ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРКОМАНИИ ПУТЁМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ
PREVENTION AND CORRECTION OF ADDICTION BY INVOLVING TEENAGERS TO THE SPORT
Горбачева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor department «Theories and methods of physical education and spor»
Orel state University named after . S. Turgenev
Orel, Russia
Горбачев Александр Иванович
учитель физической культуры/ КОУ ОО "Некрасовская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей""
г. Орёл, Россия Gorbachev Alexander Ivanovich physical education teacher KOU OO " Nekrasov boarding school for orphans and children, left without parental care""
Orel, Russia
Аннотация. Распространение наркомании в Российской Федерации является важной проблемой общественного масштаба. Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровы^/й образ жизни. В этой связи основной задачей профилактической работы/ с подростками - это вовлечение их в занятия интересны^ш делом, а именно: спортивны^/е игрыы, единоборства, атлетическая гимнастика. Таким образом вовлечение подростков в секционны/е занятия в вы^/бранном ими виде спорта при умелом педагогическом руководстве могут использоваться в качестве превентивных мер от наркомании.
Abstrect. The spread of drug addiction in the Russian Federation is an important problem of social scale. For the health of the future generation of our nation, it is necessary to instill and motivate a healthy lifestyle. In this regard, the main task of preventive work with teenagers is to involve them in interesting activities, namely: sports, martial arts, athletic gymnastics. Thus, the involvement of adolescents in sectional classes in their chosen sport with skillful pedagogical guidance can be used as preventive measures against drug addiction.
Ключевые слова: наркомания, спорт, здоровы^/й образ жизни, мотивация, подросток, родители(воспитатели), учителя.
Keywords: drug addiction, sport, healthy lifestyle, motivation, teenager, parents (educators), teachers.
Распространение наркомании в Российской Федерации приняло катастрофические размеры и приобрело черты социального бедствия, угрожающего национальной безопасности страны. Это явление оказывает возрастающее крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности личности и государства. Особенностью подростковой наркомании в нашей стране стала токсикомания -изменение состояния психики при помощи бытовых химических средств (бензин, растворители, клей „Момент" и т.д.).
В основу работы с подрастающим поколением должен быть положен возрастной принцип, и беседы о вреде наркотиков надо строить с учетом того, что чем моложе ребенок, тем в меньшей мере с ним должен вестись разговор о свойствах наркотиков и их влиянии на организм. Главное — ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Основную же информацию надо передать старшеклассникам, их родителям, общественности — с целью оздоровления социального окружения детей. Важнейшими условиями такого воспитания должны быть: целенаправленность, систематичность, дифференцированность — в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности, развития школьника.
Обычно выделяют медико-биологическое, нравственно-этическое, социально-экономическое и правовое направление подобной работы. Неназойливая агитация за здоровый образ жизни, содержательный досуг должна быть в любой беседе, но особенно в тех, где затрагиваются медико-биологические аспекты проблемы. Прежде всего, нужно раскрыть вредное влияние наркотиков на развивающийся организм. Необходимо сформировать у учащихся четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящим к смерти. Особое внимание следует уделять вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмы формирования физической зависимости.
Разумеется, пропаганда должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы — высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные, художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).
Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как наркомания.
Сегодня масштабная социально-пропагандистская работа с массированным использованием всех средств воздействия уже создала общественный против наркотического психологического настроя. Это чрезвычайно важно, так как дети и подростки особенно чувствительны к сформировавшемуся общественному мнению, к престижности того или иного поведения.
Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровый образ жизни. Мотивация здорового образа жизни -это комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать
все правила и нормы здорового образа жизни.
Мероприятия по формированию мотивации следует начинать с самого рождения ребенка. Для этого родители (воспитатели) постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене и др. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни. Здоровый образ жизни должен стать для ребенка необходимостью: если ребенок, например, не смог утром сделать зарядку или почистить зубы, то он уже испытывает дискомфорт.
Огромное влияние на формирование здорового образа жизни ребенка накладывает личный пример взрослых, окружающих его, так как в природе детей заложено подражание взрослым. Это относится к действиям родителей (воспитателей), членов семьи, воспитателей детского сада, учителей. Важно также постоянно контролировать ребенка: все его действия должны быть оценены, он должен получать поощрение или порицание.
Взрослея и минуя переходный возраст, подростки перестают присматриваться и прислушиваться к окружающим их взрослым. Часто в этом возрасте большим авторитетом пользуются сверстники ребенка, поэтому его образ жизни будет во многом зависеть от образа жизни его друзей, компании. В этом возрасте мотивация здорового образа жизни должна исходить не от взрослых, а от сверстников ребенка. Поэтому необходимо проводить специальные собрания и классные часы, на которых ребята должны сами готовить доклады о важности здорового образа жизни: о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков, о пользе правильного питания, занятий спортом.
На подростков также большое влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение, журналы, Интернет. Для мотивации здорового образа жизни нужно привлекать внимание учеников к передачам, статьям и публикациям, пропагандирующим здоровый образ жизни.
Следует отметить, что в настоящее время здоровый образ жизни становится модным. Все больше популярных людей пропагандируют здоровый образ жизни, к тому же здоровые, спортивные, сильные личности более популярны, чем измученные вредными привычками. Исходя из этого в беседах со школьниками следует дать им понять, что крепкое здоровье - один из первых шагов к популярности и успеху.
В этой связи основной задачей профилактической работы с подростками является вовлечение их в занятия интересным делом, а именно: спортивные игры, единоборства, атлетическая гимнастика, — они пользуются большей популярностью среди учащихся, чем другие виды деятельности (результаты анкетного опроса). Учитывая определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание данной работы необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов. Первый — подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков в спортивные секции с последующим формированием интереса к систематическим занятиям; второй — коррекция нравственного, психического и физического здоровья; третий — освоение подростками способов, методов
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных видах спорта. Учитывая, что воспитание и перевоспитание подростков — длительный процесс, планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по этапам.
На первом этапе основное внимание обращается на исправление отрицательных качеств личности с последующим воспитанием трудолюбия, честности, настойчивости, инициативности, формирования интереса к избранному виду спортивной деятельности, повышение общей физической подготовленности.
На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность, большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком. Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких качеств, как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение контролировать свои поступки. Средства физического воспитания направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в избранном виде спорта.
На третьем этапе предусматриваются развитие и совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной, общественно значимой). При разработке средств, методов и педагогических приемов по воспитанию и перевоспитанию трудных подростков в условиях деятельности спортивных секций используются материалы программ для ДЮСШ по боксу, волейболу, методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий по атлетической гимнастике, переработанные в соответствии с рекомендациями, касающимися коррекции нравственного и психического состояния занимающихся.
Важное место в процессе воспитательной работы с подростками в условиях секционной деятельности отводится теоретической подготовке. Она проводится в форме бесед, лекций, круглых столов, встреч с психологами, сотрудниками правоохранительных органов, спортсменами. Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами. Главным условием для проведения бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в начале занятий (хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация), в конце (удовлетворенность проведением занятий).
Таким образом, вовлечение подростков в секционные занятия в выбранном ими виде спорта при умелом педагогическом руководстве необходимо рассматривать как наиболее эффективное средство борьбы с наркоманией. Помимо работы с подростками непосредственно следует вести большую работу и с их родителями (воспитателями), и с преподавательским составом.
Литература
1. Гайворонский И. В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни [Электронный ресурс] /И. В. Гайворонский, П. К. Яблонский, Г. И. Ничипорук. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2014. — 182 с. — Режим доступа: Нйр$://е.1апЬоок. сот/Ьоок/60098.
2. Джонсон В. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение выздоравливать?[Электронныйресурс]. — Москва : ИОИ, 2016. — 113 с. — Режим доступа: https://e.lanbookcom/book/92180.
3. Морозов В. О. Физическая культура и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. О. Морозов, О. В. Морозов. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 214 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72665.
4. Пономарев В. В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] : монография / В. В. Пономарев, А. В. Уколов, С. К. Рябинина. — Красноярск : СибГТУ, 2013. — 160 с. — Режим доступа: https://eJanbook.com/book/60825.
5. Рожков М. И. Профилактика наркомании у подростков : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] /М. И. Рожков, М. А. Ковальчук — Москва : Владос, 2003. — 144 с. — Режим доступа: https://eJanbook.com/book/96449.
6. Семикин Г. И. Здоровье и образ жизни человека: возможности управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие /Г. И. Семикин, Л. А. Дартау, Е. А. Стефанюк. — Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. — 64 с. — Режим доступа: https://eJanbook.com/book/62069.
References
1. Gajvoronskij i. V., Yablonskij' P. K., Nichiporuk G. i. Anatomiya zdorovogo i nezdorovogo obraza zhizni [Anatomy of healthy and unhealthy lifestyle]. St. Petersburg, Spetslit Pub/., 2014,182 p.
2. Dzhonson V. Metod ubezhdeniya. Kak pomoch' narkomanu ili alkogoliku prinyat' reshenie vyzdoravlivat'? [Method of persuasion. How to help a drug addict or an alcoholic to make a decision to recover?]. Moscow, iOiPubl., 2016, 113p.
3. Morozov V. O., Morozov O. V. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyj obraz zhizni [Physical culture and healthy lifestyle]. Moscow, FLINT Publ,, 2015, 214 p.
4. Ponomarev V. V., Ukolov A. V., Ryabinina S. K. Formirovanie motivacii zanyatiya sportom shkol'nikov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Formation of motivation of sports school students: theoretical and practical aspects]. Krasnoyarsk, SibSTU Publ,, 2013, 160p.
5. Rozhkov M. i., Kovalchuk M. A. Profilaktika narkomanii u podrostkov [Prevention of drug addiction in adolescents]. Moscow, Vlados Publ., 2003, 144p.
6. Semikin G. i., Dartau L. A., Stefanyuk E. A. Zdorov'e i obraz zhizni cheloveka: vozmozhnosti upravleniya [Human Health and lifestyle: possibilities of management]. Moscow, MGTU im. N. Uh. Bauman Publ., 2006, 64p.