Згадзай О.Э.,
кандидат физико-математических наук, доцент (КЮИ МВД России)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения в практику правоохранительных органов возможностей сети Интернет. В настоящее время наблюдается осознанная тенденция к унификации законодательства и координации правоохранительной деятельности в мировом масштабе. В этой связи перспективным направлением использования современных информационных технологий является просветительская и организующая роль сети Интернет.
Особенностью последних лет является значительный рост числа преступлений, совершенных в сети Интернет, что подтверждает ежегодный анализ данных Координационного центра СБЯТ/СС (США), публикующего свои отчеты с 1988 года. Статистика поступивших жалоб пострадавших от компьютерных преступлений показывает, что за последние 12 лет количество обращений пользователей, пострадавших от киберпреступлений, увеличилось более чем в 10 000 раз.
На XI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию компьютерной
преступности было уделено особое внимание: этот вопрос рассматривался в рамках выработки эффективных мер по борьбе с транснациональной
организованной преступностью. Эксперты ООН подчеркивают особый характер киберпреступности и необходимость применения комплексных подходов в
борьбе с ней, а также неотложность принятия мер по обновлению уголовного законодательства государств-участников ООН, таких, как уточнение или изъятие
норм, не отвечающих сложившейся
ситуации, и введение норм, касающихся новых видов киберпреступлений [1].
Стремительное развитие
информатизации несет в себе потенциальную возможность
использования компьютерных технологий в корыстных целях [2]. Изучение опыта государств, раньше России столкнувшихся с проблемами высокотехнологичного мошенничества в условиях
информационной глобализации, является одним из важных аспектов борьбы с преступностью [3].
Информационные технологии могут и должны играть важную роль в борьбе с асоциальным поведением и
преступностью. Открытость, прозрачность и глобальность Интернета открывают огромные возможности для воздействия на все стороны жизни общества [4]. Современные информационные
технологии формируют своего рода особую виртуальную действительность, представляя специфическую картину реальной жизни [5]. На определенном этапе участие государства в отношениях, складывающиеся в среде Интернет, становится необходимым, и большинство норм должно отвечать реалиям завтрашнего дня. Возможности сети
Интернет необходимо активно внедрять и в практику правоохранительных органов.
В борьбе против международной организованной преступности нельзя не учитывать трансграничный характер деятельности многих преступных групп. Последнее обстоятельство - выход организованных преступных групп за пределы национальных границ и использование ими возможностей глобальной информационной сети
Интернет - обусловлено, прежде всего, взаимосвязанным процессом
экономической и криминальной глобализации [6].
Международные компьютерные сети позволяют осуществлять деятельность на такой территории, где может действовать (намеренно или непреднамеренно)
принцип экстерриториальности.
Правоохранительные органы могут, в данном случае, осуществлять обмен информацией, хотя расцениваться с правовой точки зрения эта информация может по-разному, в зависимости от особенностей национального
законодательства. Специальные службы государства могут перехватывать электронные сообщения, проходящие
через информационные каналы, даже если такими сообщениями обмениваются лица, находящиеся в других государствах, где они пользуются правовой защитой от произвольного вмешательства государства в коммуникационную сферу.
Усилия по борьбе с компьютерными преступлениями предпринимаются как на национальном, так и на
межгосударственном уровнях [7]. Об этом свидетельствует ряд международных документов: Руководство по
предотвращению и контролю над преступлениями, связанными с
использованием компьютерной сети для стран - членов ООН, в котором компьютерные преступления признаны глобальной международной проблемой [8]; Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 23 июля 2000 года на Окинаве (Япония) на совещании руководителей Глав государств
и правительств стран «Группы Восьми». Однако наибольшие успехи в развитии информационных технологий в борьбе с преступностью наблюдаются на уровне отдельно взятых государств. Рассмотрим несколько характерных примеров.
В Великобритании в апреле 2001 года создан национальный отдел борьбы с высокотехнологичными преступлениями, который включает в себя следователей, судебно-медицинских экспертов и консультантов по компьютерам. Национальная уголовная разведывательная служба (NCIS) исследует осуществимость и перспективы создания национального центра компьютерных преступлений внутри этой службы.
В США национальный центр защиты инфраструктуры (NTPC) обеспечивает оценку угроз, предупреждение о кибератаках и расследование кибератак. Уголовный отдел министерства юстиции США создал в январе 2000 года сеть компьютерных экспертов федерального уровня, уровня штатов и местного уровня - «Lawnet». Активную роль в поддержке взаимодействия правоохранительных
структур на федеральном уровне играет ФБР. Министерство обороны США создало общую базу данных для помощи сообществу оборонных и
разведывательных органов в борьбе с киберпреступлениями. Это часть работы объединенной проблемной группы по операциям в компьютерной сети. Объединенная база данных дает возможность органам безопасности и обороны быстро реагировать на компьютерные запросы, обмениваться важной информацией.
В Австралии была создана группа координации безопасности электронной почты (ESCG). Основной задачей этой группы является создание безопасного и надежного электронного оперативного пространства как для общественного, так и для частного секторов. Группа ESCG ответственна за сообщение об инцидентах, за реагирование и координацию в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся
киберпреступлений и кибертерроризма. ESCG включает в себя национальное уголовное ведомство австралийской федеральной полиции. Его задачей является обеспечение анализа инцидентов и реагирование на них. В рамках национальной информационной
инфраструктуры национальному
уголовному ведомству помогает менеджер по сбору информации об электронных преступлениях, который наряду с сотрудниками полиции обеспечивает электронные доказательства для
расследования уголовных дел.
В Канаде для реагирования на киберугрозы в феврале 2001 г. было создано Управление защиты критической инфраструктуры и мобилизационной готовности. Было принято также
соответствующее законодательство,
способствующее расследованию
преступлений, связанных с
использованием высоких технологий.
Реалии криминализации мирового информационного пространства все более ощущаются на международном уровне.
Понимание масштабов преступности, связанных с коммуникационными технологиями, приходит вместе с осознанием того, что справиться с угрозами возможно только совместными усилиями. В настоящее время наблюдается осознанная тенденция к унификации законодательства и координации правоохранительной деятельности в мировом масштабе.
Рабочая группа ООН по информатике подготовила доклад, в котором делается вывод о том, что «слишком малое число стран имеет адекватные законы, касающиеся киберпреступлений». В докладе подчеркивается, что из 52 стран, законодательство которых
анализировалось, только в 10 странах внесены поправки, которые позволяют охватить более половины преступлений в сфере высоких технологий, тогда как в 33 странах практически отсутствует законодательное обеспечение борьбы с преступностью в киберпространстве.
В докладе сформулированы четыре общие категории преступлений, совершаемых с помощью современных информационных технологий:
преступления, относящиеся к базам данных; преступления, относящиеся к локальным и глобальным сетям; преступления, связанные с незаконным доступом; преступления, связанные с компьютерами. Анализ законодательства показал, что даже такие передовые в техническом отношении страны, как Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Италия имеют во многом устаревшие законы и механизмы их реализации.
Доклад предлагает три вида действий, которые создали бы возможности для «скоординированного общественного и частного партнерства с целью создания модельного подхода для ликвидации потенциальной опасности»: во-первых,
организации должны защищать свои компьютерные сети; во-вторых,
правительства должны пересматривать законы, относящиеся к компьютерным преступлениям, чтобы защитить свои компьютерные сети от широкого спектра преступлений; в-третьих, вопросы
юрисдикции должны быть решены путем сотрудничества государств.
Особый акцент в докладе сделан на Конвенцию Совета Европы по киберпреступлениям как пример
адекватного ответа на назревшие потребности борьбы с преступностью. Принятие Конвенции по борьбе с киберпреступностью «позволило
приблизить достижение следующих целей: а) согласование государствами-участниками национальных уголовноправовых норм, связанных с
преступлениями в киберпространстве; б) разработку процессуального
законодательства, необходимого для расследования таких преступлений и судебного преследования лиц, их совершивших, а также сбора
доказательств, находящихся в электронной форме; в) обеспечение быстрого и эффективного режима международного сотрудничества в данной области» [9].
Значение принятия Конвенции необычайно велико. Этот документ стал, по сути, первым международным договором такого уровня, регулирующим правовые и процедурные аспекты уголовного преследования за
противоправную деятельность в глобальных сетях. Он четко определяет, в каких направлениях должны прилагаться основные усилия на национальном и международном уровнях [10]. Конвенция Совета Европы призывает к признанию криминальными компьютерного хакинга и методов, используемых для хакинга, нелегального перехвата данных, внесения неполадок в деятельность компьютерных систем, обмана, подделки. Конвенция предлагает сфокусировать внимание на международном сотрудничестве по проведению в жизнь законов о компьютерах и призывает национальные власти осуществлять компьютерные расследования [11].
В последнее десятилетие вопросы защиты секретной и конфиденциальной компьютерной информации, прав субъектов, участвующих в
информационных процессах, и
информатизации от преступных
посягательств стали острейшей
международной и государственной проблемой [12].
Новые информационные технологии позволяют оперативно отслеживать
деятельность преступных сообществ на принципиально ином уровне. В этом контексте представляет значительный интерес опыт спецслужб США в
разработке и применении систем «Oasis» (ЦРУ) и «Magic Lantern» (ФБР), которые позволяют контролировать
информационный обмен преступных
сообществ, «взламывать» компьютеры
подозреваемых, внедрять в них
программы, позволяющие отслеживать
информацию и т.п.
Программа «Oasis» распознает содержание сказанного и различает голоса говорящих. Если компьютер однажды идентифицировал какой-то голос, то в дальнейшем будет его узнавать и помечать
соответствующим образом. «Oasis» ищет в тексте «опасные» слова (например, «терроризм», «бомба») и их синонимы. Программа может сканировать не только текст радио и телепередач, но и телефонных переговоров.
Система «Magic Lantern» устанавливает на компьютер программу, которая регистрирует все нажатия клавиш на клавиатуре. Таким образом, можно определить, какая информация вводится в компьютер, даже если она будет зашифрована. Внедрение программы «Magic Lantern» происходит по
электронной почте - для этого она использует известные «дыры» в распространенных программных
продуктах.
Важнейшим аспектом внедрения информационных технологий становится построение на их основе деятельности правоохранительных структур. В
ситуации, когда преступные сообщества располагают современной техникой, привлекают к работе
высококвалифицированных хакеров,
неизмеримо повышаются требования к защите служебной информации. Необходимость защиты от посягательств, а также своевременной реакции
оперативного восстановления данных побуждают создавать специальные отделы, занимающиеся вопросами
информационной безопасности и защиты информации.
Эффективность применения
информационных технологий
целесообразно рассмотреть на примере расследования Интернет-мошенничеств. При расследовании мошенничества необходимо уделять особое внимание производству отдельных следственных действий, так как от правильности и грамотности их проведения зависит исход всего уголовного дела. Интернет-мошенничество обладает рядом специфических черт, во многом осложняющих весь процесс
предварительного расследования.
Выделим сложности, с которыми сталкиваются следователи:
1) международный характер
преступлений;
2) неопределенный круг потерпевших;
3) высокий уровень технической и юридической грамотности преступников.
Международный характер преступлений может повлиять на весь ход расследования. Здесь можно выделить несколько основных аспектов:
1. проблема территориальной
подсудности;
2. вопросы проведения следственных действий в отношении иностранных граждан, являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
3. методика назначения компьютерно -технической экспертизы в отношении серверов, расположенных на территории иностранных государств, посредством которых были совершены преступные деяния.
Проблемы территориальной
подсудности представляются самыми значимыми с точки зрения законодательного регулирования сети Интернет. Если местом совершения Интернет-мошенничества является
территория того государства, где это преступление было окончено, то это соответствует статье 8 УК РФ об основании уголовной ответственности. Однако сложность проистекает из того, что УК РФ - внутренний закон Российской Федерации, а стало быть, он не имеет статуса международного нормативного акта и не обязателен для других стран. Нужно учитывать и высокую мобильность пользователей сети Интернет, что позволяет им многократно менять юрисдикцию. Поэтому решение проблемы территориальной подсудности возможно на путях унификации национального законодательства и создания
международно -правовых актов, имеющих силу на территории всех стран, подписавших их.
Второй круг проблем связан с производством следственных действий в отношении потерпевших и свидетелей, находящихся за рубежом и являющихся иностранными гражданами. С правовой
точки зрения их участие может быть
только добровольным. В практике расследования Интернет-мошенничества известны случаи, когда инициаторами возбуждения уголовных дел становились граждане других государств. Но подобное является скорее исключением, чем
правилом, и данная ситуация практически не урегулирована юридически.
Проведение компьютерно - технической экспертизы в отношении серверов, находящихся за пределами Российской Федерации, в настоящее время представляет наибольшие сложности, даже если мошенничество совершено российским гражданином в отношении российских же граждан посредством сервера, расположенного за пределами России. Именно по этой причине
большинство квалифицированных
Интернет-мошенников размещают свои сайты и ведут рассылку спама с
территории иностранных государств, преимущественно тех, где
дипломатическое влияние России не велико.
При осуществлении следствия по делам финансового мошенничества с
использованием сети Интернет
чрезвычайно сложным является определение круга потерпевших, а также установление всех эпизодов совершенного преступления. Часто жертвами Интернет-мошенничества становятся юридические лица (Интернет-магазины, Интернет-банки, международные платежные
системы) и обычные граждане, которые не хотят афишировать, что стали жертвами мошенников. В таких случаях у
следователей возникают сложности в сборе доказательств по совершенному преступлению.
Производство следственных действий при расследовании Интернет-мошенничества осложняется довольно высоким уровнем технической и юридической
грамотности мошенников. Прежде всего это касается умелого использования
преступниками технологий, позволяющих сохранять анонимность в сети Интернет и
уничтожать следы совершенных
правонарушений.
Перспективным направлением
использования современных
информационных технологий является просветительская и организующая роль сети Интернет как сообщества законопослушных пользователей,
способных осознанно поддерживать друг друга и помогать правоохранительным органам в борьбе с преступностью.
Интересный подход к использованию этих возможностей предложен английской полицией, объявившей о том, что она будет рассылать жителям Лондона e-mail с подробным описанием преступников, которые орудуют в их районе. Таким способом полиция пытается защитить лондонцев от карманников, квартирных воров, мошенников и угонщиков автомобилей. В Скотланд-Ярде
рассчитывают на то, что проект в значительной степени может изменить криминальную обстановку в городе. По мнению полицейских, через e-mail информация о преступниках будет попадать к горожанам гораздо быстрее, чем в случае публикации ее в газетах или размещения плакатов на улицах [13].
Сайты многих полицейских управлений США, размещенные в сети Интернет, предоставляют информацию, способную помочь в борьбе с мошенничеством: фотографии разыскиваемых лиц, уголовную статистику. Кроме того, на сайте помещаются подробные материалы о традиционных и новых мошеннических схемах, выкладываются информационные сообщения, пресс-релизы, различные объявления, позволяющие реализовывать программу поддержания законности и правопорядка в конкретном районе [14].
Рассмотренные выше аспекты использования современных
информационных технологий в борьбе с киберпреступностью позволяют
сформулировать несколько принципиально значимых итоговых положений.
Наблюдается количественный рост преступлений с применением высоких технологий и возможностей сети Интернет, расширение числа преступных схем, происходящее наряду с усложнением технологий их осуществления.
Круг пострадавших от
киберпреступлений включает как частных лиц, так и организации (государственные, коммерческие, общественные), причем пострадавшие могут жить и работать в разных странах.
Успехи правоохранительной системы в условиях глобальной цивилизации не могут быть достигнуты в рамках одного государства: только совместная
деятельность и межгосударственное сотрудничество способно эффективно противостоять преступности.
Информационные технологии дают правоохранительным органам совершенно новые возможности для координации совместной деятельности в
международном масштабе, позволяя найти взаимоприемлемые подходы к
сложнейшему вопросу территориальной подсудности, который является ключевым в борьбе с киберпреступностью. В этом контексте чрезвычайно значимо принятие Европейской конвенции по борьбе с киберпреступностью: она дает реальные возможности для эффективной работы национальных правоохранительных
структур, межгосударственной
координации и взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Семинар-практикум: Меры по борьбе против преступлений, связанных с
использованием компьютеров // Материалы Одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Л/ТО№.203/14. Бангкок, 2005. - С. 25.
2. Голубев В.О. Расследование компьютерных преступлений. - Запорожье, 2002. - С.46.
3. Жмыхов А.А. Компьютерная преступность за рубежом и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003;
4. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт. М., 2004. - С 57.
5. Номоконов В. А. Новые информационные технологии в борьбе с преступностью. [электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.telcon.ru/articles/analytics/1261/
6. Голубев В.А. Вопросы международного сотрудничества в борьбе с транснациональной компьютерной преступностью. [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.crime-research.ru/articles/2004/
7. См.: Волеводз А.Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. - М., 2002. - Приложение № 6.
8. Эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями / Материалы Десятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: A/CONF.187/10. - Вена, 10-17 апреля 2000 года. - п. 5.
9. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: международный опыт: монография. - М., 2004. - С.185.
10. Там же. - С. 186.
11. Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. № 3(125).-М.,2005.С.85-89.
12. Мелюхин И. О зарубежном опыте регулирования Интернета // ВИНИТИ. - Сер. 1.- 1998. - № 3.
13. Черкасов В.Н. Информационные технологии и организованная преступность. [электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.cnme-research.ru/articles/Cherkas03
14. Веб-технологии на службе правоохранительных органов. [электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.crime-research.ru/news/16.03.2005/1870/