DOI 10.24411/2076-1503-2020-10462 БЕСШАПОШНЫЙ М. Н.,
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия
им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ИДАЯТОВ Г.Ф.,
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия
им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия e-mail: [email protected]
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
Аннотация. Современная система экономических отношений никогда прежде не испытывала тех проблем, которые в настоящий момент вызывают негативное воздействие на все отрасли народного хозяйства, как на микро, так и на макро уровнях. Агропромышленный сектор экономики в таких условиях ждет несколько вызовов, с которыми необходимо бороться и минимизировать отрицательные последствия их воздействия. К таким вызовам следует отнести снижение покупательной способности населения, рост безработицы, ограничение экспортных поставок продовольствия, снижение цены на продовольственные товары. Исходя из специфики и важности агропромышленного сектора народного хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности и независимости нашей страны, в данной статье мы попытаемся предложить меры по повышению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей и снижению отрицательного воздействия на них, кризиса, вызванного пандемией на агропромышленный сектор экономики.
Ключевые слова: финансовая устойчивость, агропромышленный комплекс, субсидии, дотации, несвязанная поддержка, оптимизация, производительность труда в АПК.
BESSHAPOSHNYY M.N.,
FBGOU IN «Russian state agrarian University -Moscow agricultural Academy im. K. A. Timiryazeva», Moscow, Russia
IDAYATOV G.F.,
FBGOU IN «Russian state agrarian University -Moscow agricultural Academy im. K. A. Timiryazeva», Moscow, Russia
PREVENTION OF THE FINANCIAL CRISIS FOR AGRICULTURAL PRODUCERS DURING AND AFTER THE PANDEMIC
Annotation. The modern system of economic relations has never before experienced the problems that currently cause a negative impact on all sectors of the economy, both at the micro and macro levels. The agro-industrial sector of the economy in these conditions is waiting for several challenges that must be addressed and minimized the negative consequences of their impact. Such challenges include a decrease in the purchasing power of the population, an increase in unemployment, a limitation of food export supplies, and a decrease in the price of food products. Based on the specificity and importance of the agro-industrial sector of the national economy for ensuring food security and independence of our country, in this article we will try to propose measures to increase the financial sustainability of agricultural producers and reduce the negative impact on them, the crisis caused by the pandemic in the agricultural sector of the economy.
Key words: financial stability, agriculture, subsidies, subsidies, unrelated support, optimization, labor productivity in the agricultural sector.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
1. Введение. Исходя из специфики агропромышленного сектора экономики и сложности механизма его функционирования ко всем воздействиям на его составляющие элементы необходимо подходить очень аккуратно и выверять каждый шаг.
Отметим, что до настоящего времени агропромышленный комплекс развивался достаточно интенсивно, чему способствовал целый спектр факторов, которые играли положительную роль в обеспечении интенсивности экономического роста. Главные из факторов положительного воздействия являлись: увеличение потребительского спроса на продукцию АПК, повышение уровня государственной поддержки, интенсивная инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве.
Перечисленные факторы и в 2020 году, и в последующие годы оказывали бы положительное влияние на весь сегмент АПК, однако, общий экономический кризис, который сейчас уже оказывает негативное влияние на весь спектр экономической активности, в дальнейшем будет усиливать свою активность, снижая положительное влияние данных прошлых драйверов развития. Особенно снизится воздействие на агропромышленный сектор фактора роста потребительского спроса на продукцию, который не только не будет наблюдаться, но и перейдет к отрицательным значениям. Этот факт крайне негативен по своей сути, так как до 2020 года, потребительский спрос был определяющим для рынка агропродоволь-ственной продукции и обеспечивал рост агропромышленного сектора на уровнях выше, чем в среднем по экономике. К примеру, в 2019 году рост в агропромышленном секторе наблюдался
на уровне 3,1 %, что существенно выше общего роста ВВП, который по экономике составил 1,3%.
Отметим, что ожидать такой динамики по итогам нынешнего года не приходится по очевидным причинам, поэтому, чтобы придать развитие агропромышленному сектору экономики необходимо активизировать государственную поддержку агропромышленного сектора уже сегодня. Причем, рост поддержки, по нашему мнению, должен быть не менее чем объем выпадения фактора потребительского спроса.
Но при оказании данной финансовой поддержки со стороны государства необходимо выработать механизм того, чтобы она доходила до всех товаропроизводителей, а не направлялась на поддержку только крупных структурных единиц в виде агрохолдингов.
На основании расчета выпадения влияния фактора потребительской активности, можно предложить скорректированный объем осуществления мер поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Отметим, что в настоящее время реализуется второй этап программы по поддержке агропромышленного сектора, которая называется «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Первый этап и часть нынешнего второго этапа, как мы уже отмечали прошли достаточно позитивно, но теперь необходимо подвергать параметры корректировке. Более наглядно отобразим нынешние и предлагаемые нами объемы финансирования программы в таблице 1.
Таблица 1. Утвержденные и скорректированные объемы реализации мер поддержки на основе параметров Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
2020 -2025 гг. (млн. руб.)
Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Общий объем финансового обеспечения ГП. 746756,6 753791,2 841099,9 852741,8 850290,1 767371,1
Общий объем финансового обеспечения ГП с учетом снижения потребительского спроса 866237,7 876514,8 967264,8 980653,0 977833,6 882476,7
Источник: данные мсх.т и авторские расчеты. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
На расчетах программы поддержки агропромышленного сектора экономики мы акцентируем внимание, исходя из выпадения спроса, поэтому в данной модели не учитывалось придание агропромышленному сегменту потенциала роста.
Мы считаем, что данные объемы позволят обеспечить восстановление от выпадения потребительского спроса и снизить вероятность банкротств в отрасли. Рост не закладывался специально, так как программы поддержки, по определению ограничены возможностями государства к их финансированию.
Финансировать восстановительный рост основных секторов экономики в настоящее время государство не сможет в полном объеме из-за выпадения нефтяных доходов и снижение налогооблагаемой базы экономики в целом, поэтому надо учитывать эти изменения при проектировании программ поддержки.
Объект исследования - агропромышленный сектор экономики России.
Предмет исследования - компенсация падения потребительского спроса на продукцию агропромышленного комплекса.
2. Материалы и методы.
В рамках проведенного исследования мы использовали методы анализа и экспертных оценок. Эти два метода позволяют как никакие другие определить ту глубину проблемы, которую необходимо решить и выявить тренды того или иного процесса.
По нашему мнению, проблема снижения поддержки со стороны потребительского спроса на продукцию агропромышленного сектора в ближайшей временной перспективе решена не будет в силу ограниченности финансовых ресурсов у государства и снижения совокупных располагаемых доходов граждан.
Отметим, что предлагаемый нами в статье, механизм расширения объема финансирования агропромышленного сектора со стороны государства не идеален, так как в нем трудно отследить адресность. Другое дело, что риски снижения финансовой устойчивости производителей сельскохозяйственной продукции могут оказать существенное негативное влияние на весь агропромышленный сектор экономики.
При разработке процесса оптимизации мер поддержки АПК со стороны государства, необходимо учитывать, что в условиях пандемии и после её прохождения, в мире спрос на продовольствие будет возрастать, поэтому оказанная сейчас поддержка может способствовать повышению уровня конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей на мировом рынке продовольствия.
В мировой торговле показатель экспорта готовой товарной продукции является основным в системе факторов, определяющих уровень конкурентных преимуществ.
Не стоит забывать и о социальном аспекте недопущения банкротств и финансовой несостоятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Любое ухудшение финансового состояния предприятий АПК приводит к целому комплексу сопутствующих проблем в сельской местности, такими как безработица, падение уровня жизни населения, алкоголизм и т.д.
3. Результаты.
В заключении проведенного исследования влияния ситуации с распространением пандемии на финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей следует признать наличие и отрицательных и положительных изменений, которые можно отразить посредством SWOT анализа данной проблематики исследования.
Таблица 2. SWOT-анализ влияния пандемии и послекризисного периода на финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сильные стороны Слабые стороны
Возможность получения финансовой поддержки от государства; Расширение рыночной ниши за счет ухода с рынка конкурентов; Восстановление уровня доходов в среднесрочной перспективе. Падение потребительского спроса на продукцию агропромышленного сектора экономики; Ограниченность мер и способов реализации государственной поддержки; Низкая эффективность расходования бюджетных средств.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Возможности Угрозы
Расширение экспортного потенциала; Снижение уровня неценовой конкуренции на внешних рынках; Появление новых технологий позволяющих удешевить производство продукции АПК. Невозможность восстановления потребительского спроса; Обострение уровня конкурентной борьбы в агропромышленном секторе экономики; Слабая степень адресности мер поддержки со стороны государства.
Рассматривая данные аспекты в методологии проведенного исследования, мы должны брать во внимание и тот факт, что реальный механизм поддержки товаропроизводителей приводит к росту производства товарной продукции в агро-продовольственном секторе. Следует отметить, что в 2019 году выручка от реализации продукции в АПК РФ составила 3,1 трлн. руб. А это и рост налоговых поступлений и повышение инвестиционной привлекательности данного сектора экономики, поэтому считать субсидии, направленные на повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей продукции АПК, пустым способом траты ограниченных пандемией ресурсов, не стоит.
Очевидно, что в ближайшее время в нашей стране будет целая волна банкротств, которая затронет, прежде всего, средние и мелкие организации, и задача государства минимизировать эти явления в агропромышленном сегменте.
По нашим экспертным оценкам сжатие экономики при пандемии и существовавший режим самоизоляции, в свою очередь снизит деловую активность, что приведет к падению ВВП на 10-12% уже по итогам 2020 года, и если не предпринять мер повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, можно столкнуться с целой чередой банкротств в АПК.
В отличие от других секторов экономики, восстановление деловой активности в сельском хозяйстве происходит более низкими темпами и на это уходит больший объем ресурсов, чем те, которые необходимо направить на поддержку сельского хозяйства, чтобы не допустить такого падения.
Считаем данную проблему острой и интересной, как с точки зрения научного приращения знаний в области повышения уровня финансового состояния сельхозтоваропроизводителей, так и с точки зрения проблемы определения финансовой устойчивости в других секторах народного хозяйства
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Список литературы:
[1] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: паспорт национального проекта от 04.06.2019 №7 ФЗ / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328854/ (дата обращения: 16.03.2020);
[2] Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia (дата обращения: 16.03.2020);
[3] Бесшапошный М. Н. Формальные и неформальные институты в современной экономической системе // Казанская наука 2011. - № 1. - С. 97-98.
[4] Бесшапошный М. Н. Политэкономические императивы развития Монография. Ответственные редакторы М.Л. Альпидовская, А.Г. Грязнова. Москва, 2019. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект» (Москва) С. 206-209.;
[5] Каратаева, О. Г., Каратаев, Г. С., Пуляев, Н. Н. Направления модернизации инженерно-технической системы АПК / О. Г. Каратаева, Г. С. Каратаев, Н. Н. Пуляев // Международный технико-экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 103109.;
[6] Каратаева О. Г., Гаврилова О.С. Организация предпринимательской деятельности /О.Г. Каратаева, О.С. Гаврилова / Электронное учебное пособие, -Саратов Ай Пи Эр Медиа, 2018 - 111 с.
[7] Каратаева О. Г., Каратаев, Г. С., Методические основы определения экономической эффективности технологий и техники в сельскохозяйственном производстве/ Каратаева О. Г., Каратаев, Г. С./ сборник: достижения техники и технологий в АПК Материалы Международной научно-практической конференции, Иваново 2018. - С. 286-293.;
[8] Коротких, Ю. С., Пуляев, Н. Н. Развитие и современное состояние автомобилизации / Ю. С.
Коротких, Н. Н. Пуляев.- М. ООО «Автограф», 2018. - 108 с.;
[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. staticgovernment.ru (дата обращения: 09.03.2020).
[10] Кондратьев Д.В., Суетин С.Н., Юшков К.Н. Организационно-экономический механизм реализации и модель оптимизации факторов производственной синергии в организациях пищевой промышленности// Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - №3 (27). - 2014. -С. 33-48.
[11] THE CLASSIFICATION MATRIX OF SOURCES OF NEW KNOWLEDGE AS A TOOL FOR PLANNING A COMPANY'S INNOVATION ACTIVITY/ Khoroshavina N.S., Sharkova A.V., Vasilyeva O.N., Borisova O.V., Sokolov K.O. Espacios. 2018. Т. 39. № 41. С. 10.
[12] NNOVATIVE ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE WASTE RECYCLING INDUSTRY IN THE NEW ECONOMIC CONTEXT: PROBLEMS AND PROSPECTS Morozyuk Y.V., Sharkova A.V., Merkulina I.A., Vasilyeva O.N. Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Т. 8. № 3 (19). С. 507-515.
Spisok literatury:
[1] Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii»: pasport nacion-al'nogo proekta ot 04.06.2019 № 7-FZ / [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328854/ (data obrash-cheniya: 16.03.2020).
[2] Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.vsemirny-jbank.org/ru/country/russia (data obrashcheniya: 16.03.2020).
[3]Besshaposhnyj M.N. Formal'nye i nefor-mal'nye instituty v sovremennoj ekonomicheskoj sisteme // Kazanskaya nauka 2011. - № 1. - S. 97-98.
[4] Besshaposhnyj M.N. Politekonomicheskie imperativy razvitiya Monografiya. Otvetstvennye redaktory M.L. Al'pidovskaya, A.G. Gryaznova.
Moskva, 2019. Izdatel'stvo: Obshchestvo s ogran-ichennoj otvetstvennost'yu «Prospekt» (Moskva) S. 206-209.
[5] Karataeva, O.G., Karataev, G.S., Pulyaev, N.N. Napravleniya modernizacii inzhenerno-tekh-nicheskoj sistemy APK / O.G. Karataeva, G.S. Karataev, N.N. Pulyaev // Mezhdunarodnyj tekhniko-eko-nomicheskij zhurnal. - 2018. - № 4. - S. 103-109.
[6] Karataeva O.G., Gavrilova O.S. Organ-izaciya predprinimatel'skoj deyatel'nosti / O.G. Karataeva, O.S. Gavrilova / Elektronnoe uchebnoe poso-bie, - Saratov Aj Pi Er Media, 2018. - 111 s.
[7] Karataeva O.G., Karataev, G.S., Metodich-eskie osnovy opredeleniya ekonomicheskoj effek-tivnosti tekhnologij i tekhniki v sel'skohozyajstvennom proizvodstve/ Karataeva O. G., Karataev, G. S./ sbornik: dostizheniya tekhniki i tekhnologij v APK Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ivanovo 2018. - S. 286-293.
[8] Korotkih, Yu.S., Pulyaev, N.N. Razvitie i sovremennoe sostoyanie avtomobilizacii / Yu.S. Korotkih, N.N. Pulyaev.- M. OOO «Avtograf», 2018.
- 108 s.
[9] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.staticgovernment.ru (data obrashcheniya: 09.03.2020).
[10] Kondrat'ev D.V., Suetin S.N., Yushkov K.N. Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm real-izacii i model' optimizacii faktorov proizvodstvennoj sinergii v organizaciyah pishchevoj promyshlennosti// Prikaspijskij zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii.
- № 3 (27). - 2014. - S. 33-48.
[11] Khoroshavina N.S., Sharkova A.V., Vasilyeva O.N., Borisova O.V., Sokolov K.O. The classification matrix of sources of new knowledge as a tool for planning a company's innovation activity // Espacios. 2018. T. 39. № 41. S. 10.
[12] Morozyuk Y.V., Sharkova A.V., Merkulina I.A., Vasilyeva O.N. Innovative aspects of development of the waste recycling industry in the new economic context: problems and prospects // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. T. 8. № 3 (19). S. 507-515.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020