См.: Судебные и нормативные акты Российской Федерации // Сайт «Судебные нормативные акты РФ». URL : http:// sudact.ru/regular/ (дата обращения : 10.03.2020).
сии за последние несколько лет в части, касающейся этой проблемы.
Изучив следственно-судебную практику по рассмотрению уголовных дел в суде по ст. 264 УК РФ за последние несколько лет, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лицам, осужденным по ст. 264 УК РФ (в том числе с квалифицирующим признаком «совершение преступления водителем в состоянии алкогольного опьянения»), избираются такие виды наказания, как лишение свободы условно или лишение свободы в колонии-поселении или в колонии общего режима (как правило, от одного до трех лет лишения свободы). Лишение свободы назначается в тех случаях, когда суды приходят к выводу о невозможности определения иного вида наказания, и эти решения мотивируются в приговоре.
К объективным причинам правонарушений, совершаемых в области дорожного движения, можно отнести факторы политического, экономического и социального характера. А именно:
экономические проблемы, обусловленные недостатком материальных средств для разработки и внедрения на производствах безопасных видов техники, своевременного ремонта и замены неисправных технических средств;
усложнение технологических процессов на фоне продолжающегося научно-технического прогресса, характеризующегося ростом числа транспортных средств, появлением новых видов оборудования, расширением использования техники на производстве и в быту;
негативные социально-политические процессы в современной России, обусловливающие ослабление контрольных функций государства и общества, коррумпированность контролирующих и надзорных органов.
Среди субъективных причин, влияющих на совершение правонарушений в области дорожного движения, можно выделить такие, как:
недисциплинированность участников процессов, представляющих повышенную общественную опасность;
эгоистическое, потребительское или безответственное отношение к правилам безопасности в профессиональной и бытовой деятельности;
низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Чаще всего автотранспортные преступления совершаются по ситуационным мотивам, побуждающим индивида к действиям в зависимости от определенной ситуации5.
др.
5 См.: Лампадова С. С., Темников А. Ю., Вашкевич А. В. [и . Проблемы профилактики, предупреждения и пресечения
Помимо общих причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере дорожного движения (где субъектом является сотрудник ОВД), можно выделить специфичные детерминанты. Одним из таких детерминантов выступает слабая прозрачность деятельности сотрудников ОВД, что затрудняет возможность социального контроля как одной из действенных мер профилактики нарушений законности в системе МВД России. Можно выделить и такую причину, как неукомплектованность кадрами подразделений ОВД в отдельных регионах нашей страны, что ведет к снижению качества отбора кандидатов на службу в ОВД (недостаточный уровень личной дисциплинированности, безответственное отношение к правилам безопасности, психологическая неустойчивость, затрудняющая решение служебных задач, и т. д.). Следующая причина - низкий уровень контроля со стороны руководителей подразделений за дорожно-транспортной дисциплиной и формальный подход к воспитательной работе сотрудников ОВД. Поэтому со стороны руководителей необходимы принципиальная оценка фактов нарушений подчиненными служебной и транспортной дисциплины, привлечение виновных к ответственности.
Переходя к личностной характеристике сотрудника ОВД, совершившего правонарушение (преступление) в состоянии алкогольного опьянения при управлении транспортным средством, стоит отметить, что это чаще всего мужчина в возрасте 25-35 лет, осуществляющий служебную деятельность в подразделениях уголовного розыска, патрульно-постовой службы, как правило, имеющий стаж службы до 10 лет. Легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях, в том числе в автотранспортных, свидетельствует о безразличном отношении таких лиц к общественной безопасности, дисциплине и порядку [2, с. 76]. Им свойственны в той или иной степени недисциплинированность, пренебрежительное отношение к общепринятым правилам безопасности, антиобщественная направленность. Чаще всего автотранспортные преступления совершаются по ситуационным мотивам, возникающим при решающей роли конкретной жизненной ситуации, которая раскрывает побуждения, доминирующие в психике таких лиц [3,
фактов управления транспортными средствами сотрудниками органов внутренних дел в состоянии алкогольного опьянения : учеб-метод. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С. 23-25.
с. 121-212]. Следует, видимо, обратить внимание на молодых сотрудников ОВД, проводить с ними профилактические беседы по недопустимости вождения транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения.
До недавнего времени наказания за подобные правонарушения в зарубежных странах были гораздо строже, чем в России. Но в настоящее время вступил в силу закон об ужесточении уголовной ответственности в части изменения санкций ст. 264 УК РФ (в соответствии с новым законом при совершении лицом ДТП с жертвами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения максимальный срок наказания будет достигать 15 лет лишения свободы)6.
На наш взгляд, введение новой нормы в УК РФ в виде ст. 264.1 УК РФ за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым ранее административному наказанию, положительно повлияло на ситуацию, связанную с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения.
По мнению М. В. Баранчиковой, одной из главных проблем, возникающих при квалификации деяния по ст. 264.1 УК РФ, является установление признаков субъекта преступления [1, с. 24-28]. В соответствии с законом лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается не только лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого установлен факт употребления им вызывающих алкогольное опьянение веществ, но и лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Квалификация действий лиц, отказывающихся от прохождения медицинского освидетельствования, по ст. 264.1 УК РФ в случаях, когда первоначальный факт их привлечения к административной ответственности был связан с аналогичным отказом, оказывается сложной. Правоприменитель не всегда учитывает примечание к ст. 264 УК РФ, где сказано, что факт отказа приравнивается к доказанному состоянию опьянения. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, заключается в управлении автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. Факт
6 См.: Пьяных водителей, по вине которых в ДТП погибли люди, накажут как за умышленное убийство // Официальный сайт Российской газеты. URL : https://rg.ru/2019/05/30/ zakon-ob-uzhestochenii-nakazaniia-za-pianye-dtp-priniat-okonchatelno.html (дата обращения : 10.03.2020).
нахождения лица, управляющего транспортным средством, в состоянии алкогольного опьянения в каждом случае должен быть установлен путем освидетельствования и документально оформлен. Факт нахождения нетрезвого водителя за рулем стоящего транспортного средства не образует состава преступления рассматриваемого нами вида. Ответственность за данные преступления наступает независимо от промежутка времени, в течение которого водитель, находящийся в состоянии опьянения, управлял транспортным средством, и расстояния, которое он при этом проехал. Для квалификации деяния по ст. 264 УК РФ необходимо учитывать особенности субъективной стороны содеянного, поскольку установление формы вины позволяет отличить преступления данного вида от смежных составов преступлений против жизни и здоровья. В настоящее время общепризнано, что преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, носит неосторожный характер. Важным элементом уголовно-правовой оценки деяния остается неосторожное отношение виновного к наступившим в результате нарушения им правил последствиям [1, с. 24-26]. Однако субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, предполагает наличие только прямого умысла. Лицо осознает, что управляет транспортным средством в состоянии опьянения, причем делает это повторно и желает этого.
На наш взгляд, данный факт позволяет лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения за рулем транспортного средства, избежать уголовной и административной ответственности. Также существуют сложности в правоприменительной практике, в частности в установлении объективной и субъективной сторон состава преступления.
В целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных преступлений сотрудникам ГИБДД необходимо активизировать деятельность на региональном и местном уровнях. Продолжить работу по таким приоритетным направлениям профилактики, как предупреждение превышения установленных пределов скорости движения и нарушений правил обгона, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения; усиление контроля за применением ремней безопасности и мотошлемов; предупреждение дорожно-транспортного травматизма пешеходов, прежде всего детей и престарелых, а также пассажиров общественного транспорта [3, с. 121-122].
К мерам профилактического характера мож-
но отнести более качественный отбор кандидатов на службу, в частности выявление лиц с моральной неустойчивостью и склонностью к злоупотреблению спиртными напитками. В подразделениях следовало бы проводить внеплановые и негласные проверки сотрудников на состояние алкогольного опьянения в служебное время, более пристальное внимание уделять дорожно-транспортной дисциплине. Например, руководителям ежемесячно проверять наличие нарушений правил дорожного движения починенными, проводить разъяснительные беседы, не допускать случаев безнаказанности грубых и систематических нарушений правил дорожного движения сотрудниками ОВД. Необходимо уделить особое внимание профилактическим беседам с молодыми сотрудниками ОВД, недавно принятыми на службу, так как именно они более склонны к совершению подобных правонарушений.
Таким образом, несмотря на то что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. количество правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения, на территории Российской Федерации сократилось на 0,9 %, количество ДТП, совершаемых сотрудниками ОВД в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на предупреждение рассматриваемых правонарушений путем совершенствования законодательства, регулирующего ответственность за правонарушения и преступления в сфере дорожного движения, контроля за соблюдением дорожно-транспортной дисциплины сотрудниками ОВД, совершенствования их правосознания и формирования правовой культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранчикова М. В. Уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения, совершенные водителями в состоянии опьянения, и проблемы их квалификации // Вестник Калининградского филиала СПбУ МВД России. 2017. № 1 (67). С. 24-28.
2. Гумеров И. А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2004. - 201 с.
3. Павлик Е. М., Громадская Н. В. Криминологическая характеристика правонарушений, совершаемых при управлении транспортным
средством в состоянии алкогольного опьянения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 118-122.
REFERENCES
1. Baranchikova M. V. Vestnik Kaliningradskogo filiala SPbU MVD Rossii (Bulletin of the Kaliningrad branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2017, No. 1 (67), pp. 24-28.
2. Gumerov I. А. Kriminologicheskaya kharakteristika prestupnogo narusheniya pravil dorozhnogo dvizheniya iehkspluatatsii transportnykh sredstv i ego preduprezhdenie : dis. ... kand. yurid. nauk (Criminological characteristics of a criminal violation of the rules of the road and the operation of vehicles and its prevention: candidate's thesis), Kazan, 2004, 201 p.
3. Pavlik E. M., Gromadskaya N. V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2018, No. 3 (79), pp. 118-122.
Рукопись поступила в редакцию 19.03.2020, принята к публикации 14.09.2020.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Елизавета Михайловна Павлик, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилюто-ва, д. 1)
E-mail: [email protected]
Тел.: (812) 744-70-19
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elizaveta M. Pavlick, Candidate of Juridical Sciences, Senior Lecturer, Department of Criminology, Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1, 198206, Russian Federation)
E-mail: [email protected]
Tel.: (812) 744-70-19