Научная статья на тему 'Предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, вовлеченных в коррупционные преступления'

Предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, вовлеченных в коррупционные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетний / подросток / minor / teenager

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Сергеевич Руденко, Самира Телхатовна Ахмедханова, Расул Кадигаджиевич Кадиев

Предупреждение и профилактика любого преступного проявления выступают основным направлением государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Основными превентивными мерами являются: разработка и реализация государством направлений по обеспечению безопасности личности и общества; постоянное совершенствование нормативной базы предупреждения и борьбы с преступностью; заимствование опыта иностранных государств в профилактической и предупредительной деятельности правоохранительных органов. Для того чтобы обеспечить безопасность подрастающего поколения, необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу, повышать эффективность системы предупреждения преступных посягательств в отношении детей и подростков, что выступает свидетельством формирования сильного демократического, правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Сергеевич Руденко, Самира Телхатовна Ахмедханова, Расул Кадигаджиевич Кадиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of criminal encroachments on the rights of minors involved in corruption crimes

The prevention and prevention of any criminal manifestation is the main direction of the state policy to ensure national security. The main preventive measures are: the development and implementation by the state of directions for ensuring the safety of individuals and society; continuous improvement of the regulatory framework for the prevention and fight against crime; borrowing the experience of foreign countries in the preventive and preventive activities of law enforcement agencies. In order to ensure the safety of the younger generation, it is necessary to constantly improve the regulatory framework, increase the effectiveness of the system for preventing criminal attacks against children and adolescents, which is evidence of the formation of a strong democratic, rule of law state.

Текст научной работы на тему «Предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, вовлеченных в коррупционные преступления»

Закон и право. 2023. № 12. С. 258-262. Law and legislation. 2023;(12):258-262.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-258-262 EDN: https://elibrary.ru/MBXAGA

NIION: 1997-0063-12/23-735 MOSURED: 77/27-001-2023-12-935

Предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, вовлеченных в коррупционные преступления

Александр Сергеевич Руденко1, Самира Телхатовна Ахмедханова2,

Расул Кадигаджиевич Кадиев3

1 Академия ФСИН России, Рязань, Россия

2 3 Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России), Махачкала, Россия

1 ras79bk.ru

2 samiratelkhatovna@mail.ru

3 rasylkadiev2020@mail.ru

Аннотация. Предупреждение и профилактика любого преступного проявления выступают основным направлением государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Основными превентивными мерами являются: разработка и реализация государством направлений по обеспечению безопасности личности и общества; постоянное совершенствование нормативной базы предупреждения и борьбы с преступностью; заимствование опыта иностранных государств в профилактической и предупредительной деятельности правоохранительных органов. Для того чтобы обеспечить безопасность подрастающего поколения, необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу, повышать эффективность системы предупреждения преступных посягательств в отношении детей и подростков, что выступает свидетельством формирования сильного демократического, правового государства.

Ключевые слова: несовершеннолетний, подросток,

Для цитирования: Руденко A.C., Ахмедханова С.Т., Кадиев Р.К. Предупреждение криминальных посягательств на права несовершеннолетних, вовлеченных в коррупционные преступления // Закон и право. 2023. № 12. С. 258—262. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-258-262 EDN: https://elibrary.ru/ MBXAGA

Original article

Prevention of criminal encroachments on the rights of minors involved in corruption crimes

Alexander S. Rudenko1, Samira T. Akhmedkhanova2, Rasul K. Kadiev3

1 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

2 3 North Caucasus Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia

1 ras79bk.ru

2 samiratelkhatovna@mail.ru

3 rasylkadiev2020@mail.ru

Abstract. The prevention and prevention of any criminal manifestation is the main direction of the state policy to ensure national security. The main preventive measures are: the development and implementation by the state of directions for ensuring the safety of individuals and society; continuous improvement of the regula-

© Руденко А.С., Ахмедханова С.Т., Кадиев Р.К. М., 2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

tory framework for the prevention and fight against crime; borrowing the experience of foreign countries in the preventive and preventive activities of law enforcement agencies. In order to ensure the safety of the younger generation, it is necessary to constantly improve the regulatory framework, increase the effectiveness of the system for preventing criminal attacks against children and adolescents, which is evidence of the formation of a strong democratic, rule of law state.

Keywords: minor, teenager,

For citation: Rudenko A.S., Akhmedkhanova S.T., Kadiev R.K. Prevention of criminal encroachments on the rights of minors involved in corruption crimes // Law and legislation. 2023;(12):258—262. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-258-262 EDN: https://elibrary.ru/MBXAGA

Первоначальный процесс совершенствования мер противодействия преступности в целях повышения их эффективности необходимо направить на нормативно-правовую базу и произвести коррективы уже имеющегося законодательства, либо разработать и принять новые нормы. Если откорректировать имеющиеся нормы, то необходимо провести анализ и систематизацию законодательства специалистами и профессионалами, пересмотреть дублирующийся законы, противоречащие декларативным нормам, привести в соответствие с международно-правовыми актами действующее законодательство, устранить противоречия между положениями, действующими на территории страны, законодательно закрепить механизмы, реализующие правовые нормы, направленные на защиту прав детей и подростков.

В первую очередь необходимо отредактировать некоторые нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за преступные посягательства в отношении несовершеннолетних [1].

Необходима небольшая корректировка объективной стороны ст. 157 УК РФ, предусматривающей ответственность за случаи «злостного» уклонения, так как четкого определения данного понятие не представлено ни в одном правовом акте, и множество трудностей возникает именно при реализации на практике анализируемого состава.

Считаем необходимым заменить понятие «злостное» на законодательно установленный срок неисполнения лицом своих обязанностей по уплате алиментов, с истечением которого нарушитель будет нести уголовную ответственность. Определить срок не уплаты алиментов в шесть месяцев, истечение которых выступает наглядным нарушением норм уголовного законодательства, регламентирующего материальные интересы детей и подростков.

Считаем также необходимым откорректировать санкцию данной статьи, так как виды наказаний, предусмотренные в данной статье, не со-

размерны с ущербом, наносимым своим детям родителями, отказывающимися оплачивать денежные пособия на их содержание. Виды наказания, предусмотренные в санкции ст. 157 УК РФ, не носят строгий карательный характер, данные санкции могут лишь привести к увеличению задолженности по алиментам, либо затянуть срок погашения, что не приводит к улучшению материального благосостояния потерпевшего. В связи с этим в целях усиления превентивного значения уголовного законодательства считаем необходимым введение более строгих санкций, увеличение срока наказания в виде лишения свободы до пяти лет, принудительных работ на тот же срок.

В данном исследовании необходимо также обратить внимание на объективную характеристику ст. 156 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей и подростков. Трудности возникают при толковании диспозиции данной статьи, поскольку на законодательном уровне не определены рамки понятия «надлежащее исполнение». Одним из признаков объективной характеристики данного состава является жестокое обращение с несовершеннолетним, но в уголовно-правовой науке данное понятие раскрыто недостаточно [4].

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ (с внесенными изменениями от 26 декабря 2017 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» под жестоким обращением с детьми понимают: применение к ним физического насилия и причинения психических страданий; грубое, пренебрежительное отношение, унижающее честь и достоинство ребенка; посягательство на половую неприкосновенность; постоянная эксплуатация и оскорбление несовершеннолетнего. Все данные признаки понятия «жестокое обращение» в совокупности наносят непоправимый вред психологическому формированию сознания личности подростка. Толкования понятия «жестокое обращение», на

LAW & LEGISLATION • 12-2023

наш взгляд, является довольно расплывчатым, что затрудняет процесс реализации рассматриваемой нормы при привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Считаем необходимым в уголовном законодательстве в качестве примечания к ст. 156 УК РФ предусмотреть четкие определения понятиям «жестокое обращение», «неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей и подростков». Также считаем целесообразным предусмотреть в качестве квалифицирующего признака обстоятельство совершения данного преступления в отношении двух или более несовершеннолетних, поскольку изучение материалов судебной практики показало, что нередки случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию в отношении двух или более детей.

Для повышения эффективности реализации целей уголовного наказания считаем также необходимым ужесточение санкций ст. 156 УК РФ, следует предусмотреть и вид наказания в виде лишения свободы до пяти лет, принудительные работы на тот же срок.

Преступные проявления в отношении несовершеннолетних — это довольно частое явление. В связи с этим считаем целесообразным введение некоторых поправок в статьи 115, 116, 110 УК РФ и предусмотреть в качестве квалифицирующих обстоятельств применение насилия в отношения несовершеннолетних лиц. В качестве самостоятельной статьи в уголовном законодательстве можно рассмотреть торговлю несовершеннолетними, что позволит отечественное законодательство привести в соответствие с международно-правовыми стандартами [5].

Главу 20 уголовного законодательства можно дополнить самостоятельной статьей, устанавливающей ответственность в случаях нарушения трудовых прав несовершеннолетних, и представить ее в следующей редакции: «нарушение установленных законодательством правил охраны труда для несовершеннолетних лиц, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по их обеспечению и соблюдению, либо использование труда несовершеннолетних при выполнении работ, запрещенных лицам моложе восемнадцати». Предусмотреть в данной статьи квалифицирующие обстоятельства, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, либо повлекшие по неосторожности смерть несовершеннолетнего лица.

В статьи, предусматривающие уголовною ответственность за посягательства на права и

законные интересы детей и подростков, необходимо включить дополнительный перечень видов наказаний, а также увеличить сроки лишения свободы на определенный срок и принудительных работ.

За тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства в отношении несовершеннолетних следует ужесточить уголовную ответственность, а также исключить возможность получения условного осуждения, либо условно-досрочного освобождения.

Изучение материалов судебной статистики выступило наглядным свидетельством того, что лица, отбывшие лишение свободы в качестве вида наказания за тяжкие и особо тяжкие посягательства в отношении несовершеннолетних, освободившись из мест лишения свободы, очень часто совершают еще более жестокие преступные посягательства [3].

Совершенствование уголовного законодательства согласно данным предложениям позволит, на наш взгляд, усилить государственные механизмы регулирования процесса защиты детей и подростков от преступных деяний.

Каждое несовершеннолетнее лицо — существо специфическое, требующее особого внимания и заботы со стороны взрослых; в связи с этим для защиты и поддержания его прав необходимо создать мощный механизм уголовно-правового регулирования любого преступного проявления в отношении подростка.

Поэтому целесообразным выступает не только процесс совершенствования имеющегося уголовного законодательства, но и разработка специальных норм предупредительного характера. Поскольку насилие в семье является на сегодняшний день наиболее актуальной, исследуемой проблемой, то заложенные нормативные акты как правовые механизмы противодействия насилию внутри семьи явно недостаточны, поэтому считаем необходимым принятие нового специального проекта, направленного на предотвращение проявлений насилия в семье, основным субъектом реализации которого выступает государство.

В данном нормативно-правовом акте необходимо учесть все обстоятельства: определить место субъектов государственного регулирования любых проявлений насилия в семье; быстро и эффективно отреагировать на случаи необходимости обеспечения защиты инвалидов, малолетних, которые не могут самостоятельно оказать сопротивление; организовать экстренную социальную помощь жертвам семейного насилия, проводить с ними социально-реабилитаци-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

онные работы на профессиональном уровне; проводить профилактические и предупредительные работы с лицами, осужденными за преступное насилие в семье; в последующем оказывать постоянную социально-правовую помощь пострадавшим членам семьи и несовершеннолетним, в особенности до восстановления психологической деформации их сознания [2].

В ходе реализации процесса совершенствования нормативно-правовой базы государственной политики, направленной на защиту прав несовершеннолетних, основной задачей является обеспечение максимальной открытости и гласности как в процессе разработки законопроектов, так и в правоприменительной практике. Любой вопрос, связанный с обеспечением и повышением уровня национальной безопасности страны, напрямую зависит от экономического потенциала, именно поэтому процесс совершенствования нормативно-правовой базы предупреждения любых преступных проявлений неизбежно взаимосвязан с необходимостью реализации социально-экономической политики, направленной на укрепление экономической базы, сокращение безработицы и повышение уровня жизнедеятельности людей.

По данному обстоятельству справедливо заметил А.В. Штефан, указав на то, что бедность населения, резкий разрыв в доходах между различными слоями социальных групп, наличие значительного числа людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, выступает основной причиной роста преступности в нашей стране [4].

Для разрешения данного вопроса прежде всего необходимо разработать и реализовать долговременную государственную программу, направленную на стабилизацию экономической ситуации в стране, преодоление санкций и налаживание собственного производства в целях импор-тозамещения многих товаров, развитие программы государственной поддержки сельскохозяйственного производства, устранение инфляции, обеспечение занятости населения, расширение производства, уменьшение разрыва в доходах, снижение уровня дифференциации.

В рамках социальных программ можно оказывать поддержку малоимущим семьям, определить для них прожиточный минимум, развивать систему социальных льгот, своевременно выплачивать пособия, пенсии, оказывать помощь как на федеральном, так и на региональном уровне. Данные мероприятия способны в совокупности поднять уровень экономического разви-

тия в стране, обеспечить стабильность, способствовать значительному снижению подростковой преступности.

Стабильная и прогрессивно развивающаяся экономика способна существенно сократить количество лиц, втягивающихся в криминальную среду, уменьшить численность разводов, улучшить материальное благосостояние семьи, устранить конфликтные ситуации в семье, способствующие росту безнадзорности и уходу детей из семьи.

Неблагополучная обстановка в семье является самым существенным фактором, оказывающим криминогенное влияние на формирование полноценного, здорового сознания у несовершеннолетнего лица. В связи с этим поддержка со стороны государства семьи, материнства, детства играет основную роль в предупреждении преступных посягательств в отношении подростков и детей. Хорошая, крепкая семья является мощным источником эффективной социализации и социальной интеграции, а уровень образования и трудовая занятость способствуют поддержанию здоровой обстановки в семье.

В данный период времени в нашем государстве действует множество программ, направленных на оказание социальной поддержки молодым семьям в целях обеспечения достойного уровня жизни, преодоления негативных тенденций, обеспечения материальной стабильности, снижения уровня бедности, оказание социальной помощи нетрудоспособным, трудоустройство молодых родителей, возможность сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей и выполнением семейных обязательств, улучшение жилищных условий, помощь в получении образования.

Государственная поддержка в реализации данных направлений позволяет совершенствовать направления социально-правовой, педагогической, психологической помощи семьям.

Например, ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 1 апреля 2023 г. № 256 регулирует оказание помощи семьям, имеющим детей, дает возможность улучшить жилищные условия, получить бесплатное образование, выплаты в связи рождением детей, предусматривает оказание помощи в социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.

Согласно нашему мнению, возникшему в ходе исследования, необходимо разработать программу, направленную на оказание помощи нуждающимся семьям по выплатам социальных

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

пособий с учетом инфляционных и экономических негативных процессов, помочь с решением жилищной ипотечной проблемы, предоставить возможность получить бесплатное образование с последующим трудоустройством, увеличить размеры заработной платы, оказать многодетным семьям помощь в устройстве в дошкольные и досуговые учреждения.

Необходимо создать специализированные учреждения социальной, психологической, педагогической помощи семьям, имеющим нарушения в эмоционально-психологических взаимоотношениях между членами семьи, оказывать помощь разведенным женщинам с детьми, нуждающимся в материальной и психологической помощи, детям-инвалидам для проведения постоянной реабилитационной работы в целях их полноценной интеграции в общество, детям, подвергнувшимся преступным посягательствам, в целях восстановления их психологического состояния.

Следует особо обратить внимание данным социальным учреждениям на семьи, где родители ведут преступный образ жизни, употребляют наркотики, распивают спиртные напитки, позволяют жестокое обращение с детьми, заставляют детей совершать преступления.

Деятельность социальных служб должна быть направлена на оздоровление семейных взаимоотношений, на коррекцию психологической несовместимости между родителями и детьми, на повешение безопасности существования несовершеннолетнего в семье.

Список источников

1. Васкэ Е.В. Несовершеннолетние потерпевшие от сексуального насилия: типология, особенности реагирования, психология взаимодей-

ствия на допросе: Науч.-практ. пособие. Нижний Новгород: Поволжье, 2018.

2. Павлова О.В. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-2. С. 32-34.

3. Шестакова Е.В. Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2020. № 1 (39). С. 187-191.

4. Штефан А.В. Состояние преступности несовершеннолетних в современной России // Проблемы развития территорий. 2017. № 2. С. 62-66.

5. Щеголева А.Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения // Наука. Практика. Право. 2019. № 8. С. 21—27.

References

1. Vaske E. V. Minor victims of sexual violence: typology, response features, psychology of interaction during interrogation: Scientific and practical guide. Nizhny Novgorod: Volga region, 2018.

2. Pavlova O.V. Early prevention of juvenile delinquency / / Actual problems of humanities and natural sciences. 2017. № 2-2. Pp. 32—34.

3. Shestakova E.V. Indirect formation of illegal behavior as a form of family desocialization of a minor's personality // Legal science and law enforcement practice. 2020. № 1 (39). Pp. 187—191.

4. Stefan A. V. The state of juvenile delinquency in modern Russia // Problems of territorial development. 2017. № 2. Pp. 62—66.

5. Shchegoleva A.N. Features of victimization of minors and ways to reduce it // The science. Practice. Right. 2019. № 8. Pp. 21—27.

Информация об авторах

Руденко А. С. — кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного права Ахмедханова С.Т. — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Кадиев Р.К. — магистр

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Rudenko A.S. — candidate of law, deputy head of the department of criminal law Akhmedkhanova S.T. — candidate of law, associate professor of the department of criminal law Kadiev R.K. — master's degree

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.