Научная статья на тему 'Тенденции уголовно-правовой политики в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств'

Тенденции уголовно-правовой политики в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
614
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL LAW / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / CRIMINAL LAW POLICY / ADOLESCENTS / CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE ADOLESCENTS FROM CRIMINAL OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Марина Валентиновна, Серегина Елена Владимировна

Анализируется современное состояние и тенденции уголовно-правовой политики российского государства в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств. Уделяется внимание информационным ориентирам, позволяющим объективно оценить положение детей в современной России; проблемам уголовного законодательства как условию эффективной политики в сфере охраны несовершеннолетних от общественно опасных деяний; предлагается совершенствование мер уголовно-правовой политики в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябова Марина Валентиновна, Серегина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of penal policy in the sphere of protection of minors from criminal attacks

The article is dedicated to the analysis of modern state and tendencies of criminal law policy in the sphere of adolescents’ protection from criminal offence. The authors attempt to define the informational guides which allow giving an objective evaluation of children’s position in modern Russia; to identify the problematic matters of criminal law as the cause to development of the effective policy of the adolescents’ protection from criminal offence; to suggest a set of measures directed to development of the effective policy of adolescents’ protection from criminal offence.

Текст научной работы на тему «Тенденции уголовно-правовой политики в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств»

УДК 343.121.5 + 347.637

ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

© 2014 г. М.В. Рябова, Е.В. Серегина

Рябова Марина Валентиновна -кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра языкознания и иностранных языков,

Ростовский филиал

Российской академии правосудия,

пр. Ленина, 66, г. Ростов-на-Дону, 344038.

E-mail: [email protected].

Ryabova Marina Valentinovna -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Department of Linguistics and Foreign Languages, Rostov branch

of the Russian Academy ofJustice, Lenina Ave., 66, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: [email protected].

Серегина Елена Владимировна -кандидат юридических наук, доцент,

кафедра уголовного права,

Ростовский филиал

Российской академии правосудия,

пр. Ленина, 66, г. Ростов-на-Дону, 344038.

E-mail: [email protected].

Seregina Yelena Vladimirovna -Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Department of Criminal Law, Rostov branch

of the Russian Academy ofJustice, Lenina Ave., 66, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: [email protected].

Анализируется современное состояние и тенденции уголовно-правовой политики российского государства в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств. Уделяется внимание информационным ориентирам, позволяющим объективно оценить положение детей в современной России; проблемам уголовного законодательства как условию эффективной политики в сфере охраны несовершеннолетних от общественно опасных деяний; предлагается совершенствование мер уголовно-правовой политики в сфере охраны несовершеннолетних от преступных посягательств.

Ключевые слова: уголовная политика, несовершеннолетние, уголовное законодательство, уголовно-правовая борьба с преступлениями против несовершеннолетних.

The article is dedicated to the analysis of modern state and tendencies of criminal law policy in the sphere of adolescents' protection from criminal off ence. The authors attempt to define the informational guides which allow giving an objective evaluation of children's position in modern Ru s-sia; to identify the problematic matters of criminal law as the cause to development of the effective policy of the adolescents' protection from criminal offence; to suggest a set of measures directed to development of the effective policy of adolescents ' protection from criminal offence.

Keywords: criminal law policy, adolescents, criminal law, criminal law protection of the adolescents from criminal offence.

Прогрессивное европейское сообщество

XX век называло «веком ребенка», однако дестабилизирующие процессы в обществе, урбанизация и миграция населения, психологические перегрузки, стрессорные факторы, пропаганда безнравственности, бездуховности ведут к нарушениям прав несовершеннолетних, которые нередко становятся объектом преступных посягательств [1].

С переходом России к рыночным механизмам развития в стране началась перестройка многих сфер экономической и общественной жизни, которая заметно изменила эволюционные процессы в обществе. За прошедшие 13 лет

XXI в. в России в несколько раз увеличилось количество разводов, вновь, как в военные и послевоенные годы, появились беспризорники, растет число так называемых «безнадзорных» детей (по данным Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, всего в мире насчитывается около 100 миллионов брошенных детей, примерно каждый десятый из них - из России) [2]. Дети из неблагополучных семей из сельской местности уезжают в большие города, часто под воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей; пособия на детей крайне незначительны и не обеспечивают прожиточного минимума.

Дети - жертвы экономических реформ. Так можно в самом общем виде обозначить их положение в современной России. Этот вывод следует из официальных данных государст-

венной статистики, которые приводятся ежегодно в докладе Министерства труда и социальной защиты РФ «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» и свидетельствуют, что примерно 25 % российского населения существует за чертой бедности. Таковы негативные последствия реформирования хозяйственной и политической системы.

Суровые законы рынка в сочетании с общим ростом преступности ставят членов общества в условия выживания любой ценой. Наименее подготовленные, недостаточно адаптированные к изменившимся условиям жизни люди теряют привычные жизненные ориентиры, а вместе с ними - и приобретенные нравственные ценности, пополняя ряды преступивших закон. В условиях, когда сохранить себя как личность и члена общества сложно даже совершеннолетним, экономически и психологически состоявшимся членам общества, наименее защищенной категорией граждан оказались несовершеннолетние. Еще не достигшие по своим физическим и психологическим кондициям уровня, необходимого для жизни и работы в условиях современного производства и потребления, лишенные возможности самостоятельно обеспечивать себя, в условиях ослабления семейного воспитания и надзора, маленькие граждане все чаще оказываются вовлеченными в наркоманию и

токсикоманию, алкоголизм, проституцию, совершение преступлений.

В то же время нередко дети и подростки сами становятся объектами преступных посягательств. По данным правоохранительных органов, в 2012 г. жертвами насильственных преступлений были признаны более 89 тыс. несовершеннолетних. Число криминальных смертей среди детей выросло за последние три года с 1,6 до 2,1 тыс. От насильственных действий со стороны родителей пострадали почти 4,9 тыс. детей [3].

Анализ данных уголовной статистики за последние пять лет свидетельствует о том, что количество преступлений против несовершеннолетних имеет тенденцию к снижению. Уменьшение числа рассматриваемых преступлений против несовершеннолетних в основном произошло за счет сокращения абсолютных показателей возбуждения уголовных дел по ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», что, очевидно, связано с общей тенденцией снижения преступности самих несовершеннолетних, наблюдаемой в стране последние несколько лет, и по ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», которое, видимо, вызвано в том числе совершенно объективными причинами - снижением количества детей в стране [4]. Между тем говорить о решающих успехах в борьбе с этими посягательствами еще рано.

При этом следует отметить, что если в отношении взрослых мы владеем статистическими данными зарегистрированной преступности, то максимально латентны показатели данных посягательств в отношении несовершеннолетних - это отмечают службы и МВД РФ, и прокуратуры, и неправительственных организаций, занимающихся проблемой предупреждения данных преступлений.

Дети являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно подростки в условиях обостряющихся социальных проблем, связанных с падением уровня жизни и отсутствием должного контроля семьи, либерализацией и коммерциализацией сексуальной морали, а также низким уровнем работы образовательных учреждений, все чаще становятся материалом для реализации криминальных интересов взрослых. В таких условиях любые сбои в механизме защиты прав

и интересов несовершеннолетних порождают круг проблем, игнорирование которых ведет не только к серьезной опасности для подрастающего поколения, но и угрожает будущему страны.

Уголовно-правовая политика в области охраны несовершеннолетних от преступных посягательств рассматривается как законодательно закрепленный правовой механизм, обеспечивающий целенаправленную регуляцию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на его защиту.

Научная разработка и практическое решение проблем предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних осуществляется в непростой социальной обстановке. С одной стороны, за последние годы в Российской Федерации были приняты важные законодательные акты в области защиты детства, в частности, Конвенция ООН «О правах ребенка», которая возложила на государства обязанность защищать ребенка и предоставить ему возможности развиваться физически, умственно, нравственно и духовно, в социальном отношении быть здоровым и жить в условиях свободы и уважения достоинства личности. С другой стороны, наряду с демократизацией общественных отношений имеет место, как уже отмечалось, снижение жизненного уровня определенной части населения, девальвация нравственно-этических эталонов.

Поскольку, согласно ст. 38 Конституции РФ и ст. 1 Семейного кодекса РФ, детство в Российской Федерации находится под охраной государства, оно не может не реагировать на происходящие в этой сфере общественной жизни негативные изменения. С целью исправления сложившейся ситуации приняты Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, которые поэтапно выполняются. Кроме того, одним из обязательных элементов комплекса мер по охране и защите детства, прав детей является криминализация деяний, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних, на права и интересы членов семьи. Такая криминализация была осуществлена в 1996 г. с принятием Уголовного кодекса РФ - первого национального

нормативного акта, установившего комплекс ювенальных правовых предписаний, обеспечивающих безопасность ребенка в различных сферах общественной жизни.

Уголовно-правовая борьба с преступлениями против несовершеннолетних - одно из основных направлений государственной политики в сфере охраны прав и законных интересов подрастающего поколения. Эти преступные деяния представляют повышенную опасность для общества. Они не только нарушают нормальное духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, прививают им искаженные ценностные ориентации, подрывают их физическое и нравственное здоровье, но и определяют состояние и тенденции преступности в будущем.

В последние годы в политике государства происходят крупные перемены в отношении охраны несовершеннолетних от преступных посягательств. Первые принципиальные изменения коснулись составов гл. 20 УК РФ, а именно: путем исключения из нее ст. 152 УК РФ «Торговля несовершеннолетними» и криминализации ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми», частичной разгрузки ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», из которой было исключено вовлечение в занятие проституцией. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции» от 21.07.2011 г. № 253-ФЗ уголовное законодательство было дополнено ст. 151.1 УК РФ об ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.

На современном этапе развития нашего общества проблема сексуальной эксплуатации детей, их физического и нравственного растления достигла высокой степени напряженности. И ситуация продолжает ухудшаться. Основным направлением уголовной политики в рассматриваемой сфере и по сей день остается защита духовного и физического развития подростков от негативного воздействия. Указанные изменения направлены на усиление ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.

Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» от 29.02.2012 г. № 14-ФЗ признак «привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» ст. 242.1 УК РФ был обособлен в отдельную норму ст. 242.2 УК РФ.

Полагаем, что данный шаг законодателя вполне оправдан, но лишь в части, касающейся привлечения несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера. «Порнография» происходит от греческого слова «pomos» - развратник и «grapho» - пишу. Поэтому зрелищные мероприятия не могут считаться порнографическим материалом, если они не будут зафиксированы на фото-, видео-, кинопленке. Что же касается рассматриваемой нормы «фото-, кино- или видеосъемка несовершеннолетнего в целях изготовления и (или) распространения порнографических материалов или предметов», считаем, что такое выделение в отдельную норму является необоснованным. Прежде всего потому, что изготовление детской порнографии, предусмотренной ч. 1 ст. 242.1 УК РФ, уже предполагает фото-, кино- или видеосъемку несовершеннолетнего.

Следует отметить, что участники международной конференции по борьбе с детской порнографией в Интернете (Вена, 1999 г.) призывали к криминализации во всем мире производства, распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы [5]. А факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (п. 1 ст. 3), обязывает государств-участников криминализировать как минимум производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажу или хранение в вышеупомянутых целях детской порнографии [6].

Одной из характерных черт криминализации детской порнографии является тенденция к установлению ответственности за простое хранение экземпляров порнопродукции с изображением несовершеннолетних. Необходимо обратить внимание и на то, что если в случае

со «взрослой» порнографией наказуемо хранение только с целью распространения, то хранение детского порно должно быть наказуемо, даже если оно употребляется для личного пользования. И при этом под хранением необходимо понимать обладание в любой форме, в том числе присутствие изображения в памяти компьютера, принадлежащего виновному лицу.

В настоящее время совершенно справедливо уголовную ответственность за простое хранение детской порнографии предусматривает законодательство нескольких развитых стран, подписавших в 2001 г. Конвенцию о киберпреступности, таких как Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Словакия, США, Финляндия.

Учитывая высокую общественную опасность и быстрое распространение деяний, связанных с изготовлением и оборотом материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, необходимо предусмотреть уголовную ответственность не только за изготовление и распространение, но и за хранение даже в личных целях порнографических материалов и предметов, в которых путем описания или изображения объектом сексуальных отношений выступают дети, не достигшие 18 лет [7].

Приходится констатировать, что в настоящее время в России система защиты прав несовершеннолетних как сферы социальной политики не отвечает потребностям современного правового демократического государства, что предполагает необходимость активизации законодательных мер в данном направлении.

Существует немало проблем, связанных с теорией и практикой применения ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Несовершенство формулировки диспозиции данной статьи не всегда позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию детей, за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности. Для того чтобы в деянии был состав преступления, необходимы доказательства того, что имело место и жестокое обращение с ребенком; только в этом случае будут основания для привлечения к уголов-

ной ответственности. Между тем неисполнение обязанностей по воспитанию само по себе уже значительно нарушает права и интересы подростка и может составлять самостоятельный состав преступления, в то время как жестокое обращение с ним или насилие по отношению к нему следует рассматривать как квалифицирующие признаки.

Имеются вопросы относительно применения уголовно-правовых норм ст. 150 УК РФ. Результаты изучения материалов судебной практики показывают, что вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность чаще совершается такими способами, как предложение (43,7 %), уговоры (25 %), обещание материальной выгоды (25 %), убеждение в безнаказанности (18,7 %), и сочетанием этих способов. Независимо от способа вовлечения, оно приводит к негативным социальным последствиям, влечет нарушения нормального нравственного, умственного и физического развития несовершеннолетних. А в условиях их группового общения происходит усреднение морально-этических норм и ценностей, а также самооценки индивидов. И поэтому в случаях, когда в социальной группе присутствуют члены с антиобщественной или криминальной ориентацией деятельности, происходит формирование устойчивых социально-психологических стереотипов противоправного поведения молодежи, которое в условиях группового неформального общения имеет характер цепной реакции, зачастую приводя к формированию преступной группы, вовлечение в которую наказывается уже по ч. 4 ст. 150 УК РФ. Если же лидера-сверстника в группе нет, его место занимают совершеннолетние лица, которые, умело манипулируя сознанием и поведением младших, вовлекают их в преступную и антиобщественную деятельность для решения своих проблем и удовлетворения собственных интересов [8].

По мнению Ю. Пудовочкина, Г. Чечеля, было бы целесообразно установить уголовную ответственность за вовлечение в преступную или антиобщественную деятельность двух и более несовершеннолетних (без применения понятия «группа», тем более что оно в действующем законодательстве не раскрывается и толкуется обычно доктринально) [9].

Под влиянием взрослых постоянно растет число несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение антиобщественных действий, пе-

речисленных в ч. 1 ст. 151 УК РФ. Однако некоторые ученые считают, что этот перечень должен быть расширен. Г.М. Миньковский полагает, что «оптимальной была бы дифференциация оценки общественной опасности вовлечения в различные формы антиобщественного поведения» [10].

По нашему мнению, в диспозиции ч. 1 ст. 151 УК РФ необходимо установить наказуемость систематического склонения несовершеннолетнего к иным формам антиобщественного поведения (например, употреблению наркотиков, занятию проституцией, участию в азартных играх и др.).

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что охрана детей и подростков от преступлений и иных противоправных посягательств - приоритетная задача любого цивилизованного общества, так как именно отношение к детям является показателем, по которому можно судить о зрелости, а также об уровне развития общества в целом. Российская Федерация в этом вопросе не исключение.

Основным направлением уголовно-правовой политики в сфере охраны несовершеннолетних от общественно-опасных последствий должен быть не только учет требований Конвенции ОНН о правах ребенка, но и коренная переоценка существующих ранее идеологических установок.

Анализ всех факторов, прямо и косвенно продуцирующих рост преступлений против несовершеннолетних, приводит к выводу, что необходим новый взгляд на существующее правовое положение ребенка в государстве и обществе, а точнее - его закрепление в специальных нормативных правовых документах и реализация контроля за соблюдением основных прав ребенка. В частности, очень важно превратить уголовное законодательство в эффективный инструмент, способный обеспечить гарантии защиты законных интересов несовершеннолетних.

Действующее уголовное законодательство нуждается в критическом осмыслении и совершенствовании, так как существующие недостатки в сочетании с социально-экономическими проблемами нашего общества снижают действенность средств охраны несовершеннолетних. Если не внести соответствующих изменений в

Поступила в редакцию

уголовное законодательство, состояние преступлений, совершаемых против малолетних, не изменится, а положительных тенденций в динамике защищенности детей и подростков от преступных посягательств в ближайшей перспективе не предвидится.

Литература

1. Николаева Ю.В. Дифференциация ответственности за посягательства на интересы несовершеннолетних в уголовном праве России: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2012. С. 3.

2. Одоевцева С. Достучаться до небес детям проще, чем до чиновников // Московский комсомолец. 2000. № 207. 15 сент. С. 2.

3. Бекбулатова Т. МВД отчиталось за детей // Коммерсантъ. 2013. 9 апр. С. 3.

4. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М., 2009. С. 480 - 481.

5. Капинус О.С., Додонов В.Н. Ответственность за детскую порнографию в России и за рубежом // Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности: сб. ст. М., 2008. С. 181 - 196.

6. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/rightschüd_protocol2.shtml (дата обращения: 01.03.2014).

7. Гаврицкий А.В., Серегина Е.В., Берекчиян С.Л. Криминологическая обоснованность и техника законодательной регламентации нормы об ответственности за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство; право и управление. 2012. № 10 (29). С. 83.

8. Пискарев Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи: учеб. пособие. Москва; Кострома, 1999. С. 39 - 41.

9. Пудовочкин Ю., Чечель Г. Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу // Российская юстиция. 2000. № 12. С. 37 - 38.

10. Миньковский Г.М. Повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: меж-вуз. сб. науч. тр. / под ред. В.И. Летучих, А.И. Марцева. Омск, 1984. С. 45.

5 марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.