ных учреждений, 82 из которых были в ведении муниципалитетов и получили в процессе реорганизации статус государственных. Из отмеченных 107 организаций 34, как уже было отмечено, являются учреждениями социального обслуживания семьи и детей. Кроме того, в наличии имеется 12 отделений приюта, 12 отделений социальной помощи семьям и детям, 14 центров (отделений) по работе с детьми с ограниченными возможностями. Благодаря такой разветвленной сети только в течение 2005 г. смогли получить различную социальную помощь более 250 тыс. человек, которым оказано более 500 тыс. услуг.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что работа по социальной защите семьи и детей в области указанными аспектами, безусловно, не ограничивается. Являясь лишь фрагментарной частью общей комплексной широкомасштабной программы указанные мероприятия, на наш взгляд, свидетельствуют о практической направленности и заинтересованности областной ад-
2006
министрации Волгоградской области приостановить темпы увеличения численности социальных сирот и создать предпосылки для лишения в будущем данного явления статуса социального феномена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информация по семейно-демографической политике / Волгоградская область. - Текущий архив Администрации Волгоградской области. - Март 2006 г.
2. Пособия на содержание ребенка и оплата воспитателя в семейной воспитательной группе / Социальная поддержка семьи и детей в Волгоградской области. - Управление социальной защиты населения Администрации волгоградской области. - Волгоград, 2006.
3. Пути решения актуальных проблем детства. Предложения общества помощи детям им. Л.С. Выготского и центра "Нейро" / Текущие материалы Волгоградской областной благотворительной общественной организации "Общество помощи детям им. Л.С. Выготского". - Волгоград, 2005.
УДК 371.73
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ -ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
Н.И. Латышевская, И.В. Перфильева, Е.Г. Саакян
Кафедра общей гигиены и экологии ВолГМУ, Волгоградская государственная академия физической культуры
В работе изучались пути перехода от медицинской формы модели профилактики наркомании к педагогической, психологической и социальной моделям, определялась эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, выявлялись перспективные направления исследований по данной проблеме.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, профилактика наркомании, физическая культура, спорт, "трудные" подростки.
THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IS THE EFFICIENT DIRECTION OF PREVENTING DRUG ADDICTION
OF THE ADOLESCENTS AND YOUTH
N.I. Latyshevskaya, I.V. Perfileva, Е-G. Sаакyan
Abstract. The article describes the ways of transition from the medical form of preventing drug addiction to the pedagogical, psychologic and social models, the efficiency of physical culture and sports was determined as the way of biuld up the growing generation health, the perspective directions of studing this problem were defined.
Key words: health, healthy way of life, prevention of the drug addiction, physical culture, sport, "the difficult adolescents".
Наркомания - реальная угроза здоровью подрастающего поколения. Одним из наиболее важных аспектов борьбы с наркоманией является формирование мотивации к здоровому образу
жизни у детей школьного возраста [1-3]. Физическая культура является важным компонентом здорового образа жизни и существенным фактором сохранения и укрепления здоровья. В на-
4
ВЕСТНИК ВолГМУ
стоящее время, к сожалению, здоровый образ жизни, уроки физической культуры недостаточно популярны среди значительной части современных детей школьного возраста [3, 4].
Нерешенность многих проблем профилактической антинаркотической социальной активности средствами физической культуры и спорта, противоречивость взглядов специалистов определяют необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Разработать основные направления использования средств физической культуры и спорта для профилактики наркомании подростков.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; обобщение передового практического опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование; медико-биологические методы исследования; диагностика психических состояний и свойств личности; методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью изучения отношения школьников к урокам физической культуры было проведено анкетирование 1286 учащихся в возрасте 10-15 лет. Результаты анкетного опроса свидетельствуют, что с возрастом увеличивается количество учащихся с отрицательным отношением к урокам физической культуры и соответственно уменьшается с положительным. Эти данные дают основание считать, что значительная часть школьников не удовлетворена уроками физической культуры. Нами установлено, что наиболее частыми причинами негативного или безразличного отношения к урокам физической культуры являются: неинтересное содержание уроков - 57,5 %, плохая организация уроков - 41,6 %, слабая материально-техническая база - 31,6 %, сложность заданий - 27,5 %.
По мнению школьников, повысить привлекательность и авторитет учебной дисциплины "Физическая культура" могут следующие факторы: возможность заниматься любимым видом спорта -69,4 %, музыкальное сопровождение урока -61,1 %, хорошая материально-техническая база -48,8 %.
Опрошенные школьники (80,2 %) положительно относятся к самостоятельному выполнению физических упражнений; 19,8 % учащихся не видят пользы от выполнения домашних заданий;
31,2 % респондентов не понимают значения домашних заданий.
Результаты наших исследований в определенной мере согласуются с материалами других исследователей [3, 5], но вместе с тем и имеют и ряд отличительных особенностей: количественные характеристики, значимость факторов.
По данным анкетирования 22 преподавателей физической культуры, основными недостатками организации и методики преподавания физической культуры в общеобразовательной школе являются: недостаточный объем двигательной активности, связанный с двумя уроками физической культуры в течение учебной недели -68,2 %; слабая обеспеченность спортивной базой и инвентарем - 54,5 %; консервативные авторитарно-групповые методы организации и устаревшие, малоэффективные методики физического воспитания учащихся - 40,9 %; безразличное или негативное отношение учащихся и их родителей к предмету "Физическая культура" -22,7 %; недостатки в организации и содержании внешкольных форм физического воспитания -13,6 %.
Полагают, что технология личностно-ориен-тированного физкультурного образования детей и подростков способствует формированию у учащихся принципов и навыков здорового образа жизни, помогает приобретать учащимся знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями [5].
Результаты нашего исследования убеждают, что специальную профилактику целесообразно осуществлять поэтапно применительно к различным категориям школьников: первичная психолого-педагогическая профилактика должна проводиться со всеми учащимися; вторичная -с учащимися группы риска; третичная - с подростками, которые экспериментируют с психоактивными веществами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективными направлениями исследований по данной проблеме, на наш взгляд, являются: разработка педагогических технологий по созданию моды на здоровый образ жизни; вовлечение самих подростков-волонтеров в пропаганду здорового образа жизни; разработка комплексной системы мониторинга наркоситуации в подростковой и молодежной среде; развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема наркотиков; разработка технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков; оказание всесторонней помощи педагогически не состоятельным семьям, семьям группы риска; разработка педагоги-
ВЕСТНИК ВолГМУ
4
ческих технологий по нетрадиционным видам спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев В.А., Евсеев С.П., Давиденко Д.Н. и др. Здоровье, образ жизни и наркотики: учеб. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. - СПб., 2003. - 120 с.
2. Березин С.В., Лисицкий К.С. Психология ранней наркомании. - Самара: Самарский университет, 2000. - 64 с.
3. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Моченов В.П. и др. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи. - М.: Со-
ветский спорт, 2003. - 184 с.
4. Паршиков А.Т., Виноградов П.А., Моченов В.П. и др. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры. - М.: ООО "Монтэс Инвест", 2002. - 24 с.
5. Физическая культура и наркотики: методические рекомендации и материалы для преподавателей вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению и специальностям в области физической культуры и спорта / Под ред. С.П. Евсеева. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 144 с.
УДК 378.17
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У СТУДЕНТОВ
С.В. Клаучек, В.М. Фирсанова
Кафедра нормальной физиологии ВолГМУ, Волгоградская государственная академия физической культуры
В работе анализировалось отношение студентов к различным сторонам подготовки, связанной с их будущей профессиональной деятельностью, определялись качества, которые оказывают существенное влияние на уровень профессионального становления будущего спортивного менеджера.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, профессиональная деятельность, двигательная активность, физическое совершенствование, вредные привычки.
FORMATION OF SKILLS OF HEALTHY LIFE FOR THE STUDENTS
S.V. Klauchek, V.M. Phirsanova
Abstract. The paper is concerned with the relation of the students to the different types of preparation connected with their future professional work, the qualities were defined which influence on professional formation level of the future sporting manager.
Key words: healthy way of life, professional work, motor skills, physical perfecting, parasitic habits.
Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений [1-4].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучить социальные и культурные особенности студентов - будущих спортивных менеджеров; анализ их отношения к различным сторонам профессиональной подготовки; ориентации, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для реализации поставленной цели нами использовались методы анкетирования, статистической и графической обработки экспериментальных данных. В качестве опросника использовалась разработанная нами анкета, с помощью которой оценивались двигательная активность, уровни здоровья, полноценность питания, учеб-
ная деятельность и спортивная направленность студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Были опрошены 96 студентов 1-11 курсов и 104 обучающихся !!!-!У курсов специальности "Менеджмент организации" Волгоградской государственной академии физической культуры. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов активно занимались спортом (72,9 и 62,5 % соответственно). Самым популярным среди данной категории обследуемых является волейбол (28,0 %). На втором месте по популярности стоит баскетбол (22,0 %), на третьем -плавание (17,5 %), на четвертом - легкая атлетика (14,0 %). Поступив в академию физической культуры, молодые люди обычно (64,6 %) продолжают выступать в соревнованиях различного уровня: в городских, областных и российских соревнованиях. Четыре студента выполнили норматив мастера спорта России, 27 человек - нор-